План урока словазлучэнне 11 клас

Обновлено: 30.06.2024

Цели урока: научить размышлять над прочитанным, сопереживать; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: письма, документы, фотографии, газеты, книги о войне.

I. Слово учителя

— Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

— Чем занимается Сашка на фронте?

— Как изображается война?

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«— Сколько у вас в роте было человек? — спросил Сашку капитан.

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

— Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

— Почему Сашка не подчиняется приказу?

— Как расценивать этот его поступок?

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым — приказы на войне надо выполнять.

— Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

— Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

IV. Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

— Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

— Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

V. Заключительное слово учителя

Домашнее задание

Конспект урока русского языка в 11 классе, в качестве приложения - электронная презентация, разработанная мной.

ВложениеРазмер
Конспект урока русского языка "Повторение лексики и фразеологии" 47.5 КБ
Презентация к уроку "Повторение лексики и фразеологии" 2.72 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Центр образования при исправительных учреждениях Самарской области

по русскому языку в 11 классе

Учитель русского языка

- активизация творческих способностей учащихся,

- формирование интереса к слову и языку в целом.

«Глаза людей – бездонные колодцы,

В них Тайна, Жизнь, Любовь и Красота.

Как в зеркале видны в них все уродства

«Зрение обеспечивает до 90%

Актуализация темы урока.

- Давайте внимательно прочитаем эпиграфы к нашему уроку. Как вы думаете, о каком слове может пойти речь в ходе нашего урока? (Глаза).(слайд2)

Повторение и углубление сведений из области лексикологии .

«Глаз – 1. Орган зрения, а также само зрение. Чёрные, карие, серые , голубые глаза .

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные)(слайд 3).

Определение лексического значения слова в контексте.(слайд 4)

- Предлагаю вам прочитать стихи М.И. Цветаевой и ответить на вопрос:

С какими поэтическими синонимами мы встретились в этих текстах?

« Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след,-

Другие – с очами и с личиком светлым,

-Что такое синонимы? Приведите примеры синонимов.(слайд 5)

-Что такое антонимы? Приведите примеры антонимов. (слайд 6, 7)

- Как называются устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления, употребляющиеся обычно в поэтической речи?

- Подтверждение тому и строчки А.С.Пушкина, вынесенные в эпиграф, и строки поэта 19 века Е.П.Гребенки, положенные на музыку:

« Очи чёрные, очи страстные,

Очи жгучие и прекрасные!

Как люблю я вас! Как боюсь я вас!

Задание : ответьте на вопросы-

1. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое?

а) боярин б) вече в) армяк г) ямщик д) очи

2.Вот список существительных:

а) очи б) бигуди в) жалюзи г) усы д) санки е) лыжи ё) коньк и

- У каких из них нет формы ед. числа?

3. Вот названия некоторых частей дома (усадьбы):

а) ворота б) крыльцо в) крыша г) окно д) наличник е) чердак ё) черепица.

- Какие из них исторически являются однокоренными с названиями частей тела?

- Не один раз поэты и писатели будут обращаться в своих произведениях к удивительным, лучистым, жгучим, прекрасным женским глазам.

- Задание : запишите строчки из стихотворения С.А. Есенина и ответьте на вопрос: Какой художественный приём позволяет поэту создать такой удивительный образ?(слайд 10)

«Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,

- Что такое метафора?

(Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку).

- Выделите в этом предложении грамматические основы, дайте характеристику предложения.

«Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

-Есть ли у этого слова омоним?

- Что такое омонимы?

Работа со словарем Ожегова С.И.

( Чтение словарной статьи «Глазок – 1. Небольшое круглое отверстие в чём-н. Глазок в двери .

2. Почка, срезаемая с растения для прививки.

3. Небольшое углубление с почками на поверхности картофельного клубня.

Работа со словарём В.И.Даля.

Обратимся к словарю В.И.Даля.

(«Глазъ – орудие чувственного зрения; око.

Буркала, баньки юж.

-Как называются слова, употребляющиеся только в данной местности?

(Диалектизмы). Приведите примеры таких слов.(слайд 11,12)

Работа с профессиональной лексикой .

- К какому стилю речи вы бы отнесли данный текст?

- Какие профессиональные слова встретились вам?

(Орган зрения, глазное яблоко, глазные мышцы, слёзные железы и т.д.)

- Что такое профессионализмы?

Повторение фразеологии. (слайд 13,14)

Задание : подберите синонимы к данным фразеологическим оборотам:

В оба глаза смотреть – смотреть внимательно.

В мгновение ока – очень быстро.

Во все глаза – пристально.

Глаза слипаются – мучительно хочется спать.

Как зеницу ока – очень заботливо. (Зеница – зрачок).

Хоть глаза выколи – совершенно темно.

Глаза на лоб лезут – сильно удивляться.

Глазами хлопать – бессмысленно смотреть.

- Что такое фразеологизмы?

1) попробовать (на) ощупь;

2) прикинуть (на) глаз;

3) подбирать (на) слух;

4) знать (на) зубок;

5) пробовать (на) вкус.

Обобщение. (слайд 15)

1) Чем архаизмы отличаются от историзмов?

2) Чем профессионализмы отличаются от жаргонизмов?

3) Составить предложение, используя диалектные слова.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Повторение лексики и фразеологии. Презентация по русскому языку в 11 классе. Учитель Иванова Л.Ю.

Историзмы . Мужчина в армяке боярин

Историзмы. Памятник ямщику вече

Диалектные слова. чесанки шалопайки

Диалектизмы. шаньги туесок

Обобщение. 1) Чем архаизмы отличаются от историзмов ? 2) Чем профессионализмы отличаются от жаргонизмов ? 3) Составить предложение, используя диалектные слова. 3) Составить предложение, используя диалектные слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лексика и фразеология

На данном уроке повторяются и закрепляются основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ.

Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе.

Тематический зачет по теме "Лексика и фразеология" (конец учебного года)

Данный зачет можно проводить в конце учебного года при повторении изученного материала.


Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".


Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа.


Конспект урока русского языка по теме "Лексика и Фразеология"


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Привитие интереса к занятию лыжным спортом.

Формирование навыков ЗОЖ.

Совершенствовать попеременный двухшажный ход.

Совершенствовать одновременные двухшажный ход.

Совершенствовать переход с одного хода на другой

Воспитывать организованность, самостоятельность.

Способствовать закаливанию организма.

Инвентарь:лыжи, палки, фишки, свисток.

Место проведения: пришкольный стадион.

Использованные технологии: здоровьесберегающая технология.

Организационно – методические указания

Подготовительная часть.

Выход на учебный круг.

Повторение инструктажа по технике безопасности на уроках лыжной подготовки.

Разминка на лыжах:

А) пройти на лыжах разминочный круг скользящим шагом без палок.

Б) пройти разминочный круг на лыжах с палками.

В) пройти на лыжах разминочный круг, с максимальной скоростью используя любой лыжный ход.

ОРУ на месте.

стоя ноги врозь, вращать руками в плечевом суставе вперед, назад.

стоя ноги врозь руки за голову в замок. Повороты туловища влево, вправо.

стоя ноги врозь, туловище наклонено вперед руки в стороны. Повороты влево, вправо.

приседание с опорой на лыжные палки.

выпад правой вперед опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног.

Выпад левой вперед опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног.

Проверить у детей соответствие формы одежды к занятиям на улице. Проверить исправность лыжного инвентаря. Напомнить основные требования безопасности при занятиях на уроках лыжной подготовки.

Соблюдать интервал во время движения 2 метра. Акцентировать внимание у детей на скольжение на 1 лыже.

Построить детей, чтобы сильные ученики оказались впереди.

Все упражнения выполняются с максимальной амплитудой.

Основная часть

Напомнить основную схему движений рук и ног при передвижении одновременного одношажного хода.

1) Имитация работы рук при движении одновременным одношажным ходом.

2) Имитация работы ног при движении попеременным двухшажным ходом.

3) Положение туловища. Тело лыжника слегка наклонено вперед. Спина слегка округлена. Руки и ноги совершают циклические движения.

Отработка схемы работы рук и ног в движении.

4) Прохождение одного разминочного круга, используя ранее изученные лыжные ходы.

5) Прохождение учебного круга одновременным двухшажным ходом. Следующий круг – попеременным двухшажным ходом.

6) Прохождение двух учебных кругов, разделяя его на отрезки по 30-40 м, чередуя одновременный и попеременный двухшажные ходы.

Руки работают попеременно, при выносе руки вперед, рука слегка согнута в локтевом суставе, поднимается не выше горизонтали. Во время отталкивания, когда рука отводится назад мах до упора.

Самое важное в движении попеременным ходом наличие скользящего шага и отсутствие двух опорного положения ног. Во время отталкивания нога делает мощный толчок назад и происходит скольжение на одной лыже. Опорная нога слегка согнута в коленном суставе.

Во время движения на лыжах не нужно допускать колебаний туловища влево и вправо.

Обратить внимание на технику скользящего шага. Шаг широкий отталкивание мощное.

Толчок палками мощный. Рука в момент окончания толчка полностью выпрямляется в локтевом суставе и отводится до упора в плечевом суставе.

Обратить внимание на координацию работы рук и ног.

Заключительная часть

Построение. Подведение итогов занятия, разобрать ошибки, если имели место. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: выполнять передвижение, на лыжах используя изученные ранее ходы. Уход с места занятий.

Отметить наиболее отличившихся в уроке и при проведении эстафет. Сдать лыжный инвентарь.

Загрузить презентацию (107 кБ)

Цели:

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

На доске представлен план урока :

А. Фонетика

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор

Б. Орфоэпия

  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]

  • А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
  3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц - [рц], лнц - [нц], нтг - [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

Вариант 2.

Г) гроздь – горсть;

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

средства для детства

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.

Читайте также: