План школьного тренера по исследованию урока

Обновлено: 07.07.2024

разовательной практики (выбрать один из предложенных):

методическая практика

8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

Построение цифровой образовательной среды в образовательной организации

Развитие школьной системы оценки качества образования: практики управления по результатам

Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов

Развитие школьного обучения в сельских муниципальных районах

Построение образовательной среды для физико-математического, естественно-научного, инженерно-технологического образования

Обновление содержания и технологий дополнительного образования

Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников

Модели образовательных организаций и муниципальные модели инклюзивного образования

Создание условий для профессионального становления и развития педагогов

Современные практики наставничества

Становление укладов жизни школ как факторов духовно-нравственного развития обучающихся и обновление практик воспитания

Современные практики предпрофессиональной и профессиональной подготовки (на материале Ворлдскиллс и Джуниорскиллс)

Модернизация содержания и технологий обучения: практики построения образовательных программ общего образования в сетевой форме

Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности (для образовательных организаций, реализующих программы по финансовой грамотности)

Модернизация содержания и технологий обучения: практики достижения и оценки функциональной грамотности

Модернизация содержания и технологий обучения: практики формирования и сопровождения ИОП школьников

Модернизация содержания и технологий обучения: сетевые практики реализации концепции технологического образования

9. *Название практики

Исследование урока как форма организации наставничества для профессионального роста педагогов.

10. *Ключевые слова образовательной практики

Коллаборативный подход, исследование урока, успешность каждого ученика и педагога, повышение квалификации.

11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование;

- среднее профессиональное образование;

- дополнительное образование детей и взрослых;

- дополнительное профессиональное образование;

12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- обучающиеся;

- учителя-предметники;

- педагоги дополнительного образования;

- узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.);

13. *Масштаб изменений

- уровень образовательной организации;

14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

- увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

- понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям участников образовательных отношений;

- разработать систему наставничества для преодоления профессиональных дефицитов учителей;

- распространять положительный опыт командной работы учителей - предметников для повышения профессионального уровня педагогов.

14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Исследование урока ( Lesson Study ) предполагает участие группы учителей – предметников, совместно осуществляющих планирование, преподавание, наблюдение и анализ учения и преподавания, документирование выводов. При проведении исследования учителя могут модифицировать или совершенствовать различные педагогические подходы, которые затем обобщаются и транслируются коллегам посредством проведения открытых уроков.

14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

Для измерения результатов образовательной практики используются:

- листы наблюдения на уроке;

- чек – лист учителя – наблюдателя;

- листы обратной связи;

- рефлексивный дневник учителя, проводившего урок.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

В ходе реализации практики команда учителей – предметников столкнулась с трудностью в согласованности времени проведения урока, в грамотном составлении выводов по исследованию урока, в особенности содержательной стороны каждого предмета.

17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?

Собрать фокус – группу в составе творчески работающих учителей, желающих повысить свой профессиональный уровень, правильно воспринимающих критику со стороны участников исследования урока ( Lesson Study ). Познакомиться с методологическими подходами данной практики для правильного применения в образовательной деятельности.

18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

- консультационное сопровождение;

- предоставить информационные материалы;

- предоставить методические материалы;

- провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.;

- организовать стажерскую площадку;

19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них

23. Укажите название практики, в случае, если она была включена в РАОП (2019, 2020) и ей уже был присвоен соответствующий уровень.

В целях улучшения и развития качества образования было решено использовать подход LessonStudy, была сформирована группа в составе 12 человек. Фокус-группа, выбрав тему исследования, определила для себя основные цели обучения.

Содержимое разработки

Что такое исследование в действии?

Что такое исследование в действии?

Для чего проводить исследование в действии? ИД- конкретный метод проведения исследования профессионалами, практиками, конечной целью которого является улучшение практики; *метод, который используется для улучшения педагогической практики; *коллаборативный процесс, который проводится индивидами, связанных общими целями. ИД- 1) включает в себя действие, оценку и рефлексию. 2)основывается на конкретных ситуациях. 3)развивает рефлексию, основанную на интерпретациях. 4)может включать в себя решение проблем, если это способствует улучшению практики. Для чего проводить исследование в действии?

Для чего проводить исследование в действии?

ИД- конкретный метод проведения исследования профессионалами, практиками, конечной целью которого является улучшение практики;

*метод, который используется для улучшения педагогической практики;

*коллаборативный процесс, который проводится индивидами, связанных общими целями.

1) включает в себя действие, оценку и рефлексию.

2)основывается на конкретных ситуациях.

3)развивает рефлексию, основанную на интерпретациях.

4)может включать в себя решение проблем, если это способствует улучшению практики.

Для чего проводить исследование в действии?

В целях улучшения и развития качества образования было решено использовать подход LessonStudy , была сформирована группа в составе 12 человек. Фокус-группа, выбрав тему исследования, определила для себя основные цели обучения.

С ними был проведен коучинг Lesson Study, где учителя ознакомились с основными правилами, условиями и требованиями проведения Lesson Study. Были подготовлены научно-теоретические материалы, определены тема и задачи исследования, составлены план работы, мониторинг. Выбраны кандидатуры:

План реализации процесса Lessonstudyфокус группы

учитилей начальных классов

Цель: Как влияет критериальное оценивание на качество знаний и развитие каждого ребенка.

Ожидаемые результаты : повышения качества знаний и мотивации учащихся

Круглый-стол

Цель: Формирование фокус групп и составления плана фокус группы

Составление плана работы

Выбор темы исследования

Заседание фокус группы

Цель: проведение, наблюдение и анализ урока№1

Проведение урока №1.

Заседание фокус группы обсуждения урока

Цель: Цель: разработка урока №2.

Заседание фокус группы

Цель: проведение, наблюдение и анализ урока№2

Заседание фокус группы

Проведение урока №2.

Цель: разработка урока №3.

Заседание фокус группы Цель: проведение, наблюдение и анализ урока№3

Разработка урока №3

Проведение урока №3

Заседание фокус группы.

Подведение итогов по Lessonstudy

Наблюдение уроков осуществлялось на младшей ступени образования в начальной школе. Она была определена командой развития, так как модернизация системы образования начинается именно с начальной школы.

Наблюдение уроков осуществлялось на младшей ступени образования в начальной школе. Она была определена командой развития, так как модернизация системы образования начинается именно с начальной школы.

Трудности при проведении исследования уроков Lesson study - новый процесс исследования в школе для учительства Казахстана, несомненно мы сталкиваемся с большими трудностями при его проведении, т.к. еще до конца не освоили и не поняли преимущества самого процесса. Скованность учащихся на уроке Недостаточный опыт проведения таких уроков,опыт при работе с документацией Подобная практика должна стать системой.

Трудности при проведении исследования уроков

Lesson study - новый процесс исследования в школе для учительства Казахстана, несомненно мы сталкиваемся с большими трудностями при его проведении, т.к. еще до конца не освоили и не поняли преимущества самого процесса.

Скованность учащихся на уроке

Недостаточный опыт проведения таких уроков,опыт при работе с документацией

Подобная практика должна стать системой.

Программа профессионального развития предполагает наличие в школе школьного тренера, деятельность которого направлена на объединение профессиональных интересов учителей для улучшения их профессионального развития и обучения.

База школьного тренера включает:

учебные материалы,

учебный план,

план занятий, применяемый при обучении учителей.

Что такое исследование в действии?

Продолжительность курса составляет 20 дней, каждый день состоит из четырех занятий длительностью 2 академических часа. Занятия проводятся в удобное время для слушателей(каникулярное,методические дни).

Результаты обучения для учителей.

Коллеги получат теоретические и практические знания для проведения подхода Исследование в действии на практике, узнают об Исследовании в действии и поймут важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.

Ключевые идеи, значимые для занятия.

Исследование в действии (Action research ) на базе школы является подходом, посредством которого специалисты - практики обсуждают и решают возникшие школьные проблемы.

Назначением учителя является собственное вовлечение в процесс саморефлексивного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Собраться вместе — это начало, Оставаться вместе — это прогресс, Работать вместе — это успех Генри Форд

Собраться вместе — это начало, Оставаться вместе — это прогресс, Работать вместе — это успех Генри Форд

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тренинг № 23 Исследование урока

Тренер: Насанова Ж.А.

Место проведения:

осш№17 имени Лермонтова

Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения. Критерии успешности Lesson study в школе.

Результаты обучения

Ключевые идеи

Для того, чтобы развивать педагогическую практику учителям необходимо работать вместе. Совместное планирование уроков, взаимопосещение занятий с последующим обсуждением позволяют улучшить преподавание.

Ход тренинга

Этап работы

Деятельность тренера

Деятельность учителей

Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения.

1.Психологический настрой.

Установление доверительных отношений и благоприятного климата на занятии.

Объединение в группы по пазлам.

Упражнение -разминка

Цель: сплочениеколлектива.

Ожидаемый результат: координациясовместныхдействий, распределениеролей в группе.

Тренер отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки

Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

Рефлексивное обсуждение:

Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

2. Стадия вызова

Рефлексия одного из уроков школьного дня.

Цель: учителя проанализируют свою работу, определят трудности в работе и пути их решения

Ожидаемый результат:

Учителя понимают необходимость внедрения новых подходов в процесс обучения и учения

Тренер предлагает ответить на вопросы

Подвести итоги опроса

Отвечают на вопросы :

Цели и задачи урока достигнуты большей

частью учеников, потому что …

Наиболее успешными заданиями были…, так как ….

Не усвоили материал урока учащиеся…, так как.

Удачными были задания в форме …

Самыми действенными приемами были….

Изменить в следующем уроке надо….

Объективность высказывания учителей.

Раздаточный материал: листы с вопросами для участников тренинга

Рефлексивное обсуждение:

Для чего мы провели данное задание?

Почему учителю после каждого урока необходимо проводить рефлексию?

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

3. Работа в группах

Цель: понять актуальность темы занятия
Ожидаемый результат: участникиопределят положительные и отрицательные стороны в работе школьного методического объединения

Наблюдение за работой групп

Умение принимать совместное решение

Бумага А-3, маркеры

Рефлексивное обсуждение: Какова была цель выполнения данного упражнения?

Полезно ли было выполнение данного упражнения для выявления степени понимания и почему?

4. Ранжирование в группах (Объединение участников в три группы)

Цель: выработать умение определять тип учащихся, выявлять их проблемы в процессе учения

Ожидаемый результат: учителя смогут определить тип учащихся и выявляют проблемы в процессе их учения

Тренер предлагает найти соответствующие характеристики

учеников по типу А,В,С

Участники тренинга находят соответствую

Правильность распределенной характеристи

ки по типам учеников А, В,С

Раздаточный материал: карточки с характеристика

ми типов учеников А,В, С

Рефлексивное обсуждение:

Для чего мы это делали?

Как нам это поможет в дальнейшей работе?

Где мы может применить данный вид работы?

5. Работа в парах.

Умение распределять и определять свои действия на определенном этапе

Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили данное задание?

С какими этапами исследования в действии вы ознакомились?

Цель: учителя должны понять, что необходимо самосовершенствоваться

Ожидаемый результат:

Понимают о необходимости к переменам, что все зависит только от нас самих и нашего желания к изменениям к лучшему

Объективность высказывания учителей

Рефлексивное обсуждение: Какие выводы вы сделали для себя , прослушав данную притчу?

Чему она нас учит?

Тренер предлагает ответить на вопросы:

Чем на самом деле занимались учащиеся?Чему ученики научились?
Насколько это важно и необходимо?Что вы, взрослые делаете?Чему вы

научились?
Что вы будете делать в дальнейшем?

Обсуждая дают ответы на поставленные вопросы

ность высказывания учителей

Рефлексивное обсуждение:

Что вы узнали новое и полезное при просмотре и обсуждении данной презентации?Как, когда и где вы можете применить свои знания с пользой?

И что может быть сделано в дальнейшем?

Рефлексия после проведения тренинга,

самооценивание

Разминка "Карусель "

Участники тренинга становятся двумя кругами (один внешний, один внутренний) и проговаривают друг другу события школьного дня (сегодня я на тренинге усвоил…, потому что.

и сегодня я на тренинге не понял…, потому что. )

Сегодня мы рассмотрели возможности исследования урока для улучшения качества обучения и преподавания .

Однажды Пабло Казальса, одного из великих виолончелистов

мира, спросили, почему он продолжает репетировать в свои 80 с лишним лет.

Коллеги! Совершенствуйте собственное педагогическое мастерство, ибо воспитать человека 21 века, мотивированного на успех в решению жизненных проблем, может только самосовершенствующийся мастер.

Домашнее задание

Критерии успешности Lessonstudy в школе.

1.Психологический настрой

Упражнение -разминка

Цель: эмоционально-психологическоесближениеучастников.

Ожидаемый результат: происходитэмоционально-психологическоесближениеучастниковзасчеттелесногоконтакта. Междунимиулучшаетсявзаимопонимание, развиваетсянавыкневербальногообщения.

Тренер дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг

двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1.Поздоровать ся с помощью рук.

4.Выразить поддержку с помощью рук.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу.

Тренер отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки

Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили данную разминку?Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?

Цель: выяснить, что учителя знают о LessonStudy.

Ожидаемый результат:

В процессе работы вспоминают и узнают новую информацию

Тренер задает вопросы

Отвечают на вопросы

Объективность высказывания учителей

Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили мозговой штурм?- Что Вам известно о LessonStudy? Какие ассоциации вызывает у Вас тема занятия? Что Вы хотите узнать о LessonStudy? Что Вы желаете вынести из нашей встречи?

3.Объединение в группы

Цель: показатьспособ передачи инициативы по созданию подгрупп самим участникам.

Ожидаемый результат: участники смогут использовать данный способ в дальнейшей своей работе с учащимися

Тренер предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой

работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Рефлексивное обсуждение: Почему именно данный способ удобен при выполнении дальнейшей работы на тренинге?

Наблюдение за работой групп

Умение принимать совместное решение

Рефлексивное обсуждение: О каком подходе вы сейчас узнали и в чём его суть?

Каково отличие данного подхода от наиболее известных вами подходов?

С какой целью следует проводить LessonStudy?

Как проводится LessonStudy?

Как проходит обсуждение после LessonStudy?

5.Упражнение–разминка

Цель: Развитиеконцентрациивнимания.

Ожидаемыерезультаты :

Учителя становятся более внимательными, смогут применить упражнение- разминку на уроках.

Объясняет правила упражнения

Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку

(кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.

Учитывается умение принимать совместное решение

Рефлексивное обсуждение: О каком упражнении вы сейчас узнали и в чём его суть? Где можно применять данное упражнение?

6 .Задание для групп:

Используя распечатанные материалы, а также интернет – ресурсы, представьте кластер на тему:LessonStudy. Что это такое?

Ожидаемый результат:

Тренер консультирует 2 группу, объясняет задание.

Предложить таблицы наблюдения.

Сравнить открытый урок и LessonStudy

Задание: Сравнить по 9 пунктам Лессонстади и открытый урок.

Гости на уроке – комиссия –

Кто приходит на урок – должности

наблюдателя и обсуждение

Обязательность и необязательность.

Наблюдение. Как происходит

Планирование тем занятий.

Работа над заданиями

Составить алгоритм проведения Lessonstudy.

Умение распределять и определять свои действия на определенном этапе

Интернет-ресурсы, бумага А-3,

Рефлексивное обсуждение: При выполнении заданий в группе к каким выводам вы пришли?

LessonStudy. Что это такое?

Зачем использовать именно эту стратегию?

Каковы этапы процесса?

7.Разминка для

Цель: способствовать укреплению связей в школьном сообществе, проявлению учителями заинтересованности к изучению LessonStudy.

Ожидаемый результат: учителя смогут совместно планировать свою работу

Просмотр и обсуждение в группе

Учитывается умение принимать совместное решение

Рефлексивное обсуждение: Для чего был показан этот видеоресурс? Чему нас учит? К какому выводу вы пришли?

8. Практическая часть

Пересмотрят свои педагогические методы работы так,

чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью усовершенствования собственной практики

Группам предлагается ответить на вопросы

- Что является самым сложным в ИД и LS?

 Единственное, что я хотел бы изменить - это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании - это …

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является

 Мне необходимо изучить, как …

Обсуждают и выделяют те темы, которые являются наиболее общими в группе.

Объективность высказывания учителей

Вопросы для обсуждения в группе

Рефлексивное обсуждение: Для чего вы выполняли данное задание? К какому выводу пришли?

Как изменилось ваше понимание исследования в действии?

На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить на следующем тренинге?

В чем суть нового подхода для исследования класса?

Ответ на какие вопросы вам бы хотелось получить?

после проведения тренинга,

самооценивание

Для того, чтобы узнать, как прошел тренинг и чему

научились ее участники, тренер дает следующее задание

нарисовать свою руку на листе А5 и на каждом пальце написать

большой палец – над чем бы я ещё хотела бы поработать

указательный палец-что нового и интересного я узнала

средний палец-мне не хватило……

безымянный палец- психологическая атмосфера на коучинге

мизинец- что мне понравилось и мои пожелания……

У кого появилось желание принять участие в Lessonstudy – пусть напишет свое имя на ладошке!

Закончить тренинг мне хотелось бы словами Л. Ландау

Как японская методическая технология оказалась полезна в России

Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.

Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.

Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность.

  • Это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя менее стрессовая, чем, например, открытый урок.

Проектная мастерская. 5-9 классы.

Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской деятельности и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. В процессе освоения данного курса школьники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата.

Если собирать большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель. Возможна также работа в паре.

Частый вопрос: нужно ли включать в команду кого-то из администрации школы? Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимает статус проекта.

Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала. Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один учитель.

  • Шаг 2. Предварительная встреча: согласование правил и ценностей, выбор темы и первого урока

Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы (общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.

  • Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1

При постановке целей нужно ответить на 4 вопроса:

  • Это измеримо?
  • Этого можно достигнуть за один урок?
  • Как это звучит с позиции ученика?
  • Это учебный результат?

Примеры ошибочных целей:

  • Познакомить с решением выражений со скобками (Знакомство с темой не означает понимание).
  • Продолжать работу над задачами изученных видов (Не цель, а тип деятельности).
  • Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (Неизмеримо в рамках одного урока).
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий. (В такой формулировке получается цель не для ученика, а для учителя).

Ключевые точки планирования урока:

  • Ожидания относительно того, что должны освоить ученики.
  • Способы измерения этих знаний и навыков.
  • Реакция в случае неудачи (ученики не справились).
  • Реакция в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили все раньше).
  • Шаг 4. Проведение урока № 1

Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи. По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.

План урока: таблица для заполнения наблюдателями

Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе выводов по уроку № 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.

По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.

Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, видится выше.

-углубить знания педагогов о методах и приемах смыслового чтения при работе с текстом.
-помочь в разработке заданий, проектов уроков (занятий), направленных на обучение стратегиям смыслового чтения при работе с текстом.

- использовать подход Lesson-Study в целях совершенствований методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым понятиям в начальной школе

Проблема исследования : формирование смыслового чтения –

необходимое условие развития метапредметных компетенций

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

К метапредметным универсальным учебным действиям относятся: Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)

Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его сформированности, а именно:

– поиск информации и понимание прочитанного;

– преобразование и интерпретация информации;

Первый критерий подразумевает под собой умение свободно ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, а также находить в нем необходимую информацию.

Согласно второму критерию, ученик должен уметь разделить текст на значимые смысловые куски, вычленить главные мысли, составить план, таблицу или тезисы к тексту, которые смогли бы послужить в дальнейшем опорой для интерпретации прочитанного.

И, наконец, последний критерий включает в себя умения определять достоверность прочитанной информации, сравнивать с ранее полученными сведениями, личным чита-тельским опытом, анализировать, высказывать оценочные суждения или свою личную точку зрения о прочитанном тексте.

ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чтение. Работа с текстом

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

· использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

· работать с несколькими источниками информации;

· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

· делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

· составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

· сопоставлять различные точки зрения;

· соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию

Читайте также: