План урока по подготовке к егэ по русскому 2020

Обновлено: 04.07.2024

Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщающего повторения
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные :
1. Повторить основные правила по орфографии, пунктуации.

Развивающие:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать основные виды орфограмм.

3.Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
1.Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности.
2.Обеспечение высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
3.Формирование интереса к предмету, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.

Этапы урока

Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

- Ребята, на доске нарисован мешочек, это не просто мешочек, а мешочек с пожеланиями. Давайте сейчас каждый из вас пожелает себе то, что хочет получить от сегодняшнего урока. (Больше узнать, не волноваться, если не получается, быть внимательной и организованной и т.д.)

Постановка темы и цели урока

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Учитель: Советский лингвист, академик АН ССР Лев Владимирович Щерба, который как многие ученые –лингвисты занимался проблемами правописания, говорил, что писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Согласны ли вы с утверждением Л.В. Щербы? Свой ответ обоснуйте

Учитель подводит итог высказываниям учащихся: Молодцы, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.

Совместное определение темы, целей и задач на предстоящем уроке.

Повторение. Задание 1

Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (Учитель раздаёт карточки с словами, учащиеся называют по 3 слова по очереди, учитель комментирует произношение слов учащимися)

Автобус, агент, арбуз, аргумент, арест, аристократия, баллотироваться, баловать, библиотека, буржуазия, верба, гектар, демократия, деятельность, диагноз, диспансер, договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть, обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти, паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобретение, простыня, процент, псевдоним, развитый (ребёнок), развитой (язык), револьвер, ремень, ржаветь, русло, сантиметр, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр, таможня, усугубить, фарфор, формировать, форум, ханжество, характерный (поступок), характерный (человек) хлопок, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофёр, щавель.

Повторение. Задание 2

Работа с текстом

Эффектное лекарство тётя привезла из Германии. Абонент в бассейн уже заканчивался. С утра была дождевая погода, и Маша одела плащ. Дипломат конкурса юных исполнителей вышел на сцену под гром аплодисментов.

-Что в этом тексте не так? Правильно, неверное употребление паронимов мешает пониманию текста.

- Вспомним что такое паронимы? (Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении).

- Я уверена, ребята, что вы справитесь с работой, которую хочу вам предложить. В данных предложениях выделено слово, если оно употреблено неверно, замените его. (Работа проводится в парах, после чего по цепочке проверяем)

1. СОПРОТИВЛЕНИЕ организма болезням крайне важно в период эпидемии гриппа.

2. Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы.

3. Уверяли, что она помогала отцу в его шулерских ПОДЕЛКАХ.

4. Ознакомься с новым ШТАТСКИМ расписанием.

5. Как? С НЕВЕЖДОЮ? Чтобы я примирился с этим грубияном?

6. Необходимо вовремя завизировать ВХОДНЫЕ документы.

7. В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков.

8. Студенты должны своевременно ОПЛАТИТЬ счета за проживание в общежитии.

9. ЗАЧИНАТЕЛИ бунта были наказаны в первую очередь.

10. БЫВАЛЫЙ страх вернулся к нему с удвоенной силой.

11. После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее.

12. Акулы необычайно ЖИВИТЕЛЬНЫ.

13. При лечении больного были использованы самые ЭФФЕКТИВНЫЕ способы лечения.

14. Это относится ко всем, без ОТЛИЧИЯ званий.

15. Никакой мысли нельзя было прочесть на этих КАМЕНИСТЫХ лицах.

16. Кто он, ПРОБЛЕМНЫЙ ребёнок?

17. Вопрос о власти есть КОРНЕВОЙ вопрос всякой революции.

18. Ему очень нравились эти старинные ПЕСОЧНЫЕ часы.

19. Я причесалась, ОДЕЛА чёрное платье и черный шарф.

20. Могу ли я не любить тебя, такое прекрасное НЕВИНОВНОЕ создание.

21. После ГОДОВАЛОГО перерыва Эйнштейн стал учеником швейцарской Кантональной Школы.

22. Часто УДАЧЛИВЫМИ называют людей, которые много раз попадали в опасные для жизни ситуации и благополучно из них выходили.

23. Нам ПРЕДОСТАВИЛИ этого человека с очень невыгодной стороны.

24. Его ПРОСТУПКИ были чисты и благородны.

25. Избегай НЕВЕЖДЫ, считающего себя учеником.

26. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

27. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

28. Если судить по дате первого УПОМИНАНИЯ о Ярославле в летописи, это древнейший из существующих на Волге городов.

29. Покупая АБОНЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по цене одного входного билета.

30. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид пушистого и на первый взгляд умиротворённого персидского кота.

31. Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости.

32. Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.

33. На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

34. ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса.

Учитель: молодцы, ребята. Сделайте отметку в свой лист самооценки.

Повторение. Задание 3

Теория (сначала учащиеся вспоминают самостоятельно, потом рассматривают таблицу и дополняют тот материал, который не могли вспомнить)

В корнях слов пишется Ё, если есть проверочное слово с буквой Е:

Например: расч ё ска – ч е шет, ж ё лоб – ж е лобок, ж ё ны – ж е на, щ ё голь – щ е голять, пч ё лы – пч е ла, печ ё нка – печ е нь, ч ё рт – ч е рти

Но.. есть слова- исключения, которые нужно запомнить

А ртишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а) , трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а) , чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное) , шоры;
В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жокéй, жолнёр, жонглёр, мажордóм, шовинúзм, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.

1. В суффиксах существительных ПОД ударением пишется О

девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк

2. В суффиксах прилагательных ПОД ударением пишется О

смешОн (кр. прил.) ,

кумачОвый флаг, парчОвый халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш

3. В суффиксах наречий ПОД ударением пишется О

жить хорошО, на улице свежО, говорить общО

1. В суффиксах отглагольных существительных

-ЁР-, -ЁВК- пишется только Ё

стажЁР, дирижЁР, ухажЁр

корчЁВКа пней, ночЁВКа в лагере, размежЁВКа

ВНИМАНИЕ : поле буквы Ц буква Ё никогда

НЕ пишется! Только О (под ударением):

облицОвка, танцОр

2. В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением:

вооружЁнный до зубов, испечЁнный хлеб, сгущЁнное молоко, толчЁные орехи, увлечЁнный рассказом, тушЁное мясо

1. В окончаниях существительных ПОД ударением пишется О

карандашОм, кирпичОм, грачОм, багажОм, свечОй, пращОй, алычОй

ВНИМАНИЕ : в трёх существительных после Ц пишется окончание О, хотя ударение НЕ падает:

скерцО (музыкальная пьеса), палаццО (дворец в Италии), меццО-сопрано (голос).

2. В окончаниях прилагательных ПОД ударением пишется О

большОго урожая, меньшОго брата

В окончаниях глаголов ПОД ударением пишетсяЁ

течЁшь, бережЁт, испечЁм, увлечЁшь

Ожёг, поджёг пишется Ё, если это глагол

ожЁг руку, поджЁг дом, пережЁг верёвку

Ожог, поджог пишется О, если это существительное

Ожог руки, поджлг дома

Практическая работа. Списать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания. (Текст можно распечатать каждому учащемуся, он вставляет буквы и расставляет знаки препинания)

Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и несмотря на изж..гу и больную печ..нку объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем ч..рт весело встряхнув ч..лкой пустился танцевать чеч..тку так что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и совершив один неудачный скач..к врезался в самовар и обж..г свой пятачок покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятач..к. Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.

После работы проходит самопроверка, учащийся сравнивает свой текст с правильным написанием. Совместно подводим итог, делаем выводы, над чем ещё нужно поработать, после этого учащийся ставит отметку в лист самооценки)

Физкульминутка

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Скольжение подбородком по грудине вниз.

Наклоны головы вправо-влево.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

Круговые движения плечами вперёд и назад.

Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Повторение. Задание 4. Пунктуационный анализ текста

1 группа: составляют схемы предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

2 группа: составляет схемы предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3 группа: сложные предложения

4 группа: другое

Подведение итогов, выступление каждый группы. 4 группа отмечает, что в последнем предложении прямая речь, чертят схему, объясняют постановку знаков препинания. Запись в лист самооценки.

Закрепление:

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свеклА дозвонИмся мозаИчный лососЕвый в тУфлях

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Джорджи НАДЕЛ свой дождевик жёлтого цвета, выхватил бумажный кораблик из руки брата и побежал на улицу.

Витя чувствовал на себе ВРАЖДЕБНЫЙ взгляд неприятеля.

Среди предметов, найденных детьми на чердаке, был старинный ГЛИНИСТЫЙ кувшин с отбитой ручкой.

На ДЕЛОВОЙ встрече сторонами был подписан взаимовыгодной контракт.

СОСЕДСКИЙ кот тайком пробирался к нам через окно и спал весь день на бабушкином кресле.

В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?

Зайч..нок, зач..т, ещ. девч..нка

Листоч..к, ч..лн, мыш..нок, реш..н

Наш..го, печ..ный, ш..в, пустяч..к

Бараш..к, печ..нка, круж..к. ш..рстка

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?

Щ..бет, девч..нки, ш..пот

Прич..ска, отсеч..т, ож..г (руки)

Расч..т, разреш..нный, ож..г (руку)

Ш..рох, уч.т, медвеж..нок.

В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

Крыж..вник, ч..порный, ш..рох

Щ..чка, стереж..т, зайч..нок

Уч..ба, расч..ска, ш..ссе

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оба они (1) едва взглянув друг на друга при первой встрече (2) состоявшейся спустя неделю после знакомства (3) сразу прониклись взаимной симпатией и едва сдерживали улыбку (4) выдавая свои чувства лишь мимикой и словами.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

избаловАть прозорлИва отозвалА клалА плодоносИть

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В планетарии Лину поразила ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ музыка Чайковского.

Двадцатого числа каждого месяца необходимо ОПЛАТИТЬ за электроэнергию.

В саванне неожиданно раздался громкий ЗВЕРИНЫЙ крик.

Мы долго шли по КАМЕНИСТОМУ руслу высохшей за многие годы реки.

Некоторые люди относятся НЕТЕРПИМО к чужому успеху и стремятся обесценить заслуги людей.

3. В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?

Порож..к, ш..пот, творож..к. реч..нка

Кусоч..к. ч..рточка, галч..нок, жж..ный

Ваш..го, рассеч..нный, теч..т, хомяч..к

Горош..к, беч..вка, пастуш..к, ч..порный.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

Горош..к, плюш..вый, ц..мент

Замоч..к, ж..рнов, печ..т

Песоч..к, теч..т, ваш..го

Ч..рта, щ..лкать, кваш..ный

В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

Ш..лест, свеж..го, деш..вый

Груш..вый, расч..т, ж..лоб

Наш..го, сеч..т, ч..рный

Ч..ртит, краш..ный, ч..столюбивый

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Галя носила платок (1) повязав его вокруг головы (2) и (3) соорудив из свободных концов (4) что-то наподобие цветка (5) распустившегося у нее на плече.

План, по которому подготовились 253 стобалльника по русскому языку в 2020 году! А также лучшие пособия для подготовки от их преподавателя.

План подготовки

1. Сентябрь

Раздел "Орфография" (задания 9-15) + сочинение

2. Октябрь

Раздел "Пунктуация" (задания 16-21) + сочинение

А сочинение ЕГЭ или сочинение декабрьское?

Нужно готовиться и к тому, и к другому!

3. Ноябрь

4. Декабрь

Раздел "Грамматика" (задания 7,8) + сочинение

5. Январь

Раздел "Работа с текстом" (задания 1-2, 22-26) + сочинение

6. Февраль – май

Комплексное повторение всего материала!

Такой план подготовки называется "Байкал"

За год ты пройдешь программу ЕГЭ 2 раза. За первые полгода выстраивается хорошая база, ты можешь решить все задания экзамена без затруднений, но не без ошибок. Во втором полугодии нужно проработать все сложные моменты экзамена, разобрать все-все тонкости, сделать акцент на ошибках выпускников прошлых лет, чтобы подготовиться к экзамену на 110%. Именно эта стратегия подготовки дала высокие результаты учеников в прошлом году: 253 стобалльника и 3502 человека сдали на 90+ баллов.

Теперь давай давай поговорим о том, что поможет тебе изучить весь этот огромный объем материала.

Лучшие пособия

Теория

Практика:

Только, пожалуйста, никакого РешуЕГЭ!

Есть другие хорошие пособия? Есть. Но эти, по моему опыту, лучшие. Каждый год я покупаю все возможные справочники/пособия/учебники и выбираю то, что точно нужно прорешать каждому выпускнику.

Чтобы получать бесплатные уроки и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишись на еженедельную рассылку по русскому языку ВКонтакте.

Готовься к ЕГЭ, пока все отдыхают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует всем требованиям ФГОС.Использованы теоретические материалы подготовки к срочинени-рассуждению. Все реализовывалось на практической части. Была экспертная работа учащихся над работой одного учениука.Форма прведения урока -групповая.Учащиеся сами оценивают сою работу.В целом урок продуктивный и каественный

Урок по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту

В.С. Розова в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Цели урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: Цели:

подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:

понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,

Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения ; формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста; аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста..

Приобретут: умение создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту

Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;

Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.

Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с новыми критериями оценки.

Оборудование.

Оформление доски. Запись темы урока.

Компьютерная презентация.

Карточки с новыми критериями оценивания сочинения ЕГЭ.

План работы с текстом

I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (3 мин.)

1. Организационный момент, мотивация деятельности.

Здравствуйте! Поприветствуем гостей! Ребята, скоро вам придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и самым трудным для вас является задание 27 - написание сочинения-рассуждения (в новом формате ЕГЭ). Этому мы сегодня посвящаем урок- подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сотрудничества.

Слайд 2 Итак, цель нашего урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения.

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (15мин)

Актуализация знаний . Сегодня мы продолжим готовиться к написанию сочинения – рассуждения в новом формате. Работу нашу проведем по группам. За каждый правильный ответ -1 балл. Перед вами на столах оценочные листы, критерии оценки , , план работы с текстом, карточки-информаторы с речевыми клише .Каждой группе предстоит внести свою лепту в общий результат.

-Давайте ответим на некоторые вопросы, касающиеся теории.

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

2. А сколько баллов из 58 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту?

3. Каков должен быть объём сочинения?

Объем сочинения дожжен быть 150 слов

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы

Слайд 3 -Вспомним, как сформулировано задание 27 в новой демоверсии.

Задание 27. Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Обратите внимание на выделенные предложения

-Какие изменения произошли в формулировке задания в этом году?

Слайд 4 Для оценки сочинения (задание №27) по русскому языку на ЕгЭ 2020 года будут использованы такие критерии. Вы уже знакомы с ними. Они у вас на партах.

Обратите еще раз внимание на то, что за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста экзаменующий может получить максимальное количество баллов-5 баллов, если сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.

Таким образом ,изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом .

Задание Композиция сочинения-рассуждения.

-Слайд5 Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в новом формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

4.Комментарий к проблеме

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

Комментарий к проблеме

Своя позиция и её обоснование .

Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности.

Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет 5 частей. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения ,и вы теряете 2 балла за 5-й критерий. Это все мы уже знаем.

-Задание группам . Составить кластер как найти проблему? (1 группа)

Слайд7.Что такое проблема?

Проблема-это основной вопрос , над которым размышляет автор, что его волнует.

- Как определить проблему?

Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение. Записать его в виде вопросительного предложения.. Это и есть проблема текста.

Составить кластер: структура комментария к проблеме (2группа)

Вспомните, что такое комментарий?

Комментарий должен связать проблему с авторской позицией.

Важно следующее: если мы пишем, что делают герои- это пересказ. А это недопустимо в комментарии. Если мы пишем, что думает автор-это уже комментарий


III. Практикум (Создание элементов сочинения) (15 мин)

Перед нами текст известного русского драматурга ,публициста Виктора Сергеевича Розова, человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости","Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".

- Познакомьтесь с текстом.

Слайд 10 (1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: . (11)Обратите внимание на начало фразы: (12)И еще - .

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: (15)А я отвечал:. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: . (18)Гармоническое устройство этого во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за в себе, иначе - беда.

- Итак, текст прочитан. Наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста .

С чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ по русскому? Нужен ли план? Какими материалами пользоваться и как правильно писать сочинение в этом году? На вопросы отвечает эксперт.



Елена Шкляева,

Структура ЕГЭ по русскому языку

В экзаменационной работе по русскому языку две части, максимальный первичный балл за всю работу — 58. В первой части 26 заданий с кратким ответом, за выполнение которых можно получить 33 первичных балла — 57% от максимального первичного балла за всю работу. Вторая часть — одно задание с развёрнутым ответом (сочинение), которое может принести 25 первичных баллов — 43% от максимального первичного балла за всю работу.

План подготовки к экзамену с нуля

Повторять школьную программу и отрабатывать тестовые задания можно блоками по темам: 1) работа с текстом, стили и типы речи, средства выразительности: задания 1–3, 22–26; 2) нормы современного русского литературного языка: задания 4–8; 3) орфография: задания 9–15; 4) пунктуация: задания 16–21. Обращаем внимание на то, что все эти знания проверяются не только в тестовых заданиях, но и в сочинении по критериям 5–12.

Следует обратить внимание на задания, которые часто вызывают трудности у выпускников. Это в первую очередь задание 12, проверяющее знание правил написания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, а также задание 21, в котором нужно выполнить пунктуационный анализ.

Кроме того, стоит отработать задания, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 на синтаксические нормы можно набрать 5 первичных баллов, задания 26 на средства выразительности и языковые особенности текста — 4 первичных балла: по одному баллу за каждую правильно указанную цифру.

Как правильно писать сочинение

Правильно писать сочинение формата ЕГЭ — это значит писать текст в соответствии с теми требованиями, которые к нему предъявляются. Поэтому, во-первых, нужно внимательно прочитать формулировку задания 27, где чётко указано, что именно должно быть в сочинении с точки зрения содержания. Во-вторых, нужно обязательно ознакомиться со всеми критериями, по которым сочинение будут проверять эксперты, — они опубликованы на сайте ФИПИ в демонстрационном варианте ЕГЭ-2022.

На основе формулировки тестового задания 27 можно составить примерный план сочинения:

1. формулировка одной из проблем или проблемного вопроса, поставленных автором текста; вступление; 1 балл;

2. комментарий, который обязательно должен включать:

а) первый пример-иллюстрацию из прочитанного текста с пояснением; при этом нужно стараться избегать чрезмерного цитирования, излагать мысли своими словами; 2 балла;

б) второй пример-иллюстрацию из прочитанного текста с пояснением; 2 балла;

в) указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями: примеры могут быть сопоставлены или противопоставлены, второй пример может указывать на причину или следствие того, о чём говорится в первом примере. Анализ смысловой связи: что это даёт для понимания авторского замысла, характера героя, общей картины происходящего; 2 балла.

3. формулировка позиции автора (рассказчика); можно написать своими словами или процитировать фрагмент текста, прокомментировав его; 1 балл;

4. формулировка и обоснование своего отношения к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста; свою точку зрения на поставленную проблему нужно выразить в форме тезиса и аргументировать, используя пример из жизни, научные данные, факты из истории или биографии известного человека, авторитетное мнение или собственное рассуждение, а также можно привести пример из литературы; 1 балл;

5. вывод, заключение.

Начинать работу над сочинением нужно с внимательного чтения текста. Затем следует отметить в нём ключевые слова и эпизоды, составить план текста и постараться найти переломный (кульминационный) момент. Для комментария нужно взять самые значимые эпизоды текста. Важно понять, к какой мысли автор подводит читателя, какой нравственный урок он даёт. Так мы раскроем позицию автора (рассказчика), которая может быть не выражена напрямую. Позиция автора — это, по сути, ответ на поставленный проблемный вопрос, который требует исследования, рассмотрения с разных сторон и допускает разные варианты ответа.

Когда начинать подготовку к ЕГЭ по русскому

Лучшее время для начала подготовки к ЕГЭ было год назад. Второе лучшее время — сейчас. Не стоит откладывать подготовку на последние недели перед экзаменом, если вы рассчитываете на хороший результат. Для успешной сдачи нужно каждую неделю решать тестовые задания и писать два-три сочинения в месяц. При этом на начальном этапе подготовки написание сочинения может потребовать немалых усилий в течение полутора-двух часов, но, если регулярно тренироваться, времени будет требоваться всё меньше. И это важно, ведь всю экзаменационную работу по русскому языку предстоит выполнить за 3,5 часа (210 минут).

Материалы для подготовки

— Методическую помощь при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ:

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ-2022;
  • открытый банк заданий ЕГЭ;
  • навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

— Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников.

— ЕГЭ прошлых лет с 2015 года.

— Ютьюб-канал Рособрнадзора: видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2020–2021 годов.

Изображение на обложке: Orizon: UI/UX Design Agency / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: