План урока тип губки

Обновлено: 07.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклян­ные, Обыкновенные

Актуализация знаний ( повторение изученного материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Чем отличаются простейшие от других живых организмов?

В них есть хлорофилл

Состоят из одной клетки

у них нет органов

2. Какое простейшее обитает в водоемах, лужах, прудах?

3. В чем главное отличие Инфузори от Амебы?

Постоянная форма тела

4. Каким образом передвигается Инфузория туфелька?

С помощью ресничек

С помощью хвоста

С помощью лапок

5. Какие свойства живых организмов присущи простейшим ?

дыхание, питание, выделение, обмен веществ

раздражимость, размножение, движение

6. Какова роль простейших на планете?

очистка водоемов и корм

7. Какое простейшее вызывает малярию?

малярийный плазмодий

8. В чем роль инфузории живущей в желудках жвачных животных?

помощь в пищеварении

9. Какую форму тела имеют простейшие?

раковины или не имеют формы

раковины, твердый скелет, не имеют формы

10. Где обитают простейшие?

В воздухе, воде, в живых организмах, в почве

В воздухе, воде, в живых организмах

2.Установите соответствие между представителями простейших и так­сономической группой, к которой они относятся

Представитли простейших

Таксономическая группа

А) корненожки Б) жгутиконосцы

3) амеба дизентерийная

4) эвглена зеленая

Запишите в таблицу соответствующие буквы.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

К многоклеточным относят большую часть всех существующих на Земле животных. Несмотря на их различное происхождение, строение, поведение и образ
жизни, все они имеют общие черты: клетки их тела утратили свою самостоятельность (выполняя различные функции), отличаются разнообразием по строению
и объединены в ткани. Из тканей состоят органы. Органы, ткани и составляющие их клетки не способны к самостоятельному существованию в естественной среде.
У многоклеточных животных появилась симметрия — закономерное, правильное расположение частей тела относительно центра. Предполагается, что многоклеточные
произошли от древних колониальных форм простейших

КЛАССЫ: ИЗВЕСТКОВЫЕ, СТЕКЛЯННЫЕ, ОБЫКНОВЕННЫЕ

1.В чем различие и сходство губок и простейших животных?

2.Каково значение губок в природе и для человека?

Общая характеристика. К губкам относятся животные с выражен­ной (по сравнению с простейшими) специализацией клеток тела. Тело губок пористое, состоит из двух клеточных слоев — наружно­го и внутреннего. Между ними находится студенистое вещество с включениями из игл (рис. 13) — известковых, кремниевых или роговых, а также из клеток, подобных амебе. Наружный слой обра­зован плоскими эпителиальными клетками, а внутренний - жгути­ковидными клетками с окружающими жгутики воронковидными выростами цитоплазмы.

В настоящее время известно около 3 тыс. видов губок, которых подразделяют на 3 класса: Известковые, Стеклянные и Обыкновен­ные губки


Образ жизни. Губки обитают в пресной и морской воде. Боль­шинство губок — теплолюбивые животные, предпочитают воду с нор­мальной соленостью.

В зависимости от условий губки одного и того же вида могут различаться
по форме тела. Как правило, губки живут колониями в тех местах, где есть
твердое дно с течением воды или ее сменой (приливы — отливы). Продолжительность жизни различна: от нескольких недель до пятидесяти лет.

Взрослые губки неподвижно прикреплены к каменистому дну или пред-
метам, расположенным на нем. Такой образ жизни называют прикрепленным.

У губок хорошо развита пассивная защита, например выделение запаха, отпугивающего многих животных. Наличие в теле большого количества минеральных игл также спасает губок от многих хищников. Губки могут вырабатывать ядовитые химические вещества, которые используют для защиты от врагов или для обездвиживания мелких животных, которые служат губкам пищей (бактерии, простейшие). Помимо живой пищи губки могут питаться взвешенными в воде частичками тел отмерших растений и животных,
активно фильтруя воду, осуществляя тем самым санитарные функции в водоеме. Считается, что губки произошли от колониальных форм жгути­ковых. Систематика губок основана на разнообразии форм и составе их скелетных образований — игл.

Класс Известковые губки. Представители класса, имеющие известковый скелет, обитают на мелководьях морей и океанов. Мо­гут жить как одиночно, так и колониально. Диаметр их непрочного тела не более 7 см, окраска желто-серая. Скелетные иглы могут дости­гать 3 см в длину.

Класс Стеклянные губки. В основном это глубоководные фор­мы, высотой до 50 см. Тело легко повреждается. Живут в основном одиночно, колонии редки. Окраска тела — белая, серая, желтая или коричневая. Скелетные иглы содержат кремний, по величине бывают очень мелкие (около 1 мм) и очень крупные (до 30—40 см).

Подцарство многоклеточных. Губки

Класс Обыкновенные губки. Представители этого класса име­ют кремниевый скелет, состоящий из органического вещества и кремния, и обитают не только в морях и океанах, но и в пресных водоемах. Формы, окраска и размеры этих губок очень разнообраз­ны. Губки колониальные животные, одиночные — редки. Скелет­ные иглы у некоторых видов могут отсутствовать. Тело у одних осо­бей прочное, у других — мягкое, эластичное. У некоторых видов губки достигают размеров до 1 м.

губка многоклеточный организм

Значение губок. Несмотря на все защитные приспособления губок, их в большом количестве поедают морские звезды, некоторые рыбы и другие водные беспозвоночные и позвоночные животные.

Тип Губки (экспресс - Зоология) - подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Помимо того что губки служат пищей другим животным, они еще и прекрасная среда обитания для мелких паразитических ракооб­разных и червей, которые паразитируют в них.

Некоторых губок, например бадягу пресноводную и губку туалетную, активно собирает человек. Их используют в медицин­ской и парфюмерной промышленности, для технических целей и в качестве удобрений.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Какова основная особенность строения тела губок?

2.Можно ли утверждать, что губки — многоклеточные животные?

3.Используя несколько литературных источников, подготовьте сооб-
щение о сборе губок, их использовании.

4.Каково значение губок для сообщества водных животных и рыбо-
водства?

Одноклеточная водоросль зоохлорелла встречается в большом
количестве в цитоплазме клеток губок. Водоросли не перевариваются, а продолжают жить в клетках губки. В этом симбиозе они обеспечивают губку кислородом, частично органическими веществами, а губка предоставляет водорослям убежище, обеспечивает их углекислым газом, минеральными солями.

За сутки одиночная губка фильтрует до 20 л воды, а колония — до 1500 л.

Сушеную и растертую в порошок пресноводную губку бадягу
используют в медицине для лечения ревматизма, ушибов,
синяков.

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК Н.И.Сонина в 7 классе. Можно использовать и в программе В.В.Пасечника.

Познакомить учащихся с первыми многоклеточными беспозвоночными животными – губками.

Обучающие: раскрыть особенности организации губок как примитивных многоклеточных животных; охарактеризовать образ жизни, места обитания, питание, размножение губок, раскрыть значение этой группы животных; сформировать у учащихся представление о губках как о тупиковой ветви в эволюции, их регенерации.

Развивающие: сформировать умения узнавать этих животных, наблюдать, рассматривать натуральные объекты; развитие кругозора, воображения, самостоятельной познавательной активности, навыков использования различных источников информации, умения ориентироваться в информации, выделять главные моменты, интересно излагать эту информацию слушателям.

Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое в области биологии, работать в коллективе, принимать совместные решения.

Оборудование

Тип урока: комбинированный.


I . Актуализация знаний.

1) Фронтальный опрос.

Учитель: Продолжаем знакомство с многообразием живых организмов (демонстрация учебника и ЭУИ, Многообразие организмов – рисунок).


2) Индивидуальный опрос.

Учитель: Вспомнили простейших? Ну а теперь обратитесь к тесту.

Тестовое задание

Царство Животные. Подцарство Одноклеточные.

Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1. Простейшие животные – это организмы:

а) одноклеточные; в) одноклеточные и колониальные.

2. По характеру питания представители одноклеточных могут быть:

а) гетеротрофами; в) миксотрофами;

б) автотрофами; г) все верно.

3. Передвижение амёбы обеспечивается:

а) работой ресничек;

б) работой единственного жгутика;

в) работой двух и более жгутиков;

г) ложноножками, или псевдоподиями.

4. Выберите три правильных ответа.

У инфузории туфельки обыкновенной:

а) есть органеллы защиты и нападения;

б) органеллами движения являются реснички;

в) органеллами движения являются жгутики;

г) в клетке два ядра;

д) питание миксотрофное.

5. Найдите соответствие.

Типы простейших Представители

1) Инфузории; а) лучевики;

2) Саркожгутиконосцы; б) малярийный плазмодий;

3) Споровики; в) панцирный жгутиконосец;

д) инфузория трубач.

На доске появились правильные ответы, проверяющие, посмотрите. Какие у нас результаты?

II. Изучение нового материала.


У читель: Сегодня мы начинаем рассматривать животных из подцарства Многоклеточные (ЭУИ, Подразделение царства Животные – рисунок). Первыми на очереди просто устроенные беспозвоночные животные – губки (ЭУИ, Губки – рисунок).


( Запись числа и темы урока в тетради.)

Кто они – губки? Сколько их и какие? Для чего нужны? С этими вопросами мы и будем разбираться.


А животные губки (стр. 101 учебника) – это морские и пресноводные обитатели различных глубин, в основном теплых вод, но есть те, которые освоили и холодные. Они неподвижные, прикрепленные ко дну или подводным предметам; колониальные, реже одиночные. Губок называют примитивными животными, у них нет тканей и органов, все процессы выполняются отдельными клетками.

Тип насчитывает более 5000 видов (запись в тетради). Зоологи считают, что губки произошли от колониальных жгутиковых, а дальше начала они никому не дали, они – тупиковая ветвь эволюции. В царстве Растения, о каких организмах мы говорили, что они – тупиковая ветвь эволюции? (Учащиеся: Это были моховидные).


Н у а теперь снова губки. Внешний вид их необычен. Посмотрите, на что они похожи? Какая у них окраска? (ЭУИ, Общая характеристика типа Губки – анимация, рисунок учебника, стр.101).

(Учащиеся: на шарики, кустики, бокалы, вазы, чаши, комки, мешки… жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневатые, голубоватые, бурые. )


М ногие губки имеют интересные названия. Какие? (ЭУИ, Общая характеристика типа Губки – анимация).

(Учащиеся: морской апельсин, губка-сифон, пробковая губка, морской камнеточец, бадяга)

Учитель: Сегодня вы еще услышите, как они называются.

По размеру губки могут быть очень маленькие, всего несколько мм, несколько см, а могут быть до 1 м в высоту и более.

Каково строение, питание, размножение, значение губок – познакомьтесь с этим, поработав в группах. Просмотрите текст учебника на стр. 101–102 и дополнительный материал карточки из пособия к нашему учебнику, и каждая группа – подготовьте своё задание для класса.

(Работа учащихся в группах, выступление групп).

Задание для 1 группы

Выяснить: Каково строение и систематика губок?



(ЭУИ, Общая характеристика типа Губки – анимация.

ЭУИ, Строение губки – рисунок)

Все губки разделены на 3 класса: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Скелет у губок внутренний; он основной признак по которому они разделяются на классы.

У 1 класса Известковые губки – скелет из известковых игл различных по форме, расположенных в мезоглее.


2 класс Стеклянные губки – скелет из кремниевых игл, которые срастаются своими концами, образуя ажурные, но прочные конструкции (корзинка Венеры).

3 класс Обыкновенные губки – скелет из органического вещества – спонгина – нежный (туалетная губка); может быть из спонгина и кремниевых игл (чаша Нептуна, бадяга); или вообще отсутствует.

Учитель: Перед вами высушенные колонии пресноводных губок – бадяг из класса Обыкновенные губки, растёртые в порошок. Скелет бадяги состоит из кремниевых игл и спонгина. Рассмотрите внимательно измельчённые иголочки под лупой.

(Запись в тетрадь 3 классов)

Задание для 2 группы

Выяснить: Как питаются губки?

Губки пропускают через себя большие объёмы воды, по способу питания – они фильтраторы. Если фильтрация воды идёт в одной камере – центральной полости, то такой тип строения губки называется аскон (рис. учебника стр. 101). У большинства губок камер для фильтрации образуется много, этот тип строения губок называется сикон (рис. учебника стр. 101).

Интересное: Колония бадяги размером с человеческий палец за сутки может очистить 3 литра воды от 3 г молока.

(Запись новых слов в тетрадь: аскон, сикон)

Задание для 3 группы

Выяснить: Как губки размножаются, растут, сколько они живут?

Регенерация у губок, что это?


(ЭУИ, Размножение губок – рисунок)

При половом размножении из оплодотворённого яйца формируется свободноплавающая личинка, за счёт которой губки расселяются. Через некоторое время личинка оседает и превращается в маленькую губку.

Растут губки медленно. Живут - морские губки от нескольких недель до многих лет, а пресноводные – всего несколько месяцев.

Интересное: Если растереть губку на клетки, то её клетки снова соберутся вместе и получится то же самое животное (регенерация).

(Запись в тетрадь определения регенерации)

Задание для 4 группы


В ыяснить: Каково значение губок в природе?

(ЭУИ, Роль губок в природе, их практическое значение – анимация)

Губки служат убежищем для рыб, мелких ракообразных, червей, моллюсков.

Сверлящие губки разрушают береговые скалы и рифы, превращая их в щебень и песок, формируя берега морей.

Врагов у губок почти нет из-за их резкого неприятного запаха, колючего скелета, накапливаемых в теле ядовитых веществ. Но некоторые морские звёзды их всё-таки поедают, а пробковую губку – рыбы и тюлени.

Интересное: Раки-отшельники, выбирая мёртвую раковину брюхоногого моллюска, предпочитают ту, на которой поселилась пробковая губка.

Учитель: Вот вам и еще интересные названия: музыкальная труба, морской каравай, прутовидная губка.

Задание для 5 группы

Выяснить: Каково значение губок в жизни человека?


( ЭУИ, Роль губок в природе, их практическое значение – анимация)

Губку бадягу используют в медицине.

Скелеты стеклянных губок продают как сувениры.


И нтересное: В Японии скелет корзинки Венеры дарят молодожёнам в качестве символа прочной семьи и вечной любви.

Учитель: Толковый словарь Владимира Даля даёт три правильных написания: бадяга, бодяга и очень старое – водяга.

Вот они какие, губки – первые попытки природы сконструировать настоящие многоклеточные организмы.


I II. Закрепление знаний.

Восстановите схему строения губки, выбрав правильные ответы (ЭУИ, Строение губки – интерактив).

Внимание! О чём этот фрагмент? (ЭУИ, Регенерация губок – анимация).

Учитель: О чём мы говорили? Что узнали?

Образ жизни – прикреплённый.

Органов и тканей нет.

Размножение: бесполое и половое.

Способность к регенерации.

Есть внутренний скелет: минеральный (известковые и кремниевые иглы) или органический (спонгин).

Что было для вас самым интересным? Что больше всего запомнилось?

(Выводы учащихся, выставление оценок за урок)

IV. Домашнее задание.

Cтр. 101–103, схема строения губки.

В конце я прошу вас, ребята, заполнить маленький опросник: что запомнилось о губках с урока (напротив наиболее правильного ответа, по вашему мнению, поставьте знак – звёздочка *).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ pril.ppt

Тип Губки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тип Губки

Задачи урока: Изучить особенности внешнего и внутреннего строения Губок. Выяв.

Задачи урока: Изучить особенности внешнего и внутреннего строения Губок. Выявить примитивные черты их строения и жизнедеятельности Рассмотреть их многообразие. Выявить роль Губок в природе и жизни человека.

От прибрежных мелководий до мрачных морских глубин встречаются странные созда.

От прибрежных мелководий до мрачных морских глубин встречаются странные создания природы – губки. Размер губок от миллиметров до очень крупных, достигающих 2 метров и более в высоту. В настоящее время описано около 8000 видов.

Форма тела губок напоминает мешок или бокал. Слои клеток: 1. Эктодерма – нару.

Форма тела губок напоминает мешок или бокал. Слои клеток: 1. Эктодерма – наружный слой 2. Энтодерма – внутренний слой (содержит жгутиковые и амебовидные клетки) Мезоглея – студенистое вещество, расположенное между экто- и энтодермой

Скелет состоит из кремниевых или известковых игл, склеенных между собой особы.

Скелет состоит из кремниевых или известковых игл, склеенных между собой особым веществом. Основные функции скелета – опора и защита.

По типу питания губки – биофильтраторы. Питаются в основном взвешенными в вод.

По типу питания губки – биофильтраторы. Питаются в основном взвешенными в воде остатками отмерших растений и животных, а также одноклеточными организмами Дышат растворенным в воде кислородом. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через устье У губок отсутствуют ткани и органы.

Размножение губок бесполое половое Фрагментация Почкование Образование особых.

Размножение губок бесполое половое Фрагментация Почкование Образование особых внутренних почек - геммул Большинство губок гермафродиты Из оплодотворенного яйца выходит личинка, свободно плавающая в воде, а затем, прикрепляющаяся ко дну

Губки обладают способностью к регенерации если губку разрезать на куски, то и.

Губки обладают способностью к регенерации если губку разрезать на куски, то из каждого кусочка через некоторое время вырастит новая губка

Классы Губок Известковые губки Обыкновенные губки Стеклянные губки

Классы Губок Известковые губки Обыкновенные губки Стеклянные губки

Известковые Губки Морские животные обычно не длиннее 15 см. Скелет состоит из.

Известковые Губки Морские животные обычно не длиннее 15 см. Скелет состоит из карбоната кальция

Обыкновенные Губки К этому классу относится более 95 % всех видов губок. Скел.

Обыкновенные Губки К этому классу относится более 95 % всех видов губок. Скелет кремниевый. Обитают как в морской так и в пресной воде.

Стеклянные Губки Исключительно глубоководные формы, имеющие кремниевый скелет.

Стеклянные Губки Исключительно глубоководные формы, имеющие кремниевый скелет.

Значение губок Пища для водных животных Изготавливают украшения Используют в.

Значение губок Пища для водных животных Изготавливают украшения Используют в медицинских целях Используют в технических целях Туалетная губка – гигиенический материал

Выводы к уроку Губки – это многоклеточные водные животные Ведут прикрепленный.

Выводы к уроку Губки – это многоклеточные водные животные Ведут прикрепленный образ жизни Являются биофильтраторами Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл Отсутствуют ткани и органы Размножаются бесполым и половым путем Способны к регенерации Насчитывают 8000 видов

Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпиши.

Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы. 2. Все губки имеют ткани и органы. 3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет. 4. Губки обладают способностью к регенерации. 5. Все тело губки пронизано порами. 6. Вода в тело губки входит и выходит через поры. 7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы. 8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них. 9. Губки – это биофильтраторы. 10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпиши.

Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы. 2. Все губки имеют ткани и органы. 3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет. 4. Губки обладают способностью к регенерации. 5. Все тело губки пронизано порами. 6. Вода в тело губки входит и выходит через поры. 7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы. 8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них. 9. Губки – это биофильтраторы. 10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

Домашнее задание 1.Прочитайте текст учебника параграфа 5. 2.Подготовить сообщ.

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

Урок №5 Тема: Тип Губки.

Образовательные: рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности; показать их роль в природе и жизни человека.

Развивающие: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в учебных ситуациях.

Воспитательные: формировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов животных; содействовать воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, иллюстрации с изображением губок, презентация.

1. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос.

А)Каковы характерные признаки простейших?

Б) Есть ли у простейших преимущества перед многоклеточными животными? В чем они выражаются?

В) Рассказать о малярийном плазмодии….,эвглене зеленой…. инфузории….

2. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех .

К простейшим животным не относится:

г) малярийный плазмодий.

2. К систематическим группам простейших не относятся:

3. Переваривание пищи у простейших происходит в:

в) специальной вакуоли;

4. При дыхании простейшие выделяют:

б) углекислый газ;

5. К животным, способным питаться как зеленые растения, относится:

6. Простейшие погибают в кипяченой воде, так как им не хватает:

а) органических веществ;

б) минеральных веществ;

в) углекислого газа;

7. Благодаря цисте простейшие:

б) переносят неблагоприятные условия;

г) удаляют непереваренные остатки пищи.

8. Средой обитания простейших не является:

а) кровь человека;

г) кровь животных.

9. В движении простейших не участвует:

в) сократительная вакуоль;

//. Изучение нового материала

Что это за наросты на ветвях затонувших деревьев?(водные животные-потомки колониальных простейших)

Форма тела губок чрезвычайно разнообразна. Часто они имеют вид корковых, подушковидных, или комкообразных обрастаний и наростов на камнях, раковинах моллюсков или на каком-нибудь другом субстрате. Нередко среди них встречаются также более или менее правильные шаровидные, бокаловидные, воронковидные, цилиндрические, стебельчатые, кустистые и иные формы . Губки не передвигаются, не реагируют на самые сильные раздражители . И все-таки губки – особый тип царства животных ( Слайд 3 ).

Своей формой губки напоминают двуслойный мешок или бокал ( Слайд 4 ), внешний слой которого ( эктодерма) состоит из плоских поверхностных клеток, а внутренний ( энтодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи и воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют.

Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов ( Слайд 5 ) .

Процессы жизнедеятельности:

1. Дыхание . (Слайд 6 ). Как и большинство животных, обитающих в водной среде, губки используют для дыхания растворенный в воде кислород. Ток воды, проникающий во все полости и каналы губки, снабжает близлежащие клетки и мезоглею кислородом и уносит выделяемую ими углекислоту. Таким образом, газовый обмен с наружной средой осуществляется у губок непосредственно каждой клеткой или через мезоглею.

2. Питание . Губки питаются главным образом взвешенными в воде остатками отмерших животных и растений, а также мелкими одноклеточными организмами.

3. Выделение . Непереваренные остатки пищи выбрасываются в мезоглею и постепенно скапливаются около отводящих каналов, а затем поступают в просветы каналов и выводятся наружу.

Следовательно, основные жизненные отправления губок осуществляются крайне примитивным способом. При отсутствии специальных органов процессы дыхания, питания и выделения протекают у них внутриклеточно, за счет деятельности отдельных клеток.

4. Размножение. ( Слайд 7) . Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем.

5. Регенерация. ( Слайд 8 ). Хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений.

Тип Губки подразделяется на три класса. ( Слайд 9 )

Класс Известковые губки.

класс Обыкновенные губки.

класс Стеклянные губки.

Класс Известковые губки. ( Слайд 10 )

Исключительно морские губки, живущие обычно на небольшой глубине. Это довольно нежные организмы, одиночные или колониальные, редко превышающие 7 см в высоту. Тело их часто имеет трубчатую, бочонковидную или цилиндрическую форму. Иногда образуется ножка, при помощи которой губка прикрепляется к субстрату.

Класс Обыкновенные губки. ( Слайд 11 )

К этому классу относится более 95 % всех видов губок. Скелет кремниевый. Обитают как в морской так и в пресной воде.

Класс Стеклянные губки. ( Слайд 12 )

Стеклянные губки – своеобразные морские, преимущественно глубоководные, губки, достигающие 50 см в высоту и более. Тело их чаще всего бокаловидное, мешковидное или трубчатое, мягкое и легко рвущееся наподобие непрочного войлока, или при более значительном развитии скелета – довольно твердое и ломкое. Цвет серый, коричневый, белый или желтоватый. Обычно одиночные, реже колониальные организмы.

Характерные черты строения губок

Класс Известковые

Класс Стеклянные

Класс Обыкновенные

Высотой до 50 см

Окраска-белая, серая, желтая, коричневая

Достигает до1 м

Самостоятельное изучение материала. Стр.24

Значение Губок. ( Слайд 13 )

пища для водных животных;

используют в медицинских целях;

используют в технических целях;

туалетная губка – гигиенический материал.

Работа по вопросам:

Какова роль губок в природе? С какими особенностями строения губок связано их использование в природе?)

Выводы к уроку. ( слайд 14 )

Губки – это многоклеточные водные животные.

Ведут прикрепленный образ жизни.

Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл.

Отсутствуют ткани и органы.

Размножаются бесполым и половым путем.

Способны к регенерации.

Насчитывают 8000 видов.

4. Закрепление изученного материала.

Тест “ Тип Губки”. ( Слайд 15 )

Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений.

Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы .

Все губки имеют ткани и органы.

Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.

Губки обладают способностью к регенерации.

Все тело губки пронизано порами.

Вода в тело губки входит и выходит через поры.

Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы .

Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.

Губки – это биофильтраторы.

5. Домашнее задание. ( Слайд 16 )

Урок 4. Карточка 1

Задание : Дать определение понятий и вставить пропущенные слова в предложения. .

1.Дать определение. Что такое гетеротрофы? Фототрофы?

2.Тело простейших представлено …………..;

3.Для простейших характерен …………..тип питания;

4.Все простейшие —……..особи;

5.Простейшие передвигаются с помощью …………..

6.Тело корненожки бывает покрыто……….

Урок 4.Карточка 2

1.Тело простейших представляет собой многоклеточный организм;

2.Для всех простейших характерен фототрофный тип питания;

3.Все простейшие перешли к паразитическому образу жизни;

4.Фораминиферы— свободноживущие простейшие;

5.простейшие передвигаются при помощи выростов;

6.Радиолярии— одноклеточные, наиболее просто устроенные простейшие.

Урок 4. Карточка 1

Задание : Дать определение понятий и вставить пропущенные слова в предложения. .

1.Дать определение. Что такое гетеротрофы? Фототрофы?

2.Тело простейших представлено …………..;

3.Для простейших характерен …………..тип питания;

4.Все простейшие —……..особи;

5.Простейшие передвигаются с помощью …………..

6.Тело корненожки бывает покрыто……….

Урок 4.Карточка 2

1.Тело простейших представляет собой многоклеточный организм;

2.Для всех простейших характерен фототрофный тип питания;

3.Все простейшие перешли к паразитическому образу жизни;

4.Фораминиферы— свободноживущие простейшие;

5.простейшие передвигаются при помощи выростов;

6.Радиолярии— одноклеточные, наиболее просто устроенные простейшие.

1. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех .

1/К простейшим животным не относится:

г) малярийный плазмодий.

2. К систематическим группам простейших не относятся:

3. Переваривание пищи у простейших происходит в:

в) специальной вакуоли;

4. При дыхании простейшие выделяют:

б) углекислый газ;

5. К животным, способным питаться как зеленые растения, относится:

6. Простейшие погибают в кипяченой воде, так как им не хватает:

а) органических веществ;

б) минеральных веществ;

в) углекислого газа;

7. Благодаря цисте простейшие:

б) переносят неблагоприятные условия;

г) удаляют непереваренные остатки пищи.

8. Средой обитания простейших не является:

а) кровь человека;

г) кровь животных.

9. В движении простейших не участвует:

в) сократительная вакуоль; г) цитоплазма.

Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех .


Разработка урока на тему Тип Губки. Использовалась и используется на уроках биологии в 7 классах.

Содержимое разработки

Тема урока: Тип Губки

Цели: установить, какие животные появились на Земле вслед за колониальными жгутиковыми; вызвать у учеников интерес к изучаемой группе животных: их строению, образу жизни, размно­жению; познакомить с многообразием морских губок, их ролью в природе и в жизни человека.

I. Проверка знаний.

Назовите изученных простейших, укажите самых простых и более сложноорганизованных.

Каковы основные признаки простейших?

Назовите особенности строения и жизнедеятельности дизен­терийной амебы.

Какие еще паразитические простейшие вам известны?

Что вам известно о симбиозе простейших и травоядных живот­ных?

Найдите среди микропрепаратов микропрепараты амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки.

Нарисуйте и обозначьте органоиды амебы.

Нарисуйте и обозначьте органоиды эвглены.

Нарисуйте и обозначьте органоиды инфузории.

II. Изучение нового материала.

Обратить внимание учащихся на иллюстрации.

Что это за наросты на ветвях затонувших деревьев?

Что вам это напоминает? (Чаще всего дети принимают губки за водные растения.)

Эти необыкновенного вида наросты - удивительные водные животные. Они - потомки вымерших колониальных простейших. Их называют губками.

Вас интересует, почему эти странные наросты признаются животными, а не растениями? Ответ на этот вопрос вы дадите сами после того, как изучите строение и образ жизни губок. Вы сами до­кажете, что губки - животные, а не растения.

Рассмотрим пресноводную губку бадягу. (Изучение деталей ее строения ведется в единстве с выяснением их функций.)

Учитель дает характеристику классам губок. Рассказывая о стеклян­ных губках, необходимо сообщить о губке Корзинка Венеры.

В каждой такой губке обитает пара рачков - самец и самка. Они, попадая туда личинками и вырастая, не могут выбраться через мелкие поры. Японцы дарят эти губки молодоженам как символ супружеской верности.

Врагов у губок практически нет, кроме морских звезд. Живот­ных отпугивает не столько колючий скелет, сколько резкий специ­фический запах веществ, выделяемых губками. Вещества эти для многих животных токсичны. Губки часто окрашены в яркие цвета: зеленый, желтый, оранжевый. Зеленая окраска обусловлена симбиотическими водорослями. Кустистые губки образуют темно- зеленый пояс по всему мелководью Байкала. Прославленная чисто­та байкальской воды создается в значительной мере этими фильтраторами. Туалетные губки (их называют греческими) используют­ся в качестве мочалок.

Размножаются губки не только почкованием, но и половым пу­тем. Губки - одни из самых древних многоклеточных Земли. Экто­дерма у губок внутри, а энтодерма - снаружи. Эти животные как будто выворочены наизнанку, как куртка подкладкой наружу.

III. Закрепление изученного.

Почему губки называют многоклеточными животными?

В чем особенности строения губок?

Какие классы губок вам известны?


-75%

Читайте также: