План урока учебной практики по фгос спо образец

Обновлено: 08.07.2024

Методические рекомендации разработаны для мастеров производственного обучения. Методические рекомендации, предназначены для оказания помощи мастерам производственного обучения, имеющим небольшой стаж работы в ОУ, при проведении уроков учебной практики.

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования поставил в качестве главных результатов образования освоение общих и профессиональных компетенций.

Целью современного образования становится развитие обучающегося ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников выявило необходимость пересмотра программ к требованиям работодателей и рынка труда.

Стандарты нового поколения разрабатывались на компетентностной основе.

Под компетентностью понимается способность и готовность работника к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению.

Компетентностный подход в подготовке специалистов заключается в привитии и развитие у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

Модернизация производства предъявляет новые требования к рабочим профессиям и специальностям это знание новых технологий, которые требуют не только практико-ориентированных знаний нового оборудования, инструментов, но и условий выполнения технологических процессов.

Содержание

Стр.

Тезаурус методических терминов…………………………………………………………17

Пояснительная записка

Методические рекомендации, предназначены для оказания помощи мастерам производственного обучения, имеющим небольшой стаж работы в ОУ, при проведении уроков учебной практики.

План урока учебной практики должен соответствовать рабочей программе профессионального модуля (далее - примерная программа) – которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по рабочим профессиям, специальностям в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Цель урока учебной практики заключается в том, что обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной рабочей профессии и специальности.

Обучающимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания.

Следовательно, основная цель - не запоминание информации а умение переработать и применять ее на практике.

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся.

Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.

Содержание

Направленность урока (занятия) учебной практики заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) по определенной рабочей профессии и специальности.

Урок (занятие) учебной практики – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся.

Подготовка мастера производственного обучения к уроку учебной практики является одной из важнейших функциональных обязанностей.

Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый этап.

Обязательные этапы каждого урока – вводный, текущий, и заключительный инструктаж, которые занимают определенное место на уроке.

Мастер, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, намечает, кто, и какие виды работ будет выполнять, подготавливает заготовки, материалы, приспособления и инструмент для выполнения санитарно-технических работ, все необходимое к уроку.

Классификацию уроков (занятий) учебной практики можно представить следующим образом:

вводный урок – занятие ознакомительно – информационного характера, представляющее, как правило, первоначальное знакомство с содержанием профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии.

Проводится обычно в начале учебного периода.

урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений;

урок по выполнению комплексных работ – занятие, на котором при выполнение простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;

урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).

Урок состоит из:


1. Организационного момента (1–2% времени занятия):

выявление отсутствующих обучающихся;

проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям безопасности труда;

организация внимания и готовности обучающихся к уроку;

2. Вводного инструктажа урока (12–15% времени занятия):

ознакомление с целями;

мотивация деятельности обучающихся;

показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений обучающихся);

инструктирование, формирование ориентировочной основы

учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно - технологических карт и др.);

пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

закрепление требований безопасности труда;

определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

организация рабочего места.

3. Самостоятельной работы обучающихся и текущий инструктаж мастером (70–85% времени занятия):

Деятельность обучающихся:

выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;

самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований безопасности труда;

самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера производственного обучения: мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ:

закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

прием результатов работы;

определение дополнительных заданий сильными учащимися.

4. Заключительного инструктажа (5–6% времени):

анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

анализ выполнения норм времени и выработки, соблюдения правил безопасности труда;

объяснение домашнего задания;

уборка рабочих мест.

План урока учебной практики

по рабочей профессии, специальности (код) _____

(профессия, специальность) ______

ПМ ________________________________

Тема урока: _________________________________________________________

Тип урока: _________________________________________________________

урок по изучению трудовых приемов и операций

урок по выполнению комплексных работ

урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).

Цели урока

1. Обучающая:

Создание оптимальных условий для формирования у обучающихся профессиональных компетенций с соблюдением правил технологии, техники безопасности, санитарии, личной гигиены и организации рабочего места.

Формирование у обучающихся практических профессиональных компетенций, приобретение первоначального практического опыта по всем видам профессиональной деятельности;

Формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы по профессии, специальности;

2. Воспитательная:

Способствовать воспитанию у обучающихся аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью, инвентарю и оборудованию.

3. Развивающая:

Способствовать развитию таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие, глазомер, координацию движения, ручная ловкость, осязательные ощущения, долговременная, зрительная и двигательная память, пространственное воображение.

А так же личных качеств: ответственность, аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.

Формировать и развивать умения анализировать;

Научить обучающихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия;

Проводить сравнение (научить обучающихся находить различное и сходное, выделять существенные признаки сравнимых производственных объектов и процессов, устанавливать последовательность в развитии знаний и умений и т.д.);

Научить обучающихся умениям рационально организовать и планировать свой труд, анализировать учебно-производственные работы с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах;

Находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат;

Развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;

Формировать умения: осуществлять планирования своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работу, производственной ситуации и т.д.;

Своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;

Развивать умения в оперативности мышления в анализе сигнальных признаков нарушений технологического процесса, предвидеть возможные виды брака;

Научить применять теоретические знания на практике;

Формировать умения быстро и точно реагировать на новую непредсказуемую производственную ситуацию и находить неожиданные и нестандартные решения;

Задачами урока учебной практики (производственного обучения) являются:

обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для профессии (код)______ (специальность)_________ и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии;

приобретение опыта работы на новой технике и по новым технологиям;

развитие способностей быстрого освоения новых технологий и адаптации к изменяющимся условиям производства;

уметь творчески пользоваться информацией;

быстро выполнять расчёты;

выбирать наиболее рациональные способы в работе.

воспитание творческого отношения к труду, организованности, дисциплинированности, культуре мышления и поведения.

Межпредметная связь:

Учебные дисциплины (общепрофессионального цикла)

Учебные дисциплины (профессионального цикла)

Материальное оснащение урока:

Оборудование: __________________________________________________

Инвентарь: _________________________________________________________

Сырье: _________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ.02. Раздел 1.Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

МДК,02.01. Оборудование, техника и технология электросварки.

Тема урока: Выполнение технологических приёмов ручной дуговой сварки в нижнем и вертикальном положениях шва без разделки кромок.

Вид урока: практическое обучение (учебная практика).

Тип урока: комбинированный (выполнение трудовых приёмов и операций)

План содержания:

иметь практический опыт:

выполнения ручной дуговой сварки средней сложности деталей из конструкционных и углеродистых сталей;

сваривания ручной дуговой сваркой в нижнем и вертикальном положениях шва.

выполнять технологические приёмы ручной дуговой сварки;

устанавливать режимы сварки по заданным параметрам;

экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

читать рабочие чертежи сварных металлоконструкций различной сложности;

устройство электросварочных машин;

свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора;

марки и типы электродов;

правила установки режимов сварки по заданным параметрам;

основы электротехники в пределах выполняемой работы;

правила чтения чертежей сварных конструкций;

технологию изготовления сварных типовых конструкций;

материалы и нормативные документы на изготовление и монтаж сварных конструкций;

сущность технологичности сварных деталей;

требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ;

1. Обучающая: формирование у обучающихся знания, умения, навыки по ручной дуговой сварке в нижнем и вертикальном положениях шва с подбором режимов сварки и материалов

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку средней сложности конструкций из конструкционных и углеродистых сталей.

ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности сварных металлоконструкций.

ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

2. Развивающая: развивать профессиональные навыки, самостоятельность и мыслительную деятельность при выполнении сварки в нижнем и вертикальном положениях.

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты работы.

ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

3. Воспитательная: воспитание бережного, аккуратного и ответственного отношения к оборудованию, приспособлениям и инструменту, экономному расходованию сварочных материалов.

4. Когнетивная: уметь организовать рабочее место; знать правила техники безопасности при выполнении сварочных работ; уметь самостоятельно работать по инструкционно- технологической карте; знать технологический процесс сварки в нижнем и вертикальном положении сварного шва; уметь выявлять дефекты и объяснять их.

Методы урока: диалогический, объяснительный, инструктивный,

репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Материально-техническое оснащение урока:

1. Многопостовой сварочный преобразователь ПСМ-1000, выпрямитель ВД-306, электрододержатель, электроды марок МР-3, АНО-4

пластины из низкоуглеродистой стали 150х50х3 мм, молоток, зубило, стальные щетки, очки, защитные щитки, спецодежда.

схемы, поясняющие технику сварочных работ в нижнем и вертикальном положении шва,

Оформление урока:

-тема программы, тема урока, учебная цель урока.

2. На демонстрационном столе:

- образцы – эталоны сварных швов;

- электрододержатель с электродами;

- иллюстрированное пособие сварщика;

3. На ученических столах:

- иллюстрированное пособие сварщика ;

План-конспект урока

Этапы урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Приветствовать обучающихся, проверить:

-готовность к уроку;
- присутствие обучающихся;
- внешний вид и санитарное состояние.

Выполнить запись в журнале.

Приветствовать мастера п/о, дежурный сдает рапорт о готовности обучающихся к уроку.

Цель урока: технологически правильно производить сборку и сварку пластин в нижнем и вертикальном положениях сварного шва, обеспечивая провар основного металла.

Обучающиеся слушают и анализируют.

Повторение пройденного материала

Ответить на заданные вопросы и тестовые задания

1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?

1. Режим сварки – это совокупность показателей, определяющих протекание процесса сварки. К основным показателям относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки(е). К вспомогательным показателям относятся род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла.

2. Как правильно выбрать режим сварки?

2. Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода и силы сварочного тока.

3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов, напряжение на дуге, скорость сварки?

3. Силу сварочного тока выбирают в зависимости от диаметра электрода. Для выбора силы тока можно пользоваться простой зависимостью: J=Kd, К=35-60А/мм и d – диаметр электрода в мм.

Если толщина металла менее 1,5d, ток уменьшается на 10-15%. При сварке в вертикальной плоскости Jсв уменьшается на 10-15%. При сварке потолочных швов Jсв уменьшается на 15-20%.При сварке в нахлестку применяют большую величину Jсв тока, т.к. опасность сквозного проплавления меньше.

Диаметр электрода выбирается от толщины свариваемого металла, вида сварного соединения, типа шва и др.

Повышение напряжения дуги за счет увеличения ее длины приводит к снижению сварочного тока, а следовательно и к снижению глубины провара. Ширина шва при этом повышается независимо от полярности сварки.

4. Назвать источники питания сварочной дуги, расположенные в сварочной мастерской?

4. В сварочной мастерской применяется многопостовой преобразователь ПСМ-1000 с балластными реостатоми РБ-301, выпрямитель ВД-306У и инверторные выпрямители

Выслушать обобщение, принять к сведению.

1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок).

2. Показ практической значимости выбора режимов сварки, постановки прихваток.

Выслушать и принять к сведению.

Изложение нового материала

Инструктирование обучающихся по материалу урока.

1. Правила безопасности при ведении электросварочных работ.
2. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке.
3. Сварка пластин без разделки кромок.

Заслушать объяснения, пронаблюдать за работой мастера производственного обучения.

Закрепление материала вводного инструктажа

Вопросы к обучающимся по вводному инструктажу:

1. Для чего в сварке применяют источники питания сварочной дуги?
2. Назначение балластного реостата?
3. Как правильно выбрать диаметр электрода при сварке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия(с учетом возможностей формирования общих и профессиональных компетенций):

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Квалификационные требования (в соответствии с Государственным образовательным стандартом)

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные)

Оснащение (материально-технические, дидактические средства, методические материалы)

Основные этапы занятия:

1.Орг. момент

2.Объяснение нового материала

3. Домашнее задание

Ход занятия

1.Орг. момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема занятия, цели с проведением мотивации и актуализации темы занятия и т.д.)

2. Объяснение нового материала в соответствии с программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля (план лекции)

3. Домашнее задание (разъяснение по выполнению заданий самостоятельной работы, предусмотренной программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля и т.д.)

Преподаватель:

План комбинированного урока

Учебная дисциплина

Количество часов Место проведения: кабинет №

Тема занятия

Цели занятия(с учетом возможностей формирования общих и профессиональных компетенций):

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Квалификационные требования (в соответствии с Государственным образовательным стандартом)

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные)

Оснащение (материально – технические, дидактические средства, методические материалы)

Основные этапы занятия:

1.Орг. момент

2. Контроль теоретических знаний студентов

3.Объяснение нового материала (в соответствии с программой учебной дисциплины)

4. Закрепление изученного материала

5 Подведение итогов занятия

6.Домашнее задание

Ход занятия

1.Орг. момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема занятия, цели с проведением мотивации и актуализации темы занятия и т.д.)

2.Контроль теоретических знаний студентов, с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой (с использованием разнообразных форм контроля с указанием форм контроля, прилагается необходимый методический материал контролирующего характера); подведение итогов контроля теоретических знаний студентов (с комментированием оценок и выводами).

• формирование умений и навыков по комплектованию агрегатов и подготовке их к работе, проведения ЕТО агрегатов для предпосевной обработки почвы.

Оценить 1863 0

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

Мастер производственного обучения

Тихонов Владимир Валерьевич

ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Профессия: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

ПМ.01: Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

Тема программы:

Выполнение работ на агрегатах для основной и предпосевной обработки почвы.

Тема урока:Комплектование пахотных агрегатов для основной обработки почвы. Работа агрегатов.

формирование умений и навыков по комплектованию агрегатов и подготовке их к работе, проведения ЕТО агрегатов для предпосевной обработки почвы.

формирование умений обучающихся самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс выполнения работ по комплектованию машинно-тракторных агрегатов и подготовке их к работе;

формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность, чувства ответственности за качество выполняемой работы, умения работать в коллективе, соблюдения трудовой и производственной дисциплины, ответственное отношение к правилам техники безопасности.

- развитие умений пользования в процессе работы инструментами;

- развитие контроля и самоконтроля.

формирование ответственного отношения к профессиональным обязанностям, уверенности в себе, умение работать в бригаде.

Формирование профессиональных и общих компетенций :

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная - применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний. При проведении текущего и заключительного инструктажа используется коллективная форма деятельности обучающихся (работа в бригадах).

Студенты, работая в бригадах, планируют и выполняют учебно-производственную работу.

Роль мастера п/о на уроке: правильно организовать работу обучающихся на каждом этапе, помочь выполнить задание в группах и индивидуально, проверить, сделать выводы, подвести итоги и перейти в следующий этап.

Роль студентов на уроке: отвечают на поставленные вопросы мастерап/о; слушают и обсуждают новый материал; наблюдают за выполнением трудовых приемов; упражняются в выполнении трудовых приемов и операций; аргументируют свою точку зрения; планируют предстоящую работу; в ходе практической работы решают производственную задачу; рефлектируют.

Источником информации для студентов на данном уроке служат:

- мультимедийная презентация, созданная с помощью программы MicrosoftOfficePowerPoint;

- инструкционная карта с последовательными технологическими операциями;

- лист оценки качества выполненного производственного задания.

Тип урока – урок освоения трудовых приемов и операций

Форма учебной деятельности – бригадная

Принципы обучения:

- сознательность и творческая активность,

- развивающий и воспитывающий характер обучения,

- последовательность и систематичность.

Методы обучения:

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядно-демонстрационные (презентация, показ трудовых приемов и операций);

- практические (упражнения в выполнении трудовых приемов и операций, учебно-производственные работы);

- методы развития самостоятельности и активности обучающихся (планирование производственной работы, решение производственных задач).

Все они формируют умения выделять главное, обобщать и систематизировать материал, формируют навыки саморазвития личности.

Для реализации данных методов использована презентация, которая позволяет сделать урок наглядным и эмоционально насыщенным; материально-техническое оснащение: инструменты, строительные смеси. В результате обучающийся становится активным участником образовательного процесса.

На уроке студенты приобретают навыки:

- работы с различными источниками информации;

- решения производственных задач в ходе практической деятельности;

- проявлять и развивать свои творческие способности;

- умения слушать и слышать собеседника.

Материальное оснащение: трактор ДТ-75, плуг ПЛН - 4 – 35; набор ключей, ветошь, инструкционные карты, подставка под колеса плуга 300х200мм, заправочные емкости, пусковой шнур, медицинская аптечка.

В результате данного урока студент будет:

иметь практический опыт:

-управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;

-выполнения механизированных работ в растениеводстве;

Исходя из планируемого результата, урок достигнет поставленных целей.

Читайте также: