План урока устное народное творчество казахского народа
Обновлено: 04.07.2024
Метод: усвоение нового материала, повторение пройденного.
II. Проверка домашнего задания
А) Тест. ( Выполняется письменно в тетради, материал теста на интерактивной доске)
- Что выражают народные песни, кюи? О чем в них поется?
- Какие музыкальные инструменты казахов вы знаете?
-Расскажи о Коркыте. Почему ему дали такое имя?
-Кто такой Асан Кайгы?
- Что вы можете рассказать о Курмангазы Сагырбайулы?
В) А теперь мы проверим терминологию (дать определение).
ІІІ.Новая тема: Устное народное творчество казахского народа
Учитель: История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.
1. Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.
Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником)
-Какие народные сказки казахского народа вам известны?
-Какую сказку вы любите больше всех? Читаем отрывок сказки про Алдара Косе.
2.Легенды - они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан. (Слайд)
Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником)
3.Эпос- воспевается героизм батыров. (Слайд)
4. Лиро- эпические жыры(слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа.
5. Пословицы- поговорки- (слайд) жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.
-Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об отличии пословицы от поговорки.
В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.
-Какие мы знаем пословицы-поговорки? (работа с учебником)
6.Загадки- это вопрос для ума, остроумия.
-Найдите определение загадки.- Какие загадки вы знаете? (каждый называет по одной)
7.Афоризмы - краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.
1.Я начинаю - вы заканчивайте.
- Добро совершить никогда (не поздно).
- Человек без друзей- что дерево (без листьев).
- Скромность украшает (человека).
- Утром встал- на две дороги попал ( брюки).
- У одной мыши два хвоста ( ножницы).
Y.Вывод. Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые, лучшие, положительные качества.
YI. Домашнее задание.
1.Найти и выучить пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд - о Родине, 3 ряд - о труде) по 5.
2.Подготовить в устной форме одно из произведений устного народного творчества казахского народа(эпос,сказка,легенда).
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа, - развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль, -воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.
Н. А. Меркер _____________
Ососкова Анастасия Игоревна учитель IIкатегории III(базового) уровня
Формирование понятия об устном народном творчестве казахского народа
Задачи урока:
познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа,
- развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль,
-воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.
Результаты обучения:
более подробно узнают о народном творчестве казахского народа;
развиваются умения и навыки работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный момент
Настрой на урок
Приветствие! Проверка наличия учебных принадлежностей и готовность учеников к уроку.
Для создания коллаборативной среды в классе использую небольшую разминку игру
готовятся к уроку
настраиваются на урок
2.Проверка Д\з
Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания. До начала урока работают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания.
Проверяют дом задание
отвечают и задают вопросы
3.Оценивание
ученики правильно выполнивший задание или ответившие на вопрос получает жетончик, а в конце урока подсчитывается количество жетонов.
II. Стадия вызова.
1.Мотивация на новую тему
Работа со схемой
составляют схемы и работают над ними
смотрят видеофильм о батыре
3.Работа над эпиграфом урока
читают эпиграф ,записывают в тетради
III.Стадия осмысления
ученики по очереди берут по одному яблочку и рассаживаются по местам
2.Словарная работа
записывают в тетрадях определение слова
защита устных презентаций
На отдельных листах бумаги прошу первую группу написать все то, что они знают о сказках, второй группе предлагаю написать все то, что они знают о легендах.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
делятся на группы, получают задание, обсуждают и приступают к его выполнению.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Поурочный план
История Казахстана
Тема : Устное народное творчество казахского народа
Цель: -формирование понятия «Устное народное
-развитие умений и навыков работы с
текстом, развитие критического мышле-
ния, умения выражать свои мысли.
Задачи: -познакомить учащихся с устным народ-
Н ым творчеством казахского народа;
- развивать навыки работы с текстом,
У меть правильно выразить мысль;
-воспитывать уважение к искусству,
к творческому прошлому казахского
Вид урока : комбинированный
Метод: усвоение нового материала, повторение пройденного.
II. Проверка домашнего задания
А) Тест. ( Выполняется письменно в тетради , материал теста на интерактивной доске)
- Что выражают народные песни, кюи? О чем в них поется?
- Какие музыкальные инструменты казахов вы знаете?
-Расскажи о Коркыте. Почему ему дали такое имя?
-Кто такой Асан Кайгы?
- Что вы можете рассказать о Курмангазы Сагырбайулы?
В) А теперь мы проверим терминологию (дать определение).
ІІІ.Новая тема: Устное народное творчество казахского народа
Учитель: История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.
1. Сказка -повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.
Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником)
-Какие народные сказки казахского народа вам известны?
-Какую сказку вы любите больше всех? Читаем отрывок сказки про Алдара Косе.
2.Легенды - они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан. (Слайд)
Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником)
3.Эпос - воспевается героизм батыров. (Слайд)
4. Лиро- эпические жыры (слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа.
5. Пословицы- поговорки - (слайд) жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.
-Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об отличии пословицы от поговорки.
В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.
-Какие мы знаем пословицы-поговорки? (работа с учебником)
6.Загадки - это вопрос для ума, остроумия.
-Найдите определение загадки.- Какие загадки вы знаете? (каждый называет по одной)
7.Афоризмы - краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.
IY. Закрепление .
1.Я начинаю - вы заканчивайте.
- Добро совершить никогда (не поздно).
- Человек без друзей- что дерево (без листьев).
- Скромность украшает (человека).
- Утром встал- на две дороги попал ( брюки).
- У одной мыши два хвоста ( ножницы).
Y.Вывод . Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества.
YI. Домашнее задание .
1.Найти и выучить пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд - о Родине, 3 ряд - о труде) по 5.
2.Подготовить в устной форме одно из произведений устного народного творчества казахского народа(эпос,сказка,легенда).
Урок предполагает знакомство учащихся с казахским фольклором (сказками, былинами, пословицами), традициями казахского народа. Учит умению сопоставлять по смыслу казахские и русские пословицы.
Описание разработки
Цель: обеспечить условия для усвоения материала о творческих традициях казахского народа в XVI- XVII веках.
Задачи:
1. Продолжить знакомство учащихся детей с фольклором, творческими традициями казахского народа. Проследить взаимосвязь казахских и русских пословиц.
2. Развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения и выработкой хорошей дикции.
3. Продолжить воспитание казахстанского патриотизма, уважения к культурному наследию страны. Воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства. Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: раздаточный и дидактический материал, карточки, рабочая тетрадь
Ход урока.
II. Актуализация, знаний, умений, навыков:
Работа в группах: Группам выставить оценки за работу на каждому учащемуся, командирам аргументировать и озвучить выставленные оценки.
1. В чем своеобразие культуры казахского народа XVI- XVII вв.
2. Как отразилась кочевая жизнь казахского народа на развитии национальной культуры.
3. Что такое духовная культура? Какие виды культуры относятся к ней?
4. Приведите примеры устного народного творчества казахского народа.
5. Каких акынов импровизаторов, салов и сери вы знаете?
6. Какие обычаи и традиции вы знаете?
8. Расскажите о религиозных традициях.
9. Что такое материальная культура?
10.Опишите юрту, предметы быта, украшения.
11.Что вы узнали об особенностях национальной одежды казахов.
12.Расскажите о казахской национальной кухне.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков:
- Как по-другому можно называть устное народное творчество? (фольклор)
- Какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, загадки, пословицы, песни, игры, скороговорки, считалки, былины, поговорки).
- Целью нашего урока является знакомство с творческими традициями казахского народа, в частности с такими видами фольклора как сказки, былины, пословицы).
IV. Работа в группах: - Вы знаете, что казахские сказки делятся на несколько жанров, назовите их. ( о животных, фантастические, бытовые, реалистические и сатирические).
- Группа прочитав отрывок из сказки, должна определить жанр, и в инсценировке сказки передать её смысл. 1 группа. Сказка Жайык и Едиль Жили на свете два брата-охотника Жайык и Едиль. Жайык был старший, а Едиль — младший. Тем, что добывали на охоте, они кормили бедных и сирых всего аула. По первой пороше уходили братья на охоту в разные стороны и сходились только к концу дня. Однажды Жайык, встретившись с братом вечером в шалаше, рассказал ему, что произошло с ним днем.
— Я видел такое, что диву дашься. Я напал на след босого
человека. Пошел я по следу и пришел в густые заросли камыша. Долго петлял след, потом привел в шалаш, сделанный из камыша. Вошел я в шалаш, но там никого не было. Я вышел из шалаша и, не зная, сон это или явь, подошел снова к следу. Кроме моего следа и следа босой ноги, ничего вокруг не было. Я снова вошел в шалаш — и остановился в недоумении.
— Во время охоты я встретил след босого человека и пришел сюда,— ответил я.
— Послушайся меня, тогда тебе будет сопутствовать удача. Если же не послушаешься, жалмауыз-кемпир съест тебя,— снова раздался голос. Я зарядил ружье, зажег фитиль.
— Если ты жалмауыз-кемпир, попробуй подойди, съешь меня,— приготовился я. Но и тут никто не явился. Тогда я повернулся и ушел.
Едиль не поверил брату.
2 группа. Сказка Разум, Наука и Счастье
Разум, Наука и Счастье поспорили между собой: кто из них лучше, кто сильнее? Решить сами они не смогли и пошли к биям, чтоб те их рассудили.
Бии сказали так, обращаясь к Счастью:
— Ты, Счастье, изменчиво и неразборчиво, часто появляешься там, где не надо; осчастливишь человека, заставишь его волноваться, страдать, а потом покинешь. Познакомься лучше с Разумом, будешь долго жить.
— А ты, Наука,— сказали бии,— сильна во всем мире. Ты можешь заставить черный камень расплавиться, сверкать на весь мир, иногда делаешь что-то из ничего, многое превращаешь в ничто. Ты можешь и создавать и разрушать. Познакомься и ты с Разумом, тогда долго проживешь в почете.
Разуму судьи сказали:
— Нет в мире лучшего друга у человека, чем ты. Но когда человек в гневе, ты появляешься и исчезаешь, уступив место злу. Возвращаешься лишь тогда, когда зло уже сделало свое дело. Ты принимаешься исправлять его ошибки, но не всегда тебе удается это сделать. Если бы ты с самого начала не покидал человека, то зло не заняло бы твое место.
Обращаясь ко всем, судьи сказали так:
— Ты, Разум, будь человеком, ты, Наука, будь конем, а ты, Счастье,— кнутом. И если вы объединитесь, то всем будет хорошо.
Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. Вот и лезли к нему на глаза толпами без всякой совести разные проходимцы. Зенги-баба рассердился наконец и стал отворачиваться при приближении людей.
Жил на свете бедняк. Только и было у него скота, что единственный верблюд. Захотелось бедняку хорошей жизни. Стал он думать, как заставить Зенги-баба хоть разок поглядеть на него. И придумал. Заколол он последнего верблюда, снял с него шкуру, набил ее сеном, взвалил чучело на спину и начал кружить по степи.
Увидели его люди и закричали:
— Смотрите-ка, какое чудо: человек верблюда несет! Услышал это Зенги-баба, и разобрало его любопытство: как так, неужто и вправду человек поднял верблюда? Не стерпел старик, глянул на бедняка. А тому того и надо. Ушел он из дому с верблюжьим чучелом, а вернулся с целым стадом коров.
V. Составь пословицу: на доске прикреплены казахские пословицы, вы должны составить пару, подобрав пословицу по смыслу:
Бедность – не порок, Богатство – не предел мечты.
Голодный дом и собака обходит стороной.
Когда с неба тюками валили кошма, бедняку не хватило кусочка на стельку.
Придет время и жеребенок обгонит коня, а сын – отца.
Сколько б конь не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.
Кто брюхо набил, предав свой народ, тот двух дней не проживет.
Озеро разбушуется – берега смоет, народ поднимется – хана свергнет.
- А теперь мы попробуем сформировать группы, вы, уже пара к своей пословице, подберите пословицу на казахском языке:
VII. Рефлексия: у вас на партах лежат смайлики, выберите тот, который отражает ваше отношение к уроку, и прикрепите его к плакату на доске.
IХ. Выставление оценок: группы оценивают, учащихся, самостоятельно, заносят в лист контроля.
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
История казахстана. 7 класс.
Цель: обеспечить условия для усвоения материала о творческих традициях казахского народа в XVI- XVII веках.
1. Продолжить знакомство учащихся детей с фольклором, творческими традициями казахского народа. Проследить взаимосвязь казахских и русских пословиц.
2. Развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения и выработкой хорошей дикции.
3. Продолжить воспитание казахстанского патриотизма, уважения к культурному наследию страны. Воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства. Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: раздаточный и дидактический материал, карточки, рабочая тетрадь
II. Актуализация, знаний, умений, навыков:
Работа в группах: Группам выставить оценки за работу на каждому учащемуся, командирам аргументировать и озвучить выставленные оценки.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков:
- Как по-другому можно называть устное народное творчество? (фольклор)
- Какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, загадки, пословицы, песни, игры, скороговорки, считалки, былины, поговорки).
-Целью нашего урока является знакомство с творческими традициями казахского народа, в частности с такими видами фольклора как сказки, былины, пословицы).
IV. Работа в группах: - Вы знаете, что казахские сказки делятся на несколько жанров, назовите их. ( о животных, фантастические, бытовые, реалистические и сатирические).
Разум, Наука и Счастье поспорили между собой: кто из них лучше, кто сильнее? Решить сами они не смогли и пошли к биям, чтоб те их рассудили.
Бии сказали так, обращаясь к Счастью:
— Ты, Счастье, изменчиво и неразборчиво, часто появляешься там, где не надо; осчастливишь человека, заставишь его волноваться, страдать, а потом покинешь. Познакомься лучше с Разумом, будешь долго жить.
— А ты, Наука,— сказали бии,— сильна во всем мире. Ты можешь заставить черный камень расплавиться, сверкать на весь мир, иногда делаешь что-то из ничего, многое превращаешь в ничто. Ты можешь и создавать и разрушать. Познакомься и ты с Разумом, тогда долго проживешь в почете.
Разуму судьи сказали:
— Нет в мире лучшего друга у человека, чем ты. Но когда человек в гневе, ты появляешься и исчезаешь, уступив место злу. Возвращаешься лишь тогда, когда зло уже сделало свое дело. Ты принимаешься исправлять его ошибки, но не всегда тебе удается это сделать. Если бы ты с самого начала не покидал человека, то зло не заняло бы твое место.
Обращаясь ко всем, судьи сказали так:
— Ты, Разум, будь человеком, ты, Наука, будь конем, а ты, Счастье,— кнутом. И если вы объединитесь, то всем будет хорошо.
3 группа.
Сказка Зенги-баба
Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. Вот и лезли к нему на глаза толпами без всякой совести разные проходимцы. Зенги-баба рассердился наконец и стал отворачиваться при приближении людей.
Жил на свете бедняк. Только и было у него скота, что единственный верблюд. Захотелось бедняку хорошей жизни. Стал он думать, как заставить Зенги-баба хоть разок поглядеть на него. И придумал. Заколол он последнего верблюда, снял с него шкуру, набил ее сеном, взвалил чучело на спину и начал кружить по степи.
Увидели его люди и закричали:
— Смотрите-ка, какое чудо: человек верблюда несет! Услышал это Зенги-баба, и разобрало его любопытство: как так, неужто и вправду человек поднял верблюда? Не стерпел старик, глянул на бедняка. А тому того и надо. Ушел он из дому с верблюжьим чучелом, а вернулся с целым стадом коров.
V. Составь пословицу: на доске прикреплены казахские пословицы, вы должны составить пару, подобрав пословицу по смыслу:
Бедность – не порок, Богатство – не предел мечты.
Голодный дом и собака обходит стороной.
Когда с неба тюками валили кошма, бедняку не хватило кусочка на стельку.
Придет время и жеребенок обгонит коня, а сын – отца.
Сколько б конь не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.
Кто брюхо набил, предав свой народ, тот двух дней не проживет.
Озеро разбушуется – берега смоет, народ поднимется – хана свергнет.
- А теперь мы попробуем сформировать группы, вы, уже пара к своей пословице, подберите пословицу на казахском языке:
Жоқтық ұят емес, Тоқтық мұрат емес.
Бедность – не порок, Богатство – не предел мечты.
Асы жоқ үйді ит те сүймейді.
Голодный дом и собака обходит стороной.
Аспаннан киіз жауғанда
Сорлыға ұлтарақ та тимепті.
Когда с неба тюками валили кошма,
Бедняку не хватило кусочка на стельку.
Аттан тай озады,
Атадан бала озады.
Придет время и жеребенок обгонит коня,
Ат айналып қазығын табар,
Ер айналып елін табар.
Сколько б конь не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.
Елін сатып асаған,
Екі күн-ақ жасаған.
Кто брюхо набил, предав свой народ,
тот двух дней не проживет
Көл толқыса – жар құлайды,
Көп толқыса хан құлайды.
Озеро разбушуется – берега смоет,
народ поднимется – хана свергнет.
IХ. Выставление оценок: группы оценивают, учащихся, самостоятельно, заносят в лист контроля
-75%
Читайте также:
- Ядерная зима что это кратко и понятно
- В какой школе учета предметом бухгалтерского учета являлось поведение администраторов
- Почему компании нанимают юристов кратко
- Что такое деление кратко в математике
- Как можно воздействовать на власть используя различные политические права и свободы кратко 9 класс