План урока подвиг пушкина

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный руководитель группы ПК-17:

Шумеев Василий Иванович

Железногорск -2017

Подвиг Пушкина

Пушкин принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих ис­торических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют бу­дущее.

В. Г. Белинский

Классный руководитель

Чем пристальнее мы вглядываемся в настоящее, чем настойчивее стремимся в будущее, тем неодолимее и явственнее встает перед нами наше прошлое, история Родины. Это прошлое бережно хранит в далях своей памяти народ: хранит в легендах и преданиях, былинах и летописях, в древних памятниках зодчества, в живописи и скульптуре, в слове писателей-классиков.

У выдающихся мастеров литературы, художников истинно народных, прошлое всегда связано с настоящим.

Оно помогает выявить глубже в действительности то, что определяет ее суть, ее духовное богатство, что принадлежит в ней нашему завтра.

Есть подвиги ратные, есть подвиги великих открыт и й - они связаны с минутами озарения, минутами наивысшего духовного, нравственного подъема. Но есть подвиги, внешне как бы скрытые, неброские, сначала в них даже трудно распознать и почувствовать нечто особое, Героическое. И только когда человек, свершивший такой подвиг, уходит от нас, мы начинаем сознавать, что вся жизнь его была подвигом.

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы

Еще и еще раз хочется особо подчеркнуть, что Пуш­кин и как поэт, и как гражданин был всю жизнь верен свободолюбивым идеалам юности.

Многое, очень многое должен свершить художник для своей Родины, своего народа, для других народов, что­бы иметь и моральное и гражданское право, подводя итог содеянному, итог жизни, так сказать о себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Великий Пушкин, как никто другой, имел это право. Пушкинский призыв:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Надо ли говорить, сколь велик вклад Пушкина в со­кровищницу русского языка, как обогатил и смело рас­ширил он его словарный запас, как яростно боролся за чистоту и народность русского литературного языка, за простоту и ясность художественного стиля!

Простота Пушкина - это простота гения.

Есть глубокий внутренний смысл в том, что крепост­ная женщина няня Арина Родионовна и крепостной слу­га Никита Козлов были близкими людьми Пушкина. Они более чем кто-либо выражали народную любовь к поэту.

Исторические приметы и черты эпохи и вместе с тем общечеловеческое, вечное в творчестве Пушкина глубоко очевидны. Все усилия Пушкина, вся его поэзия направ­лены на то, чтобы человек стал человеком. В этом ее нравственный пафос, в этом ее величайший гуманизм.

Пушкин оказал могучее воздействие на русскую и ми­ровую литературу XIX и XX веков.

Пушкин - это океан поэзии.

И так же, как мы сегодня, наши благодарные потом­ки будут стремиться вперед - к Пушкину, к неиссякае­мым родникам его поэзии, олицетворяющей все прекрас­ное в человеке.

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Урок можно провести в любом классе.

ВложениеРазмер
Урок внеклассного чтения по литературе о роли творчества А.С.Пушкина в годы войны. 39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литература

Учитель: Отекина Елена Михайловна

УМК: под ред. В.Я.Коровиной.

Тип урока . Урок внеклассного чтения.

Раскрыть значение творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.

Пробудить у учащихся интерес к более глубокому изучению творчества поэта.

Воспитать чувство гордости за родную страну, за людей, сохранивших национальную культуру и отстоявших независимость нашей Родины.

Развивать познавательный интерес к предмету.

Средства обучения . Выставка книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Репродукции с изображением пушкинских мест России, презентация.

Основные понятия и термины . Патриотизм, поэзия, творчество.

Основное содержание . - Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Особое значение приобрели стихи А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны.

Результаты урока . Знакомство с новыми стихотворениями о Пушкине, с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, актуализация более глубокого изучения творчества А.С.Пушкина.

Закрепление метапредметных умений работать с различными источниками информации.

Вопросы и задания

1. Что вам известно о жизни и творчестве А.С.Пушкина?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений о Пушкине.

и технология оценивания учебных успехов

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским

Учебник первый в первой школьной

И письма не вернувшихся с войны.

Это имя, знакомое с детства,
Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

- Эти строки посвятил А.С.Пушкину русский поэт Иван Бунин. И сегодня на уроке будут звучать не произведения А.С.Пушкина, а стихи других поэтов, посвященные ему.

2 . – Как вы считаете, в какой период развития государства патриотизм граждан проявляется наиболее активно?

- Опираясь на свои знания истории России и иллюстрации к уроку, сформулируйте тему урока.

- Какие задачи урока мы будем решать сегодня? Т.е о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Рассматривают иллюстрации, слушают учителя.

-Значение творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.

Формулируют цель и задачи урока.

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (работа с иллюстрациями).

4. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

2. Уметь перефразировать свою мысль.

3. Уметь с помощью навыка выразительного чтения воздействовать на чувства слушателей.

4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые подготовили выразительное чтение стихотворения и провели поисковую работу (подготовили доклады).

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

II. Работа с текстом учебника

Работа в тетради.

– Ознакомьтесь с текстом учебника (стр. 45-46) и составьте краткий рассказ о жизни А.С.Пушкина

Работают с учебником

Основные даты записывают в тетрадь.

III. Самосто-ятельное применение знаний.

- Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Особое значение приобрели стихи А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны.

- Военные стихи хранят немало подобных рассказов. В них – страшная быль войны и признания жизненной необходимости пушкинской поэзии. В одном из стихотворений рассказывается история о том, как в тяжелой атаке погиб солдат. Погиб смертью храбрых. А перед этим последним для него боем другу своему подарил томик стихов Пушкина, самое дорогое и заветное, что носил с собой в вещмешке по дорогам войны. Бойцы на привалах, в минуты передышек открывали книгу, и…

Все, чем каждый из нас дорожил,

И частицей земли, казалось,

Этот томик Пушкина был.

И мы видели – сквозь метели

Пугачев по степи шагал,

У Полтавы бои кипели,

Властный голос Петра звучал…

В летописи участия поэзии А.С.Пушкина в самой кровопролитной мировой войне много таких историй.

- Пушкин сражался вместе со всем советским народом. Его свободолюбивая, гордая поэзия вселяла уверенность в победе, поднимала боевой дух, успокаивала, врачевала.

- За годы войны сложилась целая поэтическая летопись участия А.С.Пушкина в войне. Особые ее страницы – о боях за те уголки земли, которые непосредственно были связаны с именем поэта.

- Пушкин был в годы войны символом Родины; защищая землю, бойцы воевали и за поэта, как за духовное богатство народа. Все, что было связано с Пушкиным, вызывало чувство гордости за свою Родину, и каждый считал своим долгом уберечь святыню от врага. О том, как был спасен от поругания памятник Пушкину, рассказывает в своем стихотворении Всеволод Рождественский.

- После освобождения Пушкинских гор даже простые солдаты, до того часа никогда не писавшие стихов, обращались к поэту. Рядовой Николай Гриньков писал:

Бессмертие певца не в бронзе

В сердцах людей он навсегда

Стихи его звучат и в пулеметной

Когда нам враг навязывает бой.

- Немало проникновенных слов написано о том, с каким чувством советские воины освобождали Пушкиногорье.

- Прощаясь со своими близкими, с родным городом, солдаты приходили к памятнику А.С.Пушкину. Об этом написал в своем стихотворении поэт-фронтовик Семен Гудзенко:

в серых шинелях юноши встали.

гневное слово, грохот призыва.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны:

Восстал и стар, и млад, летят на

Сердца их мщеньем зажжены.



В келье Чудова монастыря.
Худ. Б. В. Зворыкин. 1927.
Источник: Пушкин А.С. Борис Годунов. Pouchkine, А. Boris Godounov. С иллюстрациями Б. Зворыкина. Издание на французском языке. Париж: L'edition D'art H. Piazza, 1927. Грав. тит. л., 135, с. 16 л. ил.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

I. Пушкин-драматург
Беседа об особенностях драматургии:

— Каковы характерные черты драмы как рода литературы? Что такое трагедия?

Составление тезисов статьи:

Предположите, почему царь долго не разрешал публикацию трагедии.

IV. Образ летописца как образ древнерусского писателя

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вразумил, хартия, Спаситель, дьяк, в приказах.

С какой целью Пимен ведёт летопись? О чём он сожалеет? На что надеется?

Каким видит летописца Григорий? Что его восхищает в старце и его труде?

Сделайте вывод о характере Пимена, о его жизненном подвиге.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям днесь, присно, пост, ратный стан, потехи, воевал под башнями Казани, рать Литвы, Шуйский, Иоанн, от отроческих лет, келия, инок, трапеза, от мира отложиться, обет, обитель.

Как можно объяснить сон Григория? Какой совет даёт ему Пимен?

Почему Григорий завидует бурной молодости Пимена? Сделайте вывод о характере, помыслах и мечтах Григория.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сетовать, искушение, пленять, ведать, кромешники в тафьях и власяницах, чернец, игумен, Кирилл многострадальный, сподобил Бог уразуметь ничтожность / Мирских сует, братия, алкающий, схиму здесь честную восприму, державный, государь, Феодор, престол, молчальник, чертоги, к его одру, преставиться.

Почему Пимен познал блаженство, лишь уйдя в монастырь?

О каких поступках Иоанна Грозного повествует Пимен?

Что восхищает Пимена в царствовании Феодора?

Сделайте вывод о делах, поступках и душевном мире царя Иоанна Грозного.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Димитрий-царевич, Углич, послушанье, обедня, набат, кормилица, предательница-мамка, Иуда Битяговский, покаяться, повесть плачевная, дела мирские, угодники, пророчества и знаменья небесны, заутреня.

С какой целью Григорий расспрашивает Пимена о царевиче Димитрии?

*Совпадает ли этот эпизод трагедии с историческими фактами о царевиче?

Почему Пимен хочет передать свой труд Григорию?

Сделайте вывод об отношении автора к царям, к способам их прихода на царство.

Обобщающая беседа:

V. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге

Составление цитатной таблицы:

— Почему труд летописца Пушкин считал нравственным подвигом?

*Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.

VI. Истина как цель летописного повествования, завет будущим поколениям

Охарактеризуйте труд летописца.

Как летописцы относились к своей работе?

Каким их труд виделся со стороны?

С какой нравственной целью создавались летописи?

Можно ли утверждать, что целью летописи являлся поиск исторической и нравственной истины? Свой ответ обоснуйте.

Почему труд летописца являлся связующим звеном между поколениями?

Почему автор считал летописание нравственным заветом будущим поколениям?

Почему впечатление от чтения трагедии было таким сильным?

Итоговый вопрос:

Домашнее задание

Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и словосочетаний, характерных для речи летописца.

Групповое задание.

Индивидуальное задание.

Найти в Интернете значение имени Самсон и происхождение фамилии Вырин.

ПУШКИН-ДРАМАТУРГ

1. Патриа́рх — высшее духовное лицо, глава Русской православной церкви.

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. —

Сложен у Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий — не знатный дворянин, а простой чернец — в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти ле жит через насилие и преступление.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку) БОРИС ГОДУНОВ
А. С. Пушкин[2]
(отрывок)

НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
(1603 года)[3]

О т е ц П и м е н, Г р и г о р и й спящий.

Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[4]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)

Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[5]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[6]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

Пимен
Проснулся, брат.

Григорий
Благослови меня,
Честный отец.

Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался.
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?

Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,[7]
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне – если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия-царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.

Григорий
Каких был лет царевич убиенный?

Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны –
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)

Григорий
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца,–
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку) РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
(опыт литературоведческого исследования)

Сравните два варианта описания:

Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет.

Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

3. Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (разрушен в 1929–1932 годах).
По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I (ум. 17 мая 1606), который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, – активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. (вернуться)

4. . пыль веков от хартий отряхнув. – xартия (лат. charta, от греч. – бумага, грамота), в Средние века и Новое время – название некоторых документов публично-правового характера (конституций и др. актов). (вернуться)

5. Ве́че — в Древней Руси собрание горожан. (вернуться)

6. . дьяк, в приказах поседелый. – дьяк — в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
Прика́з — в Московском государстве XVI — XVII веков учреждение. (вернуться)

7. Смиряй себя молитвой и постом. – Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи. (вернуться)

8. Клобук (от тюрк. колпак – шапка) – надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Символизирует собою терновый венец Спасителя – одежду смирения и шлем спасения, защищающий от демонских стрел. (вернуться)

9. Кромешники в тафьях и власяницах – опричники.
Тафья – маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы – подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Власяница ( церков.-слав.) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. (вернуться)

10. Игу́мен – настоятель монастыря. (вернуться)

11. Алка́ющий, алка́ть — сильно желать. (вернуться)

12. Обе́т – торжественное обещание, обязательство. (вернуться)

13. Схи́ма – (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха. (вернуться)

14. Зане́ – потому что, так как. (вернуться)


В келье у Пимена.
С. Ф. Галактионов. 1827
До появления трагедии в печати известный гравер и литограф С. Ф. Галактионов в иллюстрациях к "Невскому альманаху на 1828 год" поместил гравюру "Пимен и Григорий" (В келье у Пимена). Здесь же как пояснение к ней был опубликован отрывок из сцены "Ночь. Келья в Чудовом монастыре".



Ключевые слова и фразы: Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Маша Миронова – нравственный идеал А,С.Пушкина.

Полезные фразы для диалога/письма:

Вопросы для обсуждения: Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?

Согласны ли вы с тем, что Маша Миронова - нравственный идеал автора?

Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?

Можете ли вы сказать, почему…? Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?

Предыдущее обучение

Планируемое

Запланированная деятельность (впишите свои

задания, вместо изложенных ниже)

2 Деление на группы с помощью фишек

Слова на карточках

Набор слов , таблица

Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений. “Капитанская дочка” - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.

1 Вступительная беседа

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

3Чтобы вспомнить содержание рассказа, необходимо разложить фрагменты в нужной последовательности.

4 Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Читайте также: