План урока приспособленность организмов

Обновлено: 02.07.2024

Памятка
1.Ставить микроскоп в рабочее положение необходимо двумя руками: одной - держать за штатив, другой – за подставку.
2.С помощью зеркала поймайте луч света и направьте его на рассматриваемый объект.
3.Во время настройки зрительной трубы надо следить, чтобы линзы объектива не коснулись микропрепарата.
4. Просмотр микропрепарата надо всегда начинать с малого увеличения объектива. Большое увеличение используйте только при необходимости.
5.По завершении работы уберите микропрепарат с предметного столика, протрите столик чистой салфеткой, поставьте в нерабочее положение тубус и зеркало.

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_biologii_adaptatsii_v_prirode.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Смольковская О.В.

Цели и задачи урока:

- повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знания о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

- сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

І. Повторение изученного материала:

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.

б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?

в) Почему в природе происходит борьба за существование, каково ее следствие?

г) К чему приводит естественный отбор?

ІІ. Учитель подводит беседу к теме урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной….? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Отсюда следует схема:

Борьба за Естественный Приспособленность организмов к окружающей

существование → отбор → среде, многообразие видов

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования. О приспособленности мы и поговорим сегодня.

Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? ( Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь)

Приспособленность или адаптация – совокупность особенностей строения, физиологических процессов, поведения организмов, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение : приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства

ІІІ. Многообразие адаптаций.

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела)

- обтекаемая форма тела у рыб и птиц

- перепонки между пальцами у водоплавающих животных

- густой шерстный покров у северных млекопитающих

- плоское тело у придонных рыб

форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек)

3. Покровительственная окраска:

развита у видов, которые живут, открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала) Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак)

4. Предостерегающая окраска:

очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи) Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха - журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца откладываемые кукушкой) Подражатели никогда не превосходят численностью вид – оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

6. Физиологические адаптации:

приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

- накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

- железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря

- сохранение воды у кактусов

- быстрый метаморфоз у пустынных амфибий

- состояние частичного или полного анабиоза

7. Поведенческие адаптации:

изменения поведения в тех или иных условиях

- забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций

- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)

- отпугивающее поведение (жук – бомбардир, скунс)

- замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)

- предусмотрительное поведение: запасание корма

8. Биохимические адаптации:

связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

- яды змей, скорпионов

- антибиотики грибов и бактерий

- кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)

- особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых) Такая структура белков и липидов позволяет организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

ІV. Относительный характер приспособлений.

Предлагается вспомнить окраску зайца зимой. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: любое приспособление целесообразно только в тех условиях, в которых оно сформировалось . При изменении этих условий адаптация теряет свою ценность или даже приносит вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.

Цель занятия :

1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?

2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

- познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

- раскрыть относительный характер приспособлений;

- подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

- расширить кругозор детей.

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

- воспитывать целостное восприятие мира;

- формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.

Словарная работа: среда обитание, приспособления, маскировка, эволюция.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания.

5. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

6. Сюрпризный момент.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

I. Ход занятия

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого). Живые организмы освоили четыре основные среды обитания :

2) наземно – воздушная.

1. Водная среда жизни.

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Обитающих в воде, - рыбы, дельфины, моржи ( млекопитающие: они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.

- Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

- Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,

- очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

- Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

- Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

- Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

Давайте посмотрим на рыбу.

-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

- Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные - в морях из-за нарушения работы клеток.

2. Наземно-воздушная среда жизни.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,

- у животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

- а у растений – органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни). Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся, или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки).

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок).

3) Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты).

Цапля - это птица, которая умеет латать. Питателя цапля рыбой и головастиками, насекомыми. Чтобы добыть себе пищу, Цапля долго стоит на мелководье, поджидая свою добычу. По этому ей, нужен длинный клюв и длинные ноги. Так и приспосабливается цапля к жизни.

5) Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

Выбрал подходящий ствол, птица сильно ударяет по нему клювом, и по лесу разносится гулкий стук. Так самец дает знать что территория уже занята.

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой.

-У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

- У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

- Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например: белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это :

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее);

Белка обладает хорошей приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан).

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

- Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

- Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.

II. Зверобика. (Физ. минутка)

V. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли).

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва).

6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде).

8. Чем дышит рыба? (жабрами).

9. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

11. У растений - корни, у животных - ноги.

VI. Сюрпризный момент.

(Отгадай загадку и получи приз).

Оценить 1631 0

Курского района Курской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

ВЫПОЛНИЛ: Охотникова Наталья Владимировна,

учитель биологии МБОУ «Селиховская средняя

Тип урока: Комбинированный урок.

Предметно- дидактическая цель:

Образовательные:

- повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

- сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Развивающие:

- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

- развить познавательный интерес учащихся

- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

- развивать инициативу, уверенность в своих силах

Воспитательные:

-воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Планируемые образовательные результаты:

1. Формирование умения выделять содержащиеся в тексте описания биологических объектов, экологических систем, упорядочивать информацию по заданному вопросу.

2. Усвоение учащимися понятий приспособленность, адаптация, механизмов возникновения приспособленности..

3. Умение использовать информацию из литературных источников для определения и классификации примеров приспособленности живых организмов к среде обитания Формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

4. Использование полученных знаний при решении учебных задач.

5. Умение формулировать вывода приспособленности организмов к среде обитания, ее относительности

Метапредметные

1. Познавательные:

а. принимать и определять учебные цели.

б. учиться строить высказывания;

в. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

г. овладение умением понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, слайдов;

д. понимать информацию, представленную в неявном виде, т.е. находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;

е. развитие умений формулировать выводы, основываясь на полученную информацию

. 2. Коммуникативные:

а. учиться слушать и понимать речь другого человека.

б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

в. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3. Регулятивные:

а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

1. Осознавать единство и целостность мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

4. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к окружающим. Формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

6. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля результата при выполнении теста.

7. Формирование навыков рефлексии своей деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: среда обитания, приспособленность, относительная приспособленность.

Учащийся должен уметь: самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные результаты обучения

Формируемые УУД

Этап. Организационный этап. (1-2 мин.)

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование

Этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 мин.)

Подводит беседу к формулировке темы урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран)

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Учитель сообщает тему урока

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

Записывают в тетрадь тему урока

Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап. Актуализация знаний.(2-3 мин.)

Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда

Высказывают свои предположения

Формулируют определение и записывают в тетрадь

- учатся понимать смысл биологических терминов.Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания.

Этап. Первичное усвоение новых знаний. (15-20 мин.)

Подводит учащихся к формулировке значения приспособленности для организмов

Просит попробовать объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)

Подводит обучающихся к попыткам описать механизм возникновения приспособлений.

Многообразие адаптаций.

Раздает карточки (каждая четная парта читает четные примеры, нечетная, соответственно, – нечетные) и предлагает выполнить задание:

– Прочтите предложенные примеры.
– Попробуйте определить типы адаптации.
– Разбейте эти примеры на группы, объясните свой выбор.

По итогам обсуждения на доске делается запись тех вариантов адаптации, которые обнаружили учащиеся в примерах.

Относительный характер приспособлений.

Вместе с учащимися приводит примеры ситуаций, когда полезны приспособления, а в каких случаях приносят вред

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, объясняют образование приспособленностей с позиций существовавших научных точек зрения

Сравнивают и анализируют гипотезы приспособленности

Высказывают свое мнение, с чьей точкой зрения они согласны

Описывают механизмы возникновения приспособлений

Записывают в тетрадь

Работают парами по карточкам

Описывают и называют типы адаптации самостоятельно

Записывают в тетрадь примеры приспособлений

Объясняют свой выбор

Осуществляют само- и взаимопроверку

Предметные : - учатся понимать биологические термины

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельностиЛичностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап Первичная проверка понимания.(3-5 мин.)

Подводит обучающихся к выводу о том, что приспособленность носит относительный характер.

Высказывают предположения о пользе и вреде приспособлений

Формулируют вывод об относительном характере адаптаций

Познавательные УУД: - - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - - - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Первичное закрепление(3-5 мин.)

Подумайте и запишите в тетрадь признаки взаимных приспособлений хищников и жертв.

Приведите примеры приспособительных механизмов у паразитических организмов.

Фиксируют в тетрадях свои ответы.

Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль.

Корректируют свои записи.

Предметные: учатся перечислять признаки взаимных приспособлений, механизмов приспособленности

Познавательные УУД: - - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.

Этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (2-3 мин)

В парах осуществляют взаимопроверку

Предметные: учатся - учатся понимать смысл биологических терминов. Познавательные УУД: - - учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Коммуникативные УУД: -. - учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД:. - формирование личностного и жизненного самоопределения

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)

Учитель комментирует выполнение домашнего задания.

заполнить таблицу по параграфу:

Организует подводящий диалог.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Всё мы выполнили? Ответьте на вопросы: Знал? Узнал?

- Как оцените свою работу?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.

Карточка 1. В Южной Америке обитает около 10 видов ленивцев – строго древесных животных. Нормальное положение тела этих чрезвычайно медлительных существ – висячее, спиной вниз. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище направлен не со спины к брюху, а, наоборот, с брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие животному зеленую окраску, что помогает ему скрываться в листве.

Карточка 2. Гусеницы пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку. Некоторые богомолы цветом и формой тела похожи на те или иные части цветка, поэтому их называют цветочными.

Карточка 3. Английский энтомолог Брейди, изучавший поведение мухи цеце, пришел к выводу, что она нападает на любой движущийся теплый предмет, даже автомобиль. Не нападает муха только на зебру, которую воспринимает лишь как мелькание черных и белых полос.

Карточка 5. Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень ядовитый осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, яда в нем достаточно, чтобы убить 10 человек.

Карточка 6. Некоторые животные в качестве защиты используют запах: североамериканский скунс способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса.

Карточка 7. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха – журчалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Подражание журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчелами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат.

Карточка 8. Австралийская бородатая ящерица способна напугать само¬го храброго хищника. Она громко свистит, бьет хвостом и поднимает гребень так, что кажется в 4 раза больше, чем есть на самом деле.

Карточка 10. В африканских саваннах живет небольшой подземный грызун – голый землекоп. Это странное, почти голое, лишенное шерстного по¬крова создание. Тем забавнее видеть торчащие в разные стороны вибриссы – на голове и на брюхе. Многочисленные чувствительные волоски помогают землекопам ориентироваться в огромных подземных лабиринтах, проложенных этими трудолюбивыми зверьками.

Карточка 11. Некоторые ежи используют выделения ядовитых жаб для смазывания своих иголок. Нападая на жабу, еж, прежде всего, кусает ее ядовитые околоушные железы, а потом отравленной слюной смазывает свои иголки. Коварные привычки усваиваются еще в детстве. Новорожденный, еще слепой ежонок слизывает с иголок матери ядовитую смазку и наносит ее языком на свои еще мягкие иголочки.

Карточка 12. Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы – притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные как слоны способны обмануть хищников – они тоже притворяются, только мертвыми.

Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать.

Конспект урока по теме

Тема урока: Приспособления живых организмов.

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.

Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.

Оборудование: учебники, гербарии

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная

Формы организации учебной деятельности : лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.

- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу.

Приспособленность станет темой нашего сегодняшнего разговора.

2. Изучение нового материала:

Приспособленность – свойство живых организмов.

Работа в парах: используя материал учебник, давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.

Так что такое приспособления (адаптация)?

Приспособления (адаптация) – свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях окружающей среды.

Все живые организмы оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в 2 этапа:

  1. Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках;
  2. Сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды.

Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, а это приводит к различным формам приспособленности организмов к окружающей среде.

1. Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.

запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?

1. Адаптации у растений.

Работа в группах по заданиям.

Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.

Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений.

Познакомимся с их маленькими хитростями растений

· Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?

· А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у пустынников?

· Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?

· - Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?

· - Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?

· - Приведите примеры защиты растений от поедания животными?

· - Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.

· - Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?

· - Растение – паразит( повилика, заразиха) только этим отличается от других растений?

2. Адаптация у животных.

Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.

Как вы понимаете физиологические адаптации?

Значение адаптаций (приспособлений) Работа в группах:

· Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?

Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.

Возможность оставить потомство.

Процветание и эволюционирование вида в целом.

Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.

Относительный характер приспособленности

Работа в группах: самостоятельная работа по группам

· Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.

· Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.

Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.

Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.

Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

3. Закрепление:

1). Работа в группах:

1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. (выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)

2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)

ЦЕЛЬ: закрепить умения выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, муляжи

1.Рассмотрите выданный вам объект; обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.

2. Выясните относительный характер приспособленности; докажите почему приспособления носят относительный характер.

Ответы оформите в виде таблицы

Относительный характер приспособленности

приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора ;

приспособленность носит относительный характер.

4. Выводы урока ЕО обеспечивает развитие приспособлений к существующим условиям, но не ко всем возможным условиям среды.

5. Домашнее задание творческое задание: найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных

6. Подведение итогов.

Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают

Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.

Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным и даже вредным . Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь для питания твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

Читайте также: