План урока сольфеджио в дши
Обновлено: 05.07.2024
1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. Санкт-Петербург”. 2006 г.
2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2009 г.
3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”. Москва. 1994 г.
4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.
Оборудование, технические средства.
2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора).
Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий.
(Проект Есиповой Людмилы)
(Проект Мишаковой Ирины)
6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио”
10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал)
Приложения к уроку (не представленные приложения находятся у автора)
1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.
формировать знания, умения и навыки по темам:
ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4,
расширить знания учащихся о тональностях,
повторить и закрепить теоретические сведения.
1. Развить слуховое представление.
2. Развивать музыкальное мышление.
3. Развивать ладовые ощущения.
4. Развивать навыки ориентирования в тональности.
5. Развивать вокально-интонационные навыки.
6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.
1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.
2. Воспитывать умение работать в группе.,
3. Воспитывать творческую активность.
4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность.
2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.
3. Развить навыки написания мелодического диктанта.
4. Повторить метроритмические формулы.
5. Формировать интерес к процессу обучения.
Форма урока: групповая.
Методы реализации поставленных задач.
1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение).
2. Наглядно-демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные компьютерные. технологии, презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft Offise PowerPoint).
3. Ролевые игры (проблемные ситуации).
4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
Формы работы с учащимися.
1. Вокально-интонационные упражнения.
2. Анализ музыкального произведения.
4. Чтение с листа.
6. Практические задания.
Анализ результатов урока.
В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре-мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере 2/4, затакт.
Все теоретические знания они успешно применяли на практике.
Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.
Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.
Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.
Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на слог.
Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия.
Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”.
Преподаватель: Ребята, а что такое - лад?
Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук - тоника.
Преподаватель: А какие лады вызнаете?
Учащиеся: Мажорный и минорный.
Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.
Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада:
“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)
Затем интонируют звучание минорного лада:
“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера.
2. Анализ музыкального произведения.
Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”. (На экране компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы А.Гречанинова “Мазурка”).
Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?
Преподаватель включает следующий слайд-иллюстрации к прослушанному произведению.
И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?
Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, печальная танцовщица - крайние части, яркие цветы, воздушные шарики - средняя часть).
Преподаватель: А почему вы так решили?
Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)
Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины написал художник Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые, и синие! Почему вы всё-таки решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?
Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все-таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”.
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у мелодической линии может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд (на мониторе компьютера иллюстрации видов мелодической линии – восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное, “скачками”).
Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом произведении.
Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в мелодии.
Преподаватель: Молодцы, ребята!
3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ре-мажор.
Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?
Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.
Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому правилу, по определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто запомнить строение мажорной гаммы.
Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор, ребята”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”).
Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.
(Слайд с название звуков )
Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму мы будем петь?
Преподаватель: Почему вы так решили?
Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота - тоника, ведь гамма- это звукоряд от тоники до её повторения.
Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ре-мажор по дороге к нам случайно ничего не потеряла?
Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фа-диез и до-диез!
Преподаватель: Правильно. (Следующий слайд-карточки “фа” и “до” “превращаются” в “фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно!
Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ре-мажор с учётом расстояний - тонов и полутонов. “Фа-диез – соль”, “до-диез - ре второй октавы” держатся за руки, изображая полутоны. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями - поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” - поём попевку “каждый звук неустойчивый очень настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.
Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму Ре-мажор все вместе.
Учащиеся поют гамму Ре-мажор под гармонический аккомпанемент.
Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с визуализированной мелодией. Одно из них мы сейчас споём.
- Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня?
Учащиеся: В тональности Ре-мажор.
(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра - бубны, маракасы, колокольчики, на компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют сначала со словами, затем нотами. В проигрышах исполняют ритмическое сопровождение, соответственно ритмическим блокам, появляющимся на экране).
4. Музыкальный диктант.
- На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию “Лягушки” - слайды №1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио приложением трек № 24).
Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо- мажорного или минорного?
Учащиеся: Из мажорного.
Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта песня?
Учащиеся: В размере 2/4.
Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой?
Учащиеся: Со слабой - с затакта.
Учащиеся: 2 предложения.
Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений.
Учащиеся: Мелодия повторяется.
Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии?
Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз.
Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6).
Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким ступенькам лада?
Учащиеся: по I, III, V - по устойчивым ступеням.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами мелодией - некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”)
Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана мелодия?
Учащиеся: В Ре-мажоре – при ключе стоят знаки фа и до-диезы.
Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки! (Ребята называют “спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”.
Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами.
Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы перебраться из прудика “ре” в соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но как это сделать?
Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз.
Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой?
Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности До-мажор.
Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к инструменту и попробуй сыграть эту мелодию в тональности До-мажор, а остальные ребята будут играть на “немых клавиатурах”.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”.
1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” - иллюстрация, слова песни. Звучит фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни.
2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите.
3) Преподаватель включает эффект - “появление объекта” , на слайде появляется нотная запись мелодии. Преподаватель предлагает определить тональность мелодии, ознакомиться с нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста).
4) Следующий слайд- нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) – “рассыпается” на такты - разноцветные кубики.
Преподаватель предлагает ученикам “собрать” - восстановить мелодию. Учащиеся в интерактивном режиме “собирают” в правильном порядке мелодию песни “Зима”.
Преподаватель: Какие вы молодцы!
5. Чтение с листа
В компьютерной программе “Электронное сольфеджио”.
Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения (по выбору преподавателя), определите тональность, назовите размер.
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.
Преподаватель: Давайте проанализируем упражнение - тональность, направление движения мелодии, с какой ступени лада начинается, по каким ступеням движется, какой ступенью заканчиваются фразы, предложения. обратите внимание на ритмические особенности.
После подробного анализа – настройка при помощи камертона.
Учащиеся сольфеджируют упражнение с дирижированием.
Преподаватель: А сейчас послушаем, правильно ли мы выполнили задание.
Преподаватель запускает режим воспроизведения, учащиеся убеждаются в том, что они успешно справились с заданием.
Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План-конспект открытого урока по предмету сольфеджио преподавателя первой квалификационной категории Григорьевой Ольги Владимировны с учащимися 6-го класса ДПОП.
п. Улькан 2019 год
Цель урока : Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у детей путём применения различных форм музыкальной деятельности. Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия. Закрепление пройденного материала, доступное объяснение новой темы и первичное её закрепление.
Воспитательная: Способствовать гармоничному воспитанию растущей личности; способствовать формированию нравственных качеств личности: работоспособности, дисциплинированности, ответственности, доброжелательности, умение работать в группе. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития учеников.
Развивающая: Развивать и совершенствовать вокально - интонационные навыки, чувство ритма, слуховые представления о главных трезвучиях и обращениях, доминантовом септаккорде и его обращениях, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка.
Методы обучения: Словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, сравнения, сопоставления, проблемно-поисковый, объяснительно -иллюстративный; накопление знаний; наблюдение; контроль; самоконтроль.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами комбинированного типа урока.
Вид урока: Лекция с элементами презентации и беседы; практикум, контрольная работа (музыкальная эстафета).
Форма урока : групповая
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Карточки: клавиатуры, буквенные обозначения, интервальные составы аккордов из новой темы (Д7 и его обращения), ступени, буквенные обозначения звуков, аккордов, тональностей.
Музыкальное домино для работы в командах (Трезвучия и их обращения, Д7).
Нотный материал:
-Рабочая тетрадь 5 класс Г.Ф. Калининой с.23 у.5, 6, 7, 8, 9.
Применение педагогических технологий
Технология формирования мотивации или игровая технология.
Здоровьесберегающая технология.
На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности ).
Информационно-коммуникативная технология.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация учащихся, активизация их познавательной и творческой деятельности. Использование современных информационных технологий на уроке сольфеджио делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся любого возраста. Способствует повышению качества обучения на предмете сольфеджио, развивает интерес к предмету, вовлекает в активную музыкально – творческую деятельность, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Проверка домашнего задания (были заданы правила в р.т. с.3,4,5).
Построение Д7 и обращений с разрешениями в F – dur , сольфеджирование.
Разгадать запутанный диктант – диктант записан на обратной стороне доски отдельными мотивами, после проигрывания мелодии преподавателем дети должны расставить цифры правильной очерёдности мелодию, определить тональность и найти в ней обращение Д65. Записать в тетрадь.
Рефлексия: подведение итогов урока: вопросы с помощью карточек со ступенями, буквенными обозначениями аккордов, их интервальным составом.
Домашнее задание: 1.Рабочая тетрадь Г. Калининой 5 класс с.23 у.5,6,7,8,9.
2.Ж. Металлиди с.44 № 101, 102 – определить тональность, найти в мелодиях изучаемые аккорды и подписать их, сольфеджировать; №103 играть и петь с дирижированием.
3.Выучить новую тему и закреплять пройденные.
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую работу на протяжении всего урока.
Учитель : Вашим домашним заданием на сегодня было очень хорошо выучить правила по теме буквенные обозначения, трезвучия, их обращения, Д7. Для проверки ваших знаний нужно разделиться на две команды и выбрать капитана, а так же придумать название команды.
- проверочная презентация по аккордам;
- карточки по буквенным обозначениям;
- слуховой анализ аккордов Т53 S 64 D 6 T 53 в F – dur гармонический вид – настроить в тональности, каждая команда поёт тетрахордами восьмыми длительностями и с дирижированием на 2/4.
- построить гармоническую последовательность на доске – F dur гармонический вид – T 53 S 64 D 6 T 53 - участники команд поочерёдно выходят к доске и поэтапно строят данную цепочку –
Каждая команда поёт в мелодическом расположении, а затем просольфеджировать на голоса.
У ДОМИНАНТЫ БЫЛО ТРИ СЫНА.
У Доминанты было три сына.
Сын его старший был толстым и сильным.
Квинтсекстаккордом все его звали,
И по широким шагам узнавали.
Орден Секунды носил он. Но где?
Не угадаете… На голове!
У Доминанты было три сына.
Сын его средний – любопытный детина.
Терцквартаккордом все его звали
И по хитрющим глазам узнавали.
Орден секунды носил он. Но где?
Не угадаете… На животе.
У Доминанты было три сына.
Сын его младший был вечно унылый.
Секундаккордом все его звали,
И по склонённой голове узнавали.
Орден секунды носил он. Но где?
Не угадаете… На сапоге.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое обращение и какие уже вы знаете обращения?
Дети: Обращение – это когда нижний звук переносится на октаву выше. У интервала одно обращение, у трезвучий два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Учитель: Предлагаю построить в нотной тетради Д7 и его обращения в тональности F – dur .
Построение Д7 и обращений с разрешениями в F – dur , сольфеджирование.
Учитель: На базе пройденного материала, коим является №136 из сборника В. Кирюшина, попытаемся закреплять свои знания по новой теме. Итак, для начала мы его просольфеджируем с дирижированием. Данный № исполняется под аккомпанемент.
Дети исполняют № 136 с учителем. Обсуждают тональный план-основная тональность и отклонения, большое количество Д7.
Учитель: Девочки, посмотрите внимательно на мелодию и скажите, а встречаются в ней обращения Д7?
Учащиеся: Да, втсречаются. Это Д65, который звучит и вверх и вниз.
Учитель: Молодцы, всё верно. Давайте его отметим в мелодии и просольфеджируем с разрешением, по два такта(спели).Предлагаю просольфеджировать №136 ещё раз зная, что вы поёте еще и Д65.(дети поют).
Учитель: Молодцы, девочки!
Учитель: (открывает запутанный диктант на доске). Для вас необычное задание: вы должны распутать мелодию. Работаем так же в командах. После проигрывания мелодии команды обсуждают свои варианты и капитаны отвечают. Отрывочки должны пронумеровать.
Разгадать запутанный диктант – пронумеровать в правильном порядке мелодию, записанную по мотивам и найти в ней обращение Д65, тональность обсудить. Записать в тетрадь.
Учитель: Ну что ж, вы отлично справились с заданием, а теперь эту мелодию вы должны грамотно записать в свою нотную тетрадь(записали и исполнили № сольфеджио с дирижированием).
VII . Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Учащиеся : Познакомились с обращениями Д7.
Учитель: ( на доске на магниты вешает карточки с обозначением 4 –х аккордов и предлагает детям к каждому аккорду подобрать нужную ступень и интервальный состав).
- Пригодятся ли полученные знание в дальнейшей нашей работе?
- Над чем еще необходимо поработать? Что не получилось?
Учитель даёт и объясняет домашнее задание. Благодарит детей за хорошую работу и выставляет оценки.
Домашнее задание. 1.Рабочая тетрадь Г. Калининой 5 класс с.23 у.5,6,7,8,9.
2.Ж. Металлиди с.44 № 101, 102 – определить тональность, найти в мелодиях изучаемые аккорды и подписать их, сольфеджировать, №103 играть и петь с дирижированием.
3.Выучить новую тему и закреплять пройденные.
4.Разучить самостоятельно песенки – правила об обращениях Д7, найти и отметить обращения и разрешения.
Сольфеджио- пение с названием звуков. Первоначально предназначалось только вокалистам (нотация монаха Гвидо-995-1050гг.).
В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений. В ДШИ форма занятий групповая, проводится раз в неделю по 1,5часа.
Основная задача- развитие музыкального слуха, так же, как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего , самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, который сможет применить их на практике.
Учредитель: Администрация Унечского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Принято и одобрено на заседании
Протокол № от 2012 г.
План методической работы.
I. Основная задача предмета сольфеджио в ДШИ:
а) в младших классах (1-3кл; 1-2 кл.)
б) в средних классах (4-5кл; 3 кл.)
в) в старших классах (6-7кл; 4-5кл.)
II. Планирование работы на занятиях:
(полугодовые, поурочные планы).
III. Построение урока сольфеджио : основные формы работы.
IV. Примерный план урока.
V. Домашнее задание по сольфеджио:
VI. Типы опросов по сольфеджио.
VII. Основные требования к занятиям по сольфеджио.
VIII. Методическая литература.
I. Основная задача предмета сольфеджио в ДШИ:
а) в младших классах (1-3кл; 1-2 кл.)
б) в средних классах (4-5кл; 3 кл.)
в) в старших классах (6-7кл; 4-5кл.)
Сольфеджио- пение с названием звуков. Первоначально предназначалось только вокалистам (нотация монаха Гвидо-995-1050гг.).
В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений. В ДШИ форма занятий групповая, проводится раз в неделю по 1,5часа.
Основная задача- развитие музыкального слуха, так же, как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего , самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, который сможет применить их на практике.
Как во всяком педагогическом процессе воспитание неотделимо от обучения, так и в сольфеджио развитие слуха основано на усвоении знаний в области нотной грамоты, элементарной теории музыки в широком смысле этого слова, которое вытекает в дальнейшем в изучении гармонии.
Кроме того , сольфеджио должно обеспечить овладение практическими навыками чтения с листа и записи музыки.
Задачи ДШИ состоят в том, чтобы способствовать развитию всесторонних и гармонических музыкальных способностей детей.
Объем знаний и навыков , которого следует достичь в ДШИ определяется программой.
Учебной план школы должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом.
Это значит , что в работе над развитием слуха на уроках сольфеджио следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях- знания, понятия, освоенные в курсе сольфеджио.
II. Планирование работы на занятиях:
(полугодовые, поурочные планы).
Подготовка к урокам должна начинаться с составления календарного плана полугодового.
Материал программы распределяется по количеству уроков.
В основном определяются сроки прохождения теоретического материала: тональности, аккорды, последовательности и т.д.
Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый музыкальный материал.
Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о 4-х этапах в усвоении каждого нового раздела:
Объяснение нового материала;
Проработка и закрепление этого материала;
Усвоение, то есть самостоятельное выполнение задания;
Контроль уровня усвоения(индивидуальный).
III. Построение урока сольфеджио : основные формы работы.
В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один раз в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение.
Некоторые формы работы, например, анализ на слух вообще не могут быть проведены без педагога.
Да и в пении, и в записи диктанта, в чтении с листа, основное направление и контроль может быть осуществлен только педагогом, то есть, на уроке.
Поэтому , умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок- одна из важных задач педагога.
Многим, особенно начинающим педагогам, кажется, что провести урок сольфеджио совсем просто: надо петь упражнения( гаммы, интервалы, аккорды и т.д.), прослушать, пропеть с листа упражнения из имеющегося сборника и написать диктант.
Но, чем больше работает педагог, тем все больше встает перед ним вопросов, как добиться лучших результатов, как быть со слабыми учениками, как научить писать диктант, петь и слышать…
Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым, или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться.
Однако на каждом уроке должны быть использованы все основные формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.
Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.
Так, хоровое пение, чтение с листа, где каждый учащийся активно участвует в работе, лучше всего чередовать слушаньем, индивидуальным опросом.
Диктант, требующий активности , собранности каждого, лучше всего проводить в середине урока, когда внимание учащихся еще не ослабло.
В ДШИ группы надо комплектовать по возрастному принципу. В старших классах- по специальности.
Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.
Так в младших классах основной усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознание эмоциональных ощущений.
Педагог должен воспитывать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.
В средних классах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основой работы должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений.
На этом уровне педагог обязан воспитывать самостоятельность детей, продолжать прививать у них интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
В старших классах основное внимание педагога должно быть направленно на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.
Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы.
Так в младших классах необходим яркий , эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, применение игровых приемов, движений и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.
В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей идет уже развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков.
В старших классах- необходимо усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и умений.
IV. Примерный план урока.
Проверка присутствующих (2 мин.);
Проверка домашнего задания, повторение, распевание( 8 мин.);
Объяснение нового материала, слушание, индивидуальный опрос (15мин);
Закрепление, пение старых номеров( 10 мин.);
Чтение с листа (10 мин.);
Домашнее задание, заключение, выставление оценок.
V. Домашнее задание по сольфеджио:
(формы, дозировка).
Домашнее задание по сольфеджио необходимо.
Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха.
Основные требования к домашним заданиям:
Задания не должны превышать возможности учащихся на данном уровне их развития. Это особенно важно в ДШИ , где дети еще не умеют и не могут многое делать самостоятельно.
Необходимо указать задачу , цель и пути выполнения задания. Все должно предварительно проработано в классе, показан способ выполнения.
Лучше дать задание меньше, но учащийся должен качественно его выполнить.
Формы домашних заданий:
Сольфеджирование примеров – это повторение и отработка исполнения мелодий, пройденных в классе, пение в транспорте, подбор примеров от разных звуков, в разных тональностях, самостоятельное разучивание новых примеров.
Можно порекомендовать – при разучивании нового примера, прежде всего надо сыграть настройку и первый звук, пропеть с листа , а затем проиграть пример на инструменте, чтобы проверить себя.
Или другой прием: проработать отдельно ритм примера путем простукивания или сольмизации, мысленно представляя себе звучание, затем проиграть пример на инструменте, а затем уже петь его без инструмента, добиваясь беглости и чистоты исполнения.
Но играть и петь одновременно- нельзя!
В письменные задания по сольфеджио входят: списывание номеров, транспонирование, определенные построения, сочинения мелодий, группировка длительностей.
VI. Типы опросов по сольфеджио.
Для оценки успеваемости учащихся применяются разные типы опросов.
Беглый опрос с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производиться на каждом уроке, потому что он послужит укреплению пройденного материала.
Проверочный опрос по темам. Его задача- выяснить усвоение материала каждым учащимся. Достаточно спросить 3-4 учащихся , а остальных на следующем уроке. Можно проводить письменный проверочный опрос, чтобы охватить весь класс.
Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. В ДШИ не стои оценки каждый раз за домашнее задание , но обязательно давать словесную характеристику каждому опрошенному.
Контрольный опрос , устный и письменный. В ДШИ контрольный опрос проводиться по полугодиям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрать материал так, чтобы трудность для всех была одинаковая. Легче всего это сделать в виде письменных работ. Диктант дается для всех один , письменные задания на построения интервалов, аккордов ,педагог подготавливает заранее.
Устные опросы можно также сделать сходными по степени сложности, сделав своего рода билеты.
При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащихся, и его отношение к уроку, к предмету сольфеджио, его самоподготовку, работу на уроках.
VII. Основные требования к занятиям по сольфеджио.
Основные требование к занятиям сольфеджио следующие:
Методичность и последовательность в построении урока.
Ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач.
Умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальным и пристальным вниманием к каждому учащемуся.
Четкая организованность классной работы и домашних заданий.
Требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.
В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной.
Урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления ,и главное,- быть насыщенным музыкой, высоким качеством музыкального исполнения.
Планы-конспекты уроков по сольфеджио в 1 классе ДПОП "Первоклассное сольфеджио". Данное пособие является обобщением опыта по преподаванию сольфеджио в 1 классе ДПОП в ДШИ. Содержит календарно -тематическое планирование по предмету, подробные конспекты уроков с теоретическими пояснениями, музыкальными примерами и упражнениями, примерные контрольные задания по четвертям.
Оценить 9346 2
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Спасибо большое за предоставленную разработку. Это огромная помощь при подборе материала и подготовке к урокам сольфеджио первого класса. И я, как преподаватель теоретических дисциплин, обязательно воспользуюсь им.
Спасибо большое за предоставленный материал, за проделанную титаническую работу при составлении сборника.Удобен при подготовки к уроку по сольфеджио .
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.
Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.
Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.
Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.
Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также:
- Что такое рмп в доу
- Анализ занятия по профориентации в доу
- Прочитай шуточный рассказ langue etrangere и скажи какой иностранный язык учит котенок в школе
- Какие перемены в жизни восточных славян произошли со становлением древнерусского государства кратко
- Чудная картина фет анализ стихотворения кратко