Как начинать занятия по изучению звуков в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Вводное занятие.

Цели: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Развитие умения вслушиваться в слово; развитию активной мыслительной деятельности.

Упражнять в дифференциации на слух слов и звуков; учить сравнивать, обобщать.

Показать как звуки обозначаются цветными символами; дать определение места в звукобуквенных речках (в Сине-зеленой или Красной реке).

Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Дидактический материал (оборудование): колокольчик, раскраски с рисунками, карандаши простые и цветные, резинки, сказочные герои Слыш и Буковка, колокольчик, плоскостные изображения двух корабликов, набор магнитных звукариков.

Ход занятия.

Организационный момент.

Цель: Пробуждение интереса к познанию новых звуков.

Составляем правила поведения на занятии:

Ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Не вставать без разрешения.

Не мешать другим.

Не выкрикивать, а поднимать руку.

Если хочешь что-то спросить – подними руку.

Знакомство со звуком.

- В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: Познакомить со звуками: поется или не поется звук (гласные и согласные);

Цель: развитие слухового внимания.

Звонит колокольчик, а дети с закрытыми глазами определяют, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него.

- Скажите, как звенит колокольчик?

Все, что мы с вами слышим, назвали звуками.

Знакомство со Звукариками.

Цель : Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

- Эти звуки называются гласны е. И живут они реке, по которой плавает Красный корабль, он плывет без парусов (ведь при произношении гласных звуков мы не встречаем преграды). Волны в ней особенные: красные.

- Это согласные звуки.

Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.

Дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.

Мы с вами будем определять, какого цвета будет волна.

Цель: развитие слухового внимания.

Дети прослушивают звуки и угадывают, что или кто их издает.

- Представьте, что вы сидит на полянке и слушает разные звуки.

Цель: снятие усталости и напряжения;

Посадили дети березку.

Посадили дети березку.

Стала она расти.

Вдруг налетел ветер и закачал березку.

Пошел дождь и град.

Затем снова засветило солнце.

Березка распрямилась и стала расти дальше.

Выполняется стоя. На слова посадили дети березку приседают: под слова стала она расти медленно встают.

Под слова налетел вдруг ветер и закачал березку качаются из стороны в сторону; под следующие слова дети распрямляются, делают глубокий вдох и выдох. Садятся на свои места.

Знакомство с буквами.

- Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать, поэтому всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.

Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.

Цель: развитие зрительного восприятия рядов.

hello_html_2f746011.jpg

Сравнение звука и буквы.

Встреча Слыша и Буковки.

Слыш подошел к незнакомке и спросил:

— Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?

— Нет, — ответила она. — Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.

— Не плачь, — пожалел девочку Слыш. — Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.

Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:

— Это случайно не твой карандаш?

— Да, да, это он! — обрадовалась девочка. — Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?

— А меня Слыш.

И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.

Цель: научить детей отличать звук от буквы.

- Давайте проверим, как вы знаете звуки. Что такое звук? (Это то, что говорим)

- Назовите звуки (дети по очереди называют)

- Давайте проверим, как вы знаете буквы. Что такое буква? (Это то, что пишем)

- Покажите буквы (дети по очереди показывают)

- А теперь поиграем: я говорю и ли показываю, а говорите: это звук или буква.

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Как подготовить ребёнка к школе?

Почему нужно обучать грамоте до школы

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

Дети слушают речь

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Группа детей с воспитателями

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Начало занятия: способы мотивации детей

Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

  • стихотворение по теме занятия;
  • загадки;
  • рассматривание картинок.

Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)

Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.

Таблица: примеры загадок для начала занятия

Раздаточный материал с изображением предметов для начала занятия

Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки

Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.

Обучение грамоте в детском саду

Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана — конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия — это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте.

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:

    Кольца (круги) Луллия — популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Существует множество вариантов этого приспособления. Для обучения дошкольников грамоте можно изготовить кольца Луллия, на одном из которых будут изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.

Кольца Луллия с буквами

Использование колец Луллия при обучении способствует созданию заинтересованной, непринуждённой атмосферы, обеспечивает восприятие нового материала

При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Раздаточный материал с изображением предметов и гласных букв

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Карточки с изображениями и клеточками для подписи

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке.

Средняя группа

Задачами этого года являются:

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Примеры подходящих игр:

Упражнение на определение первого звука в слове с использованием картинок. Воспитатель интонацией подчёркивает этот звук (р-роза, р-ракета, р-рак, р-руки) и демонстрирует изображение.

Потом дети называют другие слова на такой же звук.

При выполнении упражнений по делению на слоги каждый слог отделяем резким звуком (звон гонга, стук карандаша, хлопок ладошами, удар барабана) или одинаковыми упражнениями (повороты, наклоны, шаги). Ещё вариант: подбросить мяч столько раз, сколько слогов в слове. Такие упражнения можно рассматривать как физкультминутку.

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.

Девочка и доска с буквами

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой — нет. Наш звук [м] — звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Придумываем обозначение: для мягких звуков — вата, для твёрдых — камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук — красный, согласный — синий) и символы (звонкий — колокольчик, мягкий — вата, твёрдый — камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Карточка с изображениями предметов и схемами слов

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

Оборудование: музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, металлофон, музыкальная шарманка; звучащие предметы –погремушка, звучащая игрушка, деревянные и металлические ложки, коробочки с наполнителем.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт своё имя. Меня зовут Катя.

2. Прослушивание звуков, издаваемых музыкальными

Сегодня мы поговорим о звуках. Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки. Все эти звуки разные.

Рассматривание инструментов и прослушивание звучания бубна, металлофона, колокольчика, шарманки.

Отгадывание инструментов по издаваемым за ширмой звукам.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка киваем,

Ручки к верху поднимаем.

Наши ручки – хлоп-хлоп!

Наши ножки – топ-топ!

Вниз ладошки опускаем

И тихонько засыпаем.

5. Прослушивание звуков, издаваемых звучащими предметами.

Но звучать могут не только музыкальные инструменты. Разные предметы тоже могут издавать звуки.

Рассматривание предметов и прослушивание звуков, издаваемых ими: погремушка, звучащая игрушкой, стук деревянных и металлических ложек, тарахтение коробочек.

Отгадывание звучащих предметов по издаваемым за ширмой звукам.

Один ребёнок отворачивается, а дети по указанию логопеда называют его по имени. Водящий должен узнать детей по голосу.

8. Итог занятия. Кто хорошо отвечал, отгадывал.

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического

восприятия на материале слов, близких по

1.Упражнение в различении близких по звуковому составу слов.

2.Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворном тексте.

3.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кого я назову. Дима, Данил, Ваня…

Сегодня мы будем различать похожие слова.

На доске выставляются парные картинки. Дети по очереди повторяют по 2 похожих слова, объясняют их значение.

мак - рак оса - коса кошка - ложка

жук - лук юла - пила мышка - шишка

часы - весы забор - топор котёнок – утёнок

На доске сюжетные картинки. Дети прослушивают слова и выбирают

На лугу растёт красный…(лак, рак, мак).

Над цветком летает усатый…(лук, сук, жук).

На заборе сидит пушистая…(ложка, мошка, кошка).

В норке живёт маленькая…(шишка, пышка, мышка).

На доске предметные картинки. Дети выбирают нужную картинку и заканчивают предложение:

Огурцы положили на…(весы).

На стене тикают…(часы).

Громко крякает маленький…(утёнок).

Тихо мяукает маленький…(котёнок).

Залетела к нам вчера очень страшная …(оса).

Чтобы косить траву, папе нужна острая…(коса).

Вот иголки и булавки Одеяло убежало,

Выползают из-под лавки. Улетела простыня

На меня они глядят – И подушка как лягушка

Молока они …(хотят). Ускакала от… (меня).

Идёт бычок качается, Вдруг откуда-то шакал

Вздыхает на ходу: На кобыле прискакал:

Ох, доска кончается, Вот вам телеграмма

Сейчас я …(упаду!) От …(гиппопотама).

Щёткой чищу я щенка, Мохнатенький, усатенький,

Щекочу ему …(бока). Ест, пьёт, песенки…(поёт)

7.Итог занятия. Какие слова сегодня учились различать? (похожие).

безударного гласного звука в слове.

2.Обучение выделению начального гласного звука.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт своё имя и фамилию.

2. Введение в тему занятия. Рассматривание картинки «Мама укачивает малыша.

Что делает мама? (Укачивает малыша).

Как поёт мама? (А-а-а…).

Мы выделяли голосом самый первый звук. Это начало слова.

Дети рассматривают схему слова с первым выделенным квадратиком.

1) четкое произнесение и наблюдение за артикуляцией.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

5. Упражнения на развитие фонематического слуха:

а йва, и гра, а нтенна.

На крыше построил гнездо…(аист)

К остановке подошел…(автобус)

Мама купила оранжевый…(апельсин)

Папа купил полосатый…(арбуз)

безударного гласного звука в слове.

2.Обучение выделению начального гласного звука.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Как гудит паровозик? (У-у-у…)

Мы выделяли голосом самый первый звук. Это начало слова.

Дети рассматривают схему слова с первым выделенным квадратиком.

1) четкое произнесение и наблюдение за артикуляцией.

Улитка просит уточку:

- Закинь-ка в речку удочку!

Большую рыбу вынула.

6. Упражнения на развитие фонематического слуха:

Мама включила электрический…(утюг)

По листочку ползёт маленькая…(улитка)

У зайчика болят…(уши)

На берегу крякает…(утка).

У рыбака в руках длинная…(удочка)

2.Упражнение в выделении начального гласного звука

4.Развитие фонематического слуха.

5.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Что болит у медвежонка? (зуб)

Как стонет медвежонок? (О-о-о…)

Мы выделяли голосом самый первый звук. Это начало слова.

Дети рассматривают схему слова с первым выделенным квадратиком.

1) четкое произнесение и наблюдение за артикуляцией.

пальцы соединены в кольцо. Рука показывает кружок, и губы похожи на

Осень наступила, Туча небо кроет,

Высохли цветы, Солнце не блестит.

И глядят уныло Ветер в поле воет,

Голые кусты. Дождик моросит.

Вянет и желтеет Воды зашумели

Травка на лугах, Быстрого ручья,

Только зеленеет Птички улетели

Озимь на полях. В тёплые края

6. Упражнения на развитие фонематического слуха:

2) определение начального гласного звука в словах: у тка, а вгуст, о сень, у ши, о бруч, а стра, у лица, о слик.

На огороде поспели…(овощи)

На небе белое…(облако)

В саду летают полосатые…(осы).

Тележку везёт маленький…(ослик)

9. Итог занятия. С каким звуком сегодня познакомились?

Определение начального гласного звука в слове.

2.Упражнение в определении начального гласного звука.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Рассматривание положения губ в зеркале при беззвучной артикуляции. На какую геометрическую фигуру похожи губы при произнесении этих звуков? (А – на большой круг, У – на маленький кружок, О – на овал).

Догадайтесь, какой звук поёт колобок. Как вы догадались?

1. Упражнение в выделении начального гласного звука в слове.

2.Обучение звуковому анализу сочетания двух звуков.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: усы, армия, Африка, обруч, укол, остров, автобус, озеро.

2. Повторение пройденного.

Как называются это звуки? (гласные). Почему они называются гласными? (Их можно петь, во рту нет преграды).

Какой звук получится, если широко раскрыть рот и включить голос? (А). Какой звук получится, если вытянуть губы трубочкой и включить голос? (У).

1) Выкладывание двух красных кружочков-символов звуков.

Сейчас вы услышите два звука. Это будут гласные звуки.

2) Рассматривание картинки. Мальчик заблудился в лесу и кричит: Ау!

Прочитайте, плавно переводя палец от первой буквы ко второй.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

5. Звуковой синтез слова АУ.

6. Работа в тетрадях.

Письмо слова АУ в строчку по точкам.

1.Упражнение в выделении начального гласного звука в слове.

2.Обучение звуковому анализу сочетания двух звуков.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: усы, армия, Африка, обруч, укол, остров, автобус, озеро.

2. Повторение пройденного.

Каким цветом обозначаются эти звуки? Почему? (Потому что они поются. Это гласные звуки)

Какое слово мы писали на прошлом занятии? (АУ). Сколько звуков в слове АУ? (два). Какой звук первый? А второй?

Покажите рукой: а-а-у-у. Как мы соединяем звуки? (Плавно).

1) Выкладывание двух красных кружочков-символов звуков.

Сейчас вы услышите два звука. Это будут гласные звуки.

2) Рассматривание картинки. Малыш плачет в коляске: Уа!

Прочитайте, плавно переводя палец от первой буквы ко второй.

Улитка просит уточку:

- Закинь-ка в речку удочку!

Большую рыбу вынула.

5. Звуковой синтез слова УА.

6. Работа в тетрадях.

Письмо слова УА в строчку по точкам.

7. Игры на различение слов АУ и УА.

1) Карточки со словами перемешиваются. Ребенку предлагают выбрать карточку, где написано АУ, где написано УА.

2) Как кричит мальчик в лесу? А как кричит малыш в коляске?

Ребенку предлагают подобрать к каждой картинке подходящую карточку.

2.Обучение выделению начального согласного звука.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: усы, армия, Африка, обруч, укол, остров, автобус, озеро.

2. Повторение пройденного.

Какие это звуки? (гласные). Почему они называются гласными? (их можно петь, во рту нет преграды).

3. Введение в тему.

Рассматривание картинки. Как мычит корова? (Му!)

Мы выделяли голосом самый первый звук. Это начало слова.

Дети рассматривают схему слова с первым выделенным квадратиком.

1) четкое произнесение и наблюдение за артикуляцией.

Что нам мешает? (губы).

По малину в сад пойдём, в сад пойдём, в сад пойдём.

Плясовую заведём, заведём, заведём.

Солнышко на дворе, а в саду тропинка,

Сладкая ты моя ягодка малинка!

6. Упражнения на развитие фонематического слуха:

му-мо му-му-мы мы-мы-мо мы-ма-ма

2) ма-ма-ма – полы мою я сама; му-му-му – очень рады мы письму;

мо-мо-мо – получили мы письмо; ам-ам-ам – идут гости к нам.

1.Упражнение в звуковом анализе прямого слога.

2.Обучение приемам слитного чтения прямого слога.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие произвольного внимания, памяти.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденных звуков и букв.

Изображение рукой символов звуков и букв. Определение гласных и согласных звуков.

1) Выкладывание синего и красного кружочков-символов звуков.

Сейчас вы услышите два звука. Первый будет согласным, а второй – гласным.

2) Рассматривание картинки. Малыш зовет маму: МММА! Повторите, как я. Какой тут первый звук? (М). Покажите синий кружок.

МАА! Какой тут второй звук? (А). Покажите красный кружок. Выложите МА буквами под кружками. Прочитайте, переводя палец от первой буквы ко второй.

Муха, муха, цокотуха, Пошла муха на базар

Позолоченное брюхо. И купила самовар.

Муха по полю пошла, - Приходите ко мне, гости,

Муха денежку нашла. Я вас чаем угощу!

5. Звуковой синтез слога МА

6. Работа в тетрадях.

Читайте также: