План урока взаимодействие общества и природы 10 класс

Обновлено: 30.06.2024

(географическая среда формируется в результате прохождения длительного процесса эволюции под антропогенным влиянием человека на географическую оболочку.

2. Что такое окружающая среда?

(среда в которой существует человеческое общество и осуществляется его хозяйственная деятельность, весь материальный мир, включая природную и антропогенную среду, окружающую человека.)

3. Что такое антропогенный ландшафт?

(территории земли измененные человеком: города, заводы, с\х угодия, пастбища, каналы, транспортные магистрали)

4. К чему привело формирование искусственных техногенных ландшафтов?

(с формированием хозяйства - увеличивается количество используемых природных богатств, создаются условия для роста населения, что приводит к обеднению природной среды. Антропогенная деятельность превратилась в разрушительную силу).

7. Что такое ноосфера?

(устойчивое развитие и изменение живых организмов, имеющихся в составе биосферы)

8. Что является эталоном ландшафта, которого не коснулась человеческая цивилизация?

9. Развитие отраслей народного хозяйства и рост городов во многих регионах имеют крайне серьезные экологические последствия, какие?

10. Какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?

Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.

Тип урока: урок-лекция.

1. Этапы взаимодействия общества и природы.

2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.

3. Природопользование рациональное и нерациональное.

В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? ( Взаимодей­ствие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и произ­водственной деятельности на данном историческом этапе. Географи­ческая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческо­му обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источ­ником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его оби­тания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции гео­графической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельнос­ти. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, до­роги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обита­ния и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современ­ном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огром­ные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.

В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается как:

б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.

в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое состояние - начинается деградация природного ком­плекса.

д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс дег­радации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.

Вопрос : Почему возникают критические, катастрофические состоя­ния окружающей среды?

В результате возникли две проблемы: 1) рационального использова­ния природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.

При оценке роли географической среды в жизни общества допуска­ются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географи­ческой среды. Преувеличение роли географической среды - географи­ческий детерминизм. Недооценка роли географической среды — гео­графический нигилизм.

Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранско­му, это географический нигилизм).

Вопрос : Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы умень­шить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют при­родопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает уп­равляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1) рациональное использование природных ресурсов;

3) организацию широкого международного сотрудничества в деле ох­раны окружающей среды;

4) контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенчес­кого (потребительского) отношения человека к природе, стремления вы­жать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потреби­тельского отношения к природе является:

1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природ­ных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реаль­ного исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос : Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и ин­тенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых террито­рий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка зе­мель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование ма­лоотходных технологий.

2) В чем опасность географического детерминизма и географичес­кого нигилизма?

3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

5) Приведите пример рационального природопользования.

6) Приведите пример нерационального природопользования.

7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учи­тывая, что население планеты постоянно растет?

8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?

1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохране­ния атмосферы).

2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).

3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).

Вопросы к семинару:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в разви­тых, но и в развивающихся странах мира?

5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необ­ходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

6. Как обеспечить чистой водой население Земли?

7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?

8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяй­ственному развитию страны или состоянию природной среды?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата___________________ Класс________________________

Урок . Взаимодействие общества и природы

Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.

Тип урока: урок-лекция.

I. Подведение итогов предыдущего урока

II. Изучение новой темы

1. Этапы взаимодействия общества и природы.

2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.

3. Природопользование рациональное и нерациональное.

В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсо-обеспеченность, загрязнение окружающей среды.)

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.

В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается как:

б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.

в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.

Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?

В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.

При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды - географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.

Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).

Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1) рациональное использование природных ресурсов;

3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;

4) контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:

1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.

III. Закрепление изученного материала

2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?

3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

5) Приведите пример рационального природопользования.

6) Приведите пример нерационального природопользования.

7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?

8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?

hello_html_d61d80f.jpg

IV. Домашнее задание

1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).

2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).

3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).

Вопросы к семинару:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?

5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

6. Как обеспечить чистой водой население Земли?

7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?

8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Взаимодействие общества и природы"

Взаимодействие общества и природы

Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития. Она возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием деятельности человека. Географическая среда – это необходимое условие для деятельности человека. Она оказывает влияние на ресурсообеспеченность, на среду обитания человека, его духовный мир, поведение и характер.

Географическая среда


На протяжении всей своей истории человеческое общество взаимодействовало с окружающей средой. В ходе такого взаимодействия между ними происходит обмен веществ. С начала 20 века во взаимодействии общества и окружающей среды начался качественно новый этап, который характеризуется резким возрастанием давления человека на окружающую среду. Это проявляется в ускоренном превращении природных ландшафтов в антропогенные. Например, большая площадь таких земель занята под городами и населенными пунктами, дорогами, вырубками лесов, добычей полезных ископаемых, созданием рекреационных зон и так далее.

К сожалению, в настоящее время антропогенное воздействие на природные ландшафты увеличивается с новой силой. Все более остро ощущаются вопросы рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Поэтому, в настоящее время перед обществом стоит важнейшая задача – сформировать мнение о природе и окружающей среде как о важнейшей среде обитания человека, от которой зависит и вся его жизнедеятельность. Необходимо помнить о том, что природу необходимо беречь, а для этого, в первую очередь, необходимо найти те рациональные звенья во взаимодействии общества и природы, которые позволят достичь этой цели.

Читайте также: