План урока по времени

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ УРОКА

Автор Бальжинимаева З.А., преподаватель БРТАТ

Аннотация Доклад написан для выступления на методическом семинаре техникума. В докладе характеризуются основные понятия, положения тайм-менеджмента на занятиях, даны рекомендации для рационального распределения времени для различных типов уроков.

1. Понятие и сущность тайм-менеджмента……………………………………………………….3

3. Рациональное распределение времени на различных типах уроков по ФГОС……………. 6

Организация и управление временем урока

Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим Питер Друкер

Педагоги утверждают, что у них просто не хватает времени на тщательное планирование качественных уроков. А в ходе самого урока не хватает времени на реализацию плана.

В применении к уроку цель тайм – менеджмента - это достижение наивысшей эффективности деятельности на единицу времени при условии достаточного уровня здоровьесбережения.

Рациональное распределение времени – предполагает

- рациональное распределение всего времени между отдельными элементами урока, т.е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;

- рациональность использованных материалов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.;

- разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

- распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение.

1. Детально планируйте в письменной форме каждый урок.

Проведение высокоэффективных уроков без длительной подготовки - утопия или случайность, это знает каждый педагог.Составление детального плана потребует определенных затрат времени, которые обязательно окупятся повышением эффективности урока и уровня удовлетворенности педагога своей деятельностью.

Детальный план в применении к уроку – определение цели урока, задачи, способы их реализации и формы контроля результатов в алгоритме деятельности, которые будут реализованы в течение урока.

2. Определите приоритеты и упорядочьте последовательность дел по убыванию важности:

-расставьте приоритеты после подготовки алгоритма работ, т.е. выберите те операции, которые наиболее важны для эффективного достижения поставленных целей в применении к уроку.

-научитесь делить все задачи на четыре категории: важные и срочные; важные и несрочные; неважные срочные; неважные и несрочные.

-начните с выполнения задач первой категории - важных и срочных.

В таком случае, если какие-то задачи из последних строк плана выполнить не успеете, то все равно - главное будет выполнено. При таком планировании, у неважных и несрочных задач не будет шанса отнимать время у учеников. Самое сложное – определить: что же наиболее важно и срочно, и не упустить из виду цели урока.

согласно правилам тайм-менеджмента.

запомните, что любое переключение внимания с одного вида работы на другой требует

много затрат времени и усилий.

Всё это сводится к тому, чтобы сформировать мотивацию деятельности до её начала. У педагогов - практиков такие приемы и методы всегда были и есть, и их детальное обсуждение позволит сформировать у них основную установку на интерес к содержанию. Если у учащихся сложился внутренний интерес к делу, если они работают увлечённо, забыв обо всём вокруг, то смена видов деятельности перестаёт быть необходимостью и становится помехой на пути глубокого освоения учебного материала.

Выбирая виды учебной деятельности, нужно использовать наиболее экономичные по времени и одновременно эффективные с точки зрения достижения целей урока виды работы.

Важно сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.

Современная школа находится в условиях становления школьной информационнообразовательной среды, позволяющей включать в учебный процесс новые формы работы:

дистанционные формы работы,

система индивидуального консультирования, электронные формы взаимодействия, проектные технологии,

расширенные возможности взаимодействия на уроке всех участников учебного процесса и т.д.

Педагогу приходится осваивать не только новые технологии, но - одновременно с ними - и новые профессиональные роли, дополняющие его роль как главного носителя знаний.

4. Устанавливайте временной регламент.

«Пусть равномерны промежутки,

Что разделят наши сутки,

Но, положив их на весы,

Регламент устанавливается для каждого этапа урока и не должен быть расплывчатым, но в нем должны учитываться возможности небольшого уменьшения или увеличения (если это будет необходимо) длительности каждого этапа, на котором были бы достигнуты главные цели урока.

Сложность планирования урока заключается, в том, что время урока невелико.

План урока должен обязательно оставлять резерв времени, который необходим ля устранения непредвиденных трудностей, которые могут возникнуть.

Без четкого временного регламента невозможно сделать урок интересным, разнообразным, неутомительным и одновременно достичь основных образовательных результатов.

С точки зрения достижимости целей очень важен и может занять значительное время, с учетом необходимости возможных корректировок плана.

Таким образом, тайм-менеджмент урока охватывает не только планирование урока и реализацию плана, но и последующий анализ результатов:

соблюдение всех перечисленных ключевых условий эффективности тайм-менеджмента, а

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика.

Воспитательные:

воспитание трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе;

показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты: Предметные: учащиеся получат представление о времени как новой величине;

ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней;

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды

Ход урока:

Организация класса.

- Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке математики.

А для успешной работы нам сегодня понадобятся:

-внимательные глаза,

-чуткие уши,

-ловкие руки,

-сообразительные головы.

И , конечно же, хорошее настроение!

Желаю вам успехов в работе на уроке!

1.Актуализация знаний.

Ребята, вы любите мультфильмы?

Какие мультфильмы любите? Назовите их.

Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.

2. Формулировка темы и цели урока.

-Как вы думаете , какая тема нашего урока? (Время.Единицы времени)

- Какие цели нашего урока? (Познакомиться с новыми единицами измерения – временем. Научиться определять время, временные отрезки, установить соотношения между единицами времени.)

3.Открытие новых знаний.

- Что такое время?( слайд)

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

Время, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

- А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о единицах измерения времени. Какие единицы времени существуют? (Слайд)

– Расположите в порядке убывания.
Тысячелетие
Век
Год
Месяц
Неделя
Сутки
Час
Минута
Секунда

4.Работа с учебником: с.98 (Слайд)

– Как человек ориентируется во времени? С помощью чего? (Часы, календарь)
– Какие календари существуют?
– Какой сейчас год?
– Предыдущий?
– Последующий? Какой это год? (Високосный)
– Что это значит?
– К какому веку относятся эти года?
– Сколько месяцев в году?

-Полгода – сколько это месяцев?
– 60 месяцев – сколько это лет?(5)
– Сколько лет в 3 веках?
- Какой месяц текущий? (декабрь)
- Он состоит из столбиков, что это за столбики? (недели)

-Сколько дней в неделе? (7)

-Сколько в месяце полных недель? (4)

5.Работа над темой. Работа в парах

Перед вами таблица, которую вы должны заполнить

В каком месяце твой день рождения?

Какое количество дней в этом месяце?

Запишите месяцы, в которых такое же количество дней, как в месяце дня твоего рождения


Учителя часто жалуются, что на уроке не хватает времени, чтобы все успеть, или наоборот – все запланированное выполнили, а время до конца урока еще осталось. Однако, проблема не в отсутствии или избытке времени, а в некорректном тайм-менеджменте. Распределение времени на уроке помогает быстрее и эффективнее прийти к цели. Многие не задумываются о том, насколько важно соблюдать тайминг. В статье разберем, почему важно правильно распределять время на уроке, в каких случаях можно отойти от тайминга, а также поделимся советами, как его соблюдать.

Зачем нужен тайминг на уроке?

Основная задача правильного тайминга на уроке – достичь цели в изучении языка. Мы не можем за один урок выучить все, именно поэтому мы планируем достижение цели в несколько этапов. Внутри урока распределяем время на стадии, отведенные для изучения темы. Учителю это помогает:

— грамотно распланировать этапы для продуктивного и эффективного урока;

— не затягивать этапы урока;

— приоритезировать цель ученика, чтобы достичь ее как можно быстрее, например, ученик хочет понимать английский на слух, следовательно больше времени мы будем уделять на развитие данного навыка;

— успеть все, что планировали;

Для учеников это так же важно, как и для преподавателей. Ребенку это помогает:

— лучше усвоить изучаемый материал;

— не скучать на уроке, выполняя одно задание 40 минут;

— понимать, какая перед ним стоит задача и сколько у него есть времени на выполнение;

Невыполнение домашних заданий, опоздание на урок и долгое выполнение упражнений на уроке значат, что ученик не умеет ощущать границы времени. Именно поэтому важно соблюдать тайм-менеджмент на уроке как для учителя, так и для ученика.

Как правильно распределять время по этапам урока?

Тайм-менеджмент на занятии имеет общепринятые рамки. Берем за основу один навык, который необходимо отработать: чтение, письмо, аудирование или говорение. Мы четко понимаем, что проработка одного из навыков будет занимать большую часть времени на уроке, а остальные этапы — в среднем 2-7 минут каждый. Выглядит это примерно так для урока, который длится 50 минут:

1. Introduction: small talk, warm-up, повторение, проверка домашнего задания ≈ 5-7 минут;

2. Lead-in: вводим тему урока, называем цели, задачи и несколько заданий, чтобы заинтересовать ученика ≈ 2 минуты;

3. Presentation: проверяем, что ученик уже знает о теме, представляем тему ≈ 10 минут;

4. Practise: пробуем практиковать изученную тему в заданиях по типу controlled и semi-controlled practice ≈ 5-10 минут;

5. Production: отрабатываем тему в заданиях по типу freer practice ≈ 15-20 минут;

6. Cool down: подводим итоги урока, делимся впечатлениями ≈ 5 минут.

Что поможет соблюдать тайминг?

Мы собрали для вас пять советов по работе с временем на уроке, которые помогут вам и ученикам разграничивать время на занятии.

1. Используйте таймер или будильник. Можно поделить время внутри урока, чтобы будильник оповещал, когда стоит переходить на следующий этап или заканчивать задание. Настраивайте под себя, главное, соблюдать время и не задерживать учеников. Это символизирует о непрофессионализме.

2. Продумывайте заранее, как вы будете озвучивать задание, представлять тему урока или переходить к новому этапу. Это сократит время, которое уходит на обдумывание, как сделать лучше. Если вы будете заранее готовы, то это уже 50% успеха.

3. Всегда помните о непредвиденных ситуациях. В любом задании ученик может не помнить слово и будет искать его в словаре минимум 20 секунд. А также могут быть неполадки с интернетом при онлайн-режиме. Такие вещи можно предвидеть, но не знать точно. Отводите какое-то время на такие моменты, и тогда не будет сложностей с тем, что вы 5 минут потратили только на работу со словарем.

4. Не перегружайте урок. Чем меньше новой информации ученик получает на занятии, тем легче ее воспринять и отработать. Смотрите на темп и работу ученика. Пусть вы много времени посвятите проработке одного навыка, и ребенок лучше его усвоит, чем вы будете давать много информации быстро и непонятно с целью успеть как можно больше. В итоге это не даст никакого результата.

Когда можно отходить от тайминга?

Невозможно каждый раз соблюдать границы во времени на уроке, особенно с подростками. Всегда могут произойти какие-то непредвиденные обстоятельства. Например, технические неполадки, если вы работаете в онлайне, или ученик опаздывает из-за пробки, если вы в оффлайне. Стоит изменить тайминг, если:

— происходят технические сложности при работе онлайн, так как без стабильной работы техники, не будет продуктивного урока;

— ученик не усвоил тему прошлого урока, и это мешает изучению новой темы, которую вы запланировали на текущий урок. Лучше еще раз пройти и проработать старую тему;

— видите, что у ученика что-то произошло, и он совершенно не настроен на работу. Поговорите с ним лишние 5 минут о его проблемах, чтобы расположить его к себе и отвлечь от неприятностей;

— ученик не понимает, что нужно делать в задании или для чего это делать. Объясните ещё раз, что вы отрабатываете и зачем. Это поможет избежать недопонимания и ссор;

— понимаете, что ученик устал от заданий и начинает зевать. Проведите физминутку, чтобы взбодриться.

Время на уроке – важный индикатор результативности, если ученик выполняет задание больше 30 минут, стоит задуматься правильно ли вы объяснили тему ученику, или хорошо ли он выучил слова. Существуют отклонения от тайминга, которые регулирует учитель, а есть те, которые происходят со стороны ученика.

Задача учителя на уроке контролировать процессы, в том числе тайминг. Старайтесь не пренебрегать им. Внедрите несколько советов из статьи, и вы увидите преимущества правильной работы со временем на уроке. Желаем вам успевать все вовремя!

Читайте также: