План урока проверка домашнего задания

Обновлено: 04.07.2024

Цель: включить учеников в урок, нацелить на работу. Оргмомент должен проходить очень быстро, тактика ожидания бесплодна. Чем спокойнее и собраннее учитель, тем быстрее откликнутся на него ученики. Оргмомент может длиться 3-5 мин, если учитель хочет обсудить тему и цели урока. Постановка цели: составить такой план, чтобы все самое интересное было в конце. Ученики будут работать быстрее.

2.Опрос и проверка д/з (м.б. только опрос, м.б. только проверка) (5-15 мин)

Опрос – проверка теоретических знаний по предыдущей теме.

Проверка – контроль сформированности письменных умений.

Изучение нового материала (5-15 мин)

На этом этапе мы проводим школьников ч/з 4 этапа усвоения новой темы. Цель: дать понятие о новом языковом явлении.

  1. Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д.
  2. Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники)
  3. Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником
  4. Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет)

3-4 могут меняться.

Закрепление

Цель: начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение язык.материала от похожих, употребление яз.явления в собственных высказываниях.

1.Анализ яз.яв. в недеформированном тексте. (текст без пропусков. Н-р: касательная, коснулся, прикосновение)

2.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией. (Буква пропущена, нужно вставить или объяснить)

3. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую)

4. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими смешиваемыми деформациями (эту стадию можно пропустить, если нет похожего материала) (косой, коса, касаться)

5. Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст)

Повторение

Цель: актуализация знаний и умений.

Виды повторений см.билет №6

Подведение итогов

Выставление отметок, оценивание качества работы. Вопросы: Чему мы научились? Что нового? как вы себя чувствовали? Где возникли трудности? Как вы думаете, мне интересно было вести урок? – учим прогнозировать не только свою д-сть). Подводим итоги в той же форме, в которой проходил урок. (если путешествие – то какие острова).В итогах даем оценку классу в целом, отдельным ученикам. Отметки обязательно аргументируем.

Задавание на дом

Д/з должно занимать 1/3 времени урока (не более 15 мин). Д/з должно носить практический х-р. (при изучении антонимов – подобрать пословицы). Необходимо с ребенком обсудить, как нужно выполнять д/з. Д/з в начале, когда тема не новая, а продолжение. Д/з не должно даваться со звонком, или после звонка. Д/з в этапе закрепления, если выполняемое упр. аналогично домашнему.В идеале д/з за 5-7 мин.до звонка.

Этап проверки домашнего задания. Способы проверки, их сильные и слабые стороны.

Проверка – контроль сформированности письменных умений.Проверка ДЗ в классе способствует закреплению умений, позволяет выявить проблемы и затруднения учащихся, служит средством контроля, что стимулирует выполнения учениками ДЗ. Для четкости и эффективности этого этапа учитель должен сам дать образец ответа.

Виды и способы проверки д/з:

1. Индивидуальная проверка – учитель собирает тетради с ДЗ и проверяет их дома, не проводится проверка ДЗ в классе, если новая тема не связана с ДЗ, если на урок запланирован большой объем. В 5 кл. и в 1.2 четверти 6 кл. положено проверять все работы, а далее — выборочно, наиболее значимые).

Плюсы: глубокая качественная проверка и оценка знаний.

Минусы: не проверяется уровень знаний у всех учащихся.

Плюсы: проверяется наличие ДЗ у всех учащихся, педагог определяет, кого из учащихся можно вызвать для реализации других способов проверки ДЗ

Минусы: невозможность глубокой и качественной проверки и оценки знаний.

3. Ученик отвечает упражнение по учебнику, а учитель следит по его тетради. В случае расхождений учащемуся предлагается объяснить, например, написание. Так проверяют прочность сформированных уме­ний или недобросовестного ученика.

Плюсы: качественная проверка и оценка знаний, ученик заново повторяет упражнение по учебнику.

Минусы: невозможно проверить знания у всех учащихся таким способом.

4. Ученик отвечает задание по своей тетради, а учитель в это вре­мя проверяет по тетради другого ученика, который следит по учебнику. В результате двум учащимся ставятся в журнал отметки.

Плюсы: качественная проверка знаний, легко задействовать большее количество учеников.

Минусы: невозможно проверить знания у всех учащихся таким способом.

4. Фронтальная проверка.

Ученики отвечают по вызову учителя, т. е. вразброс, с места, или по цепочке, отметки не ставятся. Проверка вразброс

Минусы: учащиеся с медленной реакцией не могут ни быстро ответить, ни качественно проверить упражнение; кроме того, разрушается целостность восприятия материала.

Проверка по цепочке

Плюсы: позволяет сохранить цельность задания, по­могает ученику высчитать, какое задание/предложение ему достанется, продумать ответ и хорошо его сформулировать, пользуясь образцом предшественников (особенно это важно для слабых учащихся, которым обеспечивается ситуация успеха).

5.Выборочная проверка. Проверяется не все упражнение и не в том порядке, как ученики его записали дома — требуется группировка в словах Н/НН, а педагог предлагает одному ученику прочитать и объяснить все случаи с Н, а другому — все слу­чаи с НН (это индивидуальная выборочная проверка). Могут отве­чать не два ученика, а по очереди читать сначала все слова с Н, затем с НН по цепочке (фронтальная).

Плюсы: задействован весь класс.

Минусы: если ученик плох готов, то такая проверка может затянуться.

Плюсы: задействованы все учащиеся, класс включен в работу, собран.

7. ДЗ проверяется с помощью аналогичного классного упражнения или задания, которое включает трудные случаи из домашнего упражне­ния. Такое задание следует предлагать ученикам в начале урока.

Плюсы: класс разберется вместе с учителями с трудностями, которые у них возникли.

Минусы: у учеников могут остаться затруднения именно с теми словами, с/с, которые были в дом.упр.

8. Уплотненная проверка предполагает ответы 1—3 учеников у до­ски (они выполняют необходимые записи, например, морфологического разбора, выписывают слова с орфограммами), а учитель в это время организует фронтальную рабо­ту с классом (например, обсуждает тип, стиль, заголовок текста), затем слушают индивидуальные ответы у доски. Этот способ эффективен, ког­да к упражнению дано много разнообразных заданий.

Плюсы: задействован весь класс.

Минусы: Когда отвечают у доски, ученики быстро выключатся, если ученик плохо готов, опрос может затянуться.

Плюсы: заняты все учащиеся, формируется умение сопоставлять свои знания и форму ответа с тем, как делают это другие.

Минусы: необъективность оценивания знаний учащихся друг другом.

Плюсы: Самопроверка формиру­ет постепенное умение видеть свои ошибки, возможность оценить всех учащихся.

Минусы: необъективность оценивания знаний, трудности остаются неразрешенными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

Методическое пособие

«Формы и методы организации этапа

(для преподавателей ОУ)

Пособие составлено учителем начальных классов Гульченко Еленой Юрьевной.

Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в образовательном процессе.

Инновационные методы проверки домашнего задания

Рекомендации по организации устного опроса.

Игровые методы проверки домашнего задания в начальной школе.

Литература и интернет ресурсы.

Формы и методы организации этапа

всесторонней проверки домашнего задания.

Цель: обобщить педагогический опыт при организации проверки домашнего задания. Помочь педагогам в организации всесторонней проверки домашнего задания.

Описать практические методы организации проверки домашнего задания.

Показать актуальность систематичности проверки домашних заданий, а так же важность применения разнообразных форм и методов.

«Фактически постепенно должна

стираться грань между

классными и домашними заданиями

с переходом к непрерывной,

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

Новые подходы к современному уроку предполагают 7 этапов всесторонней проверки домашнего задания:

Для решения дидактической задачи этапа необходимо у становить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Содержание этапа перед учителем ставит цель в ыяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Условия достижения положительных результатов возможно при использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса

Показателем выполнения дидактической задачи урока является возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков

Оптимальность предъявляемых требований среди других этапов урока, позволяет учитывать возрастные и иңдивидуальные особенности детей; при этом отдается предпочтение заданиям поискового и проблемного характера.

Использование различных форм и методов контроля способствует активизации мыслительной деятельности на уроке . Доминирующими становятся поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

Ошибки, допускаемые при реализации , такие как однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаөмого материала приводят к применению новых подходов к решению данного вопроса.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки.

Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания.

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.

Инновационные методы проверки домашнего задания

Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому я использую инновационные методы проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

- Какие открытия ты сделал для себя во время работы? (Вопрос к автору презентации о жизни и творчестве В.П. Астафьева.)

- Сравните свои записи с моими. Если есть полное совпадение, поставьте себе 1 балл; если у вас информации больше, добавьте ещё 1 балл.

Поднимите руки, кому сосед по парте помог. Чем?

- Проанализируйте собственный текст.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

- Вы прослушали ответ Влада. Какие рекомендации вы можете ему дать?

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

- Сравните свои записи с моими. Если есть полное совпадение, поставьте себе 1 балл; если у вас информации больше, добавьте ещё 1 балл.

Дискуссия . Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

Тематический кроссворд . Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.

Взаимная проверка . При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
3. Рекомендации по организации устного опроса.

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. В своей работе я использую следующие способы:

Тихий опрос. Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

Опросная цепочка . Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

4.Игровые методы проверки домашнего задания в начальной школе.

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаю несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

5.Литература и интернет-ресурсы:

/ Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/

/Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/

/ Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/

2 План урока: 1.Проверка домашнего задания. 2.Учимся узнавать и оценивать себя. 3.Виды деятельности. 4.Учимся правильно организовывать свои занятия.

3 Проверка домашнего задания: - страница 44 - вопросы.

4 Заполни схему: Мои способности Я могу делать. У меня не получается. Я хотел бы научиться.

7 Виды деятельности. Впиши соответствующие примеры из перечисленных в таблицу: 1.собака сторожит дом, 2.мальчик катается на велосипеде, 3.композитор сочиняет оперу, 4.учитель ведет урок, 5.белка делает запасы на зиму, 6.мама сажает цветы. Деятельностью не К деятельности являются относятся

8 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ МИРУ, ХАРАКТЕРНЫЙ ТОЛЬКО ДЛЯ ЛЮДЕЙ. ОСНОВНОЕ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, СОЗДАНИЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ В ПРИРОДЕ.

10 Разгадай кроссворд Устное народное Труд иначе. 3.Бывает в школе. 4. То, чему время, когда потехе час.

11 Работа с картиной: страница 52 + страница 53 – Путешествие в прошлое.

12 Учимся правильно организовывать свои занятия: - работа с памяткой – страница 55.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома (в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий часто зависит, как она выполняется. При выполнении домашней работы учащиеся классов нередко прибегают к помощи воспитателей, одноклассников (механическое списывание готовых заданий), невыполнение из-за малейших затруднений, неуверенности в своих силах. Зачастую задачи и примеры, выполненные учеником дома (в группе) - это чисто и аккуратно переписанные готовые решения в тетрадь. Это приводит к тому, что если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Учитель математики:

Веретенникова Н.А.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома ( в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий часто зависит, как она выполняется. Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся классов нередко прибегают к помощи воспитателей, одноклассников (механическое списывание готовых заданий), невыполнение из-за малейших затруднений , неуверенности в своих силах.. Зачастую задачи и примеры, выполненные учеником дома( в группе) - это чисто и аккуратно переписанные готовые решения в тетрадь. Это приводит к тому, что если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

осуществлять в разных формах.

Наиболее традиционными способами проверки домашнего задания являются:
- сбор тетрадей учащихся, с целью проверки качества выполнения домашней работы;
- проверка – консультация (рассматриваются решения задач, которые вызвали затруднения при решении дома);
-самопроверка по образцу (предлагается рассмотреть решение у доски задачи похожей на задачу из домашней работы, но с другими числовыми значениями).

- теоретическая разминка (предлагаются устные задания на закрепление изученных формул, похожие на те, которые должны были выполняться дома);

-математический диктант (предполагает опрос выученного теоретического материала дома;

- мини -контрольная работа и её анализ (дается на 10 мин. маленькая контрольная работа на основе домашних заданий).

Все перечисленные традиционные способы проверки дом заданий позволяют осуществлять обратную связь на указанном этапе, однако имеют существенные недостатки:

В ходе изучения литературы по теме самообразования я познакомилась с несколькими иными приемами проверки домашнего задания, позволяющими разнообразить процесс проверки домашнего задания:

В результате таких методов контроля выполнения домашнего задания, учащиеся стараются даже если они выполнили её не самостоятельно, а с чьей- то помощью, то в ней разобраться.

Подводя итоги своей работы, необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки. Вышеперечисленные приёмы развивают рефлексию высокого уровня не только педагогов, но и их воспитанников.

Читайте также: