План урока учебной практики по фгос спо образец
Обновлено: 08.07.2024
Методические рекомендации разработаны для мастеров производственного обучения. Методические рекомендации, предназначены для оказания помощи мастерам производственного обучения, имеющим небольшой стаж работы в ОУ, при проведении уроков учебной практики.
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования поставил в качестве главных результатов образования освоение общих и профессиональных компетенций.
Целью современного образования становится развитие обучающегося ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников выявило необходимость пересмотра программ к требованиям работодателей и рынка труда.
Стандарты нового поколения разрабатывались на компетентностной основе.
Под компетентностью понимается способность и готовность работника к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению.
Компетентностный подход в подготовке специалистов заключается в привитии и развитие у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.
Модернизация производства предъявляет новые требования к рабочим профессиям и специальностям это знание новых технологий, которые требуют не только практико-ориентированных знаний нового оборудования, инструментов, но и условий выполнения технологических процессов.
Содержание
Стр.
Тезаурус методических терминов…………………………………………………………17
Пояснительная записка
Методические рекомендации, предназначены для оказания помощи мастерам производственного обучения, имеющим небольшой стаж работы в ОУ, при проведении уроков учебной практики.
План урока учебной практики должен соответствовать рабочей программе профессионального модуля (далее - примерная программа) – которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по рабочим профессиям, специальностям в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).
Цель урока учебной практики заключается в том, что обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной рабочей профессии и специальности.
Обучающимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания.
Следовательно, основная цель - не запоминание информации а умение переработать и применять ее на практике.
Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся.
Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.
Содержание
Направленность урока (занятия) учебной практики заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) по определенной рабочей профессии и специальности.
Урок (занятие) учебной практики – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся.
Подготовка мастера производственного обучения к уроку учебной практики является одной из важнейших функциональных обязанностей.
Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый этап.
Обязательные этапы каждого урока – вводный, текущий, и заключительный инструктаж, которые занимают определенное место на уроке.
Мастер, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, намечает, кто, и какие виды работ будет выполнять, подготавливает заготовки, материалы, приспособления и инструмент для выполнения санитарно-технических работ, все необходимое к уроку.
Классификацию уроков (занятий) учебной практики можно представить следующим образом:
вводный урок – занятие ознакомительно – информационного характера, представляющее, как правило, первоначальное знакомство с содержанием профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии.
Проводится обычно в начале учебного периода.
урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ – занятие, на котором при выполнение простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).
Урок состоит из:
1. Организационного момента (1–2% времени занятия):
выявление отсутствующих обучающихся;
проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям безопасности труда;
организация внимания и готовности обучающихся к уроку;
2. Вводного инструктажа урока (12–15% времени занятия):
ознакомление с целями;
мотивация деятельности обучающихся;
показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений обучающихся);
инструктирование, формирование ориентировочной основы
учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно - технологических карт и др.);
пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
закрепление требований безопасности труда;
определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
организация рабочего места.
3. Самостоятельной работы обучающихся и текущий инструктаж мастером (70–85% времени занятия):
Деятельность обучающихся:
выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;
самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований безопасности труда;
самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера производственного обучения: мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ:
закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
прием результатов работы;
определение дополнительных заданий сильными учащимися.
4. Заключительного инструктажа (5–6% времени):
анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
анализ выполнения норм времени и выработки, соблюдения правил безопасности труда;
объяснение домашнего задания;
уборка рабочих мест.
План урока учебной практики
по рабочей профессии, специальности (код) _____
(профессия, специальность) ______
ПМ ________________________________
Тема урока: _________________________________________________________
Тип урока: _________________________________________________________
урок по изучению трудовых приемов и операций
урок по выполнению комплексных работ
урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).
Цели урока
1. Обучающая:
Создание оптимальных условий для формирования у обучающихся профессиональных компетенций с соблюдением правил технологии, техники безопасности, санитарии, личной гигиены и организации рабочего места.
Формирование у обучающихся практических профессиональных компетенций, приобретение первоначального практического опыта по всем видам профессиональной деятельности;
Формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы по профессии, специальности;
2. Воспитательная:
Способствовать воспитанию у обучающихся аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью, инвентарю и оборудованию.
3. Развивающая:
Способствовать развитию таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие, глазомер, координацию движения, ручная ловкость, осязательные ощущения, долговременная, зрительная и двигательная память, пространственное воображение.
А так же личных качеств: ответственность, аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.
Формировать и развивать умения анализировать;
Научить обучающихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия;
Проводить сравнение (научить обучающихся находить различное и сходное, выделять существенные признаки сравнимых производственных объектов и процессов, устанавливать последовательность в развитии знаний и умений и т.д.);
Научить обучающихся умениям рационально организовать и планировать свой труд, анализировать учебно-производственные работы с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах;
Находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат;
Развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;
Формировать умения: осуществлять планирования своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работу, производственной ситуации и т.д.;
Своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;
Развивать умения в оперативности мышления в анализе сигнальных признаков нарушений технологического процесса, предвидеть возможные виды брака;
Научить применять теоретические знания на практике;
Формировать умения быстро и точно реагировать на новую непредсказуемую производственную ситуацию и находить неожиданные и нестандартные решения;
Задачами урока учебной практики (производственного обучения) являются:
обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для профессии (код)______ (специальность)_________ и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии;
приобретение опыта работы на новой технике и по новым технологиям;
развитие способностей быстрого освоения новых технологий и адаптации к изменяющимся условиям производства;
уметь творчески пользоваться информацией;
быстро выполнять расчёты;
выбирать наиболее рациональные способы в работе.
воспитание творческого отношения к труду, организованности, дисциплинированности, культуре мышления и поведения.
Межпредметная связь:
Учебные дисциплины (общепрофессионального цикла)
Учебные дисциплины (профессионального цикла)
Материальное оснащение урока:
Оборудование: __________________________________________________
Инвентарь: _________________________________________________________
Сырье: _________________________________________________________
ПМ.02. Раздел 1.Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.
МДК,02.01. Оборудование, техника и технология электросварки.
Тема урока: Выполнение технологических приёмов ручной дуговой сварки в нижнем и вертикальном положениях шва без разделки кромок.
Вид урока: практическое обучение (учебная практика).
Тип урока: комбинированный (выполнение трудовых приёмов и операций)
План содержания:
иметь практический опыт:
выполнения ручной дуговой сварки средней сложности деталей из конструкционных и углеродистых сталей;
сваривания ручной дуговой сваркой в нижнем и вертикальном положениях шва.
выполнять технологические приёмы ручной дуговой сварки;
устанавливать режимы сварки по заданным параметрам;
экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
читать рабочие чертежи сварных металлоконструкций различной сложности;
устройство электросварочных машин;
свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора;
марки и типы электродов;
правила установки режимов сварки по заданным параметрам;
основы электротехники в пределах выполняемой работы;
правила чтения чертежей сварных конструкций;
технологию изготовления сварных типовых конструкций;
материалы и нормативные документы на изготовление и монтаж сварных конструкций;
сущность технологичности сварных деталей;
требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ;
1. Обучающая: формирование у обучающихся знания, умения, навыки по ручной дуговой сварке в нижнем и вертикальном положениях шва с подбором режимов сварки и материалов
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку средней сложности конструкций из конструкционных и углеродистых сталей.
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности сварных металлоконструкций.
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
2. Развивающая: развивать профессиональные навыки, самостоятельность и мыслительную деятельность при выполнении сварки в нижнем и вертикальном положениях.
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты работы.
ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
3. Воспитательная: воспитание бережного, аккуратного и ответственного отношения к оборудованию, приспособлениям и инструменту, экономному расходованию сварочных материалов.
4. Когнетивная: уметь организовать рабочее место; знать правила техники безопасности при выполнении сварочных работ; уметь самостоятельно работать по инструкционно- технологической карте; знать технологический процесс сварки в нижнем и вертикальном положении сварного шва; уметь выявлять дефекты и объяснять их.
Методы урока: диалогический, объяснительный, инструктивный,
репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Многопостовой сварочный преобразователь ПСМ-1000, выпрямитель ВД-306, электрододержатель, электроды марок МР-3, АНО-4
пластины из низкоуглеродистой стали 150х50х3 мм, молоток, зубило, стальные щетки, очки, защитные щитки, спецодежда.
схемы, поясняющие технику сварочных работ в нижнем и вертикальном положении шва,
Оформление урока:
-тема программы, тема урока, учебная цель урока.
2. На демонстрационном столе:
- образцы – эталоны сварных швов;
- электрододержатель с электродами;
- иллюстрированное пособие сварщика;
3. На ученических столах:
- иллюстрированное пособие сварщика ;
План-конспект урока
Этапы урока
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Приветствовать обучающихся, проверить:
-готовность к уроку;
- присутствие обучающихся;
- внешний вид и санитарное состояние.
Выполнить запись в журнале.
Приветствовать мастера п/о, дежурный сдает рапорт о готовности обучающихся к уроку.
Цель урока: технологически правильно производить сборку и сварку пластин в нижнем и вертикальном положениях сварного шва, обеспечивая провар основного металла.
Обучающиеся слушают и анализируют.
Повторение пройденного материала
Ответить на заданные вопросы и тестовые задания
1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?
1. Режим сварки – это совокупность показателей, определяющих протекание процесса сварки. К основным показателям относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки(е). К вспомогательным показателям относятся род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла.
2. Как правильно выбрать режим сварки?
2. Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода и силы сварочного тока.
3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов, напряжение на дуге, скорость сварки?
3. Силу сварочного тока выбирают в зависимости от диаметра электрода. Для выбора силы тока можно пользоваться простой зависимостью: J=Kd, К=35-60А/мм и d – диаметр электрода в мм.
Если толщина металла менее 1,5d, ток уменьшается на 10-15%. При сварке в вертикальной плоскости Jсв уменьшается на 10-15%. При сварке потолочных швов Jсв уменьшается на 15-20%.При сварке в нахлестку применяют большую величину Jсв тока, т.к. опасность сквозного проплавления меньше.
Диаметр электрода выбирается от толщины свариваемого металла, вида сварного соединения, типа шва и др.
Повышение напряжения дуги за счет увеличения ее длины приводит к снижению сварочного тока, а следовательно и к снижению глубины провара. Ширина шва при этом повышается независимо от полярности сварки.
4. Назвать источники питания сварочной дуги, расположенные в сварочной мастерской?
4. В сварочной мастерской применяется многопостовой преобразователь ПСМ-1000 с балластными реостатоми РБ-301, выпрямитель ВД-306У и инверторные выпрямители
Выслушать обобщение, принять к сведению.
1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок).
2. Показ практической значимости выбора режимов сварки, постановки прихваток.
Выслушать и принять к сведению.
Изложение нового материала
Инструктирование обучающихся по материалу урока.
1. Правила безопасности при ведении электросварочных работ.
2. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке.
3. Сварка пластин без разделки кромок.
Заслушать объяснения, пронаблюдать за работой мастера производственного обучения.
Закрепление материала вводного инструктажа
Вопросы к обучающимся по вводному инструктажу:
1. Для чего в сварке применяют источники питания сварочной дуги?
2. Назначение балластного реостата?
3. Как правильно выбрать диаметр электрода при сварке?
Цели занятия(с учетом возможностей формирования общих и профессиональных компетенций):
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Квалификационные требования (в соответствии с Государственным образовательным стандартом)
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные)
Оснащение (материально-технические, дидактические средства, методические материалы)
Основные этапы занятия:
1.Орг. момент
2.Объяснение нового материала
3. Домашнее задание
Ход занятия
1.Орг. момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема занятия, цели с проведением мотивации и актуализации темы занятия и т.д.)
2. Объяснение нового материала в соответствии с программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля (план лекции)
3. Домашнее задание (разъяснение по выполнению заданий самостоятельной работы, предусмотренной программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля и т.д.)
Преподаватель:
План комбинированного урока №
Учебная дисциплина
Количество часов Место проведения: кабинет №
Тема занятия
Цели занятия(с учетом возможностей формирования общих и профессиональных компетенций):
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Квалификационные требования (в соответствии с Государственным образовательным стандартом)
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные)
Оснащение (материально – технические, дидактические средства, методические материалы)
Основные этапы занятия:
1.Орг. момент
2. Контроль теоретических знаний студентов
3.Объяснение нового материала (в соответствии с программой учебной дисциплины)
4. Закрепление изученного материала
5 Подведение итогов занятия
6.Домашнее задание
Ход занятия
1.Орг. момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема занятия, цели с проведением мотивации и актуализации темы занятия и т.д.)
2.Контроль теоретических знаний студентов, с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой (с использованием разнообразных форм контроля с указанием форм контроля, прилагается необходимый методический материал контролирующего характера); подведение итогов контроля теоретических знаний студентов (с комментированием оценок и выводами).
• формирование умений и навыков по комплектованию агрегатов и подготовке их к работе, проведения ЕТО агрегатов для предпосевной обработки почвы.
Оценить 1863 0
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
Мастер производственного обучения
Тихонов Владимир Валерьевич
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Профессия: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
ПМ.01: Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
Тема программы:
Выполнение работ на агрегатах для основной и предпосевной обработки почвы.
Тема урока:Комплектование пахотных агрегатов для основной обработки почвы. Работа агрегатов.
формирование умений и навыков по комплектованию агрегатов и подготовке их к работе, проведения ЕТО агрегатов для предпосевной обработки почвы.
формирование умений обучающихся самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс выполнения работ по комплектованию машинно-тракторных агрегатов и подготовке их к работе;
формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность, чувства ответственности за качество выполняемой работы, умения работать в коллективе, соблюдения трудовой и производственной дисциплины, ответственное отношение к правилам техники безопасности.
- развитие умений пользования в процессе работы инструментами;
- развитие контроля и самоконтроля.
формирование ответственного отношения к профессиональным обязанностям, уверенности в себе, умение работать в бригаде.
Формирование профессиональных и общих компетенций :
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Формы работы:
Фронтальная, индивидуальная - применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний. При проведении текущего и заключительного инструктажа используется коллективная форма деятельности обучающихся (работа в бригадах).
Студенты, работая в бригадах, планируют и выполняют учебно-производственную работу.
Роль мастера п/о на уроке: правильно организовать работу обучающихся на каждом этапе, помочь выполнить задание в группах и индивидуально, проверить, сделать выводы, подвести итоги и перейти в следующий этап.
Роль студентов на уроке: отвечают на поставленные вопросы мастерап/о; слушают и обсуждают новый материал; наблюдают за выполнением трудовых приемов; упражняются в выполнении трудовых приемов и операций; аргументируют свою точку зрения; планируют предстоящую работу; в ходе практической работы решают производственную задачу; рефлектируют.
Источником информации для студентов на данном уроке служат:
- мультимедийная презентация, созданная с помощью программы MicrosoftOfficePowerPoint;
- инструкционная карта с последовательными технологическими операциями;
- лист оценки качества выполненного производственного задания.
Тип урока – урок освоения трудовых приемов и операций
Форма учебной деятельности – бригадная
Принципы обучения:
- сознательность и творческая активность,
- развивающий и воспитывающий характер обучения,
- последовательность и систематичность.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядно-демонстрационные (презентация, показ трудовых приемов и операций);
- практические (упражнения в выполнении трудовых приемов и операций, учебно-производственные работы);
- методы развития самостоятельности и активности обучающихся (планирование производственной работы, решение производственных задач).
Все они формируют умения выделять главное, обобщать и систематизировать материал, формируют навыки саморазвития личности.
Для реализации данных методов использована презентация, которая позволяет сделать урок наглядным и эмоционально насыщенным; материально-техническое оснащение: инструменты, строительные смеси. В результате обучающийся становится активным участником образовательного процесса.
На уроке студенты приобретают навыки:
- работы с различными источниками информации;
- решения производственных задач в ходе практической деятельности;
- проявлять и развивать свои творческие способности;
- умения слушать и слышать собеседника.
Материальное оснащение: трактор ДТ-75, плуг ПЛН - 4 – 35; набор ключей, ветошь, инструкционные карты, подставка под колеса плуга 300х200мм, заправочные емкости, пусковой шнур, медицинская аптечка.
В результате данного урока студент будет:
иметь практический опыт:
-управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
-выполнения механизированных работ в растениеводстве;
Исходя из планируемого результата, урок достигнет поставленных целей.
Читайте также: