План урока по самопознанию 3 класс культурное наследие народа

Обновлено: 02.07.2024

Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Личностные: Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Познавательные: Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.

Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Величие России велико,

Оно идет от древнего истока

И, по словам великого пророка,

В истории начало глубоко!

II. Подготовка по теме занятия.

Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

III. Формулирование темы занятия

-Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Дети отвечают) .

-А что бы убедиться в правильности наших предположений, мы разгадаем кроссворд!

1. Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там – хорошо, там просто – классно!

2. Петь, рисовать, лепить искусно

Нельзя прожить нам без … (искусства)

3 .Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный. (балет)

4. Творчество народное

Для детей – опора

Нельзя народу нашему

Прожить без (фольклора)

5. Кто очень дружен будет с ней,

Будет вчетверо умней (литература)

6. Если ты не ротозей,

То иди скорей в. (музей)

-Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд. Так верны ли наши предположения? Чему будет посвящено наше занятие? (КУЛЬТУРЕ)

-А что же такое культура? (дети отвечают)

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

V. Работа в группах.

-Ребята, мы разделились на группы, каждая группа получит задание:

Ребята, вам необходимо создать картину памятных мест России. Вам нужно презентовать свое представление о культурных объектах нашей страны с помощью материалов которые вам предложены (карта России (по которой вы сможете правильно расположить иллюстрацию культурного объекта, шаблон, иллюстрации памятников и зданий, клей, цветные карандаши) .

У вас творческая мастерская, ваша группа будет создавать произведения искусства. У вас на столе находится пластилин, из него мы создаем посуду, а именно открываем гончарное дело.

А вам ребята, необходимо при помощи красок и раскраски создать шедевры народного промысла, росписью посуды и матрешек.

-Все поняли свое задание? После того как вы завершите, мы работы все работы продемонстрируем, а именно создадим свое маленькую галерею! Время на выполнение заданий в группах (5-7 мин) Приступаем!

Анализ работы в группах: -Как прошла работа в группах? Все ли получилось? Как вы работали?

Представители групп, приглашаются для презентаций своих шедевров!

- Что вы отобразили в вашей работе? Почему вы так представили?

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Кому было легко на занятии?

-С какими трудностями вы столкнулись?

-Что понравилось вам?

-Скажите, вы гордитесь своей страной? Вы гордитесь культурой своей страны?

-У вас у каждого на столе есть смайлик, отобразите эмоцию на смайлике, выражающую ваше впечатление от занятия.

-Спасибо за занятие! Вы молодцы!

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет)

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет) Бывали ли Вы в Таганроге? Нет? Тогда Вам обязательно надо там побывать. Наш родной Таганрог расположен на юге России, на берегу Азовского.

Урок по самопознанию 3 класс

- расширение знаний о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира;

- развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;

- воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

Минутка тишины

Звучит спокойная музыка.

2. Что связывает поколения людей между собой?

3. Что понимают под культурным наследием народа?

4. Для чего современному человеку нужно знать культурное наследие своего народа?

5. Какие культурные и трудовые традиции своего народа вы знаете?

6. Назовите, какие культурные ценности есть в вашем регионе? Что вы знаете о них?

Прочитайте казахскую притчу и ответьте на вопросы к тексту.

Казахская притча

Мухтар Шаханов

Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:

– Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! – страстно заговорил военачальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжёлым взглядом смерил своего полководца и молвил:

– Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура.

1. В чём проявилась мудрость хана?

2. Почему народу важно беречь своё духовное достояние?

Цитата урока

У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.

МухтарШаханов

· Поясните смысл изречения.

Рассказ учителя

Семь чудес Казахстана

Каждый народ имеет своё культурное наследие, которое содержит в себе историю его становления. Каждый народ в предметах и явлениях культурного наследия рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. Например, древнеегипетские пирамиды – вечный памятник древней мудрости; древнегреческие скульптуры – воспевание гармонии и красоты человека; арабская поэзия – словесное выражение трепетной жизни человеческого духа; японские сады – повествование о природе, её гармонии, законах и порядке; западноевропейское искусство эпохи Просвещения – новое отношение к человеку.

К сокровищам культурного наследия казахского народа относят семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.

Урочище Тамгалы

В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. до н.э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Золотой человек

В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов в предгорьях Семиречья, на берегу реки Иссык, исследовал богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под условным названием Золотой человек. Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нём.

Подземные мечети Мангистау

Земля Мангистау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом, где 11 тысяч исторических памятников взяты под государственную охрану, страна тысячи наскальных поэм-рисунков. Край уникальных сооружений и мечетей, возведённых предками (Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата и другие). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангистау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи.

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи

Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (1094-1166). Он возведён ещё в 14-15 веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своём знаменитом цикле "Дивани хикмат” ("Сборник мудрых высказываний”) Ходжа Ахмед Яссауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казахская юрта

Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов. Во все времена это было практическое и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им, юрта стала символом Родины и древней культуры народа.

"Байтерек” означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла.

Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем, а кроной, на которой вырастут плоды, устремлён к будущему процветанию.

Молодой человек увидел старика, сажающего дерево. Юноша спросил его:

- Сколько нужно лет, чтобы это дерево выросло и принесло плоды?

Пожилой человек ответил:

- Дерево это принесет плоды только через семьдесят лет.

Тогда юноша спросил его снова:

- Чувствуешь ли ты себя настолько здоровым и крепким, чтобы дожить до этого времени?

- За свою жизнь я отведал много плодов с деревьев, посаженных для меня моим дедом. Теперь, в свою очередь, я сажаю деревья для своих детей.

- С чем можно сравнить культурное наследие в этой притче?

- Для чего нам необходимо культурное наследие?

- О каких важных для вас ценностях говорится в этой притче?

Прочитайте высказывания, выберите понравившееся и объясните его смысл.

· Бессмертие народа – в его языке. Ч.Айтматов

· Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

· Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной.

Круг "От сердца к сердцу”

В заключение урока учитель приглашает учеников встать в круг и прослушать стихотворение А. Василькова.

Алексей Васильков

Память – это былины прекрасных долин,

по которым проносятся реки весною;

это вкрадчивый шёпот пугливых осин,

обсуждающих прошлое между собою;

это музыка зноем наполненных трав,

это мудрые мысли тенистых дубрав;

это песни, что мы сочиняем.

Память – гордые выси заснеженных гор,

чьи вершины – отваги людей обелиски;

это добрые очи прудов и озёр;

это голос звезды, нам далёкой и близкой.

Память подвигом, делом и словом живёт

в каждой искорке нашей сердечности.

Память голосом предков зовёт

на защиту земной Человечности!

Далее учитель предлагает каждому высказать пожелания одноклассникам о том, как быть достойными представителями своего поколения, сохранить прошлое и настоящее своего народа, человечества в целом.

Домашнее задание

подготовить рассказ о человеке, который внес вклад в развитие Казахстана.

- расширение знаний о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира;

- развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;

- воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

Ход урока.

Минутка тишины

Звучит спокойная музыка.

2. Что связывает поколения людей между собой?

3. Что понимают под культурным наследием народа?

4. Для чего современному человеку нужно знать культурное наследие своего народа?

5. Какие культурные и трудовые традиции своего народа вы знаете?

6. Назовите, какие культурные ценности есть в вашем регионе? Что вы знаете о них?

Прочитайте казахскую притчу и ответьте на вопросы к тексту.

Казахская притча

Мухтар Шаханов

Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:

- Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! - страстно заговорил военачальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжёлым взглядом смерил своего полководца и молвил:

- Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура.

1. В чём проявилась мудрость хана?

2. Почему народу важно беречь своё духовное достояние?

Цитата урока

У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.

МухтарШаханов

· Поясните смысл изречения.

Рассказ учителя

Семь чудес Казахстана

Каждый народ имеет своё культурное наследие, которое содержит в себе историю его становления. Каждый народ в предметах и явлениях культурного наследия рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. Например, древнеегипетские пирамиды - вечный памятник древней мудрости; древнегреческие скульптуры - воспевание гармонии и красоты человека; арабская поэзия - словесное выражение трепетной жизни человеческого духа; японские сады - повествование о природе, её гармонии, законах и порядке; западноевропейское искусство эпохи Просвещения - новое отношение к человеку.

К сокровищам культурного наследия казахского народа относят семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.

Урочище Тамгалы

В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. до н.э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Золотой человек

В полевой сезон 1969 - 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов в предгорьях Семиречья, на берегу реки Иссык, исследовал богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под условным названием Золотой человек. Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нём.

Подземные мечети Мангистау

Земля Мангистау - это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом, где 11 тысяч исторических памятников взяты под государственную охрану, страна тысячи наскальных поэм-рисунков. Край уникальных сооружений и мечетей, возведённых предками (Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата и другие). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангистау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи.

Самая главная достопримечательность Туркестана - мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (1094-1166). Он возведён ещё в 14-15 веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своём знаменитом цикле "Дивани хикмат" ("Сборник мудрых высказываний") Ходжа Ахмед Яссауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казахская юрта

Юрта - один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов. Во все времена это было практическое и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания - вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им, юрта стала символом Родины и древней культуры народа.

"Байтерек" означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла.

Для казахстанцев Байтерек - символ молодого, растущего государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем, а кроной, на которой вырастут плоды, устремлён к будущему процветанию.

Прочитайте высказывания, выберите понравившееся и объясните его смысл.

· Бессмертие народа - в его языке. Ч.Айтматов

· Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

· Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной.

Круг "От сердца к сердцу"

В заключение урока учитель приглашает учеников встать в круг и прослушать стихотворение А. Василькова.

Алексей Васильков

Память - это былины прекрасных долин,

по которым проносятся реки весною;

это вкрадчивый шёпот пугливых осин,

обсуждающих прошлое между собою;

это музыка зноем наполненных трав,

это мудрые мысли тенистых дубрав;

это песни, что мы сочиняем.

Память - гордые выси заснеженных гор,

чьи вершины - отваги людей обелиски;

это добрые очи прудов и озёр;

это голос звезды, нам далёкой и близкой.

Память подвигом, делом и словом живёт

в каждой искорке нашей сердечности.

Память голосом предков зовёт

на защиту земной Человечности!

Далее учитель предлагает каждому высказать пожелания одноклассникам о том, как быть достойными представителями своего поколения, сохранить прошлое и настоящее своего народа, человечества в целом.

Домашнее задание

подготовить рассказ о человеке, который внес вклад в развитие Казахстана.

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая: (дети хором)
— Лучше нет родного края!

Дети занимают свои места, записывают тему урока.
Сегодня мы с вами поговорим о нашей большой и малой Родине, о её силе и могуществе, о культурном наследии человека, духовности её граждан.
О Казахстан, Республика моя —
Любимая, какое это счастье,
Что ты родная — Родина моя
И в солнечные дни и в дни ненастья.

Посмотрите на физическую карту. Территория нашей Родины очень велика. Она тянется от Прикаспийской низменности на западе до Алтайских гор на востоке на 3000 километров. С севера на юг Казахстан тянется на 1600 км. Когда на севере ,у нас с вами, еще гуляют метели, когда земля укутана в снежное покрывало, на юге, в садах Шимкента, цветет уже урюк, тополь распускает свои листочки, и земля укрывается зеленым покрывалом. По размеру территория Казахстан входит в десятку крупнейших государств в мире. В Республике Казахстане проживают представители более 130 национальностей. Глава государства — президент Н.А. Назарбаев. Столица — Астана (рассматривание карты Республики Казахстан).

Работа с пословицами
Учитель:
Для всех нас Казахстан — главная Родина. Но у каждого человека есть своя маленькая родина — город, село, аул, улица, дом, где он родился. Каждый человек должен любить свою Родину, чтить её традиции и культуру, уважать законы. Этому всегда учат с малых лет. Недаром у разных народов придумано много пословиц и поговорок, в которых сконцентрировались мудрость и талант предков.


Описание разработки

Цель:

Задачи:

1. Расширение знаний о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира;

2. Развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;

3. Воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

Круг радости.

Учитель приглашает учащихся в круг и читает следующие строки Анвари:

Вот тебе два дела, – сделай хоть одно из них,

Коль прославиться делами хочешь пред людьми,

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Историческая память и язык – основа духовного мира каждого народа.

Материальные и духовные ценности, такие, как памятники истории, культуры, произведения музыки, живописи, архитектуры, фольклора, трудовые традиции и другое, относятся к культурному наследию народа.

Творческая деятельность.

Урок по самопознанию на тему Времен связующая нить

Учитель предлагает ученикам составленный заранее список знаменитых земляков прошлого и настоящего времени – известных спортсменов Казахстана, прославленных современников – писателей, государственных и общественных деятелей, героев войны и труда.

Пополните знания о культурном наследии родного края. С этой целью:

создайте заповедный уголок памяти ваших земляков великих предков или прославленных современников;

найдите и изучите материалы газет, журналов, книг, документов, сохранившихся в архивах и музеях вашего региона;

опубликуйте собранный материал в виде статей и очерков;

проведите Круглый стол для учащихся вашей школы, посвященный памяти ваших земляков.

Чтение.

Прочитать текст в учебнике “Семь чудес Казахстана”. Рекомендуется применение метода “комментированное чтение”. При этом необходимо использовать территориальную карту Казахстана, иллюстрации с изображением памятников культурного наследия казахского народа. Данное чтение осуществляется не только для констатации имеющихся сведений о памятниках культуры Казахстана, но и для осмысления их значения как культурного наследия в жизни отдельного человека, народа в целом, а также как обще­человеческого достояния.

Семь чудес Казахстана.

Каждый народ имеет своё культурное наследие, которое содержит в себе историю его становления. Каждый народ в предметах и явлениях культурного наследия рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать.

Например, древнеегипетские пирамиды – вечный памятник древней мудрости; древнегреческие скульптуры – воспевание гармонии и красоты человека; арабская поэзия – словесное выражение трепетной жизни человеческого духа; японские сады – повествование о природе, её гармонии, законах и порядке; западноевропейское искусство эпохи Просвещения – новое отношение к человеку.

К сокровищам культурного наследия казахского народа относят семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.

Урочище Тамгалы.

В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. до н.э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущел собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок по самопознанию в 6 классе

Круг радости

Учитель приглашает учащихся в круг и читает следующие строки Анвари:

Вот тебе два дела, – сделай хоть одно из них,

Коль прославиться делами хочешь пред людьми,

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Историческая память и язык – основа духовного мира каждого народа.

Материальные и духовные ценности, такие, как памятники истории, культуры, произведения музыки, живописи, архитектуры, фольклора, трудовые традиции и другое, относятся к культурному наследию народа.

Творческая деятельность

Учитель предлагает ученикам составленный заранее список знаменитых земляков прошлого и настоящего времени – известных спортсменов Казахстана, прославленных современников – писателей, государственных и общественных деятелей, героев войны и труда.

Пополните знания о культурном наследии родного края. С этой целью:

создайте заповедный уголок памяти ваших земляков великих предков или прославленных современников;

найдите и изучите материалы газет, журналов, книг, документов, сохранившихся в архивах и музеях вашего региона;

опубликуйте собранный материал в виде статей и очерков;

проведите Круглый стол для учащихся вашей школы, посвященный памяти ваших земляков.

Прочитать текст в учебнике “Семь чудес Казахстана”. Рекомендуется применение метода “комментированное чтение”. При этом необходимо использовать территориальную карту Казахстана, иллюстрации с изображением памятников культурного наследия казахского народа. Данное чтение осуществляется не только для констатации имеющихся сведений о памятниках культуры Казахстана, но и для осмысления их значения как культурного наследия в жизни отдельного человека, народа в целом, а также как обще­человеческого достояния.

Семь чудес Казахстана

Каждый народ имеет своё культурное наследие, которое содержит в себе историю его становления. Каждый народ в предметах и явлениях культурного наследия рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. Например, древнеегипетские пирамиды – вечный памятник древней мудрости; древнегреческие скульптуры – воспевание гармонии и красоты человека; арабская поэзия – словесное выражение трепетной жизни человеческого духа; японские сады – повествование о природе, её гармонии, законах и порядке; западноевропейское искусство эпохи Просвещения – новое отношение к человеку.

К сокровищам культурного наследия казахского народа относят семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.

Урочище Тамгалы

В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. до н.э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущел собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Золотой человек

В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов в предгорьях Семиречья, на берегу реки Иссык, исследовал богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под условным названием Золотой человек. Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нём.

Подземные мечети Мангистау

Земля Мангистау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом, где 11 тысяч исторических памятников взяты под государственную охрану, страна тысячи наскальных поэм-рисунков. Край уникальных сооружений и мечетей, возведённых предками (Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата и другие). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад ье представляетпо земле Мангистау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи.

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи

Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (1094-1166). Он возведён ещё в 14-15 веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своём знаменитом цикле “Дивани хикмат” (“Сборник мудрых высказываний”) Ходжа Ахмед Яссауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казахская юрта

Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов. Во все времена это было практическое и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им, юрта стала символом Родины и древней культуры народа.

“Байтерек” означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое я которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла.

Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем, а кроной, на которой вырастут плоды, устремлён к будущему процветанию.

Творческая деятельность

Для более глубокого эмоционального восприятия и понимания значимости культурного наследия ученикам предлагается разработка следующего проекта, изложенного в рубрике учебника “Творческая деятельность”.

Учитель может предложить ученикам самим выбрать форму представления собранного исторического материала – видео, наглядно-иллюстративный показ, устный доклад.

Подготовьте доклад об истории возникновения какого-либо уникального сооружения в Казахстане, главной особенностью которого стало провозглашение общечеловеческих ценностей “мир” и “согласие”. Расскажите о его значении в жизни казахстанского общества.

Учитель предлагает учащимся обратиться к тексту в рубрике учебника “Обращаем внимание”. В качестве обобщающей мысли урока использованы слова Е. Бурлиной.

Человечество не придумало лучшей духовной опоры человеку, чем живая память и любовь. Но мы сами достойны ли прошлого своего народа? Чтим ли то наследие, которое было завещано нам нашими предками? Чувствуем ли себя наследниками своей семьи, своей Родины, человечества? Живёт ли в нас история рода, родного края или без живой памяти и совести они потеряны?

Солнце Вопросы Е. Бурлиной актуальны для учащихся, но ответы на них могут быть получены не сразу. В связи с этим учитель может пригласить учащихся к размышлению вслух или рекомендовать им принять услышанное к сведению как информацию к внутреннему размышлению.

Круг “От сердца к сердцу”

В заключение урока учитель приглашает учеников встать в круг и прослушать стихотворение А. Василькова.

Алексей Васильков

Память – это былины прекрасных долин,

по которым проносятся реки весною;

это вкрадчивый шёпот пугливых осин,

обсуждающих прошлое между собою;

это музыка зноем наполненных трав,

это мудрые мысли тенистых дубрав;

это песни, что мы сочиняем.

Память – гордые выси заснеженных гор,

чьи вершины – отваги людей обелиски;

это добрые очи прудов и озёр;

это голос звезды, нам далёкой и близкой.

Память подвигом, делом и словом живёт

в каждой искорке нашей сердечности.

Память голосом предков зовёт

на защиту земной Человечности!

Далее учитель предлагает каждому высказать пожелания одноклассникам о том, как быть достойными представителями своего поколения, сохранить прошлое и настоящее своего народа, человечества в целом.


-75%

Читайте также: