План урока по теории музыки

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: Становление творческих способностей при работе с учебным материалом, основанным на использовании аккордов.

Задачи урока:

обучающая — закрепить умения и навыки исполнения и интонирования аккордов;
развивающая — развитие творческого подхода к конструктивному и профессиональному музыкальному материалу;
воспитательная — формирование инициативы, самостоятельности,творчества.

Структура урока;

Разделы урока:

1. повторение теоретического материала
2. вокально-интонационные упражнения
3. устный диктант
4. слуховой анализ
5. чтение с листа
6. проверка домашнего задания:
а) сольфеджирование
б) игра гармонических оборотов, секвенций

Творческие задания использованы в разделах: вокально-интонационные упражнения, диктант, проверка домашнего задания

Ход урока:

1. Повторение теоретического материала. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

2. Вокально-хоровые упражнения.

Данный вид работы предполагает мелодическое и гармоническое исполнение аккордов от звука и в ладу.

а) трезвучия
б) секстаккорды
в) квартсекстаккорды

Упражнение 2. секвенция: диатоническая, восходящая (D6 — T). Шаг звена — секунда

Упражнение 3. составить и спеть свой пример. Выбор шага секвенции и направление студенты выбирают самостоятельно

В тональности d-moll:

Упражнение 2. Студентам предлагается вокальная импровизация на основе данных оборотов с заполнением аккордовых интервалов с заданным ритмическим рисунком в размере ¾.

3. Устный диктант

Выбранный образец музыкальной литературы (И. Брамс. Колыбельная), используемый в качестве диктанта и содержащий движение по звукам аккордов, проигрывается 2-3 раза. Диктант кратко анализируется (размер, количество тактов, основные мелодические обороты) и пропевается с названием звуков в основной тональности, а затем транспонируется учащимися на фортепиано в разных тональностях. Далее сочиняется второй голос на фортепиано к исполняемой голосом мелодии.

4. Слуховой анализ

1. Инструктивный материал: определить на слух виды трезвучий, их обращения (аккорды вне лада, в различных регистрах, в теснейшем расположении, гармонические обороты в разных тональностях: I — IV 6 4 —I, I — IV6 — I, I — V 6 4 —I6, I — V6 — I, I 6 4- V- I 6 4, I6 — IV- I6, I6 — V 6 4 — I6 )

5. Чтение с листа

Примеры подобраны в соответствии с изучаемым материалом и содержат мелодические обороты, основанные на движении по звукам аккордов. Эти обороты студенты должны отметить и проанализировать до начала исполнения.

6. Проверка домашнего задания

а) примеры для сольфеджирования учащиеся исполняют индивидуально, с подбором второго голоса (Калмыков Б., Фридкин Г. № )
б) исполнение примера с подбором аккордов в теснейшем расположении (Калмыков Б., Фридкин Г. № 387)
в) игра функциональных гармонических оборотов в тональностях, указанных преподавателем

В конце урока необходимо подвести итог работе: отметить особенности строения трезвучий, их фоническую окраску, функциональность, особенности интонирования и функциональное значение.

Теория музыки: курс музыкальной грамотности

Дорогие друзья! Перед вами краткий курс по основам теории музыки и музыкальной грамотности. Сам факт того, что вы заглянули на эту страничку, говорит о том, что вы уже задумывались о необходимости получить какие-то базовые знания по теоретическим основам музыки.

Возможно, ваше музыкальное или вокальное мастерство вышло на тот уровень, когда одной интуиции и движения на ощупь уже недостаточно. Возможно, вы хотели заняться теорией музыки раньше, но не нашли курс, где бы компактно было изложено самое необходимое. А может, вы уже пытались вникнуть в хитросплетения теории музыки, однако посчитали, что это слишком сложно для вас.

Наш курс решает все эти задачи. Вы получите только то, что реально можно применить на практике, хотите ли вы научиться самостоятельно разбирать по нотам пьесы для фортепиано или подбирать мелодии на гитаре, намерены петь в хоре или даже написать песню.

Содержание:

Теория музыки и элементарная музыкальная грамотность помогут конвертировать эмоции в музыку и поделиться своим богатым внутренним миром с окружающими. И, как знать, быть может, именно вы и именно сегодня делаете свой первый шаг на пути к большой популярности. А через каких-нибудь 10 лет уже другие начинающие музыканты будут стремиться заполучить ноты вашей песни или аккорды вашей гитарной композиции, чтобы воссоздать и повторить созданное вами музыкальное произведение.

Цели и задачи курса

Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_muzyka_v_sisteme_iskusstv.docx 36.49 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.

(специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование )

Проектные технологии. Педагогика сотрудничества. (Ушинский Н. Д., Макаренко А. С.)Проблемное обучение ( Осборн А., Дьюи Д.) Технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.( Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А.) ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии), групповые технологии.

спец. дисциплин – Терентьева М. А.

  1. Педагогика сотрудничества. (Ушинский Н. Д., Макаренко А. С.)
  2. Проблемное обучение ( Осборн А., Дьюи Д.)
  3. Технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства( Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А.)
  4. ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии).
  5. Проектные технологии.
  6. Групповые технологии.

Цель урока : повышение уровня музыкальной культуры студентов в области знания основных закономерностях музыкального искусства, музыкально-выразительных средств, жанровых направлений в музыке.

Тип занятия : семинарско – практическое.

Защита проекта. Просмотр и обсуждение подготовленных студентами презентаций;

Материалы и оборудование:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, СД – диски; MP -3 диски, фортепиано.

Методы и приемы педагога

Запись на доске

Вводное слово педагога

Запись темы в тетрадь

Основная часть. Выступление студентов по вопросам семинара в форме показа презентаций с последующим их совместным обсуждением.

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, МР -3, СД- диски.

Просмотр презентаций , иллюстрирование музыкальными номерами : исполнение произведений дуэтом со студенткой, сольное исполнение студентов ,слушание вокальных произведений в записи.

Сориентировать студентов на работу в тетради : кратко изложить основную суть презентации ( в 3 –х, 4 –х предложениях) .

1.Как выбор вокальной музыки по слушанию влияет на формирование внутреннего мира ребенка, его духовность, нравственность.

Показ презентаций с музыкальными вставками.

Ответы на вопросы после просмотра.

Запись в рабочие тетради основных положений из каждой презентации: жанр вокального произведения, круг музыкальных образов, особенности мелодики.

Рефлексия: какие разновидности вокальной музыки существуют.

Запись д/з на доске.

Общая и дифференцированная оценка работы студентов.

Домашнее задание: назвать современные группы, создающие композиции с эклектикой различных вокальных жанров.

Ответы на итоговые вопросы педагога.

Запись домашнего задания.

1. Организационный момент.

Педагог сообщает тему урока ( написана на доске).

Вступительное слово педагога.

Музыка (от греч. musike) – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.

Звук как основа музыкальной образности и выразительности, лишен смысловой конкретности слова, как в поэзии и прозе, например, не воспроизводит видимых картин, как это мы можем наблюдать в живописи, скульптуре, архитектуре.

Чтобы понять, осознать, услышать музыку, нужно временное пространство. Музыка – искусство, развивающееся во времени, постоянно изменяющееся.

Итак, перечислим средства музыкальной выразительности:

Динамика – сила звука и разнообразные оттенки его звучания.

В музыке общепринята итальянская терминология обозначения динамических оттенков (демонстрация таблицы динамических оттенков на экране)

Форте фортиссимо( оглушительно)

фортиссимо (очень громко)

Меццо-форте (не очень громко)

Пиано пианиссимо (едва слышно)

> - diminuendo – диминуэндо (затихая)

  1. Темп – (от лат.) – время – скорость пульсации в музыке.

Темпы бывают быстрые (Presto - скоро), средние (Andante – не спеша), медленные

Более подробно темпы и характеры рассмотрены в таблице № 1.

5)Фактура – конкретное оформление музыкальной ткани.

Признанным мастерством полифонической музыки считается И. С. Бах, великий немецкий композитор. Его органная музыка – вершина полифонизма, где переплетение множества голосов (до 12) дарит нам всю красоту звучания музыки великого композитора.

6)Тембр – окраска звучания человеческого голоса или музыкального инструмента.

Дошкольник уже в средней группе отличит тембр скрипки от тембра виолончели; флейты от фагота.

Каждый человеческий голос имеет свой неповторимый тембр. Таким уникальным тембром обладал великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Неповторимые голоса итальянского певца Робертино Лоретти, Марии Каллас, Энрике Карузо, Монтсерат Кабалье и многих других всемирно известных певцов радуют нас удивительной красотой своего тембра.

7) Регистр – высотное положение звуков по отношению к диапазону. Различают: высокий, средний и низкий регистры.

8) Штрихи – различные способы звукоизвлечения.

Итак, композитор создает музыкальный образ, используя различные музыкально-выразительные средства, подобно художнику, выбирающему краски для создания своего живописного полотна.

Для того, чтобы существовало музыкальное искусство в социуме, необходима цепочка:

Важна личность автора, его взгляды, его внутренний мир.

Важна собственная интерпретация авторского сочинения внесение своих оттенков.

опыт, общая культура,

В литературе, музыке и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе и т. д. В изобразительном искусстве – это жанры портрета, пейзажа, натюрморта. В музыке – опера, симфония, концерт, оратория, сюита и др.

Род произведений в пределах одного какого-либо вида искусства называют жанром (франц. - genre).

Не все музыкальные жанры возникли в одно время.

Перед воспитателем ДОУ стоят задачи приобщения детей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, с одной стороны, и решение задач развития музыкальных и творческих способностей ребенка с другой. Неоценимое значение в этом имеет знакомство детей с разнообразием жанров вокальной и инструментальной музыки. Воспитатель, как человек культуры, как педагог, воспитывающий художественный вкус ребенка, должен стремиться к овладению ценностями музыкальной культуры, к постижению художественного замысла шедевров мировой музыки. Вокальная музыка наиболее доступна детскому восприятию, т. к. ребенок опирается на смысловые акценты текстового материала. Недаром, первыми произведениями по слушанию для ребенка являются детские песни. Раскрыть перед ребенком мир вокальной музыки, помочь почувствовать красоту певческого голоса, стимулировать стремление к собственному творческому развитию в области пения – задача настоящего педагога.

2. Основная часть – просмотр презентаций, подготовленных студентами по вопросам семинара. Перед просмотром студентам- зрителям дается задание:

Запись в рабочие тетради основных положений из каждой презентации: разновидность вокального жанра, содержание, эмоциональная направленность, круг образов, примеры известных произведений в данном жанре ( записывают 3-4 предложения – тезисно.)

- массовая популярная советская песня;( гр. №1)

Вопрос педагога : Как создание произведений в данном жанре связано с историческими событиями?

Вопрос педагога: современен ли романс в наше время? Используется элемент игры: Узнай по голосу исполнителя.

( используя интернет – ресурсы , включаются фрагменты видео- записей исполнения романсов современными эстрадными певцами:

Экран закрыт до момента правильного ответа студентов. Затем экран открывается.

Вывод преподавателя : романс современен, интересен молодому поколению и исполнителей, и слушателей, в нем отражается русская душа.

Вывод преподавателя: какую из серенад вы бы выбрали для слушания с дошкольниками, в каком возрасте и почему?

- баркарола ( гр. №4).

Вопрос педагога : Каковы особенности ритмики и мелодики данного жанра.

На доске записывается размер 6/8.

Вопрос педагога : Каковы особенности эмоциональной окраски музыки данного жанра, драматургии развития музыкального образа?

По завершении показа презентаций, педагог дает оценку самостоятельной поисковой деятельности студентов. Критерии оценки:

- степень работы каждого в группе и ее продуктивность в целом;

- творческий подход к подготовке мини – проекта;

- исполнение вокальных произведений самими студентами;

- объём презентации, качество её оформления;

- соответствие информации на слайде сопроводительному тексту студентов;

Рефлексия : какие разновидности вокальных жанров существуют. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Общая и дифференцированная оценка работы студентов на уроке.

Домашнее задание : назвать современные группы, создающие вокальные композиции на основе эклектики стилей. Педагог благодарит студентов за интересные работы по подготовке проекта, за творческие номера, активность и заинтересованность.

При подготовке к занятию использованы следующие источники:

  1. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
  2. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1988.
  3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
  4. Кленов А. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 1985.
  5. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности .

В материале даны рекомендации к выполнению самостоятельной работы, образцы некоторых заданий.


Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом".


Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом в рамках основной профессиональной образовательной программы (О.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумомдля студентов специальности 44.02.01 Дошкольное обра.

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добиться освоения основных знаний по теории музыки. Закрепиать с учащимся знания о построении интервалов и аккордов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

План-конспект занятия № 31

Группа: индивидуальная, учащийся Богданов Артём 3 год обучения.

Объединение: класс фортепиано.

Педагог: Геде А. З.

Цель: закрепить с учащимся построение интервалов и трезвучий главных ступеней, обращений Т5/3 в пройденных тональностях

- образовательная – Трезвучия главных ступеней. Тоническое трезвучие с обращениями – правило.

Построить и играть на ф-но аккордов в тональности D-dur: Т5/3-Т6-Т6/4-S5/3-D5/3

простучать ритм, левой руки и правой руки, с использованием восьмых длительностей и затем играть по нотам.

Подбор аккомпанемента к мелодии, используя T5/3, S 5/3, D5/3.

Определить на слух: интервалы, аккорды.

- развивающая – развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха). Развитие творческих навыков (подбор аккомпанемента к мелодии).

- воспитательная – воспитание у обучающегося осознанного отношения к построению трезвучий главных ступеней, обращений Т5/3 и интервалов. воспитание чувства ритма, памяти и мышления.

коррекционные задачи:

- развитие слухового внимания и памяти;

- тренировка двигательного аппарата;

- развитие образного мышления;

- моделирование поведения с помощью музыки;

- гармонизация общего состояния учащегося;

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: традиционный

Форма организации: индивидуальная

Оборудование: фортепиано, сборники нот, наглядности.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Поздороваться, проверить правильность посадки, настроить учащегося на занятие.

2. Повторение пройденного материала.

Игра гаммы соль мажор двумя руками в две октавы, арпеджио, аккорды. На нотном стане и на клавиатуре построение интервалов от всех белых клавиш. Игра этюдов и пьес, ансамбля.

3. Проверка домашнего задания

Игра гаммы ре мажор отдельно руками в две октавы, арпеджио и аккорды. Угадывание по слуху интервалов, мажорных и минорных трезвучий. Игра этюдов и пьес, ансамбля.

Цель: закрепить с учащимся построение интервалов и трезвучий главных ступеней, обращений Т5/3 в пройденных тональностях

5. Теоретическая часть.

1.Трезвучия главных ступеней. Тоническое трезвучие с обращениями – правило.

Трезвучия главных ступеней называются главными, т.к. они характеризуют лад.

К ним относятся: Т5/3, S5/3, D5/3.

Тоническое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором будет нижним звуком терция или квинта.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз, в результате получается другой аккорд.

6. Практическая часть.

1. Построение и игра на фортепиано интервалов и аккордов.

2. Воспитание чувства метроритма(простучать ритм и играть на фортепиано в виде ритмической импровизации левой рукой и правой, с использованием восьмых и четвертных нот).

3. Игра произведений (этюды, пьесы, ансамбль, показ домашнего задания).

4. Воспитание творческих навыков

(подбор аккомпанемента к мелодии, используя T5/3, S5/3, D5/3).

5. Анализ на слух (определить на слух: интервалы и аккорды).

7. Анализ понимания нового материала.

Усвоили новую тему аккорды и их обращения, познакомились с новыми творческими заданиями.

8. Закрепление нового материала.

Исполнили сочинённую мелодию на занятии с применением аккомпонимента используя T5/3, S5/3, D5/3 .

9. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Гаммы соль мажор и ре мажор играть в умеренном темпе без остановок крепкими подушечками пальцев с направляющим движением кисти. Разучить новую гамму ля мажор. Этюды играть легко и энергично крепкими пальцами. Работать пунктирным ритмом в сложных местах, где встречаются звуковые неровности. Учить наизусть пьесы, считать пьесы вслух, определить все сильные и слабые доли в тактах. Обратить внимание на штрихи, аппликатуру и динамику. Работать над музыкальной фразировкой. Слушать и угадывать на слух трезвучия и интервалы. В рабочей тетради по сольфеджио строить интервалы и аккорды с обращениями. Играть на шумовых инструментах ритмические импровизации. Сочинить мелодию в тональности ре мажор и подобрать аккомпонимент. Работать над ансамблем, включая слуховой контроль и воспитывать себя ритмически. Шестнадцатые играть легко, игриво и весело. Добиваться острого и качественного стаккато. Работать над характером пьес и ансамбля.

Конспект поурочного плана по Элементарной теории музыки на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В конспекте дан подробный план урока с музыкальными примерами А. Эшпая и М. Раухвергера, теоретическим материалом, слуховым анализом на определение ладов, практическими заданиями, списком используемой литературы на уроке, проверкой домашнего задания по прошлой теме урока, три вопроса по новой теме.Подробный разбор темы лады народной музыки: 3 мажорных и 3 минорных лада, их применение в музыке. Знакомство с пентатоникой мажорной и минорной.

Читайте также: