План урока по теме чтение

Обновлено: 04.07.2024

· развивать психические процессы (логическую память, логическое мышление, произвольное внимание) через пересказ.

· Оборудование:

Ход:

I Оргмомент

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

За парты садитесь, пора начинать.

- Необычен урок наш тем, что я приглашаю вас на заочную короткую прогулку в зимний лес. Поднимите руку те, кто готов на прогулку. Во время нашего путешествия мы побеседуем с вами, понаблюдаем, возможно, кто-то из вас сделает для себя открытие и вместе полюбуемся красотой зимнего леса и природы. Наш сегодняшний урок посвящен самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. (слайды)

- Зимой восхищались не только художники, но и воспевали ее в своем творчестве великие писатели и поэты. Давайте вспомним, какой видит зиму Константин Бальмонт. С его стихотворением мы познакомились на прошлом уроке. Вам было задано на дом выразительно читать стихотворение и чтение наизусть (2 гр.).

- Открываем учебники на стр. 133 Читать начинает Егоров Саша (и отвечает на 1 вопрос)

- Еще раз читает стих Проничев Леша

- Теперь послушаем чтение стиха наизусть (Морозов Т., Коротин А.).

- Тема зимы продолжается. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом писателя, фамилию которого вы должны будите расшифровать.

Перед вами таблицы: одна с буквами, другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв.

- Каждый самостоятельно отгадывает… Что у вас получилось? (один ученик указкой у доски показывает и читает– СКРЕБИЦКИЙ).

(2 слайд – портрет Скребицкого и на доске портрет автора).

- Георгий Скребицкий – известный писатель. Родился в г.Москве, в семье врача, прожил 61 год. Он написал много познавательных рассказов для детей о природе.

- Давайте вспомним, какие рассказы Г.Скребицкого мы с вами уже прочитали в этом году.

- Что общего в этих произведениях? (это рассказы о природе)

- Чему они нас учат? (любить природу и заботиться о ней)

(4 слайд – тема урока + на доске тема урока)

IV Изучение нового

а) первичное восприятие (чтение учителем с. 134-135)

б) Беседа по первичному восприятию:

- Кто главный герой рассказа? (заяц)

- О каком времени года идет речь в рассказе? (о зиме)

в) Словарная работа

- Послушайте, как шумит вьюга, метет метель. (аудиозапись) Снежинки летят, кружатся в воздухе и ложатся на землю. (Под музыку раздаются снежинки со словарными словами из произведения). К вам на парту тоже прилетели снежинки. На них написаны трудные слова из рассказа.

- Прочитаем эти слова. Первое слово читает Саша (слово появляется на слайде). Объясни, как ты понимаешь значение этого слова… (далее по цепочке читает каждый свое слово).

  • Логовище – углубление в земле, являющееся жилищем зверя
  • Колода – короткое толстое бревно, обрубок бревна.
  • Забиться – забраться, спрятаться куда-нибудь.
  • Глушь – отдаленная и густо заросшая, труднопроходимая часть леса, сада; чаща.
  • Проясниться – сделаться ясным, отчетливым, хорошо видимым, различимым.
  • Добыть – достать, получить что-нибудь.
  • Хитрые петли на снегу – запутанные следы
  • Шуба-невидимка – белая шуба не видна на белом снегу.

г) Вторичное восприятие (читают учащиеся по частям. Им задаются вопросы по каждой части. )

- Чем осень опасна для зайца? (слайд)

- Какие враги у зайца? (слайд 5- с фото лисы, волка, ястреба, рыси)

- Как бы мы озаглавили эту часть?

- Какое явление природы характерно для зимы? (слайд)

- Почему зайцу пришлось выбраться из-под куста?

- Чем питается заяц зимой? (слайд 6)

- Как озаглавим эту часть рассказа? (Добыча еды)

- Зачем заяц делал хитрые петли на снегу? (слайд 8)

- Почему заяц обрадовался зиме? (слайд 9)

(В итоге на доске получается план рассказа:

  1. Зайкина беда
  2. Снегопад
  3. Добыча еды
  4. Хитрые петли
  5. Хорошо зимой)

Физминутка

- А теперь давайте отдохнем и прогуляемся по зимнему лесу.

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся.

Вот зайчишка проскакал, (прыжки на месте)

От лисы он убежал

Серый волк по лесу рыщет (крадутся)

Он себе добычу ищет

Все мы спрячемся сейчас (присели на корточки)

Не найдет теперь он нас.

Кругом тишина и покой

Ну и нам пора домой (садятся за парты)

(+беседа об охране леса)

Гимнастика для глаз

- Посмотрите на доске нарисована елочка и солнышко. Обведите ее глазами по направлению стрелки.

- День зимний морозный и солнечный. Посмотрели на солнышко. Оно ярко светит. Зажмурились… Снова посмотрели… Поморгали быстро -быстро)

а) Подготовка к пересказу

(Расположение иллюстраций в соответствии с пунктами плана)

б) пересказ (1-2 желающих ученика)

г) В русском фольклоре заяц – очень популярный герой. Про него есть много пословиц, поговорок, загадки, рассказов и сказок.

Давайте вспомним несколько пословиц. Пословицы зашифрованы в виде пиктограмм. Вам нужно отгадать пословицу и объяснить, как вы ее понимаете.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Трусливому зайке и пенек – волк.

Зайца на барабан не выманишь.

- Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу!

- Что мы делали сегодня на уроке?

- понравился вам урок?

- Что больше всего запомнилось?

3 гр. - с. 134-135 читать и отвечать на вопросы

2гр. – читать и пересказывать по плану (карточки в виде силуэта зайчика с планом пересказа выдаются всем учащимся).


Цель обучающая: развитие умений анализировать текст.

Задачи:

- познакомить с приёмами изучающего чтения;

- учить использовать эти приёмы;

- учить работать над анализом текста, над выполнением текстовых заданий.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.

Воспитательная: приобщение к истокам духовной культуры русского народа, привитие любви к родному краю.

Конспект урока по русскому языку по теме Учимся читать и понимать текст. Изучающее чтение

Почему же русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой?

Обратимся к тексту.

Упражнение № 93 Уч-к " Русская речь"

Текст № 1. Прочитать задание. Цель изучающего чтения? Чтение текста.

I. Из истории матрёшки.

Задание: 2. О чём этот текст? Какова его тема?

3. О чём вам говорит заглавие? Отражает ли заглавие тему текста?

1. Составьте по содержанию данной части текста три вопроса и ответьте на них

(См. таблицу "Виды вопросов")

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Тема урока. Учимся читать и понимать текст.

Изучающее чтение.

Урок развития речи (Учебник Е.И.Никитиной "Русская речь" Параграф 12)

Цель обучающая: развитие умений анализировать текст.

- познакомить с приёмами изучающего чтения;

- учить использовать эти приёмы;

- учить работать над анализом текста, над выполнением текстовых заданий.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.

Воспитательная: приобщение к истокам духовной культуры русского народа,

привитие любви к родному краю.

Вид урока: урок развития речи.

Тип урока: комбинированный, прблемно-поисковый.

Оборудование урока: выставка деревянных матрёшек компьютер, мультимедийный экран, видеофайл,

таблицы "Приёмы изучающего чтения", "Виды вопросов",

ксерокопии текста для самостоятельной работы.

Формы работы: фронтальная, коллективная (самостоятельная), в парах, дифференцированная (дом. задание)

Место в системе уроков: Данный урок второй по счёту по теме "Всегда ли мы читаем одинаково?" (Виды и приёмы чтения)

Ожидаемые результаты урока.

- умеют вычитывать разные виды текстовой информации;

- разграничивают основную и дополнительную информацию.

- ведут самостоятельный поиск информации (в том числе в словаре).

- извлекают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (ключевые слова,

вопросы, план, из текста в таблицу).

- Излагают содержание прочитанного текста.

- развитие мотивов учебной деятельности;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, ведению диалога с

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- слушать и слышать других;

- осуществлять речевую рефлексию;

- развивать связную монологическую речь.

II. Операционно – исполнительная

Сегодня у нас урок "Учимся читать и понимать текст".

- Ребята, а вы любите читать?

- Вы всё запоминаете, когда читаете?

- Вам трудно запоминать тексты в школьных учебниках?

- А какие вы знаете виды чтения? (Ознакомительное и изучающее)

- Какова цель ознакомительного вида чтения? (ведь мы с ним подробно

знакомились) (Получить самое общее представление о книге,

каком- либо тексте. )

- А какова цель изучающего вида чтения?

(Глубоко понять текст и запомнить самое главное)

Знаете, есть, оказывается, секреты, которые помогают нам, если необходимо глубоко понять текст.

- Чьи же секреты мы сегодня будем раскрывать?

- Нам необходимо будет заполнить очень интересную схему.

Запись в тетради. Число. Тема.

А теперь в добрый путь за новыми знаниями.

Матрешка – настоящая русская красавица. Полюбуйтесь сами! (Рассматриваем наш музей матрёшек) Румяная, в нарядном русском сарафане, на голове яркий платочек. Но, главное, это куколка секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.

Видеофайл (1,5 мин.) о матрёшках.

Почему же русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой?

Обратимся к тексту.

Упражнение № 93 Уч-к " Русская речь"

Текст № 1. Прочитать задание. Цель изучающего чтения?

Из истории матрёшки.

Задание: 2. О чём этот текст? Какова его тема?

3. О чём вам говорит заглавие? Отражает ли заглавие тему

1. Составьте по содержанию данной части текста три

вопроса и ответьте на них

(См. таблицу "Виды вопросов")

Вывод: Какой же первый секрет? (очень важно выявлять в тексте скрытые вопросы и отвечать на них)

Текст № 2. Чтение текста.

Матрёшка – кукольный символ России.

1. Проверьте себя: правильно ли вы понимаете значение слов сувенир, сюрприз, символ.

2.Сформулируйте (письменно) главную мысль данной части текста.

3.Выпишите текстовые синонимы к слову матрёшка. (Куклы, куколка-сюрприз, матрёшка, кукольный символ России, расписная "крестьяночка")

4.Попробуйте пересказать данный текст.

Вывод: Что ещё важно для более глубокого понимания текста?

Понимать все слова.

Определять главную мысль.

Использовать синонимы в тексте.

Физкультпауза.

Текст № 3. Чтение текста.

Какие смыслы заключены в матрёшке.

Матрёшка – игрушка не простая: в ней содержится несколько глубоких смыслов. Каких именно?

В матрёшке выражено народное представление о красоте русской женщины. Посмотрите на любую матрёшку: как она красива!

Лицо её круглое, миловидное. Щёки румяные. Глаза большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные, изогнутые. Брови дужкой, соболиные (то есть тёмные, густые, шелковистые). Губки алые, носик правильный (средненький, не большой и не маленький). Всё прекрасно, всё гармонично в нашей кукле-сувенире. (См. продолжение)

Задание: 1. Подчеркните в каждом абзаце, начиная с 3-го, по одному самому главному, т. е. ключевому, слову.(по ходу чтения)

2.Какова главная мысль этого текста. Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль.(после чтения)Выпишите его.

3. Используя ключевые слова, продолжите составление плана данной части текста.

1.Лицо круглое, миловидное.

2.Коса - девичья краса.

4. Одежда красивая и удобная.

5. Характер добрый, спокойный, улыбчивый.

Вывод: Итак, что нам поможет более стройно и логично организовать наши мысли? (план) Запись в таблицу

Итак, Какова же цель изучающего чтения?

Какие приёмы изучающего чтения мы сегодня использовали?

Табличку мы заполнили?

В чём польза урока для вашей жизни?

Умение работать с текстом - очень важное умение. Помните: чтение большинства учебных текстов по любому предмету должно быть изучающим.

Ответьте на вопросы по уроку. (Оставьте листок на парте)

Что я хотел бы узнать дополнительно:

Домашнее задание. По выбору. Упр. № 96 (творческое задание: пофантазируйте и оживите семью матрёшек)

Или Упр. 97 (если упр.96 будет трудно выполнить)

А сейчас внимание! Самая большая матрёшка приготовила для вас задание. Справимся ли мы? (Раздаточный материал)

Сдайте, пожалуйста, работы.

Урок окончен. Спасибо всем за урок!


Раздаточный материал

Текст _________________________________

Фигура матрёшки вытачивают из д. ревянного бруска. Для изг. товления кукол используются сухая б. рёза или липа.

Раскрашивают игру. ки обычно гуашью реже акварелью. Затем шлифуют наносят р. сунок. Разукрашивают одежду. Прорисовывают лица.

И вот она г. това! Ру(с,сс)кая красавица!

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

2. Определите тему текста. Найдите ключевые слова, которые отражают тему текста, подчеркните их. Тема:________________________________________________

3. Какова основная мысль текста?

4. Озаглавьте текст. На что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? ____________________________________________

5.. Объясните, пользуясь словарями, значение слова:

МАТРЁШКА – КУКЛА НЕОБЫЧНАЯ

Из истории матрёшки.

Матрёшка – кукольный символ России.

Какие смыслы заключены в матрёшке.

Матрёшка – игрушка не простая: в ней содержится несколько глубоких смыслов. Каких именно?

В матрёшке выражено народное представление о красоте русской женщины. Посмотрите на любую матрёшку: как она красива!

Лицо её круглое, миловидное. Щёки румяные. Глаза большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные, изогнутые. Брови дужкой, соболиные (то есть тёмные, густые, шелковистые). Губки алые, носик правильный (средненький, не большой и не маленький). Всё прекрасно, всё гармонично в нашей кукле-сувенире.

Ясный полдень наступает,

И садится за прибор.

«Хм! Так вот та Царь-девица!

Как же в сказках говорится, -

Что куда красна собой

Царь-девица, так что диво!

Эта ж вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

В народе считалось: если женщина худенькая, бледная, то она не сможет выполнять тяжёлую крестьянскую работу. И одежда у русской женщины была не только красивой, но и удобной для работы, просторной, чтоб не сдерживать движений, свободной: широкая рубашка с яркой национальной вышивкой по рукавам и вороту, поверх неё – сарафан и передник. На голове – обязательно платок: по обычаям того времени женщинам неприлично было появляться на людях без головного убора; показать постороннему человеку простые (непокрытые) волосы значило опростоволоситься, то есть опозориться. В современном русском языке глагол опростоволоситься имеет несколько другой смысл – оказаться в смешном, неприятном и т. п. положении, допустив грубую ошибку, промах, оплошность. Видите, как интересно: обычай остался в прошлом, исчез, а след от него в языке сохранился. Подобное бывает нередко. Вот ещё один пример. В настоящее время слово красный обозначает цвет предмета: красный тюльпан, красное солнце, красная малина. А раньше красный значило красивый. Красна девица в русских народных сказках – значит красивая. Ей и сродни наша кукла-символ.

С внешней красотой матрёшки счастливо сочетается её характер – добрый, спокойный, улыбчивый. Глянешь на такую игрушку – и сам невольно улыбнёшься.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" с использованием элементов критического мышления. На уроке используется групповая и фронтальная работа. Дети учатся думать, рассуждать. исследовать. Слушают классическую музыку , текст стихотворения в аудио записи. В конце урока составляют синквейн на тему "Весна".

План – конспект урока

Тема: Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И.Тютчева

Юдина Любовь Ивановна

Место работы

ГБОУ СОШ №1 города Нефтегорска

Учитель начальных классов

Тема и номер урока в теме

Базовый учебник

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011

Образовательные:

обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающие:

формирование представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные:

воспитание умения видеть прекрасное вокруг нас;

формирование любви к лирическим стихотворениям.

1.Личностные УУД:

-проявление познавательных интересов и активности в области поэзии;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Познавательные УУД:

- рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;

-умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

4.Коммуникативные УУД:

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя стихотворного текста , понимание прочитанного;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая правила речевого этикета;

-критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения другого человека.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер с выходом в интернет, экран

1. Развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

2. Совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения.

3. Достичь понимания текста на уровне содержания и на уровне смысла.

4. Вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Формирование учебных мотивов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Ребята, посмотрите на поговорки и объясните о чем они.

--Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете?

--Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь?

--Назовите жанр устного народного творчества?

--Какие бывают виды сказок?

--На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал?

--Чему учит сказка?

Дети занимают свои места

(потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.)

(волшебные, о животных, бытовые)

(авторские, народные)

(добру, честности, порядочности и т. д.)

Метапредметные (УУД) :

- овладевать умением прогнозировать;

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Постановка учебной задачи. Пробное действие.

На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино) Картинка Буратино.

Ребята,о ком мы сегодня будем читать?

А кто это буратино,объясните. Кто уже знает что это?

Это полено, которое ожило

Метапредметные (УУД)

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Произведение,которое мы с вами будем читать написал Алексей Николаевич Толстой.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

Детские годы будущего писателя прошли в деревне Сосновка, которая принадлежала его отчиму. Здесь, под руководством приглашенного учителя, он получил первоначальное образование.

Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок.

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в парах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4. Основная часть урока

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята, прочитайте название, скажите свое мнение

Как вы думаете о чем мы сейчас будем читать?

Чтение по цепочке

Высказывают свое мнение.

Выполняют задание Предметные:

- уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять анализ учебного материала;

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Заключительная часть урока.

Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник,

Любитель взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак, и плут,

Скажите как его зовут?

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)

2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)

5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

8. “Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок” (Пьеро)

9. “Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. (Мальвина)

10. “Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом” (Пудель Артамон)

Буратино проводит викторину: Кому принадлежат эти предметы? СЛАЙД

4 Полено (Джузеппе)

3 Сачок (Дуремар)

1 Костыль (Базилио)

6 Азбука (Буратино)

2 Плетка (Карабас-Барабас)

5 Черный бант (Артемон)

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

Из полена смастерил

И купил мальчишке книжку,

Чтобы в школу он ходил? (Папа Карло.)

Как зовется тот учебник,

Нам не трудно угадать:

Нужен всем он детям в школе,

Он научит всех читать! (Азбука.)

Это что за балаган?

Зазывалы тут и там,

А у кассы – мамы, дети:

Тут не школа, тут игра,

Пьесу смотрит детвора.

Это что за балаган?

Отвечай скорее нам! (Театр кукол.)

Он поэт и музыкант,

Видимо, большой талант.

И еще несчастен он…

Отчего же? – Он влюблен! (Пьеро.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

А сейчас открываем тетради и рисуем буратино, каким вы его представляете

Метапредметные (УУД)

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Рефлексия. Итог урока.

- молодцы, ребята сегодня все отлично поработали на уроке,и настроение у ваяя я тоже думаю отличное. У вас на партах лежат смайлике, у кого отличное настроение покажите мне смайлик, у кого грустное, а у кого его совсем нет?

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Урок родной литературы по рассказу известного русского писателя, нашего земляка, Евгения Ивановича Носова.

План-конспект урока по родной литературе

Класс: 9

Цели урока: создание условий для расширения представлений учащихся о жизни и творчестве Е.И. Носова, совершенствования навыков вдумчивого чтения, комментирования и интерпретирования художественного текста; формирование национального самосознания; воспитание ответственности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию; создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; формирование потребности в систематическом чтении.

а) регулятивные: формулирование собственного мнения и позиции; самоконтроль, оценка своей работы, коррекция.

б) познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; развитие эмоционально-образного, ассоциативного и аналитического мышления.

в) коммуникативные: умение взаимодействовать со всеми участниками учебной деятельности; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; организация сотрудничества в группе.

Предметные УУД: совершенствование навыков анализа художественного текста; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Класс разбит на группы). Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  1. Определение темы урока, постановка целей и мотивация.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, перечитываете ли вы книги? Почему? Что вам это даёт?

Учитель: Сегодня нам предстоит перечитать рассказ известного русского писателя, нашего земляка, Евгения Ивановича Носова. Давайте вспомним, что мы знаем об этом прозаике.

Выступление подготовленных учеников с рассказом о жизни и деятельности Е.И. Носова. Выступление происходит на фоне короткой презентации.

Слайд 1 – портрет писателя.

Ученик: Е.И. Носов – русский и советский писатель, художник-оформитель, журналист, участник Великой Отечественной войны. Родился в селе Толмачёво под Курском в 1925 году. До войны успевает закончить 8 классов. На фронт попадает после битвы на Курской дуге, в 1943 году, когда ему исполняется 18 лет. Служит в артиллерии, сражается в Белоруссии, на Днепре, в Польше. В феврале 1945 года под Кенигсбергом получает тяжелейшее ранение, так что в День Победы находится еще в госпитале. После войны Е.И. Носов оканчивает среднюю школу и работает в Казахстане в редакции газеты художником-оформителем и литературным сотрудником. А в 1951 году возвращается в родной город Курск и также работает в редакции газеты.

Слайд 2 – обложки книг.

Слайд 3 – памятник писателю в Курске.

Е.И. Носов умер в 2002 году и похоронен на Никитском кладбище. А недалеко от дома, где он жил, установлен памятник работы скульптора В. Бартенева.

  1. Чтение текста. Выразительное чтение подготовленного ученика.
  1. Проверка восприятия текста.

Учитель: Какой эпизод показался вам наиболее ярким в рассказе? Почему?

1-я группа – Аналитики.

Задание – Проанализируйте описание гуся в начале и в конце рассказа. Как меняется отношение автора к своему персонажу? Какой дополнительный смысл приобретает произведение, когда мы узнаём, что его автор – солдат, участник Великой Отечественной войны? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

2-я группа – Художники.

Задание – Проанализируйте средства выразительности рассказа. Как проявляется автор-художник в этом произведении? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

3-я группа – Краеведы.

Задание – Проанализируйте текст с точки зрения принадлежности автора к Курской земле. Какие лексические средства свидетельствуют об этом? Какие картины рассказа отражают приметы малой родины писателя? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

Самостоятельная работа учащихся. По окончании полученная схема или таблица фотографируется, выводится на экран, представитель группы озвучивает выводы.

Примерные выводы учащихся:

  1. Включение нового материала в систему знаний.

Учитель: Вспомните, в каких произведениях русской литературы поднимается проблема отцовства? В группах запишите несколько схем следующего порядка:

Отец – наставление/ черты характера, привычки – сын

Работа над схемами. Отчет.

Учитель: Какое заключение мы можем сделать, исходя из проведенной работы? (Отец не только защитник своей семьи, детей, но и пример для подражания. Он глава рода, его дела и поступки продолжают жить в детях.)

Читайте также: