План урока устное народное творчество казахского народа

Обновлено: 04.07.2024

Метод: усвоение нового материала, повторение пройденного.

II. Проверка домашнего задания

А) Тест. ( Выполняется письменно в тетради, материал теста на интерактивной доске)

- Что выражают народные песни, кюи? О чем в них поется?

- Какие музыкальные инструменты казахов вы знаете?

-Расскажи о Коркыте. Почему ему дали такое имя?

-Кто такой Асан Кайгы?

- Что вы можете рассказать о Курмангазы Сагырбайулы?

В) А теперь мы проверим терминологию (дать определение).

ІІІ.Новая тема: Устное народное творчество казахского народа

Учитель: История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.

1. Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.

Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником)

-Какие народные сказки казахского народа вам известны?

-Какую сказку вы любите больше всех? Читаем отрывок сказки про Алдара Косе.

2.Легенды - они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан. (Слайд)

Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником)

3.Эпос- воспевается героизм батыров. (Слайд)

4. Лиро- эпические жыры(слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа.

5. Пословицы- поговорки- (слайд) жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.

-Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об отличии пословицы от поговорки.

В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.

-Какие мы знаем пословицы-поговорки? (работа с учебником)

6.Загадки- это вопрос для ума, остроумия.

-Найдите определение загадки.- Какие загадки вы знаете? (каждый называет по одной)

7.Афоризмы - краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.

1.Я начинаю - вы заканчивайте.

- Добро совершить никогда (не поздно).

- Человек без друзей- что дерево (без листьев).

- Скромность украшает (человека).

- Утром встал- на две дороги попал ( брюки).

- У одной мыши два хвоста ( ножницы).

Y.Вывод. Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые, лучшие, положительные качества.

YI. Домашнее задание.

1.Найти и выучить пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд - о Родине, 3 ряд - о труде) по 5.

2.Подготовить в устной форме одно из произведений устного народного творчества казахского народа(эпос,сказка,легенда).

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа, - развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль, -воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.

Н. А. Меркер _____________

Ососкова Анастасия Игоревна учитель IIкатегории III(базового) уровня

Формирование понятия об устном народном творчестве казахского народа

Задачи урока:

познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа,
- развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль,
-воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.

Результаты обучения:

более подробно узнают о народном творчестве казахского народа;

развиваются умения и навыки работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Настрой на урок

Приветствие! Проверка наличия учебных принадлежностей и готовность учеников к уроку.

Для создания коллаборативной среды в классе использую небольшую разминку игру

готовятся к уроку

настраиваются на урок

2.Проверка Д\з

Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания. До начала урока работают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания.

Проверяют дом задание

отвечают и задают вопросы

3.Оценивание

ученики правильно выполнивший задание или ответившие на вопрос получает жетончик, а в конце урока подсчитывается количество жетонов.

II. Стадия вызова.

1.Мотивация на новую тему

Работа со схемой


составляют схемы и работают над ними

смотрят видеофильм о батыре

3.Работа над эпиграфом урока

читают эпиграф ,записывают в тетради

III.Стадия осмысления

ученики по очереди берут по одному яблочку и рассаживаются по местам

2.Словарная работа

записывают в тетрадях определение слова

защита устных презентаций

На отдельных листах бумаги прошу первую группу написать все то, что они знают о сказках, второй группе предлагаю написать все то, что они знают о легендах.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

делятся на группы, получают задание, обсуждают и приступают к его выполнению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поурочный план

История Казахстана

Тема : Устное народное творчество казахского народа
Цель: -формирование понятия «Устное народное

-развитие умений и навыков работы с

текстом, развитие критического мышле-

ния, умения выражать свои мысли.

Задачи: -познакомить учащихся с устным народ-

Н ым творчеством казахского народа;

- развивать навыки работы с текстом,

У меть правильно выразить мысль;

-воспитывать уважение к искусству,

к творческому прошлому казахского

Вид урока : комбинированный

Метод: усвоение нового материала, повторение пройденного.

II. Проверка домашнего задания

А) Тест. ( Выполняется письменно в тетради , материал теста на интерактивной доске)

- Что выражают народные песни, кюи? О чем в них поется?

- Какие музыкальные инструменты казахов вы знаете?

-Расскажи о Коркыте. Почему ему дали такое имя?

-Кто такой Асан Кайгы?

- Что вы можете рассказать о Курмангазы Сагырбайулы?

В) А теперь мы проверим терминологию (дать определение).

ІІІ.Новая тема: Устное народное творчество казахского народа

Учитель: История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.

1. Сказка -повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.

Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником)

-Какие народные сказки казахского народа вам известны?

-Какую сказку вы любите больше всех? Читаем отрывок сказки про Алдара Косе.

2.Легенды - они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан. (Слайд)

Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником)

3.Эпос - воспевается героизм батыров. (Слайд)

4. Лиро- эпические жыры (слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа.

5. Пословицы- поговорки - (слайд) жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.

-Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об отличии пословицы от поговорки.

В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.

-Какие мы знаем пословицы-поговорки? (работа с учебником)

6.Загадки - это вопрос для ума, остроумия.

-Найдите определение загадки.- Какие загадки вы знаете? (каждый называет по одной)

7.Афоризмы - краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.

IY. Закрепление .

1.Я начинаю - вы заканчивайте.

- Добро совершить никогда (не поздно).

- Человек без друзей- что дерево (без листьев).

- Скромность украшает (человека).

- Утром встал- на две дороги попал ( брюки).

- У одной мыши два хвоста ( ножницы).

Y.Вывод . Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества.

YI. Домашнее задание .

1.Найти и выучить пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд - о Родине, 3 ряд - о труде) по 5.

2.Подготовить в устной форме одно из произведений устного народного творчества казахского народа(эпос,сказка,легенда).


Урок предполагает знакомство учащихся с казахским фольклором (сказками, былинами, пословицами), традициями казахского народа. Учит умению сопоставлять по смыслу казахские и русские пословицы.

Описание разработки

Цель: обеспечить условия для усвоения материала о творческих традициях казахского народа в XVI- XVII веках.

Задачи:

1. Продолжить знакомство учащихся детей с фольклором, творческими традициями казахского народа. Проследить взаимосвязь казахских и русских пословиц.

2. Развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения и выработкой хорошей дикции.

3. Продолжить воспитание казахстанского патриотизма, уважения к культурному наследию страны. Воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства. Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: раздаточный и дидактический материал, карточки, рабочая тетрадь

Ход урока.

II. Актуализация, знаний, умений, навыков:

Работа в группах: Группам выставить оценки за работу на каждому учащемуся, командирам аргументировать и озвучить выставленные оценки.

1. В чем своеобразие культуры казахского народа XVI- XVII вв.

2. Как отразилась кочевая жизнь казахского народа на развитии национальной культуры.

3. Что такое духовная культура? Какие виды культуры относятся к ней?

4. Приведите примеры устного народного творчества казахского народа.

5. Каких акынов импровизаторов, салов и сери вы знаете?

6. Какие обычаи и традиции вы знаете?

8. Расскажите о религиозных традициях.

9. Что такое материальная культура?

10.Опишите юрту, предметы быта, украшения.

11.Что вы узнали об особенностях национальной одежды казахов.

12.Расскажите о казахской национальной кухне.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков:

- Как по-другому можно называть устное народное творчество? (фольклор)

- Какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, загадки, пословицы, песни, игры, скороговорки, считалки, былины, поговорки).

- Целью нашего урока является знакомство с творческими традициями казахского народа, в частности с такими видами фольклора как сказки, былины, пословицы).

IV. Работа в группах: - Вы знаете, что казахские сказки делятся на несколько жанров, назовите их. ( о животных, фантастические, бытовые, реалистические и сатирические).

- Группа прочитав отрывок из сказки, должна определить жанр, и в инсценировке сказки передать её смысл. 1 группа. Сказка Жайык и Едиль Жили на свете два брата-охотника Жайык и Едиль. Жайык был старший, а Едиль — младший. Тем, что добывали на охоте, они кормили бедных и сирых всего аула. По первой пороше уходили братья на охоту в разные стороны и сходились только к концу дня. Однажды Жайык, встретившись с братом вечером в шалаше, рассказал ему, что произошло с ним днем.

— Я видел такое, что диву дашься. Я напал на след босого

человека. Пошел я по следу и пришел в густые заросли камыша. Долго петлял след, потом привел в шалаш, сделанный из камыша. Вошел я в шалаш, но там никого не было. Я вышел из шалаша и, не зная, сон это или явь, подошел снова к следу. Кроме моего следа и следа босой ноги, ничего вокруг не было. Я снова вошел в шалаш — и остановился в недоумении.

— Во время охоты я встретил след босого человека и пришел сюда,— ответил я.

— Послушайся меня, тогда тебе будет сопутствовать удача. Если же не послушаешься, жалмауыз-кемпир съест тебя,— снова раздался голос. Я зарядил ружье, зажег фитиль.

— Если ты жалмауыз-кемпир, попробуй подойди, съешь меня,— приготовился я. Но и тут никто не явился. Тогда я повернулся и ушел.

Едиль не поверил брату.

2 группа. Сказка Разум, Наука и Счастье

Разум, Наука и Счастье поспорили между собой: кто из них лучше, кто сильнее? Решить сами они не смогли и пошли к биям, чтоб те их рассудили.

Бии сказали так, обращаясь к Счастью:

— Ты, Счастье, изменчиво и неразборчиво, часто появляешься там, где не надо; осчастливишь человека, заставишь его волноваться, страдать, а потом покинешь. Познакомься лучше с Разумом, будешь долго жить.

— А ты, Наука,— сказали бии,— сильна во всем мире. Ты можешь заставить черный камень расплавиться, сверкать на весь мир, иногда делаешь что-то из ничего, многое превращаешь в ничто. Ты можешь и создавать и разрушать. Познакомься и ты с Разумом, тогда долго проживешь в почете.

Разуму судьи сказали:

— Нет в мире лучшего друга у человека, чем ты. Но когда человек в гневе, ты появляешься и исчезаешь, уступив место злу. Возвращаешься лишь тогда, когда зло уже сделало свое дело. Ты принимаешься исправлять его ошибки, но не всегда тебе удается это сделать. Если бы ты с самого начала не покидал человека, то зло не заняло бы твое место.

Обращаясь ко всем, судьи сказали так:

— Ты, Разум, будь человеком, ты, Наука, будь конем, а ты, Счастье,— кнутом. И если вы объединитесь, то всем будет хорошо.

Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. Вот и лезли к нему на глаза толпами без всякой совести разные проходимцы. Зенги-баба рассердился наконец и стал отворачиваться при приближении людей.

Жил на свете бедняк. Только и было у него скота, что единственный верблюд. Захотелось бедняку хорошей жизни. Стал он думать, как заставить Зенги-баба хоть разок поглядеть на него. И придумал. Заколол он последнего верблюда, снял с него шкуру, набил ее сеном, взвалил чучело на спину и начал кружить по степи.

Увидели его люди и закричали:

— Смотрите-ка, какое чудо: человек верблюда несет! Услышал это Зенги-баба, и разобрало его любопытство: как так, неужто и вправду человек поднял верблюда? Не стерпел старик, глянул на бедняка. А тому того и надо. Ушел он из дому с верблюжьим чучелом, а вернулся с целым стадом коров.

V. Составь пословицу: на доске прикреплены казахские пословицы, вы должны составить пару, подобрав пословицу по смыслу:

Бедность – не порок, Богатство – не предел мечты.

Голодный дом и собака обходит стороной.

Когда с неба тюками валили кошма, бедняку не хватило кусочка на стельку.

Придет время и жеребенок обгонит коня, а сын – отца.

Сколько б конь не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.

Кто брюхо набил, предав свой народ, тот двух дней не проживет.

Озеро разбушуется – берега смоет, народ поднимется – хана свергнет.

- А теперь мы попробуем сформировать группы, вы, уже пара к своей пословице, подберите пословицу на казахском языке:

VII. Рефлексия: у вас на партах лежат смайлики, выберите тот, который отражает ваше отношение к уроку, и прикрепите его к плакату на доске.

IХ. Выставление оценок: группы оценивают, учащихся, самостоятельно, заносят в лист контроля.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

История казахстана. 7 класс.

Цель: обеспечить условия для усвоения материала о творческих традициях казахского народа в XVI- XVII веках.

1. Продолжить знакомство учащихся детей с фольклором, творческими традициями казахского народа. Проследить взаимосвязь казахских и русских пословиц.

2. Развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения и выработкой хорошей дикции.

3. Продолжить воспитание казахстанского патриотизма, уважения к культурному наследию страны. Воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства. Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: раздаточный и дидактический материал, карточки, рабочая тетрадь

II. Актуализация, знаний, умений, навыков:

Работа в группах: Группам выставить оценки за работу на каждому учащемуся, командирам аргументировать и озвучить выставленные оценки.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков:

- Как по-другому можно называть устное народное творчество? (фольклор)

- Какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, загадки, пословицы, песни, игры, скороговорки, считалки, былины, поговорки).

-Целью нашего урока является знакомство с творческими традициями казахского народа, в частности с такими видами фольклора как сказки, былины, пословицы).

IV. Работа в группах: - Вы знаете, что казахские сказки делятся на несколько жанров, назовите их. ( о животных, фантастические, бытовые, реалистические и сатирические).

Разум, Наука и Счастье поспорили между собой: кто из них лучше, кто сильнее? Решить сами они не смогли и пошли к биям, чтоб те их рассудили.
Бии сказали так, обращаясь к Счастью:
— Ты, Счастье, изменчиво и неразборчиво, часто появляешься там, где не надо; осчастливишь человека, заставишь его волноваться, страдать, а потом покинешь. Познакомься лучше с Разумом, будешь долго жить.
— А ты, Наука,— сказали бии,— сильна во всем мире. Ты можешь заставить черный камень расплавиться, сверкать на весь мир, иногда делаешь что-то из ничего, многое превращаешь в ничто. Ты можешь и создавать и разрушать. Познакомься и ты с Разумом, тогда долго проживешь в почете.
Разуму судьи сказали:
— Нет в мире лучшего друга у человека, чем ты. Но когда человек в гневе, ты появляешься и исчезаешь, уступив место злу. Возвращаешься лишь тогда, когда зло уже сделало свое дело. Ты принимаешься исправлять его ошибки, но не всегда тебе удается это сделать. Если бы ты с самого начала не покидал человека, то зло не заняло бы твое место.
Обращаясь ко всем, судьи сказали так:
— Ты, Разум, будь человеком, ты, Наука, будь конем, а ты, Счастье,— кнутом. И если вы объединитесь, то всем будет хорошо.
3 группа.

Сказка Зенги-баба

Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. Вот и лезли к нему на глаза толпами без всякой совести разные проходимцы. Зенги-баба рассердился наконец и стал отворачиваться при приближении людей.
Жил на свете бедняк. Только и было у него скота, что единственный верблюд. Захотелось бедняку хорошей жизни. Стал он думать, как заставить Зенги-баба хоть разок поглядеть на него. И придумал. Заколол он последнего верблюда, снял с него шкуру, набил ее сеном, взвалил чучело на спину и начал кружить по степи.
Увидели его люди и закричали:
— Смотрите-ка, какое чудо: человек верблюда несет! Услышал это Зенги-баба, и разобрало его любопытство: как так, неужто и вправду человек поднял верблюда? Не стерпел старик, глянул на бедняка. А тому того и надо. Ушел он из дому с верблюжьим чучелом, а вернулся с целым стадом коров.

V. Составь пословицу: на доске прикреплены казахские пословицы, вы должны составить пару, подобрав пословицу по смыслу:

Бедность – не порок, Богатство – не предел мечты.

Голодный дом и собака обходит стороной.

Когда с неба тюками валили кошма, бедняку не хватило кусочка на стельку.

Придет время и жеребенок обгонит коня, а сын – отца.

Сколько б конь не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.

Кто брюхо набил, предав свой народ, тот двух дней не проживет.

Озеро разбушуется – берега смоет, народ поднимется – хана свергнет.

- А теперь мы попробуем сформировать группы, вы, уже пара к своей пословице, подберите пословицу на казахском языке:

Жоқтық ұят емес, Тоқтық мұрат емес.

Бедность – не порок, Богатство – не предел мечты.

Асы жоқ үйді ит те сүймейді.

Голодный дом и собака обходит стороной.

Аспаннан киіз жауғанда

Сорлыға ұлтарақ та тимепті.

Когда с неба тюками валили кошма,

Бедняку не хватило кусочка на стельку.

Аттан тай озады,

Атадан бала озады.

Придет время и жеребенок обгонит коня,

Ат айналып қазығын табар,

Ер айналып елін табар.

Сколько б конь не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.

Елін сатып асаған,

Екі күн-ақ жасаған.

Кто брюхо набил, предав свой народ,

тот двух дней не проживет

Көл толқыса – жар құлайды,

Көп толқыса хан құлайды.

Озеро разбушуется – берега смоет,

народ поднимется – хана свергнет.

IХ. Выставление оценок: группы оценивают, учащихся, самостоятельно, заносят в лист контроля


-75%

Читайте также: