Тургенев голуби анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Произведение И. С. Тургенева "Голуби" носит лирический характер. Большое место в стихотворении принадлежит описанию природы до и во время бури, которая ассоциируется у автора с такими эмоциями, как тревога, ожидание, тоска. Тема одиночества прослеживается во всем стихотворении. Однако сам автор завершает его на довольно хорошей ноте, он любуется на пару голубей, и его душа наполняется сентиментальной голубиной нежностью. Это стихотворение было написано в 1879 году, когда автор был вынужден пребывать в Париже из-за своей болезни. Тогда он очень тосковал по родному краю.

История создания

Тургенев был уже человеком в возрасте. Он многое пережил и осмыслил в жизни. Стихотворения в прозе были той отрадой, которая доставляла радость Иваном Сергеевичем.

Читайте по теме:

В стихотворении затронута тема грусти. Однако герой не отчаивается. Скорее всего грусть можно назвать светлой (как у А.С. Пушкина), а в произведении нет отчаяния.

Композиция

Стихотворение построена по законам жанра: есть кульминация, которая чётко выражена. При этом стоит отметить бурю, которая является связующим звеном произведения.

Произведение является стихотворением в прозе. При этом в нём есть философские мотивы.

Средства выразительности

В произведении Тургенев использовал тропы. Их обилие объясняется тем, что для Ивана Сергеевича была важна художественная сторона в произведении, через которую он передавал смысл стихотворения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Туча не двигалась, визжит ветер – олицетворения, связанные с природой.

Метафоры

Слепят огнистой зеленью – метафора, которую использовал в стихотворении Иван Сергеевич.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учитель русского языка и литературы

МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.

Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.

Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.

План 1.Назревала гроза великая. 2.Голуби летели домой. 3.Сорвалась буря - и пошла потеха! 4.Хорошо и грустно…

План 1.Назревала гроза великая. 2.Голуби летели домой. 3.Сорвалась буря - и пошла потеха! 4.Хорошо и грустно…

Тип речи – описание. Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)

Тип речи – описание. Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)

Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора.

Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора.

Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию. ( Грузная громада; злая туча; синяя громада.)

Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию. ( Грузная громада; злая туча; синяя громада.)

 Читаем и анализируем вторую часть текста. Какие главные образы вы увидели в этой части текста? (Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.) Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте. (Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. ) Какая часть речи преобладает в этой части текста? (Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.) Что подчеркивается при помощи глаголов? (Движение.)

Читаем и анализируем вторую часть текста. Какие главные образы вы увидели в этой части текста? (Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.) Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте. (Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. ) Какая часть речи преобладает в этой части текста? (Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.) Что подчеркивается при помощи глаголов? (Движение.)

 Читаем четвертую часть. Как соотносится заключительная часть с предыдущей? ( Они противопоставлены. ) Докажите это. (Третья часть: движение, смятение, разрушение; четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.) Что сразу указывает на эти смысловые отношения? (Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)

Читаем четвертую часть. Как соотносится заключительная часть с предыдущей? ( Они противопоставлены. ) Докажите это. (Третья часть: движение, смятение, разрушение; четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.) Что сразу указывает на эти смысловые отношения? (Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)

 Вывод Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль? (Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда. ), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).

Вывод Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль? (Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда. ), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).

8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении. Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!

8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.

Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!

Читайте также: