Консультация для родителей в детском саду по теме как воспитать бережливость

Обновлено: 05.07.2024

Бережливость следует развивать еще у малыша, ведь со временем ребенок станет не только ломать игрушки, но и другие вещи, которые сейчас дорого стоят. К тому же часто дети ломают не только свои игрушки, но и вещи друзей в детском саду, а это уже тянет за собой конфликты с другими родителями. Чтобы научить малыша бережно относится к своим игрушкам необходимо придерживаться следующих правил.

Определите малышу вещи, за которые он будет нести ответственность. К примеру, дайте ему новую игрушку и скажите, что она в его распоряжении, но за все поломки он будет отвечать самостоятельно. Если ребенок сломает игрушку, то не нужно сразу покупать новую. Следует объяснить малышу, что если бы он аккуратнее к ней относился, то вещь была бы цела.

Также вам следует показывать свое огорчение, когда малыш сломает игрушку, но не нужно ругать малыша. Ведь крик может привести к тому, что ребенок начнет ломать вещи назло родителям.

Когда ребенок испортит игрушку, не выбрасывайте ее, а постарайтесь заинтересовать ребенка тем, что вещь можно починить. Придумайте интересный вариант перевоплощения игрушки, если она не подлежит ремонту. Сначала чините игрушки вместе с малышом, а потом приучите его делать это самостоятельно, когда ребенок поймет, как сложно смастерить игрушку, то будет аккуратнее и заботливее к ней относиться.

Запомните и то, что дети намного хуже относятся к вещам, когда они уже им надоели. Поэтому старайтесь не показывать малышу сразу все игрушки. Половину спрячьте от малыша, а когда он устанет играть с игрушками, которые вы ему предоставили и попросит купить новые, то вы достанете спрятанные вещи, и у него появится интерес с ними играть.

Конечно, развитие бережности у ребенка это не экономия на нем, ведь эта характеристика пригодится вашему малышу в его дальнейшей жизни. Да, и если ваш взрослый сын сбережет свою игрушечную армию офицеров, с которыми он игрался в детстве, то обязательно поблагодарит вас за то, что вы воспитали его бережливым, и он сможет даже своим детям показать его игрушки

Как научить детей беречь вещи?

Формировать бережное отношение к вещам следует с самого раннего детства. Если этот момент упущен, начинаем этот процесс незамедлительно.
При формировании бережливости важны:
— система. С самого начала процесса формирования бережливости и постоянно нужно напоминать ребенку о том, что вещи следует беречь;
— требования должны быть едины. Требовать беречь вещи должна не только мама, но и папа, и бабушка.
Каковы приемы формирования бережливости?


— покупаем ребенку совсем немного игрушек. Пусть их будет не так и много, но каждая будет интересна ребенку, у каждой игрушки будет свое назначение.

— покупать игрушки надо, когда у вас есть на то возможность. Следует усвоить правило: с каждым своим решением ребенку следует провести как минимум ночь.

все вещи распределять по местам. Следует это сделать вместе с ребенком, чтобы он не только знал, где и что у него находится, но и мог взять игрушку в любом доступном месте. Ребенок должен поддерживать порядок в своем игровом уголке.

Необходимо научить детей понимать ценность каждой вещи, как результат труда человека, его заботливость и неравнодушия к другим людям. Необходимо воспитывать в детях аккуратное и бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам. Если ребёнок участвует в ремонте игрушек вместе со взрослыми, игрушки становятся ему вдвойне дороги. Покажите, как вещь становится лучше при заботливом уходе за ней. Быть бережным к своим вещам не так уж и трудно, необходимо формировать бережное отношение к общественному добру.

Бережливость вырастает из трудолюбия. Ребёнок бережно относится к тому, что сделано его руками, поэтому нужно как можно раньше приобщать детей не только к домашнему, но и общественно полезному труду.

Ребёнок осознаёт: всё, что окружает тебя – твоё, моё, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь. Осознание этого не только предостережёт ребёнка от эгоистичного, потребительского отношения к народному достоянию, но и поможет стать настоящим созидателем и хранителем всех богатств, которые принадлежат народу и служат общему благу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране,Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит.Без нее нам не умыться,Не н.


Консультация для родителей "Бережливые технологии в ДОУ"

Консультация для родителей "Бережливые технологии в ДОУ".


Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.


Консультация для родителей "Бережливый детский сад"

Даны основные положения в работе с детьми по бережливому производству.



Консультация для родителей "Бережливые технологии в ДОУ"

Необходимо научить детей понимать ценность каждой вещи, как результат труда человека, его заботливость и неравнодушия к другим людям. Необходимо воспитывать в детях аккуратное и бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам. Если ребёнок участвует в ремонте игрушек вместе со взрослыми, игрушки становятся ему вдвойне дороги. Покажите, как вещь становится лучше при заботливом уходе за ней. Быть бережным к своим вещам не так уж и трудно, необходимо формировать бережное отношение к общественному добру.

Бережливость вырастает из трудолюбия. Ребёнок бережно относится к тому, что сделано его руками, поэтому нужно как можно раньше приобщать детей не только к домашнему, но и общественно полезному труду.

Ребёнок осознаёт: всё, что окружает тебя – твоё, моё, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь. Осознание этого не только предостережёт ребёнка от эгоистичного, потребительского отношения к народному достоянию, но и поможет стать настоящим созидателем и хранителем всех богатств, которые принадлежат народу и служат общему благу.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево,

структурное подразделение детский сад № 6

Адрес: Амурская область, Серышевский район, пгт Серышево, ул. Монтажная, д. 3а,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание экономии и бережливости начинается в семье. Ребенок с детства должен видеть, как родители экономно расходуют воду и электричество, как бережно относятся к имуществу. Уже маленькому ребенку можно объяснять, что из крана течет вода, которая необходима в жизни человека, что вода - это настоящее богатство, поэтому кран обязательно надо закрывать, надо экономить воду.

Рост и благосостояние народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Консультация для родителей


воспитатель Пантелеева Е.А.

высшая квалификационная категория

Воспитание экономии и бережливости начинается в семье. Ребенок с детства должен видеть, как родители экономно расходуют воду и электричество, как бережно относятся к имуществу. Уже маленькому ребенку можно объяснять, что из крана течет вода, которая необходима в жизни человека, что вода - это настоящее богатство, поэтому кран обязательно надо закрывать, надо экономить воду.

Рост и благосостояние народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребёнка не только необходимая и удобная одежда, но ещё и много лишней, которая в основном тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребёнок не будет её беречь, а главное он всегда будет хотеть чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что многие дети не берегут свои вещи, теряют их и при этом, не огорчаются, часто просто не зная своих вещей.

Необходимо воспитывать бережное отношение к вещам: к бумаге, к тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Всё это доступно и стоит дёшево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают незаконченные альбомы, карандаши, теряют игрушки. И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к вещам. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей. Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Воспитание бережливости у дошкольников надо начинать с малого - не допускать, чтобы малыш играл с поломанными игрушками. С самого раннего возраста ребёнку надо внушить: каждая вещь требует ухода; каждой вещи - своё место, откуда взял её - туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если ребёнок постоянно видит в доме порядок, а взрослые являются для него примером.

Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают лишнее количество калорий, от чего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением. В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к еде является примером для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребёнок должен знать режим дня, время утреннего подъёма, занятий в детском саду, прогулок, игр.

Конечно, 5-летнему ребёнку трудно самостоятельно контролировать расход времени, родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей, необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам.

Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребёнок привыкает любоваться природой, уже малышу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребёнок должен быть защитником и другом природы. Такой ребёнок не ломает зелёные насаждения, не разрушает птичьи гнёзда, не рвёт бездушно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьёв, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых. Значит, первое, чему надо научить ребёнка - это не разрушать природу. Научить быть её защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

К любому факту потребительского отношения к вещам, в какой бы форме это не проявлялось, надо проявлять нетерпимость: сорвал ли ребёнок с клумбы цветок, наломал ли за городом огромный букет зелени и бросил его, разрисовал ли лестницу мелом, хлопает ли дверью лифта и т.п.- всё это должно осуждаться взрослым. Надо учить ребёнка бережно относиться к общественному достоянию. Для начала пусть это будет забота о сохранности не только своей вещи, но и вещей старших или младших членов семьи. Пусть зреет в нём чувство хозяина, ответственного за порученные ему дела в доме. В дальнейшем это чувство он перенесёт и за пределы своего дома.

И родители должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

Вот сейчас хочу затронуть вопрос, волнующий, наверное, многих мам и пап. Что такое бережливость и как приучить ребёнка к бережливости? В наше время существует множество разнообразных игрушек, красивых вещей, блестящих украшений, да и что там говорить большой ассортимент для подрастающего поколения, что особо яро привлекает взгляд и вызывает повышенный интерес. Словом, желания ребёнка безграничны. А каковы возможности родителей? В наше время не каждая семья в состоянии удовлетворить все "хочу" подрастающего чада, да и нужно ли? Стоит ли во всём потакать ребёнку или должны быть какие-то границы дозволенного? Например, возьмём игрушки. Ведь игрушки, особенно нашего времени, не отличаются особой прочностью, да и в руках юных умельцев часто превращаются в кучу разных интересных запчастюшек. А какова цена? Те, что попроще (сомнительного качества) - немного подешевле, а те, что покруче (которые имеют сертификат качества) - выложить нужно приличные деньги. Но мастера-умельцы одинаково хорошо и быстро справляются с любой по сложности конструкцией. Вот например 7-летний мальчик разобрал игру "Электроника" (где волк яйца ловит в кошёлочку) за 5 минут. На вопрос "зачем?" ответил: "Хотел посчитать сколько там всего яиц".

Младшие дети ломают игрушки, ещё не понимая смысла. Просто хочется оторвать колёсико, или понравился цветочек. А дети постарше, ясное дело, - уже с желанием разобраться в самой конструкции. Но какова же реакция родителей на все поломки?

Недавно наблюдала такую ситуацию. Пятилетний сын подруги со слезами на глазах приносит маме машинку, которую он сам сломал только что. Подруга, ясное дело, добрая мама успокаивает сыночка: "Не плач, моё Солнышко, я куплю тебе новую машинку!". И такой ответ свойственен каждой любящей маме и его можно услышать очень часто. Сердобольные мамы, стараются как можно быстрее успокоить своего малыша, балуют ребёнка, приучают не волноваться о тех деньгах, которые тратят их родители, выполняя всё новые и новые требования любимого чада. Ребёнок прекрасно понимает, что если мама пожалела и даже немножечко не поругала, значит, так можно делать и дальше, ведь мама всё равно купит новую игрушку.

Как же воспитать человека, твёрдо стоящего на собственных ногах и знающего цену деньгам? Для этого вам придётся с детства прививать практические ориентиры в финансовых вопросах. Не думайте, что если ребёнок мал, то ему не нужно иметь понятия, что такое деньги, что ему это ещё рано. Не старайтесь оградить ребёнка от финансов, как от нечистой силы, а объясните ребёнку что в деньгах, прежде всего, заключён человеческий труд. С младенчества закладывая в детях практические знания о деньгах и способах их зарабатывания, вы дадите им ключ к самостоятельности. Человеческая речь уникальна, не зря человек считается существом разумным, вот и в этой ситуации родители должны найти разумный выход из сложившейся ситуации. Ведь нужно правильно преподнести информацию ребёнку, чтобы тот всё понял и ни в коем случае не травмировать.

Посадите ребёнка и поговорите с ним о том, что он сделал. Вначале следует спросить, зачем он это сделал, какую цель преследовал, а может а вашей семье растёт новый изобретатель, и он пытается из нескольких игрушек смастерить чудо техники. Внимательно выслушайте объяснения ребёнка и проанализируйте их. Запомните! Ваш ответ должен быть для ребёнка понятным и доступным, разговаривайте с ребёнком на его языке, от этого зависит, поймёт вас он или нет. Ни в коем случае не кричите. При крике дети всегда закрываются в себе, и установить контакт с ними становится очень трудно.

Поговорите с ребёнком о том, чем занимаются все члены его семьи? Объясните, что у каждого есть свои обязанности. У него - слушаться маму и папу, ходить в детский сад или школу, у мамы с папой - заботиться о всей семье, делать так, чтобы всем было хорошо. Чтобы было что покушать, чтобы можно было одеть какую-то красивую вещь, поиграть игрушкой, посмотреть телевизор, следить за чистотой и порядком в квартире. Для этого всего нужны деньги. Мы покупаем вещи и платим за них деньги, мы смотрим телевизор, платим деньги за свет, за водичку, в которой купаемся и т.д. Мама с папой работают и зарабатывают деньги, чтобы у тебя это всё было. Объясните ребёнку, что деньги не дают только за то, что мама с папой просто приходят на работу. Нужно выполнить определённое задание, и тогда они получат денежку. А смотри, если ты будешь ломать свои игрушки, а мы будем тебе покупать новые вместо поломанных, то нам может не хватить денег на что-то другое, например, заплатить за свет или на сладости.

Или есть другой выход для того, чтобы было больше денег, нужно выполнять больше заданий, и значит, время, которое мама или папа может провести с тобой (сходить на качели или поехать на природу), они проведут на работе. Ты этого хочешь? Предложите ребёнку попробовать самому накопить на вещь, которую он давно хочет, почувствовать как это, беречь и копить.

Прежде всего, постарайтесь привить ребёнку бережливость. Попробуйте подарить ему копилку. Для девочки это может быть оригинальная мягкая игрушка с забавным голоском или просто красивая шкатулочка,



а для мальчиков любимая всеми машина или забавный герой мультфильма.


Уже в три года малыш с удовольствием играет в банк, владельцем которого он является. Пусть он откладывает туда свои сбережения. Скоро ребёнок поймёт, что копилка помогает сохранить сбережения, которые он сможет в будущем потратить на желаемую игрушку. Собирая собственные деньги, ребёнок постепенно научится бережливости, что, безусловно, очень пригодится ему в жизни. Ведь в дальнейшем на смену игрушкам приходят более дорогие вещи, которые уже просто так не купишь.

Родителям следует пополнять детский банк небольшими денежными вкладами хотя бы раз в неделю. Можете дополнительно поощрять ребёнка внеочередными вкладами, например, за хорошее поведение, за аккуратно сложенные игрушки, но ни в коем случае не акцентируйте на этом внимания и не говорите, что вы платите ребёнку за то, что он сегодня себя хорошо вёл. Если Дети регулярно получают определённую сумму денег, они рано постигают одно из жизненных правил: нет денег - нет и покупок.

Пусть ребёнок учится самостоятельно делать покупки (в присутствии кого-нибудь из родителей, разумеется). Вначале ваш ребёнок будет этого бояться, стесняться, но так он научится ещё немаловажному фактору - общению. Помню себя в такой ситуации: в детском магазине мне очень понравились детские игрушечные часики. Начав маму просить купи, мама просто улыбнулась и сказала: "Подойди к тёте и попроси чтобы она дала тебе часики" (ясное дело, за деньги, которые я насобирала и решила разнообразить свои игрушки). Долго я не могла пересилить себя и подойти к продавцу, но желание иметь часики как у взрослых, взяло верх. Я робко подошла к продавцу и быстро выговорила: "Дайте пожалуйста вон те цяцики". Продавец мило улыбнулась и дала мне долгожданные часики. Я схватив их с шёпотом вымолвив "спасибо", бегом к маме. Радости моей не было предела. Взыграла гордость за себя, за то, что купила часики сама, да ещё и за свои деньги. А потом уже совсем не страшна была и тётя-продавец.

Иногда бывают и такие случаи, что ребёнок приходит в магазин, а ему захотелось две понравившиеся игрушки, а денег хватает только на одну, а на вторую не хватает. В надежде, что мама поможет ребёнок устремляет свой взор на маму. Не спешите удовлетворять желание ребёнка только из за того, чтобы он не расстроился, что не смог купить и вторую игрушку. Скажите, что купите эту игрушку, а может, даже и лучшую на следующей неделе, когда ребёнок немного подсобирает денег. Переживание ребёнка по этому поводу приносит и свои плюсы. Самое главное - научить ребёнка терпению и выдержке,а сама мысль о поставленной цели и её достижении приносит ребёнку определённое удовольствие.

Деньги, накопленные ребёнком в копилке, могут найти своё предназначение во многих вещах. Ведь каждый ребёнок по своей натуре не имеет конкретно одного желания, как, впрочем, и взрослый. Вот увидите, планов на эти деньги ребёнок настроит множество. Ему покажется, что если он долго собирал, значит, там должна быть колоссального размера сумма. Посчитайте деньги дома, чтобы в магазине ребёнок знал свои финансовые возможности. Объясните, что сейчас мы купим одну вещь, а потом ещё будем собирать на другую.

Ну вот опять случилась такая ситуация, и ваш ребёнок оторвал очередное колёсико или в любимой машинке перестала закрываться дверка и ребёнок с чистой совестью идёт к маме и поёт известную песенку "я хочу", сдержитесь от бурных криков и ругани на ребёнка а спокойным голосом спросите, согласен ли он потратить накопленные деньги на новую игрушку, если эти деньги он копил на поездку в зоопарк? Предложите ребёнку сходить вместе в магазин и узнать, сколько стоит такая игрушка, а потом сравните эту сумму с тем количеством денег, которые накопил ребёнок на поездку в зоопарк. И обсудите вопрос выбора: машинка или зоопарк, так как на то и на то не хватит. Разумеется, ребёнку одинаково захочется иметь красивую машинку и поехать в зоопарк, поэтому в следующий раз он будет бережно относиться к вещам, иначе перед ним опять встанет выбор, который ой как не легко сделать.

Не думайте, что такое ваше поведение по отношению к ребёнку приводит к выводу, что вы "родители-жмоты". Поощрять ребёнка можно, но если вы видите, что ваше поощрение ни к чему хорошему не приводит, тогда, наверное, следует задуматься. А копилку даже можно использовать тогда, когда ребёнок закатит вам истерику на рынке или в магазине - "Хочу!". Предложите начать собирать на то, что он хочет.

Воспитание ребёнка, труд очень ответственный и кропотливый и то, что родители закладывают в ребёнка с самого детства, даёт фундамент на дальнейшую жизнь. И чем качественней и доступней будут объяснения и поступки родителей, тем позитивней получится результат.

Читайте также: