План урока приспособления живых организмов к сезонным ритмам условий среды обитания

Обновлено: 02.07.2024

Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.

Цель занятия :

1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?

2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

- познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

- раскрыть относительный характер приспособлений;

- подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

- расширить кругозор детей.

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

- воспитывать целостное восприятие мира;

- формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.

Словарная работа: среда обитание, приспособления, маскировка, эволюция.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания.

5. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

6. Сюрпризный момент.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

I. Ход занятия

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого). Живые организмы освоили четыре основные среды обитания :

2) наземно – воздушная.

1. Водная среда жизни.

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Обитающих в воде, - рыбы, дельфины, моржи ( млекопитающие: они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.

- Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

- Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,

- очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

- Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

- Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

- Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

Давайте посмотрим на рыбу.

-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

- Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные - в морях из-за нарушения работы клеток.

2. Наземно-воздушная среда жизни.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,

- у животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

- а у растений – органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни). Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся, или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки).

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок).

3) Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты).

Цапля - это птица, которая умеет латать. Питателя цапля рыбой и головастиками, насекомыми. Чтобы добыть себе пищу, Цапля долго стоит на мелководье, поджидая свою добычу. По этому ей, нужен длинный клюв и длинные ноги. Так и приспосабливается цапля к жизни.

5) Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

Выбрал подходящий ствол, птица сильно ударяет по нему клювом, и по лесу разносится гулкий стук. Так самец дает знать что территория уже занята.

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой.

-У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

- У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

- Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например: белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это :

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее);

Белка обладает хорошей приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан).

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

- Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

- Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.

II. Зверобика. (Физ. минутка)

V. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли).

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва).

6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде).

8. Чем дышит рыба? (жабрами).

9. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

11. У растений - корни, у животных - ноги.

VI. Сюрпризный момент.

(Отгадай загадку и получи приз).

Как вы уже знаете из § 5, у большинства животных и растений цикл развития приурочен к сезонам года. Сигналом для подготовки к изменению сезона служит изменение продолжительности светового дня — фотопериода. Все растения и животные, особенно умеренного климата, эволюционно выработали механизмы приспособления к сезонным изменениям факторов среды. Сезонные явления в природе изучает наука фенология.

*Приспособления растений к сезонным ритмам условий среды обитания

У растений процессы роста и развития определяются сезонными особенностями климатических факторов. Весной под их влиянием у растений активируются физиологические процессы, приводящие к росту и развитию, летом — к размножению, осенью — к листопаду. У покрытосеменных весной происходит цветение, а летом — плодоношение. Основным приспособлением растений к зимним условиям является их переход в состояние покоя, характеризующееся прекращением роста и замедлением биологических процессов. У некоторых растений до наступления холодов формируются подземные видоизмененные побеги, содержащие запас питательных веществ и способные переносить неблагоприятный период года. Например, у нарцисса, тюльпана, лилии образуются луковицы; у картофеля, топинамбура — клубни. С наступлением благоприятных условий они обеспечивают вегетативное размножение.


Длина светового дня, изменяющаяся в течение года, как часы, показывает растениям лучшее время для перехода к вегетации, размножению или для подготовки к неблагоприятному сезону. Важен также характер изменения длины светового дня (укорачивающийся или удлиняющийся). Например, у ряда многолетних злаков переход к цветению стимулируется удлинением светового дня весной, у других видов растений, наоборот, для этого требуется его укорачивание. Как вы уже знаете из § 5, наземные растения по типу фотопериодической реакции разделяются на короткодневные, длиннодневных и нейтральные к длине светового дня.

В зависимости от сезона лимитирующее действие на растения могут оказывать разные климатические факторы — свет, температура, влажность. Приспособления к их недостатку или избытку в среде обитания рассматривались в § 5—7.

Приспособления животных к сезонным ритмам условий среды обитания

У животных к неблагоприятным сезонным явлениям сформировались разнообразные приспособления. Для них характерны сезонные биологические циклы, в основе которых лежат сложные физиологические механизмы. Так, одни животные запасают корм, другие — накапливают массу тела, третьи — замедляют процессы жизнедеятельности, четвертые — повышают уровень теплообразования. На подготовку к зиме требуется время для физиологической перестройки организма и накопления необходимого запаса энергетических ресурсов.

В ходе эволюции животные смогли выработать три основных пути приспособления к неблагоприятным сезонным условиям среды: активный, пассивный и избегание неблагоприятных воздействий.

Активный путь приспособления организмов к сезонным колебаниям экологических факторов — это, во-первых, теплокровность — поддержание организмом постоянной температуры тела за счет высокой интенсивности обмена веществ, что позволяет противостоять низким зимним температурам. Некоторые млекопитающие и птицы сменяют наружный покров, чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях. У них происходит осенняя линька — смена летних покровов на более густые зимние.

Во-вторых, у животных появились приспособления, позволяющие переносить недостаток влаги. Например, бурые медведи, сурки, хомяки к осени способны накапливать бурый жир, который зимой расщепляется с образованием воды. Некоторые животные — змеи, черепахи, членистоногие — при наступлении засухи добывают влагу из пищи.

Пассивный путь приспособления организмов к сезонным колебаниям экологических факторов характеризуется своеобразным приспособлением к перенесению неблагоприятных условий — спячкой. Спячка — это состояние пониженной жизнедеятельности и обмена веществ, наступающее у некоторых гомойотермных животных, когда пища или вода становится малодоступной и сохранение высокого интенсивного обмена веществ невозможно. Во время спячки происходит снижение температуры тела на несколько градусов, но обычно не более чем на 10 °С, и терморегуляция не прекращается. При этом дыхание становится редким, замедляется сердцебиение, затормаживаются физиологические процессы. Различают зимнюю и летнюю спячки.

Зимняя спячка — относительно продолжительный непрерывный сон некоторых млекопитающих животных (бурые медведи, летучие мыши, сурки, барсуки, суслики, сони, ежи) в зимнее время года. Главной причиной является недостаток корма. Спячка может длиться от нескольких дней до многих месяцев в зависимости от региона и вида организмов.

Суслик спит до 6 месяцев в характерной позе — сидя на задних ногах, подогнув голову к брюшку и укрыв себя хвостом. Еж сворачивается клубком и засыпает. Летучая мышь, завернувшись в крылья, в состоянии спячки проводит до 7 месяцев (с октября по апрель), пока нет насекомых. Сони в умеренном климате спят до 8 месяцев. Сурок в состоянии замедленного обмена веществ суммарно проводит до 9 месяцев.


Животные, которые впадают в зимнюю спячку, как правило, не делают запасов пищи на зиму. Но они накапливают за теплое время года жир в своем теле, позволяющий им существовать без пищи и воды.

Подкожный слой жира у медведей ближе к холодам достигает толщины в 7—9 см. Самки набирают массу до 150 кг и больше, самцы — до 300 кг, причем всей массы приходится на жир. У барсуков старые самцы к зиме набирают до 32—34 кг массы при исходной около 24 кг.

Жаркое время года некоторые грызуны переносят в состоянии летней спячки, продолжающейся до нескольких месяцев. Она вызвана сезонным дефицитом воды.

Для пойкилотермных животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся) характерно оцепенение. Оцепенение — состояние резко пониженной жизнедеятельности, при котором все внутренние процессы замедляются намного сильнее, чем при спячке. Температура тела снижается до значения температуры внешней среды, сердцебиение замедляется до 2—3 ударов, а дыхание — до 3—4 вдохов в минуту.

Зимнее оцепенение наступает при недостатке тепла, влаги и пищи в среде обитания. Позвоночные животные находят себе укромные места (в норах, под корягами), насекомые прячутся в землю, в дупла, под кору деревьев, забиваются в трещины пней и впадают в оцепенение до наступления весны.

Особым приспособлением к неблагоприятным сезонным условиям является анабиоз временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни. Анабиоз характерен в основном для спор, сухих семян, протистов, лишайников, круглых червей. В таком состоянии они способны длительно выдерживать очень низкие и высокие температуры, переносить отсутствие воды. Например, высушенные семена растений, споры, а также цисты протистов способны выдерживать температуры ниже –200 °С.

Избегание неблагоприятных воздействий — еще один путь приспособления организмов к сезонным колебаниям экологических факторов. Основным примером являются миграции. Миграции — это регулярные, повторяющиеся из года в год сезонные перемещения большого числа птиц или других животных из одного местообитания в другое. Наиболее хорошо известны миграции птиц умеренных широт (журавлей, аистов, лебедей, гусей). Миграции совершают и многие млекопитающие (северные олени, гну, киты), некоторые пресмыкающиеся (морские черепахи), насекомые (бабочка-монарх).

Птицы способны совершать очень дальние перелеты. Белые аисты гнездятся в Европе, в том числе и в Беларуси, а зимуют в Южной Африке. Эти птицы дважды в год преодолевают расстояние в 10—15 тыс. км. Самые дальние перелеты совершают полярные крачки. Эти птицы проводят лето в тундре, где выводят птенцов, а зимуют в южном полушарии. Таким образом, крачки два раза в год пролетают более 17 тыс. км. Северные олени с наступлением зимы мигрируют из тундры в лесотундру и северную тайгу, преодолевая расстояния до 500 км.

Повторим главное. У растений адаптация к смене сезонов проявляется переходом к следующей стадии жизненного цикла. Весной у них активно протекают процессы роста и развития, у большинства покрытосеменных наступает цветение, летом — плодоношение, осенью — листопад. Основным приспособлением растений к зиме является их переход в состояние покоя. Путями приспособления животных к неблагоприятным сезонным условиям среды являются: активный путь (теплокровность, способность накапливать жир); пассивный путь (спячка, оцепенение, анабиоз); избегание неблагоприятных воздействий (миграции).

Проверим знания

Ключевые вопросы

1. Назовите причину наступления листопада у древесных двудольных растений.
2. Какие пути приспособления к сезонным изменениям условий среды выработали животные?
3. Из приведенного перечня животных выберите впадающих: 1 — в спячку; 2 — в оцепенение. Барсук, сурок, лягушка, змея, медведь бурый, черепаха, еж, ящерица, тритон, мышь летучая, соня, бурундук, амур белый. Чем отличаются эти состояния?

Сложные вопросы

*1. Объясните, почему одни животные впадают в спячку зимой, а другие — летом. Приведите их примеры.
2. Как вы думаете, почему медведь бурый впадает в зимнюю спячку, а медведь белый зимой активен?

* Индивидуальное домашнее задание. В качестве объекта наблюдения выберите типичное для ваших мест древесное растение и проследите за его сезонными изменениями. Составьте дневник фенологических наблюдений. Установите типы адаптаций данного растения к разным сезонам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познания мира "Приспособление живых организмов к среде обитания" 4 классразработан с использованием приёмов критического мышления.Направлен на формирование коммуникативных умений младших школьников.

Предмет: Познание мира

Тема урока: Приспособление живых организмов к среде обитания.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Узнать, что такое среда обитания организмов. Познакомить уч-ся с отличительными особенностями разных сред обитания организмов.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

Через включенность каждого ученика в работу класса.

Планируемые результаты:

предметные: знать о приспособлении животных и растений к среде обитания; знать и называть различные среды обитания животных и растений;

личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;

системно-деятельностные: уметь сравнивать и систематизировать информацию, наблюдать за природой.

Виды работ: мозговой штурм, работа в группах и индивидуальная, работа с текстом, с фотографиями, составление интеллект-карты

Межпредметные связи: русский язык (развитие речи), ИЗО

Проблемный вопрос: Почему вымерли динозавры?

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Спасибо!

II. Актуализация знаний

Молодцы! Итак, я готова продолжить работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. А вы готовы? (Да).

Тема сегодняшнего урока: Приспособление живых организмов к среде обитания. Слайд 1

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? С чем познакомимся? (отвечают)

Мозговой штурм. Слайд 2

Что такое среда обитания?

Как она влияет на растительный и животный мир?

Учащиеся делятся на две команды.

Учитель показывает на слайдах фотографии животных и растений. Слайд 3

Команды должны назвать среду, в которой они обитают.

Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

III. Постановка цели и задач урока Слайд 4

Проблемный вопрос: Почему вымерли динозавры? Слайд 5

IV. Работа над новым материалом.

Работа в группах. Слайд 6

Учащиеся делятся на группы из 3-4 человек для обсуждения проблемного вопроса.

Каждая группа выдвигает свою гипотезу и объясняет ее.

Работа с учебником. Слайд 7

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Заметки на полях.

После прочтения текста учащиеся задают вопросы по тексту друг другу используя кубик Блума. Слайд 8

Рассказ учителя о среде обитания Слайд 9-27

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Давным-давно случилась такая история. Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный Путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел Природы обладали необычными свойствами. Что за свойства отличали их от тел неживой природы?

размножение

рост и развитие

обмен веществ

Правильно, да, вы знаете эти существа. Их зовут живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних времен, некоторые не дожили до настоящего.

Но и сегодня их немало – 5 миллионов видов! И разные они - и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные и безобидные, неподвижные и быстрые (фото разных животных и растений).

Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

Потому что живут в различных условиях обитания.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания?

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Просмотр видеоролика.

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы. Но сегодня мы рассмотрим только первые три.

Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям: факторы неживой природы.

температура

наличие кислорода

Характеристика сред

Водная среда.

- обтекаемая форма тела

- наличие слизи на теле

- подкожный слой жир

Наземно-воздушная среда

Приспособления растений и животных

-конечности для передвижения по твердой поверхности

-приспособления для экономного расходования воды

-приспособления для опыления растений

Почвенная сред обитания

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения, формы тела, прочные и гибкие покровы, редукция глаз и исчезновение пигментов

- округлая, червеобразная форма тела

- способность к изменению толщины тела

- роющие конечности

- маленькие глаза или их отсутствие

V. Закрепление знаний учащихся.

1. Работа с фотографиями. Слайд 31

Учащимся предлагается снова посмотреть на фотографии, использованные в начале урока, с целью обсуждения способов приспособления растений и животных к среде обитания.

2. Работа в группах.

• выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);

• расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);

• определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Защита работ.

VI. Подведение итогов.

Вывод: Слайд 35

В одной и той же среде обитания одновременно живет много организмов. Например, в лесу обитают медведи, лисы, зайцы, разнообразные птицы, насекомые, растения и другие организмы. Несмотря на то, что они живут в одних и тех же условиях, для жизни им нужны разные факторы.. Так, птицы для питания употребляют плоды, семена растений или насекомых; лиса питается мышами, зайцами; волк охотится на других крупных животных.

Таким образом, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношениях с разнообразными факторами природы.

Cреда обитания – условия, окружающие организм.

Различают наземно– воздушную, водную и почвенную среды обитания.

Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде

VII. Рефлексия Слайд 36

1. Мне удалось сегодня .

3. Мне понравилось .

4. Я могу похвалить себя за .

VIII. Информация о домашнем задании. Слайд 37

- Обсудите со взрослыми, как человек приспосабливается к своей среде обитания.

Конспект урока по теме

Тема урока: Приспособления живых организмов.

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.

Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.

Оборудование: учебники, гербарии

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная

Формы организации учебной деятельности : лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.

- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу.

Приспособленность станет темой нашего сегодняшнего разговора.

2. Изучение нового материала:

Приспособленность – свойство живых организмов.

Работа в парах: используя материал учебник, давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.

Так что такое приспособления (адаптация)?

Приспособления (адаптация) – свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях окружающей среды.

Все живые организмы оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в 2 этапа:

  1. Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках;
  2. Сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды.

Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, а это приводит к различным формам приспособленности организмов к окружающей среде.

1. Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.

запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?

1. Адаптации у растений.

Работа в группах по заданиям.

Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.

Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений.

Познакомимся с их маленькими хитростями растений

· Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?

· А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у пустынников?

· Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?

· - Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?

· - Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?

· - Приведите примеры защиты растений от поедания животными?

· - Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.

· - Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?

· - Растение – паразит( повилика, заразиха) только этим отличается от других растений?

2. Адаптация у животных.

Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.

Как вы понимаете физиологические адаптации?

Значение адаптаций (приспособлений) Работа в группах:

· Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?

Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.

Возможность оставить потомство.

Процветание и эволюционирование вида в целом.

Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.

Относительный характер приспособленности

Работа в группах: самостоятельная работа по группам

· Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.

· Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.

Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.

Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.

Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

3. Закрепление:

1). Работа в группах:

1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. (выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)

2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)

ЦЕЛЬ: закрепить умения выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, муляжи

1.Рассмотрите выданный вам объект; обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.

2. Выясните относительный характер приспособленности; докажите почему приспособления носят относительный характер.

Ответы оформите в виде таблицы

Относительный характер приспособленности

приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора ;

приспособленность носит относительный характер.

4. Выводы урока ЕО обеспечивает развитие приспособлений к существующим условиям, но не ко всем возможным условиям среды.

5. Домашнее задание творческое задание: найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных

6. Подведение итогов.

Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают

Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.

Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным и даже вредным . Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь для питания твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

Читайте также: