План урока по обж инфекционные заболевания

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока по ОБЖ (10 класс)

Тема: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Разработчик: Преподаватель-организатор ОБЖ Синьковская А.А.

Тип урока: Комбинированный

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

Задачи урока:

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Средства наглядности: презентация к уроку и тесты.

Организационный момент 2 мин.

Фронтальный опрос обучающихся по ранее

изученному материалу 5 мин.

Изучение нового материала 20 мин.

Первичное закрепление 5 мин.

Обобщение и систематизация знаний 1 мин.

Закрепление материала 4 мин.

Подведение итогов занятия 2 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Учитель: А для того, чтобы понять, как вы усвоили предыдущую тему, я задам несколько вопросов:

1. Что присваивается юношам на медицинской комиссии при начальной постановке на воинский учет? (Категории годности)

2. Какие категории годности подлежат призыву? (А и Б)
3. Назовите основные мероприятия, проводимые в ВС РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
4. Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части, по закаливанию военнослужащих?

Учитель : Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас тема урока: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Учитель: Как вы думаете, какова причина возникновения инфекционной болезни ?

Ученик: Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Учитель: Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику (слайд 3).

hello_html_m7d859323.jpg

Существует так же классификация основных инфекционных болезней (слайд 4).

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Учитель: Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление) (слайд 5).

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Учитель: Эпидемия - массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости. (слайд 6)

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков. (слайд 7)

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические). (слайд 8)

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий. (слайд 9)

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам. (слайд 10)

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. (слайд 11)

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. (слайд 12)

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани. (слайд 13)

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом , или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины . Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Учитель: Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам ответить на 10 несложных вопросов. (тест)

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали? (Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали? (Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок: (выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем

Домашнее задание: Заполнить таблицу: 1 ряд – грипп, сибирская язва, ящур, 2ряд – скарлатина, чума, сальмонеллез, 3 ряд – дизентерия, краснуха, гонорея. Повторить конспект и выучить определения.
– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика инфекционных болезней — комплекс меро­приятий, направленных на обеспечение высокого уровня здо­ровья людей, их творческого долголетия, устранение причин за­болеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения охрану окружающей среды.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОБЖ

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его составляющими.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

I. Вступительная часть

* Организационный момент

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вы­зываются специфическими возбудителями:

* болезнетворными бактериями;

* простейшими грибками.

Профилактика инфекционных болезней — комплекс меро­приятий, направленных на обеспечение высокого уровня здо­ровья людей, их творческого долголетия, устранение причин за­болеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения охрану окружающей среды.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болез­ни является внедрение в организм человека болезнетворных возбуди­телей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями ор­ганизма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызва­но попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов бо­лезнетворных возбудителей. Основные инфекционные болезни, кото­рым подвержен организм человека, приведены в таблице.

Классификация основных инфекционных болезней человека

Инфекционные болезни, вызы­ваемые возбудителями, парази­тирующими в организме чело­века (антропонозы)

Инфекционные болезни, к воз­будителям которых восприим­чив человек (зоонозы)

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, по­лиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа нату­ральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с по­чечным синдромом, орнитоз

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сып­ной тиф

Брюшиный тиф эндемический, воз­вратный тиф клещевой, желтая ли­хорадка, туляремия, клещевой энцефалит, ко­мариный энцефалит, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный ге­патит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифи­лис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма челове­ка, его физиологических особенностей и состояния иммунной систе­мы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены ин­фекционным болезням и более успешно их переносят.

Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкуба­ционный (скрытый), начальный, основных проявлений болезни и уга­сания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период - это промежуток времени от момента за­ражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определенные пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкуба­ционный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но мо­жет иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфек­ционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением темпе­ратуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических осо­бенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит следующий период — выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функ­ции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ве­дется регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулезом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллезом, бру­целлезом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифте­рией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика подразумевает проведение оздоровительных меро­приятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядови­тые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций орга­низма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приоб­ретенный.

Врожденный иммунитет передается по наследству, как и другие ге­нетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекционной болезни или после вакцинации. (Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин).

Приобретенный иммунитет по наследству не передается. Он выра­батывается лишь к определенному микроорганизму, попавшему в ор­ганизм или введенному в него. Различают активно и пассивно приоб­ретенный иммунитет.

Активно приобретенный иммунитет возникает в результате перене­сенного заболевания или после вакцинации. Он устанавливается че­рез 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относитель­но долго - годами или десятками лет. Так, после кори остается по­жизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недол­го - в течение 1 года - 2 лет.

Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан искус­ственно - путем введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью ли­бо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после вве­дения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время, в течение 3—4 недель. (*Антитела - иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий)

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ

Иммунная система — это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих посто­янство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размно­жается и выделяет яды - токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилиза­ции защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против воз­будителей инфекции - лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы - антитела.

1. Инфекционные болезни — патологическое состояние человечес­кого организма, вызванное болезнетворной микрофлорой.

2. Причинами инфекционных заболеваний являются не только ви­русы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.

3. У человека имеется иммунная система, которая мобилизует ор­ганизм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.

4. Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития.

5. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены ин­фекционным болезням и более успешно их переносят.

Дополнительные материалы.

Профилактика инфекционных болезней

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями боль­шое значение имеет иммунизация-специфическая профилактика ин­фекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вак­цин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сы­воротку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вна­чале вводят иммунную сыворотку, а затем вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических при­вивок, которые регламентируются календарем их проведения. В ка­лендаре отражены две группы прививок.

В первую группу входят прививки против туберкулеза, полиомие­лита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечислен­ных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определенные сроки после рождения.

Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бру­целлеза, сибирской язвы, холеры, чумы. Прививки проводят на тер­риториях, на которых создалась напряженная и угрожающая эпидеми­ческая обстановка, и не только лицам с высокой степенью заражения, по и всему населению.

III. Закрепление материала:

- Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории РФ?

- Что такое иммунитет?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:

1. Из таблицы выберите инфекционные заболевания, наиболее часто возникающие в регионе вашего проживания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: - Формирование понятий о инфекционных заболеваниях людей: возбудителях и путях их попадания в организм человека; о признаках и особенностях протекания заболеваний и профилактических мерах по их предупреждению.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки для работы в группах, компьютерная презентация по теме урока, материалы по заранее подготовленному домашнему заданию, рабочая тетрадь.

-Оргмомент: (приветствие, оформление журнала)- 1 мин.

-Изучение нового материала -25 мин.

*лекция с элементами беседы и презентация – 9 мин.

*физкультминутка – 1 мин.

*работа в группах – 15 мин.

-Подведение итогов урока – 6 мин.

-Домашнее задание – 4 мин.

-Изучение нового материала:

ТЕМА: «Инфекционные заболевания организма человека.

ЦЕЛЬ: - Формирование понятий о инфекционных заболеваниях людей: возбудителях и путях их попадания в организм человека; о признаках и особенностях протекания заболеваний и профилактических мерах по их предупреждению.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки для работы в группах, компьютерная презентация по теме урока, материалы по заранее подготовленному домашнему заданию, рабочая тетрадь.

-Оргмомент: (приветствие, оформление журнала)- 1 мин.

-Изучение нового материала -25 мин.

*лекция с элементами беседы и презентация – 9 мин.

*физкультминутка – 1 мин.

*работа в группах – 15 мин.

-Подведение итогов урока – 6 мин.

-Домашнее задание – 4 мин.

-Изучение нового материала:

В наше время сложно найти хотя бы одного человека, который ни разу не болел. Поэтому каждому важно знать, какие бывают болезни, как их предупредить, а так же как восстановить здоровье в случае болезни.

Учащимся предлагается вспомнить названия всех заболеваний, которые они знают. Учитель записывает все названные болезни на доске. Затем, учитель ставит акцент на том, что все заболевания, названные учениками, можно разделить на некоторые группы (заразные и незаразные). Названия незаразных заболеваний вычеркиваются, с помощью наводящих вопросов выясняется, что существуют такие заболевания, которые могут передаваться от человека к человеку (или от животного к человеку), они выделяются в отдельную группу и называются инфекционными.

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма вследствие воздействия факторов поражения. Все болезни делятся на инфекционные и неинфекционные.

СЛАД №1 (тема и цели урока)

Учитель сообщает тему урока (записывают в тетрадь) и его цели.

С другой стороны, человеку сложно устоять перед мощной силой природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций, таких как землетрясение, извержение вулкана, наводнение… Да и защититься от сильных лап и клыков медведя, тигра, волка – тоже задача не из легких.

Но наиболее беззащитным человек чувствует себя перед совсем маленькими, микроскопическими организмами, которые появились задолго до самого человека, но по-прежнему многие из них доставляют множество неприятностей.

Вспомните строки детского стихотворения, в которых расхрабрившийся воробышек выкрикивал:

«Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик, едят тебя мошки.

На сегодняшний день число известных науке инфекционных заболеваний превышает 1200, и эта цифра постоянно увеличивается.

СЛАЙД №2 (микроорганизмы и человек)

Человек на протяжении всей своей жизни контактирует с несчетным количеством микроорганизмов. Тем не менее, лишь 1/30000 часть микробов является возбудителями инфекционных заболеваний. Это грибки, бактерии, риккетсии и вирусы, обладающие патогенными свойствами.

Микроорганизмы, которые вызывают инфекционные заболевания: бактерии, вирусы, грибки и др.

Человека на протяжении всей жизни окружает множество разнообразных микроорганизмов.

Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистых верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, разложения. В то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

СЛАЙД №3 (классификация микроорганизмов с точки зрения влияния на человека)

Микроорганизмы с точки зрения влияния на организм человека:

Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний.

Условно патогенные микробы – попадая во внутреннюю среду человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений, но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья.

Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы – попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, болезнетворные микробы вызывают развитие инфекционных заболеваний.

СЛАЙД №4 (микроорганизмы)

СЛАЙД №5 (информация о вирусе)

СЛАЙДЫ №6-17 (вирусы)

СЛАЙД №18 (инфекционные заболевания – это…)

ИНФЕКЦИОННЫЕ (заразные) болезни – обширная группа заболеваний, вызываемых болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими, грибками.

Презентации инфекционных заболеваний (Домашнее задание).

СЛАЙДЫ № 19 (дизентерия)

СЛАЙД №20 (гепатит)

СЛАЙД №26(пищевые токсико-инфекции)

Интенсивность распространения инфекционных болезней зависит, в основном, от социально-бытовых факторов: условий труда, питания, жилищных условий, культурного и экономического уровня населения.

Особенно благоприятные условия для возникновения и распространения инфекционных болезней возникают при стихийных бедствиях, войнах, неурожаях. Когда наблюдается непрерывные передвижения больших людских масс (беженцев, воинских контингентов и др.), разрушение систем водоснабжения и канализации, сужаются возможности для проведения оздоровительной и противоэпидемической работы.

Инфекционные болезни отличаются от других заболеваний тем, что они вызываются определенным живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и могут вызывать эпидемии.

СЛАЙД № 27 (Физкультминутка)

Вывод: Инфекционное заболевание распространяется в очень короткий промежуток времени, некоторые из них могут стать причиной эпидемии.

Работа в малых группах. Учащиеся объединяются в группы и получают задания:

Слайд № 28 (Возникновение и распространение инфекций)

1 группа изучает информацию об эпидемии, а затем презентуют свою работу.

ЭПИДЕМИЯ – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий:

-санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение (получение сведений о характере эпидемического процесса на данной территории, обнаружение очага эпидемии);

-организация режимно - ограничительных мероприятий (устанавливается режим обсервации или карантина: мероприятия, направленные на изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нем инфекционного заболевания. Возможно проведение дезинфекции местности, дератизации (уничтожение грызунов – переносчиков заболевания));

-экстренная и специфическая профилактика (лечение(антибиотики), вакцинация, использования индивидуальных средств защиты (противогазы, защитные маски, средства защиты кожи).

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция, истек максимальный инкубационный период после изоляции (выписки из госпиталя) последнего больного. С целью предупреждения рецидива эпидемической вспышки за данным эпидемическим очагом устанавливается наблюдение в течение нескольких инкубационных периодов.

СЛАЙД № 29 (инкубационный период)

2 группа изучает информацию о периодах развития инфекционных заболеваний(цикличность, защитные реакции организма)

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

момент заражения — происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;

инкубационный (скрытый, латентный) период — длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;

продромальный период (предвестник заболевания) — сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;

период нарастания заболевания — происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;

разгар болезни — время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;

период угасания заболевания — сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;

период выздоровления — продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.

Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни.

После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).

Еще раз акцентируем внимание:

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова – от нескольких часов до нескольких месяцев. От продолжительности инкубационного периода зависит срок установления карантина, изоляции лиц, бывших в контакте с заболевшим и т.д.

Возбудители инфекционных заболеваний, проникая в организм, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины) , разрушающие ткани, что приводит к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. В течение инкубационного периода идет размножение микробов и накопление токсических веществ без видимых признаков заболевания.

СЛАЙД № 30 (Симптомы)

Наиболее типичными признаками инфекционного заболевания являются: озноб, жар, повышение температуры. При этом возникает головная боль, боли в мышцах и суставах, недомогание, общая слабость, разбитость, иногда тошнота, рвота, нарушается сое, ухудшается аппетит.

СЛАЙД № 31 (Пути и механизмы проникновения)

На основании путей проникновения патогенных микроорганизмов в организм человека и их первичной локализации в тех или иных органах все инфекционные болезни можно распределить на 4 группы:

Воздушно – капельные, или инфекции дыхательных путей. Возбудитель выделяется вместе со слюной и комочками слизи при чихании, кашле, разговоре, попадает в воздух, который проникает в организм через дыхательные пути и вызывает заболевание. К воздушно-капельным инфекциям относятся: грипп, корь, скарлатина, дифтерия, цереброспинальный менингит, оспа и др.

Водно-пищевые или кишечные инфекции. Возбудитель болезни попадает в здоровый организм через рот вместе с пищей или водой и поражает в большинстве случаев кишечный тракт, выводится так же из кишечника и попадает в почву, воду и т.п. К кишечным инфекциям относят такие болезни как холера, брюшной тиф, сальмонеллез, бруцеллез, сибирская язва и др.

Трансмиссивные или кровяные инфекции. Характеризуются тем, что возбудитель заболевания циркулирует в крови, самостоятельно выйти из нее не может и передается от больного к здоровому только через кровососущих переносчиков. То есть заражение происходит при укусе насекомых и клещей, в теле которых имеются патогенные микроорганизмы. К таким болезням относятся чума, вшивый и клещевой сыпные тифы, туляремия, клещевой энцефалит и др.

Контактные или инфекции наружных покровов. В эту группу заболеваний входят те, при которых возбудитель заболевания передается от больного к здоровому при непосредственном контакте и поражает в первую очередь кожные и слизистые покровы человека. К контактным заболеваниям относятся венерические заболевания, СПИД, бешенство, столбняк и др.

В каждой из групп имеются особенности, одной из которых является различие в источниках возбудителя. При одних заболеваниях (дизентерия, брюшной тиф, дифтерия) источником инфекции является только человек: такие болезни называются антропонозами. При других (чума, туляремия, сибирская язва и др.) заражение человека происходит от животных, поэтому их называют зоонозами или антропозоонозами, поскольку ими могут болеть и животные и человек.

Инфекционные заболевания возникают при наличии трех основных факторов:

-благоприятных условий для распространения возбудителей;

-восприимчивого к заболеванию человека.

СЛАЙД №32 (Профилактика инфекционных заболеваний)

4 группа – лечение инфекционных заболеваний, профилактика, сопротивление организма

Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.

Слайд №33 (Профилактика инфекционных заболеваний)

Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Очень важным моментом в профилактике инфекционных заболеваний являются мероприятия по укреплению иммунитета.

Слайд №34 (Иммунитет)

Это ведение здорового образа жизни: активный образ жизни, здоровое питание, отказ от вредных привычек, чередование труда и отдыха, здоровый сон, закаливание, физкультура и спорт, а так же жизнь в гармонии с природой, окружающими людьми и с самим собой.

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Что нового вы узнали сегодня? Где и когда эти новые знания вы сможете применить в жизни? (ответы учащихся).

Слайд №35 (Желаем здоровья!)

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

1 группа изучает информацию об эпидемии, а затем презентуют свою работу.

ЭПИДЕМИЯ – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий:

-санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение (получение сведений о характере эпидемического процесса на данной территории, обнаружение очага эпидемии);

-организация режимно - ограничительных мероприятий (устанавливается режим обсервации или карантина: мероприятия, направленные на изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нем инфекционного заболевания. Возможно проведение дезинфекции местности, дератизации (уничтожение грызунов – переносчиков заболевания));

-экстренная и специфическая профилактика (лечение(антибиотики), вакцинация, использования индивидуальных средств защиты (противогазы, защитные маски, средства защиты кожи).

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция, истек максимальный инкубационный период после изоляции (выписки из госпиталя) последнего больного. С целью предупреждения рецидива эпидемической вспышки за данным эпидемическим очагом устанавливается наблюдение в течение нескольких инкубационных периодов.


Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Эта истина всем знакома, именно поэтому урок об основных инфекционных заболеваниях обязательно будет вам полезен. Он позволит вам узнать, какие бактерии и вирусы существуют, а также какие созданы методы борьбы с ними.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика"

Каждый из вас хоть когда-нибудь болел, и чаще всего это происходило из-за различного рода инфекций. Сегодня мы познакомимся с инфекционными болезнями и с методами борьбы с ними. Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями, такими как болезнетворные бактерии, вирусы или простейшие грибки.

Профилактика инфекционных болезней – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска.

Инфекционная болезнь возникает вследствие внедрения в организм человека одного из вышеупомянутых возбудителей и вступления их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Большинству болезней свойственна периодичность развития. Таким образом, различают следующие периоды болезни: инкубационный, то есть, скрытый, когда возбудители уже находятся в организме, но нет никаких внешних признаков их деятельности; начальный, то есть период проявления внешних признаков заболевания; период основных проявлений, то есть разгар болезни, наиболее тяжёлое состояние организма; и, наконец, угасание симптомов, то есть, выздоровление.

Периоды развития большинства инфекционных болезней

Существует классификация основных инфекционных болезней по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду.

Классификация инфекционных болезней

Различают кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции и инфекции наружных покровов. Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека, для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Существует два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству вместе с другими генетическими признаками. Приобретённый иммунитет, по наследству не передаётся; он вырабатывается в результате перенесённой болезни или вакцинации (вакцинация – это, как раз и есть пример профилактического мероприятия). В свою очередь приобретённый иммунитет может быть активным или пассивным. Под активно приобретённым иммунитетом подразумевается перенесение определённой болезни или вакцинации. Пассивно приобретённый иммунитет может быт создан искусственным путём посредством введения в организм антител, полученных от переболевших той или иной болезнью или прошедших вакцинацию.

Виды иммунитета

Однако такой иммунитет не сохраняется надолго: как правило, на три-четыре недели, в то время как активно приобретённый иммунитет может сохраниться на всю жизнь, например, к таким болезням как корь или ветрянка.

Чтобы следить за здоровьем, полезно иметь хотя бы общие понятия об иммунной системе. Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом или вирусом. Попав в тело человека, микроб-возбудитель начинает размножаться и, вместе с тем, выделять токсины. В какой-то момент концентрация этих токсинов становится критичной, и проявляется реакция организма. Иммунная система мобилизует лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы, называемые антителами. Именно антитела нейтрализуют активность токсинов, вирусов и бактерий.

Сопровождается такая борьба с микробами, как правило, повышенной температурой и учащённым пульсом; именно поэтому мы чувствуем недомогание во время болезни.

Давайте подведём итоги нашего урока. Инфекционные болезни – это патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами. Иммунная система человека мобилизует организм на борьбу с микробами. Замечено, что люди, ведущие здоровый образ жизни менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Читайте также: