План урока по валеологии
Обновлено: 06.07.2024
Часть серии стандартных уроков по валеологии, состоящая и 5 поурочных планов. Данные разработки являются результатом авторской типовой программы по валеологии.
Темы заявленных поурочных планов:
1. Валеология – наука о здоровье. Здоровый образ жизни.
2. Основные критерии здоровья. Философия здоровья
3. Рациональное питание. Основные питательные вещества.
4. Витамины. Загрязнение окружающей среды и питание
5. Ожирение. Философия правильного питания.
Данные разработки являются кратким планом к каждому из представленных уроков.
Время проведения каждого урока 1.30 мин. - стандартное время проведения урока средне-специального заведения.
Предмет: | Биология |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 11 класс |
Автор: | Гринькив Светлана Николаевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 271.22 Kb |
Предмет: Валеология _________________________________________________
Тема:_ Валеология – наука о здоровье. Здоровый образ жизни. ______________
Вид урока: __комбинированный___________________________________________
Цель: ___ ознакомить с проблемами состояния здоровья и показать роль _ валеологии как науки о здоровье в решении проблем сохранения, развития и _ формирования индивидуального здоровья. ___________
образовательные: дать понятие о здоровье, факторах, влияющих на здоровье и _
составляющих здорового образа жизни. _________________________
развивающие: ____развить интерес к изучению предмета валеологии.____________
воспитательные:__ воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. ________________
Межпредметные связи: _ химия, философия, экология, медицина, история. ______
Методы обучения: _индивидуальный ,групповой._____________________________
Средства обучения: учебник – Валеология 1 часть (Астана 2003 год) _
Организационный момент. _______________________________________________
Проверка знаний. Обобщающая беседа на выявление остаточных знаний учащихся по предмету валеология. ________
Изложение нового материала._1.Лекция с элементами беседы: _
- Объект, предмет, основные задачи, классификация валеологии. _
- Определения здоровья медицинское и валеологическое. _
- генетические факторы — 15-20% (20%) _
- состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%) _
- медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,) _
- условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%). _ 3. Индивидуальная работа с учебником. Составление хронологической справки _ предразвития и развития валеологии ___________________
Закрепление изученного материала: ответить на вопросы учебника на стр. 11, 38, 70
Содержание задания на дом: выучить записи конспекта. _________
Подпись преподавателя _____________________
Предмет: Валеология _________________________________________________
Тема:__ Основные критерии здоровья. Философия здоровья ________
Вид урока: __комбинированный___________________________________________
Цель: ___ ознакомить с проблемами состояния здоровья и показать роль _ валеологии как науки о здоровье в решении проблем сохранения, развития и _ формирования индивидуального здоровья. ___________
образовательные: дать понятие о здоровье, факторах, влияющих на здоровье и _
составляющих здорового образа жизни. _________________________
развивающие: ____развить интерес к изучению предмета валеологии.____________
воспитательные:__ воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. ________________
Межпредметные связи: _ химия, философия, экология, медицина, история. ______
Методы обучения: _индивидуальный ,групповой._____________________________
Средства обучения: учебник – Валеология 1 часть (Астана 2003 год) _
Организационный момент. _______________________________________________
Проверка знаний. Обобщающая беседа на выявление остаточных знаний учащихся по предмету валеология. ________
Изложение нового материала._1.
Закрепление изученного материала: ответить на вопросы учебника на стр. 11, 38, 70
Содержание задания на дом: выучить записи конспекта. _________
Подпись преподавателя _____________________
Предмет: Валеология _________________________________________________
Тема:__ Рациональное питание. Основные питательные вещества. ________
Вид урока: __комбинированный___________________________________________
Цель: __ сформировать представление о питании, как одном из важнейших _ компонентов ЗОЖ. _ ___________
образовательные: познакомить с основными факторами питания, влияющими на здоровье человека ___
развивающие: __ научить выбирать продукты и составлять индивидуальный _ рацион в соответствии с нормами здорового питания __
воспитательные:__ развивать критическое мышление, умение работать в группе _
Межпредметные связи: _ химия, экология, медицина, история. ______
Методы обучения: _индивидуальный ,групповой._____________________________
Средства обучения: учебник – Валеология 1 часть (Астана 2003 год) _
Организационный момент. _______________________________________________
Проверка знаний. Фронтальный опрос. ________
Закрепление изученного материала: В таблица 2, указаны группы___________ продуктов.______ Оцените: какое количество продуктов каждой группы, по вашему мнению, необходимо человеку вашего возраста каждый день в порциях?__________
Одна порция – это определенное количество одного из следующих продуктов:____
1. Молоко и молокопродукты (сыр, творог и др.): 1 чашка4 молока; маленький _ кусочек (45 г) твердого сыра; 1/2 чашки творога. _
2. Хлеб, крупы (каши из них), картофель: один кусок хлеба; одна маленькая булочка или бисквит; 5–6 маленьких крекеров, 1/2 чашки каши или макаронных изделий; две маленькие картофелины. _
3. Мясо, рыба, яйца: 50 г мяса животных, птицы и мясопродуктов или рыбы и _ рыбопробуктов либо одно яйцо. _
4. Жиры, масло, сладости: 1 конфета; 1/2 пирожного среднего размера или _ соответствующего кусочка торта; 25 г сливочного масла (на один бутерброд) или 1 _ столовая ложка подсолнечного масла. _
5. Фрукты и овощи: яблоко среднего размера; банан или апельсин; 1/4 чашки _ сухофруктов; 1/2 чашки вареных или сырых овощей. _
Определите: сколько, по вашему мнению, порций продуктов каждой группы _ необходимо потреблять ежедневно, чтобы ваше питание было рациональным? _
1. Молоко и молокопродукты
2. Хлеб, крупы, картофель
3. Мясо, рыба, яйца
4. Жиры, масло, сладости
5. Фрукты и овощи
Учащиеся выполняют задание. Затем представители групп комментируют _ результаты работы. _
Разные продукты содержат разные питательные вещества . Таблица 3 _
Питательные вещества различных продуктов и их основные функции
Основные пит. вещ-ва
1. Молоко и молоко-продукты
Кальций, витамины А и Д
Способствуют росту и укреплению костей и зубов, помогают работе мышц и функционированию нервной системы
Молоко, сыр, йогурты, творог, мороженое и др.
2. Хлеб, крупы, картофель
Углеводы, витамины, минер. вещ-ва
Источники энергии, способствуют формированию здоровой нервной системы
Изделия из муки(макаронные, хлеб, хлопья), крупы (каши из них), хлебные злаки и др.
3. Мясо, рыба, яйца
Участвуют в образовании и восстановлении тканей кожи, костей, крови, мышц, переносят жирорастворимые витамины
Мясо животных, птиц и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца
4. Жиры, масло, сладости
Жиры и углеводы
Масло сливочное и растительное, конфеты, варенье, пирожные, мед и др.
5. Фрукты и овощи
Углеводы, витамины, минеральные вещества
Источники клетчатки и энергии, регулируют обменные процессы, способствуют поддержанию в здоровом состоянии всех органов, хорошему зрению
Все фрукты и овощи
Как видите, нет ни одного продукта, который содержал бы все вещества, _ необходимые организму человека. Поэтому, чтобы обеспечить полноценный _ рацион, необходима разнообразная пища. _
Мы выяснили, какими продуктами и в каких количествах вы хотели бы питаться. _ Давайте проанализируем: соответствуют ли ваши вкусы и представления нормам _ рационального, здорового питания? _
При рассмотрении этих норм, каждый из вас, сравнивая их с данными, внесенными ранее в таблицу 2, может выяснить, как изменить свой повседневный рацион, чтобы, сделать питание более полноценным, сбалансированным и полезным для здоровья _
Сравните нормы рационального питания с данными, полученными вами ранее, _ найдите различия и расскажите: как вы можете изменить свой рацион, чтобы _ сделать питание более полноценным и здоровым? _
Выполняя домашнее задание, вы собрали и принесли на урок этикетки и упаковки _ продуктов, которые едите каждый день. _
Давайте проанализируем: какие ингредиенты входят в состав этих продуктов, какие пищевые.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Человек это система, так как это целостный организм, состоящий из взаимосвязанных частей.
Знакомство с органами пищеварения и пищеварительной системой.
Допишите предложение: Жизнь человека зависит от . . . . Напишите перечень продуктов которые ты съел за 1 день.
- недопустимый избыточный вес
- умения радоваться жизни
- что мы знаем о стрессе в повседневной жизни?
- как выглядит человек в состоянии стресса?
- какие чувства он вызывает?
- схематический рисунок стресса?
1 – е задание: ты приглашен на день рождение, но еще не выучил урок и сообщаешь об этом родителям перед уходом из дома . . . . ;
2 – е задание: учитель сообщил по телефону родителям о 2, которую ты получил неделю назад . . . . ;
3 – е задание: ученик пришел из школы на 3 часа позже обычного . . . . ;
-14 сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
1.раслабление мышц тела
2.Ощущения потепления рук и ног
3.Управлеине дыханием, приемы – метод имитации, метод удобного положения, лежа, метод смены напряжения и расслабления мышц.
2 стиля мышления:
1. формально – логическое мышление и речь (левое);
2. непосредственно – чувственное восприятие, ориентация в пространстве, творчество (правое).
Упражнения: правильная осанка.
Правила сохранения зрения:
1. Чтение в автобусе.
2. Правильный расчет до предмета.
3. Телевизор.
Образовательная область: познание, коммуникация, здоровье. Направление деятельности:познавательно –речевое. Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Задачи: Образовательные: - формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье; - учить детей правильно чистить зубы Развивающие: -развивать разговорную речь детей
Содержимое разработки
Конспект непрерывной образовательной деятельности по валеологии младший возраст
Тема "Сохраним своё здоровье"
Образовательная область: познание, коммуникация, здоровье.
Направление деятельности:познавательно –речевое.
Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
Образовательные:
- формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье;
- учить детей правильно чистить зубы
Развивающие:
-развивать разговорную речь детей.
-активизировать словарь: здоровье.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью
Предварительная работа:
- Беседа о здоровье, правильном питании и закаливании.
- Разучивание пальчиковой гимнастики.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент);
Практическое действие
Оборудование:
Мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, картинки на каждое правило здоровья, картинки с девочками: здоровой и больной, зубные щетки на каждого ребенка.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы им улыбнёмся и поздороваемся. Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Он вам оставил вот такие картинки ( воспитатель показывает картинки со здоровым и больным ребенком).
- Посмотрите, на картинках нарисованы девочки. Они одинаковые?
Воспитатель: На этой картинке какая девочка ?
Дети: веселая, красивая
Воспитатель: А на этой картинке какая?
Дети: грустная, болеет
Воспитатель :как вы догадались, что девочка больна?
Дети: держит градусник, лежит в кровати.
Воспитатель: А эта девочка почему веселая?
Дети: она не болеет, она здоровая
Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим о том, как быть здоровым. Как вы думаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми и не болеть? Дети: кушать фрукты, гулять, делать зарядку(Одновременно показываю схему, картинку на каждое правило. Если дети затрудняются, то помогаю, показывая нужную схему).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Чтобы быть здоровым надо: заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, хорошо кушать, всегда быть чистыми (умываться и чистить зубы), кушать витамины.
Воспитатель: Быть здоровым нам поможет и специальная гимнастика. Пойдемте на коврик (дети идут на коврик, встают в кружок).
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? ( Погладить глазки, Сделать бинокль)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? ( Погладить ушки, Сделать ушки как у зайчика)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? ( Погладить ручки, Похлопать)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? ( Погладить ножки, Потопать)
С добрым утром, солнце! Я проснулся. ( Сделать солнце, поднять руки вверх)
Воспитатель:Молодцы! Теперь мы стали сильнее и здоровее. Давайте сядем на место, спинки прямые.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, Мойдодыр оставил вам вот этот мешочек.
Воспитатель: В мешочке - отгадки на мои загадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать и найти отгадку в нашем чудесном мешочке.
Воспитатель загадывает загадки:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, у медведей. (Расческа)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть ему покажет. (Зеркало)
Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Дети отгадывают загадку и на ощупь достают предметы личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, зеркало), рассказывают, для чего они предназначены. Воспитатель помогает: - Для чего нужно мыло? (Чтобы мыться). – Для чего нужно полотенце?(Чтобы вытираться). – Для чего нужна расческа? ( Чтобы причесываться). – Для чего нужно зеркало? ( Чтобы смотреться, чистый или грязный)
Воспитатель: Ребята, а в мешочке ещё что-то осталось, давайте посмотрим? (достаем из мешочка зубную пасту и зубную щетку). Что это?
Дети: Зубная паста и щетка
Воспитатель: Нам нужны эти предметы, чтобы быть здоровыми?
Воспитатель: Для чего?
Дети: чтобы чистить зубы.
Воспитатель: А что будет, если мы не будем чистить зубы?
Дети: Зубы будут грязными, будут болеть. Воспитатель: Правильно. Вот как на этой картинке (показываю картинки с изображением желтых, больных зубов).
Воспитатель -А на этой картинке какие зубы?
Дети:зубы белые, чистые, красивые.
Воспитатель:А почему они такие?
Дети: их чистили.
Воспитатель: Все правильно. Сейчас мы будем учиться правильно, чистить зубы. Чистить пока мы будем без зубной пасты, потому что только учимся.
Практическое действие Чистим зубы. -Чистить зубки можно только своей щеткой, чужую брать нельзя. –Возьмите свою щетку с подноса и садитесь снова на стульчики. Тимоша, подойди ко мне. Ребята, посмотрите, как правильно чистить зубы ( воспитатель показывает на одном ребенке).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Дети: загадки отгадывали, играли в чудесный мешочек
Воспитатель: Чему вы научились?
Дети: чистить зубки
Воспитатель: Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 4 класса.Подойдёт как программы работы классного часа, так и для организации работы факультативного занятия. Собранный материал рассчитан на 4 года реализации, по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беловская средняя общеобразовательная школа
Сакмарскского района Оренбургскойской области
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана для детей 7-11 лет
Автор: Савина А.Н.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа, без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой, заботу о нем нельзя перекладывать на плечи одной медицины. Заниматься здоровьем надо не только и столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо научить.
Задача - воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости, создать условия, при которых ребенок захочет заботиться о своем здоровье, захочет научиться как его сохранить и укрепить.
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
1.уровень - информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.
2. уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а так же пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Программа включает в себя нравственные, психические, физические и социальные компоненты здоровья.
В первом классе работа направлена на воспитание духовно-нравственного здоровья. Нужно, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Нравственно воспитанный человек не позволит себе страдать от болезней, возникновение которых он может сам предупредить.
На уроках учащиеся целенаправленно через образы сказочных героев знакомятся с правилами здорового образа жизни. С помощью главного персонажа - муравья Свати в каждой сказке в доходчивой для понимания детей форме раскрываются разнообразные факторы, влияющие на здоровье человека.
Для младших школьников особенно важны 2 способа передачи своего отношения к миру: рисунок и слово. Эту возможность и представляют, разработанные нами учебники - тетради для 1 и 2 классов. учитывая психологические особенности младшего школьника - его наглядно-действенное мышление, в тетрадях предлагаются задания, основанные на изобразительной деятельности. Учитель в данном случае проверяет на технику рисования, а умение оперировать имеющимися знаниями о самом себе, об окружающей действительности.
Чтобы ребенок почувствовал ответственность за свое здоровье, мог сравнить, как быстро он растет, замечать изменения, происходящие в его организме, самостоятельно вести исследования, считаем необходимым со 2 класса начать ведение учащимися валеологического дневника. Данные дневника обобщаются, используются на уроках во 2-х и 4-х классах , являясь основой формирования знаний.
Основные методы работы: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, в развитии творческого потенциала при выполнении заданий, поисковой активности и самостоятельного экспериментирования.
Занятия содержат познавательный материл, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Так же используются песни о здоровье, рисование, лепка, соответствующие темам уроков, загадки, пословицы, поговорки, в которых заключен многовековой опыт русского народа по сохранению и укреплению здоровья.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность здоровья, здорового образа жизни – осознание человеком ценности здоровья, как неотъемлемого атрибута полноценной жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний из различных областей науки о человеке - анатомии, физиологии, психогигиены, психологии; знание названия частей тела, названия и расположение основных внутренних органов, их функций; приобретение знаний правил личной гигиены, представлений о наследственности и генах, о том, какое зло приносит алкоголь никотин, наркотики; приобретение знаний правил безопасности во всех сферах жизни (дома, в школе, в игре, на улице) и их выполнение.
Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьника к другим людям, своему здоровью, развитие понимания собственной неповторимости и индивидуальности.
Результаты третьего уровня: школьник приобретает опыт здорового образа жизни, совместной деятельности с другими людьми, опыт оказания первой медицинской помощи и поддержания нормального состояния здоровья безлекарственными способами.
Читайте также: