Что должен уметь выпускник музыкальной школы

Обновлено: 01.06.2024

Моя жизнь тесно связана с музыкальной школой- я в ней училась, потом работала, сейчас в музыкальной школе учится моя дочь. Нигде нет бесед с родителями, памяток, в которых бы рассказали нюансы обучения, делюсь своими наблюдениями. Первую часть статьи можете прочитать здесь .

Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.

2. Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.

Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые музыкальные факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании музыкальной школы – это, например, отделение вокала, духовых и ударных инструментов.

4. О фортепиано . Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.

5. Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.


Я четверть века работаю в сельской ДШИ. Это хорошая человечная школа: творческая, живая — лицом к детям! Но скажу сразу: это стало возможным не благодаря системе и даже, пожалуй, не вопреки ей, а просто потому, что системе было не до нас. На протяжении многих лет у нас было достаточно свободы, чтобы жить и работать по-своему. Мы ориентировались на ситуацию, на возможности и потребности детей и взрослых, исходя из наших собственных возможностей и желаний.

Методика преподавания — да, основательнее, чем педагогика и психология, но ведь это о том, как обучать… опять же исполнителей!

Подбор, аранжировка, импровизация, пение с собственным аккомпанементом, сочинение музыки — всё это либо самотёком в свободное время, либо (если повезло с учителем!)… Хотя нет, всё равно в свободное от подготовки к техзачётам и экзаменам время.


Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы

Мой муж много лет работал наладчиком станков с ЧПУ на заводе сельскохозяйственного машиностроения. Основной продукцией завода был разбрасыватель минеральных удобрений. Муж с друзьями однажды подсчитал (умножив производительность машины на план завода), что, если бы все изделия, произведённые заводом, вышли на поля, они покрыли бы страну слоем минеральных удобрений толщиной 30 сантиметров. К счастью, эти уродцы практически не функционировали и, будучи поставленными в сельхозпредприятия, просто стояли там без дела, постепенно ржавея и превращаясь в металлолом.

Давайте произведём подсчёт только для пианистов. В стране 3 тысячи музыкальных школ — так, кажется? Допустим, каждая из них ежегодно выпускает 10 юных пианистов. Итого 30 тысяч. На самом деле, конечно же, гораздо больше.


Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе

Почему-то подразумевается, что ученики ДМШ, не избравшие музыку в качестве профессии, автоматически становятся образованными любителями музыки, а студенты училищ и консерваторий, не ставшие концертными исполнителями, без проблем становятся адекватными преподавателями. Правда, второе уже давно подвергается сомнению.

Невооружённым глазом заметно, что несостоявшиеся исполнители в роли преподавателей часто просто опасны для учеников

В лучшем случае они могут успешно работать с подобными себе, то есть достаточно одарёнными и мотивированными. А вот что делать с обычными детьми, как учить их — откуда же им это знать?

И наконец: любители музыки — это ведь, по-хорошему, не только посетители концертов, но и люди, музицирующие для себя, для души, в кругу семьи, играющие в любительских оркестрах, поющие в любительских хорах.

В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.

Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность “фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли “с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?

При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время - никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.

Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу - освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.

Человек станет более или менее самостоятельным тогда, когда он начнет работать, в 20-25 лет. Поэтому родителям нужно не только подумать о том, как их ребенок будет заниматься музыкой с 5 до 14 лет, но и как он будет ей заниматься с 14 лет и далее.

Должен:
Уметь без помощи инструмента голосом воспроизводить мелодию. (В том числе двухголосную: один голос играть, другой - петь) .
Уметь строить и воспроизводить голосом интервалы, аккорды, септаккорды, доминантсептаккорды.. . А также их обращения.
Уметь подбирать аккомпанимент, определять тональность, размер мелодии.
Уметь писать музыкальные диктанты: то есть играют мелодию (2-3 раза) и на слух надо определить размер, тональность, услышать ноты и грамотно все это записать.
Уметь на слух определять интервалы и аккорды.
Уметь подбирать знакомые мелодии.
Уметь транспанировать мелодию. (То есть записать в другой тональности) .
Знать теорию (формулировки основных правил) .

Фото: pixabay.com

В советские годы дети поголовно шли в бесплатные кружки, секции и музыкальные школы. Сейчас обучение ребенка музыке отнимает у родителей и время, и нервы, и деньги. Одни родители воплощают в детях несбывшуюся музыкальную мечту, другие заботятся о широком кругозоре, но и тем и другим приходится мучиться вместе с детьми за тетрадями по сольфеджио и над нотами новой пьески. Мы спросили у тех, кто все-таки получил диплом музыкальной школы лет 10, 20 и даже 30 назад, пригодилось ли им музыкальное образование в жизни.

Сергей Завтриков, 21 год. Окончил музыкальную гимназию 6 лет назад; сейчас студент БГМУ:

- Гимназия была рядом с домом, музыкальная, обязательно надо было выбрать еще и инструмент какой-нибудь. В ладошки прохлопал, пропел, ритм повторил - поступил без проблем. Я пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово. Баян - и ладно. Папе просто нравился баян. Заниматься меня не заставляли, самому нравилось играть. В школе я был неплохой баянист, даже в конкурсе участвовал, правда, ничего не занял, но участвовал! Сейчас инструмент на даче пылится, в руки так и не брал со школы. В целом музыкальное образование очень пригодилось, особенно развитое чувство ритма: мне на военке сейчас маршировать легко, барабан слышу. Еще я сам учился играть на гитаре, думаю, без музыкального образования было бы тяжелее. К классической музыке отношусь положительно. Конкретно чего-то любимого нет, но могу послушать, да и вообще люблю живую музыку. Своих детей я отдал бы в музыкальную школу, в любом случае лишним не будет.

Наталья Гусева, 45 лет. Окончила школу по классу фортепиано 25 лет назад; работает зубным техником:

Екатерина Гичко, 26 лет. Окончила хоровой класс и фортепиано 10 лет назад; работает помощником директора в частной компании:

- Мама работала в музыкальной школе концертмейстером, брала с собой на работу. Я, наслушавшись флейты, хотела на флейту, а записали меня на фортепиано. От мамы, наверное, был талант: я быстро справлялась со всем. Было время, когда хотелось бросить, но мама не позволила. Я была ужасно ленивым ребенком, но насилия никакого не было. Мама, наоборот, мне помогала. Как дети с немузыкальных семей справляются, я не знаю, у меня всегда была помощь. Мне нравилось петь в хоре, а заниматься на фортепиано не нравилось: в воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент. Но рада, что закончила. Это полезно, большой багаж знаний. Как он мне пригодился…

Екатерина Гичко, 26 лет. Окончила хоровой класс и фортепиано 10 лет назад. Фото: личный архив.

Александр Кожемяченко, 48 лет. Окончил отделение ударных инструментов 30 лет назад; работает врачом в кожно-венерологическом диспансере:

- Родители отправили учиться музыке, чтобы не бил окна футбольным мячом. Слуха особо не было, поэтому распределили на ударные. Пять лет учился, закончил с трудом. Мама требовала, чтобы ходил на занятия и не бегал по улицам без дела, а папа работал, ему до этой школы не было дела. Любовь к музыке привила учительница музыкальной литературы. Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня. А вот литература была самым любимым предметом, не пропускал: там очень красивая учительница была и музыка хорошая. В жизни это мне пригодилось. В школе, в старших классах, играл на ударной установке. У нас с одноклассниками был музыкальный ансамбль, мы были звездами школьных вечеров. Девочки, мне кажется, в то время больше футболистов любили, но и музыканты им нравились. Классическую музыку слушаю, но на концерты хожу только с женой. Она тоже с музыкальным образованием, меня с собой берет. Моцарта на слух угадаю: надо быть медведем, чтобы его музыку не угадать. Дети наши тоже в музыкальной школе, оба сами попросились и хорошо справляются.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: