План урока по технологии проблемного обучения 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: привести коллег к осознанию необходимости введ ения технологии проблемного обуче ния в практику; научить определять, на каких этапах урока какие методы проблемного обучен ия будут наиболее эффективны; создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; внедрять новы е подходы в преподавании и обучении в практику.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учителя осознают необходимость в вед ения проблемного обуче ния практику; апробируют некоторые техники в ходе мастер-класса, включат в свой арсенал, умеют применять продуктивные методы данной технологии для развития языковой личности .

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя района

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесный, наглядный, практический методы; беседа, демонстрация, практическая работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, доска ; презентация, раздаточный материал

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет

избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником

Эти слова как нельзя лучше понимают многие из нас, поэтому и обращаются к современным технологиям обучения, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода к обучению. Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, так как проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика.

В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока. Важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни. Составление такого конспекта действительно позволяет организовать качественный урок. На таких уроках учащиеся сами формулируют тему и цели урока, делают выводы по заданным упражнениям по учебному материалу.

Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Работая по данной технологии, я получила следующие результаты:

Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;

Ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Постановка проблемы и решение её же учениками позволяет им сложный материал сделать лёгким и доступным.

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. В течение многих лет каждый учитель отбирает приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы. Такая своеобразная копилка методических приемов сложилась и у меня. Остановлюсь на некоторых из них:

2 прием: следующий прием создания проблемной ситуации связан с различными вариантами использования цитат на уроке.

4 прием: Проблемная ситуация.

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59 .

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

и существительные щёлка – щель .

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

- "Оды его. утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

В любом случае противоречия, возникающие при обсуждении цитат в классе или в группах, послужат поводом для организации активного диалога на уроке.

8 прием: менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций и произведений. К примеру, при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей можно предоставить возможность уч-ся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества О.Генри (наст имя Уильям Сидни Портер) я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. Далее организуется поисковая деятельность в группах или парах, когда ребята, анализируя предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что тоже кое-что нашла и предлагаю ребятам материалы по биографии писателя и его произведения.

Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например. Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Представьте, что в нашем государстве решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Представьте, что в нашем государстве решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.

- Как вы считаете, эффективна ли проблемная технология для развития мыслящей личности?

Таким образом, технология проблемного обучения помогает учителю не просто заинтересовать ученика, но и развить в нем мыслящую личность, а ученику - выработать свою собственную позицию, приблизиться к пониманию художественного произведения и самое главное – полюбить литературу.

Цель: формирование представлений о том, что выбор профессии – это сложно и потому к нему необходимо подходить осознанно и ответственно, с учетом собственных способностей и потребностей рынка.

-активизировать знания о многообразии профессий;

-способствовать формированию осознанного и мотивированного выбора профессии на основании понимания индивидуальных особенностей, интересов и возможностей;

-оказать психолого-педагогическую поддержку школьникам, дабы обеспечить дальнейшее личностное развитие.

Используемые методы : беседа; иллюстрирование; опрос; дискуссия.

Применяемая технология : проблемное обучение.

Вступительное слово: объявляется тема урока, педагог говорит о том, что выбор профессии – это важный этап, который закладывает основу для всего последующего развития человека. Тот человек, который четко знает, кем и почему он хочет стать уже достиг немалого успеха, ведь для того, чтобы реализовать себя в жизни, в первую очередь, нужно обладать нужными знаниями о себе, своих интересах и способностях, чтобы должным образом развивать и применять их.

Вопрос школьникам : а как вы думаете, выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека? Попробуйте обосновать свои точки зрения на этот счет.

Формулирование проблемы :

Насколько трудно может быть выбор человеком профессии? Чем необходимо руководствоваться человеку для того, чтобы не ошибиться в этом выборе? И можно ли вообще назвать ошибкой любой выбор человека в профессиональной области? Предлагаю на этот счет каждому порассуждать и кратко озвучить свою точку зрения.

Выслушиваются позиции школьников, задаются уточняющие вопросы, а затем подводится общий итог всего сказанного.

-Класс делится на четыре группы. Далее преподаватель для каждой команды называется одну букву. Команда должна вспомнить как можно больше наименований профессий на эти буквы (каждая – на свою). Далее все названные профессии распределяются по их типам, даются краткие характеристики. Распределение осуществляется таким образом: человек-человек; человек-природа; человек-техника; человек-символ; человек-образ.

-педагог предлагает поработать с ассоциативным мышлением. Делается это следующим образом: называются необычные характеристики групп профессий, школьники должны также назвать как можно больше профессий, подпадающих под те или иные характеристики. Например:

Самая серьезная – это: врач; государственный служащий; полицейский и т. д.

Самая общительная – это: журналист; педагог; экскурсовод и др.

Самая экстремальная – это: промышленный альпинист; работник зоопарка и т. д.

Изучение нового материала:

Профессия представляет собой род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения.

Закрепление теоретического материала:

Приведите примеры профессий ( примерные ответы: врач, учитель и т. п.).

Приведите примеры специальностей (хирург, офтальмолог, педагог-психолог и т. д.).

Назовите, какие бывают должности: (педагог начальных классов, методист, клинический психолог и пр.).

Теоретический материал и формулирование проблемы :

Как вы думаете, какими критериями нужно руководствоваться, чтобы выбрать свою профессию? Идет дискуссия. Далее подводятся следующие выводы:

-собственные возможности, как интеллектуальные, так и психофизиологические;

-профессиональные интересы – необходимо стремиться к тому, чтобы профессия нравилась, доставляла удовольствие;

-финансовая сторона – профессия должна приносить деньги, стоит посмотреть, востребована ли она на рынке;

-требования, предъявляемые к профессии.

В идеале, нужно стремиться к тому, чтобы все факторы: финансовый, личностный и профессиональный самым гармоничным образом сочетались. Приведите разные примеры, как вы понимаете такое сочетание?

Приблизительный пример: я люблю играть в шахматы; у меня это хорошо получается, так как занимаюсь этим давно (хочу в кружок, секцию); я могу выбрать профессию шахматного тренера; плюс мне нравится общаться с людьми, объяснять им что-то новое, обучать их; шахматный тренер – очень востребованная и денежная профессия.

Существуют также следующие факторы, которые стоит учитывать в процессе выбора профессии:

Итак, на слайде представлены характеристики разных профессий. Давайте попробуем назвать их.

Участвует в постройке и ремонте жилых домов, зданий и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери. В своей работе использует как ручные, так и механизированные орудия труда. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь читать чертежи, знать способы разметки и изготовления деревянных конструкций. Достаточно иметь среднее профессионально-техническое образование (ПЛОТНИК).

В этой профессии объединяются функции инженера, художника, психофизиолога, экономиста. Цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить надежность, привлекательность и конкурентоспособность. Человек этой профессии самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых объектов. Для этой профессии необходимы сочетание технической и художественной одаренности, развитое наглядно-образное мышление и воображение (ДИЗАЙНЕР).

Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь работать на персональном компьютере, пишущей машинке, средствах оргтехники. Необходимы хорошее знание русского языка, осведомленность в вопросах психологии общения, эстетики. Желательно знание иностранного языка (СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ).

Удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов. В своей работе должен знать правила оформления юридических документов, нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности, действующее законодательство. Должен иметь высшее юридическое образование (НОТАРИУС).

Подводятся общие итоги. Преподаватель спрашивает у школьников, что нового они узнали, задает контрольные вопросы, с целью закрепить материал, получить обратную связь: чем стоит руководствоваться при выборе профессии? Почему такой выбор важен?

Таким образом, выбор профессии – это большая ответственность. Нужно подходить к этому не спеша и осознанно. Если вам нужна в этом помощь, вы всегда можете обратиться к педагогу, психологу и посоветоваться со своими близкими: друзьями, родителями. В этом выборе стоит продумывать каждую мелочь.

Составьте небольшую таблицу по пройденному материалу:

Требования к выбранной профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: формирование понятия о вводных словах и знаках препинания при них, способности различать вводные слова по значению и употреблять их в соответствии с речевой ситуацией.

Личностные: формирование потребности в сохранении культуры русской речи.

Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации; формирование способности контролировать, корректировать и оценивать действия: развитие умения слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этапы урока.

2. Актуализация знаний:

3. Постановка учебной проблемы:

5. Первичное закрепление:

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой:

1.Организационный момент: включение детей в деятельность.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Запись предложений и объяснение знаков препинания при обращении (работа по теме, изученной на предыдущем уроке):

Сергей Ильич, возможно, Вы не рассчитали своё время?

Ольга Петровна! Не забудьте явиться завтра, в назначенный час!

- Найдите обращения. Как вы их опознали?

- Когда ставится запятая и восклицательный знак при обращении?

- Кто выделил слово возможно запятой? Почему?

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

Приём: создания проблемной ситуации: столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

На каждой парте лист с предложениями.

Небо кажется ясным . - Небо кажется прояснилось.

Положение о сроках сдачи материала действительно в течение года. – Положение дел действительно печальное.

К удивлению прибавилась досада. – К удивлению досадно нам не было.

Всё это будет возможно. – Возможно всё получится.

Расставьте знаки препинания в предложениях.

– Проверяем знаки препинания в предложениях.

– Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

- В каких предложениях слова вводят для того, чтобы выразить отношение говорящего к тому, о чём он сообщает?

– Сформулируйте тему урока?

Фиксирует тему на доске.

Работают с предложениями.

- Ученики читают разные варианты. (Проблемная ситуация)

– Задание было одно, а выполнили его по-разному. (Осознание противоречия.)

- Одинаковые слова выполняют разную роль в предложениях.

- Во вторых предложениях каждой пары.

– Вводные слова. (Тема.)

– На других листах предложения с правильной постановкой знаков препинания.

- Подумайте, как отличить вводные слова от других. Какие есть гипотезы?

– Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

– К какому выводу пришли?

– Сравним вывод с учебником.

Читают предложения, наблюдают.

- Вводные слова отделены запятыми.

Предлагают гипотезы, сравнивают, наблюдают.

Вводные слова не отвечают на вопросы, не являются членами предложений, то есть грамматически не связаны с другими членами предложения. Они выражают отношение говорящего к тому, о чём он сообщает. На письме выделяются запятыми. (Открытие нового знания.)

5. Первичное закрепление.

- Оформление правила в виде алгоритма

- Выполнение упражнения учебника: комментированное письмо в тетрадях с применением алгоритма действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой:

- Самостоятельная работа (классификация вводных слов): работа с параграфом учебника и оформление знаний с помощью таблицы.

Группы вводных слов.

Примеры вводных слов.

Предложения с вводными словами (свои примеры).

- Самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение: (включение нового материала в систему знаний и выполнение задания на повторение и закрепление ранее изученного материала).

Напишите письмо однокласснику (5 -7 предложений), убеждая его в необходимости обогащать свой словарный запас. Используйте 3 обращения и 3 вводных слова.

8. Итог занятия.

Рефлексия деятельности на уроке:

- Что узнали на уроке?

– Что удалось, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Самооценка учащимися собственной деятельности.

Домашнее задание: написать рассуждение (70 слов) об использовании вводных слов учащимися (писателями и публицистами) – дифференцированное задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка уроков по проблемному обучению для проведения уроков в 5, 8 классе. Новая тема даётся детям при помощи выдвижения проблемы (постановки проблемымы самими детьми).

Реализация технологий деятельностного типа на уроках русского языка и литературы

(проблемное обучение)

Система конспектов уроков в 5,8 классе

Исполнитель:

Хисматулина Юлия Калимулловна,

учитель русского языка и литературы

г. Кемерово.с.Берёзово,Кемеровский район

1.Технология проблемного обучения . 5

2. Деятельностный подход на уроках русского языка. 8

Список литературы . 12

В переходе на ФГОС проблемное обучение становится центральным. Вместо привычных уроков результативней подойти к проблеме и через её решение сделать определённый вывод, обобщить сказанное . Не учитель, а сам ученик ищет решение, задумывается на посставленным вопросом, ониже,в свою очередь, лишь правильно организовывает урок и направляет к теме обсуждения.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др [1].

Проблемное обучение сегодня является приоритетным направлением в образовании, такм как оно обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися. Использование проблемного обучения может способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе [4]. Школьникам становится неинтересно на уроке. И если учитель не использует активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные, то происходит разрыв между содержанием того, что предлагает детям взрослый и реальными возможностями самого ученика.
Имея опыт работы в школе, я могу утверждать, что именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, повысить интерес к изучаемому.

Цель работы стоит в изучении и раскрытии теоретических аспектов проблемного обучения в школе.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью современного общества в формировании творческого самостоятельного ученика с возможностью выражать свои мысли, уметь работать в коллективе, рсамостоятельно пдходить к решению сложных вопросов.

Задачи проблемного обучение:

1.расссмотреть проблемное обучение как деятельстный подход

2. сопоставить традиционное и проблемное обучение

3.рассмотреть проблемное обучение на примерах уроков русского языка

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении: расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Проблемное обучение ставит своей задачей:

развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности [5]:

увидеть, найти проблему (требует немалых усилий)

сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления)

поиск вариантов решения (не меньше трех)

синтез рационального (оптимальный вариант решения).

Таким образом, можно выделить три вида проблемного урока [5]:

проблемно-исследовательский (дети выполняют все четыре действия сами);

проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант);

проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант).

1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученика в рамках данной проблемы;

2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.

Также немало важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться.

Все вышесказанное составило теоретические предпосылки моей работы. Я считаю, что методика проблемного обучения действительно позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока. Важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни. Составление такого конспекта действительно позволяет организовать качественный урок. На таких уроках учащиеся сами формулируют тему и цели урока, делают выводы по заданным упражнениям по учебному материалу.

Работая по данной технологии, я получила следующие результаты:

Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;

Ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Постановка проблемы и решение её же учениками позволяет им сложный материал сделать лёгким и доступным.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к следующим выводам. Проблемное обучение обладает рядом достоинств:

При правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения);

самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);

Обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);

Развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств выбираемого решения, аргументации).

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.

В следующей главе рассмотрим подробней пример реализации технологий проблемного обучения на уроке русского языка.

Технология деятельностного подхода

на уроках русского языка

Сначала происходит сталкивание разных точек зрения учеников, где каждый ребёнок активно работает, размышляет. А затем уже все вместе приходим к алгоритму правописания и-ы после ц. Но опять же, работает и выказывается весь класс.

Итог проблемного урока- самостоятельное решение поставленных вопросов.подробное изучениеданной темы. И в качестве закрепеления ученики получают на до упражнение по книге и привести примеры предложений, согласно составленному алгоритму.

В качестве закрепления информации и продолжения проблемного урока ученикам была задана на дом работа по рядам6 1 ряд-образование единственственного и множественного числа у лиц, разных профессий: ряд-овощей и фруктов, 3 ряд-мер измерения.

Таким образом, создание на уроке проблемной ситуации и решение поставленных вопросов, помогает сложный материал легко усвоить, сделать доступным. Такой урок становится намного эффективней, чем традиционной. Также ученики привыкают самостоятельно ставить вопросы, что им непонятно и подробно работать над их объяснением.

Таким образом, проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он стремится разрешить проблемы самостоятельно, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Я пришла к выводу, что достоинствами проблемного обучения является высокая самостоятельность учащихся, формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося, развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применяется при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всег, сказывается на качестве знаний учащихся.


В публикации представлены теоретические материалы по вопросу "Проблемное обучение", раскрыты главные признаки проблемного обучения, система методов, с труктура проблемного урока.

Содержимое разработки

Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности.

высшей квалификационной категории

Замечено, чем больше учитель учит

своих учеников и чем меньше –

предоставляет им возможностей

самостоятельно приобретать знания,

мыслить, действовать, тем менее

энергичным и плодотворным становится

процесс обучения.

На основании Концепции ФГОС второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний учащиеся должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Поэтому главная задача учителя – организовать так учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий.

Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности, поэтому одним из важных средств активизации познавательной деятельности является метод проблемного обучения.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Цель проблемного обучения – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Задачами проблемного обучения являются:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают:

как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях;

как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала;

как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Главными признаками проблемного обучения, лежащими в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения являются:

1) создание проблемных ситуаций,

2) обучение учащихся в процессе решения проблем,

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Система методов проблемного обучения.

Традиционные методы (рассказ, беседа, чтение книги, практической действие) имели значение тогда, когда ученик представлялся учителю не субъектом действия, а только объектом педагогического воздействия, призванным заучить определенный объем знаний и приобрести навыки репродуктивной учебной деятельности. Возможна ли успешная организация проблемного обучения при помощи традиционных методов? Нет, невозможна, ибо они не отражают характера познавательной деятельности ученика (они отражают лишь его внешнюю учебную деятельность – читает, пишет, рассказывает).

Система общих методов (номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

Система бинарных методов:

Метод преподавания:

инструктивный – учитель инструктирует учащихся, что надо делать и показывает как надо делать.

объяснительно-побуждающий – представляет сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера.

побуждающий – деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика. [11]

исполнительный – представляет сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника по образцу, предполагает слушание рассказа, заучивание.

репродуктивный – система приемов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, решение типовых задач.

практический – предполагает практические и физические учения учащихся.

частично-поисковый – является сочетанием восприятия, объяснения учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью.

поисковый – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Система методов проблемного обучения, представляющая собой сочетание общих и бинарных методов.

В своей работе применяю на уроках методы проблемного обучения. Для мотивации учебной деятельности включаю специальные проблемные ситуации. Применяю приём выдвижения гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.

Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями.

Выделяют четыре уровня проблемного обучения

Первый уровень: проблемное преподавание

Какая, казалось бы, проблема в том, в какой последовательности обрабатывать срезы? Но если подвести учениц к мысли (возможно, через образцы) о рациональности обработки и эстетичности результата, то они станут отыскивать и на других деталях лучшие варианты обработки. И опять же – лучше усваивают материал.

Возможен диалог ученик – учитель. Как показала практика, в условиях трудового обучения такое преподавание наиболее эффективно.

На втором уровне – проблемная ситуация

Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формирует проблему и при их участии решает ее. На всех этапах решения проблемы он стимулирует деятельность учащихся проблемными и не проблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнению, выделению главного, применению аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания учитель ориентирует школьников на поиск данных, которых не хватает, учит их делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает, какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.

Урок проходит не скучно, вовлечены абсолютно все, у всех интерес на лице и активность.

На третьем уровне учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее.

Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.

Изучение материаловедения сложнейшая тема: трудно произносимые термины, химические процессы, очень большой объем материала за 2 – 4 часа программы. Привлекаю к проблеме выбора безопасной одежды и формированию экологического мышления (белье – платье - костюм).

Четвертый уровень – творческая активность

Ученики самостоятельно находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Он создает условия для того, что бы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную ее формулировку, расставляет ориентирующие знаки, помогающие учащимся избежать лишних попыток и ошибок, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям. Четвертый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.

На трудовом обучении этот уровень больше всего подходит при выполнении проекта; в старших классах производственные работы.

Можно изучать, осваивать и внедрять до бесконечности. Я только в начале пути. Очень трудоемкая работа подготовки к уроку, но того стоит: изученный материал через такое обучение, как показал опыт, дети понимают, не забывают. Педагог решает обучающие, развивающие, формирующие и т.д. проблемы.

Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая возможность для проблемного обучения- уроки изучения нового материала. Особое значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе задача учителя – подготовить почву для активного усвоения нового материала, то прежние знания становятся актуальными в данный момент – это актуализация опорных знаний. Учителем создаётся проблемная ситуация, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Методическими приёмами являются анализ, систематизация, сравнение, обобщение, выводы.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса и мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа.

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.

Формулирование гипотезы составляет второй этап.

Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса.

Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

Структура проблемного урока.

Структурными элементами современного проблемного урока:

актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);

формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и заключение).

Процесс решения этих задач одновременно ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов и нравственных привычек.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть в структуре проблемного урока:

возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

проверка правильности решения проблемы.

Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса, а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика. Например, учитель ставит цель – добиться усвоения учениками понятия (свойства равнобедренного треугольника). Он может объяснить учащимся эти свойства, и тогда уровень усвоения будет ниже, чем если он организует их самостоятельную поисковую деятельность. Последовательность своих действий он определяет в соответствии со структурой урока. Структура урока основного типа требует, чтобы новые знание давалось на базе имеющихся, т.е. нужна их актуализация.

Элементы проблемного обучения на уроках технологии возможно применять на каждом занятии и всех его этапах. Необходимо постоянное, а не эпизодическое его использование. И здесь следует подчеркнуть, что проблемным обучение называют не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение упражнений.

Для решения учебных проблем достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует предложить им объяснение - показ трудовых приемов, а какой – путем решения учебных проблем и затем выполнения технологических действий?

Наиболее эффективно проблемное обучение просматривается в выполнении учебного проекта по предмету. На всех этапах выполнения проекта прослеживается проблемное обучение. Основная роль проблемного обучения отведена на организационно-подготовительном этапе.

На данном (исследовательском) этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся решают проблему по подбору наиболее эффективных инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Преимущества проблемного обучения.

Проблемный метод открывает большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; он развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

По сравнению с традиционным обучением проблемное обучение имеет ряд достоинств, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию; 4) установлено, что самостоятельно "открытые" истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.

Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, как и при программированном обучении, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение. Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. реализовать основную педагогическую задачу обучения.

Библиографический список:

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.

Читайте также: