Какую роль играет свет в живописи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Технологическая карта урока 3

Список используемой литературы 13

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Формирование новых умений

Планированные образовательные результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным категориям, устанавливать причины выявления объема предмета,.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели .

Методы и формы обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, практический, творческий поиск; индивидуальная, фронтальная

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, полутень; тон, тональные отношения

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты ,задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Формируемые умения (УУД)

Беседа с постановкой проблемы.

Демонстрирует разное освящение предмета. Задаёт вопрос.

Осмысливают цель урока. Знакомятся с источниками освящения.

Регулятивные: определяют цель и проблему. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.

2.Изучение нового материала (презентация).

Получают представление об освящении, как средстве выявления объёма предмета. Осмысливают понятия.

Познавательные: анализируют новый материал, сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объёма предмета. Личностные: проявляют познавательную активность.

3. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

Предлагает задание: выполнить натюрморт, контрастный по содержанию(светлые и тёмные тона).

Выполняют задание. Ищут свои пути решения учебной задачи

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели.

Вопросы на повторение изученного материала.

Предлагает проанализировать изображение и правильно соотнести все градации светотени. Задаёт проблемный вопрос.

Рассматривают схемы, решают поставленную задачу.

Коммуникативные: используют речевые средства в соответствии с ситуацией.

Регулятивные: оценивают конечный результат.

Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, электронная презентация, образец выполненной работы, альбом для рисования, кисть, краски.

Учебные вопросы:

Роль света и тени в передаче формы предмета.

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

Беседа учителя

Введение в тему.

Черная тень предо мной на дороге,

Темною машет рукой в такт шагам.
Быстро бежит – у нее длинней ноги,

Тени не люди – не верят словам.

Солнечный свет своим телом закрою,

Тень создавая свою тем в пути.
Только домой не возьму тень с собою,

Нет там ей места – меня тень прости.

Для человека свет создает необходимое условие видимости. При изменении света меняются образы освещаемых предметов. Для художника свет – преобразующая сила, под воздействием которого даже самые обычные предметы становятся более выразительными и приобретают неповторимые очертания. Свет - разделяет поверхность предмета на теневую и освещенную стороны (рис. 1).

А зависит освещенность предметов от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

hello_html_m3485db6b.jpg

1 – собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта; 2 – полутень – место перехода от света к тени; 3 – рефлекс – оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко лежащих объектов; 4 – свет – поверхность наиболее ярко освещенная источником света; блик – самое светлое пятно на освещенной части предмета; 5 – падающая тень – тени на неосвещенной стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими.

Светотень в изобразительном искусстве - способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

hello_html_553a2d8.jpg

Существуют несколько источников света: естественный, искусственный, смешанный. Освещение бывает направленным, рассеянным, комбинированным.

Направленное освещение. Примером направленного освещения являются прямые лучи Солнца в ясный день. Такой тип освещения создает на предмете четкий свет, тени, а порой и блики. Блик – это отраженный свет, светлое пятно, точка на темном предмете. При направленном освещении освещается только поверхность объекта, обращенная к свету, остальные же поверхности остаются в тени. При помощи направленного освещения достигается чрезмерный контраст изображения.

Рассеянное освещение. Данный тип освещения создается при помощи солнечного света сквозь облака или туман, при помощи светильника и т.д. Рассеянный свет дает мягкое освещение, оно распределяется по поверхности объекта равномерно и одинаково. Тени и блики в этом случае отсутствуют. При помощи рассеянного освещения предается не только форма, но и цвет.

Комбинированное освещение. Такое освещение представляет собой синтез направленного и рассеянного света. Оно наиболее предпочтительно, так как имеет свойство образовывать полутени, которые создают впечатление объема предмета. При помощи комбинированного освещения изменяется яркость света.

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Обратим внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

hello_html_2086276f.jpg

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним (рис. 2). Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение — такое направление освещения, когда источник света находится сбоку от объекта съемки и от фотографа (рис. 3). Лучи света как бы пересекают объект по горизонтали, порождая тени и придавая объекту объем и глубину. Такой способ хорошо подчеркивает контур объекта, но должен применяться аккуратно, чтобы не получить "односторонней" композиции, так как тени при таком способе освещения получаются длинным, а. все объекты освещены с одной стороны.

Рис. 3. Боковое освещение

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег. В то время как фронтальное и боковое освещение призвано обратить внимание зрителя на текстуру и объем объекта, обратное подчеркивает его силуэт (рис. 3). Объекты, а особенно персонажи, освещенные таким образом, часто имеют таинственный или страшный вид.

Освещение также может быть простым, сложным, прямым или косым.

При простом освещении свет имеет одно направление, при сложном – он распределяется сразу от нескольких источников. При прямом освещении лучи падают на поверхность предмета под углом больше 45°, при косом – они падают на поверхность объекта под углом менее 45°.

Степень освещенности того или иного объекта характеризуется таким понятием, как тон. Сильный тон показывает контрастные соотношения светлого и темного, слабый – мягкие соотношения светлого и темного.

Необходимо помнить, что при изображении всех типов свети и тени, изображение должно быть цельным.

hello_html_5436050e.jpg

Творческая практическая деятельность учащихся

Попробуйте гуашью нарисовать натюрморт, в котором бы отразилась борьба света и тени. Используйте для изображения любые предметы. Гуашь возьмите контрастных цветов – белого и черного. Главная задача – отобразить виды освещения, которые меняют восприятие формы объекта.

Подведение итогов урока

hello_html_6233d2dc.jpg

Учащиеся демонстрируют свои работы. Подводят итоги. Отвечают на основные вопросы по изученному материалу:

- Что такое светотень?

- Какие бывают типы освещения?

- Что такое контражурное освещение?

- Какую роль играет свет в живописи?

Список используемой литературы.

Учебно-методическое обеспечение:

Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ, Асрель, 2004. – 34 с.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2011. – 176 с.


Что такое светотень?

Предмет зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен. Распределение освещенности по его поверхности называется светотенью, которая показывает не только степень видимости областей предмета, но и передает его объем и конфигурацию, а также окружающую обстановку, частично поглощающую световой поток.

Свет распространяется прямолинейно и изменяет направление, когда переходит из одной среды в другую или отражается от поверхностей. В свою очередь отражение лучей позволяет видеть цвет и форму, которые воспринимаются тем или иным образом в зависимости от силы источника света, расстояния от него до освещаемого объекта и угла падения лучей.


Хорошо видно, что все поверхности имеют разную освещенность, степень которой принято делить на:

  • самое светлое место;
  • свет;
  • полусвет;
  • полутень;
  • собственную тень;
  • падающую тень;
  • рефлекс.

Сила света


Теплый и холодный свет

Теплое освещение привносит в обстановку уют и расслабляет, а холодное концентрирует. Согласно закону тепло-холодности (хоть он и достаточно условен) тени при теплом свете следует делать более холодными и наоборот. Теплоту дает свет электрической лампы, открытого огня, заката солнца и в большинстве случаев дневное освещение на плэнере. Тени обычно приобретают голубовато-серый, зеленоватый, фиолетовый и синеватый оттенок.

Свет, проникающий в помещение из окна, излучаемый солнцем в ненастную погоду и люминесцентной лампой, как правило, холодный. Окутанные легкой дымкой освещенные участки предметов приобретают голубоватый, белесый и темно-серый цвет. Тени, наоборот, выглядят теплыми – красноватыми, зеленоватыми и коричневыми.


Направленность цвета

От того, куда направлен световой поток, и каким образом расположены объекты зависит степень их освещения и распределение теней. Следует также учитывать высоту источника света, от которой изменяется восприятие объема, конфигурации и фактуры предметов, а также расстояние между ними. Направлением света и местоположением источника по отношению к объектам можно задавать настроение в картине – от запутанности, загадочности и интриги до открытости, доверительности и синергии.


Хаотичный, контрастный и рассеянный свет


Сложное освещение

Опытные художники в своих произведениях иногда используют нестандартные способы освещения объектов. Оно может быть представлено в виде одновременного воздействия направленного бокового и рассеянного верхнего света или холодного светового потока из окна наряду с локальной подсветкой электрической лампы. Вариантов довольно много, и это позволяет художнику воплотить в реальность интересные замыслы и оригинальные идеи.


Однако следует помнить, что разнонаправленное освещение, особенно одинаковой светосилы, убивает форму, объем, цвет и воздушную перспективу , которая является неотъемлемой составляющей глубины пространства, целостности художественного произведения и самой техники Старых мастеров. Поэтому начинающим художникам, которые решили освоить методику великих художников эпохи Возрождения лучше избегать сложности света и свести к минимуму вероятность появления ошибок, ведущих к разрозненности композиции. Подробнее об этапах работы можно прочитать в книге , посвященной технологии оптических просветов, базирующейся на технике Старых мастеров и дополненной современными приемами в живописи.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах как качество света влияет на цветовое решение живописного натюрморта (на натюрморте, в отличие от других жанров, разница освещения и цветовые изменения видны лучше всего и наиболее понятны).

СИЛЬНЫЙ, СРЕДНИЙ (УМЕРЕННЫЙ) И СЛАБЫЙ СВЕТ.

Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично. Давайте проанализируем, как выглядят объекты окружающего мира после заката в сумерки или ночью. Вспомнили? А теперь представьте, как они выглядят в яркий солнечный полдень.
В том и в другом случае форма и объём предметов плохо различимы: из-за нехватки света и из-за его избытка. Обилие света, также как и его недостаток, уничтожает объём, форму, иногда и пространство, при этом создавая особенный эмоциональный настрой. Этим активно пользовались художники конца XIX начала XX века, пытаясь ухватить в своих картинах особую неуловимость бытия (Коровин, Врубель).
Большое количество света в натуре высветляет краски, уменьшает количество собственных и падающих теней, снижает контраст в живописи в сторону светлоты. Такое состояние даёт яркое южное летнее солнце, когда свет мощным потоком распределяется по предметам сверху вниз.

Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности (насыщенности). Полное отсутствие света - темнота - убивает всё видимое. Соответственно, чем менее ярко освещена модель, тем меньше в ней видимых характеристик (силуэт, объём, детали, характер и т. д.). Поэтому тёмные сумеречные и ночные изображения редко встречаются в реалистической живописи.
Разумное сочетание интенсивности освещения и затемнённости в натуре выявляет максимально возможные её особенности. Привычное для восприятия человеческим глазом сочетание освещённых участков с теневыми (собственные и падающие тени) создаёт полную иллюзию реалистичности, правды жизни.

ТЁПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ СВЕТ.

О законе тепло-холодности мы неоднократно говорим на занятиях живописью в студии. Но часто, выйдя за пределы класса и взявшись за этюд красками дома, всё напрочь игнорируется и вместо характерного золотистого подмеса в освещённые электрической лампой части предметов, кладутся обычные белила (в тени, чёрный соответственно).
Хотя этот закон и условен - если свет тёплый, то тени холодные и наоборот - но учитывать его, хотя бы на этапе первой прописки, стоит непременно. Определитесь изначально, прежде чем намешивать первые оттенки цвета, к какой части спектра относятся цвета предметов в освещённой и теневой частях без учёта локального цвета - к холодной или к тёплой (в них больше жёлто-красно-оранжевых оттенков или голубовато-зеленоватых). Разница в тепло-холодности делает живопись цветной (полноцветной), контрастной не только по светлоте (а контраст - обязательное условие любого художественного произведения), понятной для восприятия зрителем и реалистичной.

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня, солнечный свет на пленэре (но не всегда! это зависит от ситуации). Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими (это открытие импрессионистов, сделанное более 100 лет назад напряжённой творческой работой на открытом воздухе).

Холодный свет окутывает освещённые части предметов лёгкой дымкой голубоватого, холодного серого или нейтрально белого цвета, оставляя тени тёплыми коричневыми, зеленоватыми, красноватыми. Холодным бывает свет, идущий в комнату из окна, солнечный свет в ненастье, белый свет люминесцентной лампы и т.д.
Но не следует понимать закон тепло-холодности буквально и искусственно примешивать ко всем предметам, например, жёлтый в свету и синий в тени. Помните, что дело не в самой краске, а в качестве замеса - зелёный, коричневый, фиолетовый могут быть как разнообразными тёплыми, так и многочисленными холодными, а задача художника подобрать необходимый замес и положить его в нужное место для наилучшей выразительности и правдоподобия.

НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВОГО ПОТОКА.

Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине (и в натуре, разумеется). Понять о чём я пишу можно легко, сравнив между собой картины:

Источник света в первом случае находится справа вверху, а направление светового потока идёт параллельно линии горизонта, выхватывая из темноты только части фигур и предметов. Это придаёт сцене некоторую запутанность и загадочность - хочется внимательнее рассмотреть и понять, кто, что и в каком положении изображён на картине. Во втором случае, источник свет находится между персонажами, так же направляя основной поток света вдоль линии горизонта, но уже слева направо. При этом, фигуры первого плана остаются тёмными (свет попадает на них со стороны невидимой зрителю и художнику), а фигура дальнего плана, развёрнутая лицом к зрителю, хорошо освещена. Благодаря этому приёму в картине возникает некая интрига - персонажи объединены друг с другом, они сгрудились вокруг общего источника света, оставляя зрителя вне описываемой ситуации, отстраняясь от него. В третьем примере световой поток идёт слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему персонажи и предметы освещены хорошо, объёмы и формы ярко выражены и легко воспринимаются зрительно.

Помните, что в зависимости от направления потока света и положения предметов и объектов относительно него, а также высоты источника света может меняться не только качество восприятия объектов на картине (их форма, объём, пространство между ними, точность детализации и другое), но и впечатление на зрителя от этих предметов и объектов (помните, что освещённое снизу лицо выглядит намного страшнее, чем в верхнем или боковом свете?).
Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.
Свет снизу вызывает непривычные ассоциации, добавляет изображению загадочности, драматизма.
Традиционный боковой свет как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны.
Фронтальный свет (в лоб) минимизирует ощущение объёма, делает изображение плосковатым, декоративным - ощущение театральной постановки, искусственности.
Свет из-за предметов (контражур), выявляет только силуэты, лишая объекты объёма, цвета, любых отношений внутри самого объекта. Это придаёт изображению монументальности, таинственности, отстранённости от зрителя.

обыграй понятия направленный и рассеянный, насыщенные и приглушенные тона, цветовой и тоновой контраст.

Алекс Просветленный (39241) Расскажи, что это такое, а главное, уточни, что без освещения нет ни тени, ни полутени. Вот и будет важная роль света.

Явление света в изобразительном искусстве многогранно, а его значение в системе выразительных средств живописи сравнимо со значением света в жизнедеятельности человека.

Для художников свет служит главным средством выражения его художественных замыслов.

Картина бывает тем выразительнее, чем больше художник при создании её опирается на жизненно правдивые эффекты освещения.

В живописи, как и в других видах изобразительного искусства, роль освещения часто заключается и в том, чтобы сосредоточить внимание зрителя на определенной части картины.

В изобразительном искусстве освещение часто играет решающую роль в создании выразительности образа, в передаче настроения и содержания произведения.

Художник, глядя на окружающую его действительность, аналитическим взором отбирают из нее наиболее характерное, интересное и красивое, стремясь все это подчинить основной идее-выражению содержания задуманной картины.

Свет может, кроме того, может быть предметом изображения сам по себе, начиная с его условных трактовок, как, например, в иконе, и кончая иллюзионистической передачей различных световых эффектов.

Так же важно заметить, что свет является средством передачи материальности, реалистичности, жизненности.


При виде понравившейся картины, созерцатель думает о том, что именно его в произведении впечатлило. Но самое интересное состоит в том, как сам художник смог привлечь внимание к своей работе. А эта задача выполняется с помощью изобразительных приемов, которые используются для передачи настроения, атмосферы, реализма и самой идеи. Самым важным является умение видеть свою работу цельно. С этим художнику помогают градации света и тени, которые позволяют ему представить все изображаемые предметы одновременно и распределить их на планы и группы.

Тональность в изобразительном искусстве

Вместе с простой линией, с разнообразием цвета, которые позволяют художнику изображать задуманное, тон является одним из основных приемов. Именно законы тона помогают мастерам в передаче фактуры, формы предметов, воздействия на них окружения и воздушного пространства.

Градации света и тени

Что такое валер

Световые деления оттенка или цвета в тоне называются валерами. Их уровни начинаются с белого и заканчиваются самым темным оттенком цвета. Изменение этих уровней зависит от того, какое количество белого или черного добавляется в локальный цвет. Но, несмотря на тот факт, что это достаточно сильно уменьшает эффект яркости, валеры очень важны в изобразительном искусстве. Благодаря уровням создается точка, которая привлекает внимание, эффект глубинного пространства, цельности и самое важное – объем.

Картины, выполненные в технике гризайли, показывают важность умения понимать валеры. В подобных изображениях используются серые и другие нейтральные тона, с помощью которых художнику проще определять основные градации света и тени - блик, полутень, тень, свет, рефлекс - в живописи и графике.

Природа в гризайле

Роль теней в живописи и графике

Тени на изображаемом объекте показывают плохо освещенные или вовсе не освещенные участки. Их можно разделить на собственные и падающие. Плохо освещенные участки на поверхности именуются собственными тенями, а мрак, который отбрасывает объект, - падающими. Тень, которая появляется при влиянии слабого освещения нескольких источников, именуется полутенью.

В живописи тень изменяется в зависимости от того, какое освещение. Если оно естественное теплое, то тени будут холодным, а при искусственном свете они теплые. Эти градации при взаимодействии со светом позволяют изобразить связь между светом и тенью - светотень. Но она отличается от тональных валеров тем, что подвластна только оптическим законам, а не воображению художника. Иными словами, изображая светотень на объекте, художник опирается на конкретное освещение, а при создании общей картины, используя тона, он добивается целостности в пользу композиции, что немного отличается от реального видения.

Связь атмосферы с освещением

Роль света в живописи и графике

От светового источника зависит, как художник сумеет передать форму и объем нужных предметов. А сам свет заключает пространство в свои законы, которые распределяются в воздушном пространстве и ощущаются на поверхностях. Свет проявляется на поверхности объекта, находящегося под прямыми лучами. Под его влиянием изменяются не только самые обычные материалы и фактуры, но и глянцевые поверхности. Если последняя выпуклая или плоская, под прямым лучом света образуется блик. С помощью блика намного проще передать светоотражающий материал благодаря общей связи предметов в живописи с цветовым рефлексом и другими градациями света и тени.

Живописный пейзаж

Роль рефлекса

Рефлекс в живописи и графике демонстрирует связь предметов между собой и их влияние друг на друга, что придает работе целостность. Он образуется в тени из-за лучей, которые падают на близко находящийся объект, и показывает его отраженный свет. Именно рефлекс дополняет работу художника.

В натуре не всегда все идеально и правильно, ведь объекты объединяются в группы и планы. Жители картин пишутся с особым вниманием, направленным на их окружение. Ощущение воздушного пространства создается впечатлением от предметов второго плана, которое возникает при изучении первого плана. Среди опавших осенних листьев можно заметить зелень, которая идет от еще не увядшей травы. Эти рефлексы в живописи природы добавляют картине особенную цветность и атмосферу.

Контрастная марина

Рефлексы и остальные градации света и тени меняются в зависимости от освещения. Один и тот же вид из окна показывает все свои яркие и тусклые цвета за целый день, что напоминает киноленту, которая меняет настроение зрителя.

Читайте также: