План урока пожарная безопасность 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

- побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

- выставка книг по теме урока.

1.Организационный момент

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Сформулируйте тему урока.

Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара.

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.

2. Злой огонь

Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.

Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

3. Причины пожаров

Часто при пожаре страдают люди, поэтому вызывают скорую помощь. Врачи осматривают больных на месте или сразу везут в больницу.

На уроке присутствовала медсестра школы, она рассказала о правилах наложения повязок, несколько повязок продемонстрировала.

4. Чем опасен пожар?

- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?

Давайте определим правила пожарной безопасности:

• Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

• Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

• Не суши бельё над плитой.

• Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

5. Первичные средства тушения пожаров. Рассматривание огнетушителя. Рассказ ученика об огнетушителе.

6. Правила поведения при пожаре

А если пожар всё-таки возник?

Вот какие существуют правила поведения при пожаре.

• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.

• При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.

• При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.

Если к вам придёт беда - позвони скорей туда.
А если нету телефона - позови людей с балкона.

Конспект по ОБЖ для учащихся средних классов. Тема: Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности

Цель: объяснить учащимся возможные последствия пожаров и взрывов; изучить правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Повторение пройденного материала по вопросам:

- Назовите основные причины возгорания.

- Какими должны быть ваши действия, если вы почувствовали запах газа?

II. Изложение материала.

Учитель. Вам известно, как тяжелы, а порой неисправимы вовсе последствия пожаров и взрывов? Приведите примеры, подтверждающие ваши ответы.

При пожарах и взрывах:

• уничтожаются все элементы зданий и конструкций, выполненных из сгораемых материалов;

• деформируются и обрушаются кирпичные стены, металлические формы, балки, перекрытия;

• выходят из строя технологическое оборудование и транспортные средства;

• погибают или получают ожоги люди;

• гибнут домашние и сельскохозяйственные животные.

Вторичными последствиями пожаров являются взрывы и утечка ядовитых или загрязняющих веществ.

Рассмотрим основные поражающие факторы взрыва. Это:

• воздушная ударная волна;

• осколочные поля (летящие обломки строительных деталей, технологического оборудования);

• разрушение зданий, оборудования, транспортных средств, травмирование и гибель людей.

Вторичными последствиями взрывов являются:

• поражение находящихся внутри объекта людей обломками обрушенных конструкций;

• утечка химически активных веществ из технологического оборудования.

Тяжелыми последствиями пожаров и взрывов является прекращение объектами своей деятельности.

• самая крупная авария в метро произошла 28 октября 1995 года в Баку (погибло 300 человек);

Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте.

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

• определяются основные и запасные выходы;

• подготавливают наружные и внутренние лестницы;

• приводятся в готовность средства оповещения - звонки, сигнализация;

• приводятся в готовность средства пожаротушения.

Всем известно мудрое изречение, что пожар легче предупредить, чем с ним бороться, тушить его. Вспомните и назовите, какие вы знаете меры предупреждения пожара. (Нужно избегать хранения в доме легковоспламеняющихся и горючих веществ; содержать исправными выключатели, вилки, розетки, системы электроснабжения; не перегружать электросеть; соблюдать осторожность при курении.)

2. Инструктирование по правилам поведения во время пожара.

Учитель. При возникновении пожара для спасения жизни и имущества необходимо соблюдать ряд правил:

1) в начале пожара предпринять попытку его тушения одним из средств пожаротушения:

• при помощи огнетушителя;

• используя водопроводную воду;

• накрыть огонь покрывалом;

2) если в общественном здании (школе) прозвучал сигнал тревоги, немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации;

3) сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, организовать встречу пожарных подразделений;

4) если загорелась одежда, не нужно пытаться бежать, а постараться сбить пламя катанием по полу или попытаться залить водой, снегом, землей;

5) проходя через горящие помещения, накрыться с головой мокрой материей, для защиты от токсичных продуктов горения дышать через влажный платок или ткань;

6) огонь на системах электроснабжения нельзя тушить водой, предварительно необходимо отключить напряжение;

7) выходить из зоны пожара в наветренную сторону (откуда дует ветер); помнить, что маленькие дети прячутся в таких случаях в укромные места - под кровать, под стол и др.;

8) стараться подавить растерянность и панику в себе и окружающих.

III. Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

- Перечислите основные поражающие факторы при пожарах и взрывах.

- Расскажите о маршрутах эвакуации из вашей школы, вашего класса.

- Какие условия важно учитывать при составлении плана эвакуации из учреждения?

IV. Итог занятия.

Заключительное слово учителя.

Пожар - это страшная стихия огня, с которым очень тяжело бороться. Каждый человек знает об этом либо понаслышке, либо из собственного горького опыта. И совершенно не поддается никакому здравомыслящему объяснению то, что люди все-таки продолжают безответственно и халатно относиться к этой проблеме, не придавая значения брошенному окурку, оставленному включенным электрочайнику.

Я призываю вас быть всегда осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара.

На забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности:

Опасность легче предупредить, избежать, чем ее ликвидировать, бороться с нею.

Задачи: формировать у учащихся основные понятия по пожарной тематике; изучить с учащимися основные причины возникновения, классификацию и условия возникновения пожаров; учить детей навыкам правильного поведения в случае возникновения пожара и приемам самоспасения.

Оборудование:

мультимедийный проектор экран;

презентация на электронном носителе (см. приложение)

Форма проведения игры: демонстрация слайдов из презентации.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

1 ведущий. Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Чтобы добыть огонь, он ночью тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и, когда тот на рассвете отправился в ежедневный объезд Земли с востока на запад, прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Сухое дерево быстро нагрелось и загорелось ярким пламенем. С горящей веткой Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер. С тех пор костер полыхает постоянно.

2 ведущий. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности огонь послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека, – все уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится, – вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растет.

1 ведущий. Пожар – это неконтролируемый процесс горения, в результате которого частично или полностью уничтожаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей. Пожары являются большим бедствием, они приносят большой ущерб в повседневной жизни в мирное время.

2 ведущий. Сегодня на игре мы с вами выясним причины возникновения пожаров; как правильно вести себя в случае возникновения пожаров и приёмам самоспасения.

2 ведущий. (ведущий представляет две команды и их названия)

1 ведущий. А теперь я представляю вам многоуважаемое жюри________________________

Несколько слов о правилах игры. Игра состоит из двух раундов по 20 вопросов в раунде и игры с болельщиками из 5 вопросов. Вопросы первого и второго раундов сгруппированы в 4 темы по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов – в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 – во втором. На вопросы команды отвечают по очереди. Правильный ответ приносит команде сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ лишает команду указанной суммы.

1 ведущий. Итак, игра начинается. Темы первого раунда… (ведущий зачитывает темы раунда)

Основные понятия о пожаре

100 баллов – Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения (дым).

200 баллов – Место первоначального возникновения пожара (очаг).

300 баллов – Химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света (горение).

400 баллов – Горящий и светящийся, раскалённый огонь (пламя).

500 баллов – Горячий, сильно нагретый воздух (жар).

Поражающие факторы при пожаре

100 баллов – Святящаяся горячая зона взаимодействия паров и газов (огонь).

200 баллов – Вследствие данного фактора появляется ожог на теле (температура среды).

300 баллов – Защита органов дыхания от данного фактора (токсичные продукты).

400 баллов – Вследствие какого фактора наступает потеря видимости (задымление).

500 баллов - Ожог, вызванный пламенем (термический).

Причины и виды пожаров

100 баллов – Основные причины возникновения пожаров (нарушение правил пожарной безопасности, эксплуатации бытовой техники, газовых приборов, отопительных печей, невнимательность в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами).

200 баллов – Признаки начинающегося пожара (дым и запах гари; потрескивание горящих предметов; свистящий звук и отблески пламени).

300 баллов - Условия возникновения пожара (огонь возникает при наличии:

1) источника тепла: зажженная спичка, открытое пламя, электронагревательный прибор;

2) горючего: одежда, бутылка бензина, постельное белье, мебель;

3) кислорода, который содержится в окружающем нас воз­духе;

4) человека — именно из-за него происходит абсолютное большинство пожаров).

4. 400 баллов – Явление или обстоятельство, обуславливающее возникновение пожара (причина)

5. 500 баллов – Классификация пожаров по внешним признакам (верховые, низовые, подземные).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучает правильным действиям во время возникновения лесного пожара, формирует модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности.

Тема урока: Лесные и торфяные пожары: классификация, прогнозирование, организация тушения. Правила поведения во время пожара и оказание первой помощи.

Цели: Познакомить обучающихся с видами лесных и торфяных пожаров, с методами организации тушения пожаров. Изучить правила поведения во время лесных и торфяных пожаров, правила оказания первой помощи;

Развивать у обучающихся умения применять теоретические знание на практике;

Воспитать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Понятие лесных и торфяных пожаров

Для того чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы, требуются огромные усилия и средства.

Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Пожары, охватывающие обширные территории в течение ко­роткого промежутка времени, называются масштабными.

На лесные пожары приходится 70% всех чрезвычайных ситуа­ций.

Изучением лесных пожаров и разработкой методов борьбы и его последствиями занимается специальная наука - лесная пирология.

Сухое дерево по своейпожароопасности приближается к бензину.

В качестве примера температура воспламенения составляет:

- для угля и кокса - 500 - 600°С;

- для нефти - 380°С;

- для бензина - 300°С;

- для сухого дерева - 400°С.

Подземный (торфяной) пожарвозникает в торфяном слое на глубине от нескольких десятков сантиметров до десятков метров. Та­кой пожар характеризуется беспламенным горением торфа, который характеризуется накоплением большого количества тепла и низкой скоростью продвижения.

Пожароопасный сезон в нашей стране с апреля — мая по сен­тябрь-октябрь.

Наиболее пожароопасными являются Амурская, Магаданская, Читинская, Иркутская области, Камчатка, Забайкалье, Якутия, Буря­тия, Алтай. Торфяные пожары характерны для Подмосковья.

Среди катастрофических, пожаров последних лет можно на­звать стихийное бедствие 1972 года, когда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России.

В 1976 году - в Хабаровском крае огонь уничтожил не только лес на огромной площади, но и полностью - 11 поселков, частично -19 других населенных пунктов.

1987 год - площадь лесных пожаров в Читинской области - более 90 тысяч гектаров.

1989 год - практически выгорели леса Сахалина.

1990 год - площадь пожаров в лесах Иркут­ской области — около 300 тысяч гектаров.

2010 год – в 20 регионах России. Один из самых страшных пожаров произошел в поселке Верхняя Верея Нижегородской области, где из 341 дома уцелело лишь четыре. Всего в России жертвами 32 тыс. пожаров стали 53 человека, сгорело 2,5 тыс. домов, полностью или частично уничтожены 127 населенных пунктов.

Классификация лесных и торфяных пожаров

В зависимости от ярусов, в которых распространяется пожар, они делятся на:

Низовой пожар - распространяется по нижнему ярусу лесной растительности и на их долю приходится 90% всех лесных по­жаров. Пламя достигает 5 — 50 см и распространяется со скоро­стью 0,5 — 1 м/мин.

Низовые пожары подразделяются на:

беглые - обгорает высохший травяной покров, опавшие ли­стья, хвоя. Распространяется с большой скоростью. Беглые пожары происходят в основном весной, когда просыхает верхний слой горючих материалов.

Верховые пожары происходят в наса­ждениях с низко опущенными крона­ми, в разновозрастных насаждениях. Верховые пожары распространяются со скоростью от 3 до 100 м/мин. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по крутым склонам.

Как и низовые пожары, верховые де­лятся на:

беглые - начинаются при сильномветре и значительно опережаютфронт низового пожара;

устойчивый- приводит к повальной гибели лесов.

При торфяных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Скорость распространения подземного пожара очень низкая, но тушение такого пожара требует очень боль­ших усилий. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха. Признаком подземного пожара служит горячая земля и дым из почвы.

По скорости продвижения пожары подразделяются.

Характеристика различных типов лесных пожаров

Сила пожара

Скорость распро­странения, м/мин

Высота пламени, м

Низовой Верховой Подземный

Более 100Более 0,5

Низовой Верховой Подземный

Низовой Верховой Подземный

По площади, охваченной огнем, пожары подразделяются наклассы:

загорание - площадь 0,1 - 0,2 га;

малый пожар - площадь 0,2 - 2 га;

небольшой пожар - площадь 2-20 га;

средний пожар - площадь 21 - 200 га;

крупный пожар - площадь 201 - 2000 га;

катастрофический пожар - свыше 2000 га.

Причины возникновенияи предупреждение лесных

и торфяных пожаров

Главной причиной возникновения лесных пожаров является неосторожное обращение с огнем. 93% всех лесных пожаров возника­ют в 10-километровой зоне от населенных пунктов.

Причиной пожара чаще всего являются:

- брошенная горящая спичка;

- тлеющий охотничий пыж;

- пропитанный бензином обтирочный материал;

- оставленные бутылки или осколки стекла (могут служить в качестве линзы).

Первичными поражающими факторами лесных пожаров являются:

- высокая температура воздуха;

Вторичными поражающими факторами лесных пожаров являются:

- разрушающее действие на лесные ресурсы;

- уничтожение флоры и фауны;

- повреждение органического слоя почвы;

- загрязнение атмосферы продуктами горения.

Под постоянным наблюдением в зоне активного наблюдения находится 2/3 площади лесного фонда России.

Основную роль в профилактике лесных пожаров играют:

- воспитание бережного отношения к природе;

- полный запрет на посещение лесных угодий.

К заблаговременным мерам по ограничению распространения лесных и торфяных пожаров являются:

- лесные площади разбиваются на изолированные друг от друга блоки;

- высадка вдоль дорог лиственных пород деревьев;

- прокладка сети противопожарных дорог;

- проведение санитарных вырубок леса.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5-10 метров в сплошных лесах и до 50 м в хвойных лесах. В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта.
При пожарах в лесах и на торфяниках в населенных пунктах организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в лесах, вблизи населенных пунктов; производится расчистка грунтовых полос между застройкой и примыкающими лесными массивами; заполняются пожарные водоемы из расчета не менее 10 л воды на 1 метр длины лесной опушки, примыкающей к границам застройки населенных пунктов и дачных поселков; восстанавливаются колодцы и пруды; изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы и другие средства защиты органов дыхания; ограничивается режим посещения лесов в засушливый период лета (особенно на автомобилях).

Вред от лесных пожаров

Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы.

С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2010г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.

На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.

Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Только в Сибири и на Дальнем Востоке доля "естественных" возгораний довольно высока, хотя и здесь она не превышает 25-30%. Так что именно неосторожность людей - главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами.
Лесные пожары, бушующие этим летом в России, не только "слизывают" целые деревни, причиняя вред населению страны, но повреждают или уничтожают ценные деревья в лесах, пагубно влияя на возобновление экоресурсов.

"Если не принимать дополнительных мер, в любом случае, на восстановление уйдут сотни лет", - сказал руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис Михаил Крейндлин, отвечая на вопрос о сроках восстановления лесов, пострадавших от верховых пожаров, во время которых горит не только лесная подстилка - трава и хвоя, но деревья целиком.

При этом, по словам экологов, породный состав леса изменится. "Если лес пройден верховым пожаром, то в первые годы после пожара там будет лишь пустыня", - отмечает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков.

Через два-три года появятся иван-чай и малина, которые растут на пепелищах. До возникновения подлеска пройдет пять лет, а первыми появившимся здесь деревом станет береза или осина.

При пожаре, как говорит эколог, наиболее уязвимыми являются лиственные породы, такие, как дуб, липа, ясень. Хвойные деревья по-разному справляются с огнем. Если пожар произошел в еловом лесу, то ель выгорит полностью и не восстановится. "Менее других деревьев подвержена выгоранию сосна, которая выдерживает низовые пожары. При этом крупные деревья, скорее всего, переживут пожар, а мелкие деревья, у которых кора не такая толстая, погибнут. Выгорает подрост, и остаются старые деревья. Это приведет к старению леса", - говорит Шматков.

Различают несколько способов борьбы с лес­ными пожарами:

- тушение водой или растворами химика­тов;

- тушение искусственно вызванными осад­ками;

- захлестывание огня ветками;

При отсутствии воды на месте пожара она может доставляться и распыляться над очагом пожа­ра самолетами или вертолетами.

К косвенным методам тушения пожара относятся:

- создание заградительных полос;

- обнажение минерального грунта;

- прокладка рвов и канав до материкового грунта;

- пуск встречного низового огня

При получении ожогов нельзя:

- отрывать от обожженной поверхности прилипшую одежду;

- прокалывать возникшие на коже пузыри;

- смазывать ожоговую поверхность жирами

Правила безопасного поведения в лесу

Не бросайте в сухую траву горящие спички и окурки.

Не разводите костры в местах с сухой травой, в хвойных молодняках.

Не зажигайте траву под деревьями, на лесных полянах, стерню на полях рядом с лесом.

Не оставляйте в лесу бутылки и осколки стекла.

Не оставляйте в лесу легковоспламеняющийся промасленный обтирочный материал.

Не используйте в лесу автомашину или мотоцикл с неисправной системой питания.

При необходимости развести в лесу костер примите меры безопасности, исключающие попадание искр на сухую траву.

Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.

Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.

Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.

Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить ее или загасить огонь, катаясь по земле.

Жители населенных пунктов, расположенных в пожароопас­ных зонах,оповещаются о факте пожара по сети местного проводного вещания, а там, гдеотсутствует вещание, - разбрасыванием листовок с самолетов или вертолетов.

Что делать, если вы оказались вблизи пожара
Если вы обнаружили начинающийся пожар - например, небольшой травяной пал или тлеющую лесную подстилку у брошенного кем-то костра, постарайтесь затушить это сами. Иногда достаточно просто затоптать пламя (правда, надо подождать и убедиться, что трава или подстилка действительно не тлеют, иначе огонь может появиться вновь).

Если пожар достаточно сильный, и вы не можете потушить его своими силами - постарайтесь как можно быстрее оповестить о нем тех, кто должен этим заниматься. Позвоните в пожарную охрану (телефон 01) и сообщите о найденном очаге возгорания и как туда доехать. Если пожар в лесу или на торфянике, позвоните также в лесхоз или лесничество (адрес и телефон лесхоза желательно узнать до начала пожароопасного периода; его, например, можно найти в районном телефонном справочнике или спросить в ближайшем отделении связи). Полезно бывает сообщить о пожаре в администрацию района.

Не надо недооценивать огонь. Если вы увидели пожар, попытались его потушить, но ничего не вышло, а он разгорелся только сильнее, надо вовремя уйти подальше, чтобы не попасть в беду. Учитывайте, что огонь продвигается как по ветру (быстро), так и против него (медленнее), а вверх по склону гораздо быстрее, чем вниз.

Влияние лесных пожаров на здоровье человека

Задымленность аэропорта Шереметьево от лесных пожаров 7 августа 2010 г.

Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения.

Согласно двухлетним исследованиям в Чите лаборатории экологии НИИ медицины труда и экологии, в период лесных пожаров в Чите возросла обращаемость за скорой медицинской помощью в 3-4 раза и смертность — в 10-13 раз. [8]

Американская ассоциация кардиологов (AmericanHeartAssociation) в 2010 г. опубликовала научное заявление о том, что существует связь между загрязнением воздуха мелкими частицами, в основном имеющими размер 2,5 микрона и меньше, и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В заключении заявления утверждается, что:

имеется слабая, но достоверная связь между краткосрочным загрязнением воздуха (имеются в виду микроскопические частицы, то есть дым) и преждевременной смертностью;

есть серьёзные доказательства связи загрязнения воздуха и развития ишемической болезни сердца;

есть небольшие, но постепенно подкрепляемые доказательства связи между загрязнением воздуха и параличом сердца, а также ишемическим инсультом;

существуют скромные доказательства наличия связи между загрязнением воздуха и заболеваниями сосудов, сердечной аритмией и остановками сердца.

Основными источниками этих частиц, загрязняющих воздух, согласно заявлению ассоциации, являются выбросы от сжигания ископаемого топлива промышленностью, транспортом и электростанциями, сжигание биомассы, отопление и приготовление пищи на огне, а также лесные пожары. [9][10]

Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров

В пожароопасный сезон нельзя:

- бросать горящие спички и окурки;

- оставлять промасленные обтирочные материалы;

- использовать неисправные автомашины и мотоциклы с неисправной системой питания двигателя;

- разводить костры в хвойных молодняках

Борьбой с лесными и торфяными пожарами занимаются госу­дарственные службы, имеющие специальную технику. Но кроме этого привлекается и взрослое население.

До начала работ определяются места укрытия от огня (овраги, водоемы, ямы).

При тушении пожара человек в непосредственной близости от огня может находится не более получаса.

Если у вас нет сил для борьбы с пожаром, необходимо срочно покинуть зону огня по просекам, дорогам, вдоль берегов ручьев и рек.

Место отдыха при выходе из зоны пожара должно распола­гаться не ближе 400 м от локализованной части пожара и ограждаться полосами вынутого грунта шириной не менее 2 м.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо тушить водой или набрасыванием брезента, одеяла итд.

Читайте также: