Какое значение имеют технологии учебного проектирования для будущей профессии обучающихся кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основа – ролевая деятельность детей, обусловленная характером и содержанием проекта (литературные, сказочные персонажи, выдуманные герои, имитация социальных и деловых отношений и т.д.). Дети пишут сценарии миниатюр, отражающих заранее заданную природоведческую проблему.

Цель – сбор информации об определенном природном / социальном объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты. Допускается проведение игр-конференций, с выступлением перед сверстниками, родителями.

Результат – социально значимое дело, основанное на интересах детей: проект экотропы, выпуск атласа-определителя местных растений для малышей.

.Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, аучного, публицистического и официально_делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково_символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно_графическая или знаковосимволическая);

• преобазование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно_следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Методика организации и проведения занятий с использованием эксперимента - ПРЕДМЕТНЫЙ УРОК

1) актуализация опорных знаний и практического опыта школьников;

3) инструктаж: обсуждение учителем задания с классом, разъяснение этапов работы (ответы на вопросы);

4) самостоятельное коллективное исполнение задания (фронтально-индивидуальное, единое для всех групп или персональное, с распределением части заданий между участниками рабочей группы); параллельное консультирование учителем;

5) обсуждение и оценка полученных членами рабочих групп, классом результатов (сравнение со сведениями учебника); отчет учащихся о выполненных заданиях (фиксация знаний);

6) введение полученных данных в систему имеющихся знаний о природе;

7) подведение итогов урока;

8) домашнее задание (по усмотрению учителя).

В сокращенном варианте структура предметного занятия может быть представлена как: беседа по опорным понятиям, вводное объяснение учителем предстоящей самостоятельной работы, изучение нового материала (самостоятельная работа учащихся), закрепление, домашнее задание (по В.М.Пакуловой).

При этом необходимо учитывать, что при работе с живыми организмами, полезными ископаемыми существует традиционный порядок – от визуально фиксируемых черт к уточнению особых свойств, роли / возможности применения: агрегатное состояние, цвет (состав), запах, твердость (состав), легче / тяжелее воды, растворимость, особые свойства и применение на их основе.

Отличительной особенностью предметных уроков является оперативная обратная связь, возможность вносить необходимые коррективы, расширение диапазона использования теоретических знаний для решения конкретных практических задач.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ:

1. КОМБИНИРОВАННЫЙ (ПЛЕШАКОВ)

2. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ (КЛЕПИНИНА)

3. ПРЕДМЕТНО-ПОИСКОВЫЕ (ВАХРУШЕВ, ПДО)

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ = ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (Э-Д)

5. ОБЯЗАТЕЬНАЯ ЛОГИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА НА ЛЮБОМ ИЗ НИХ: ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ

Сущность наблюдения как ведущего способа познания объектов окружающего мира.

Предметные результаты обучения ОМ: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений природной, социальной действительности; владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и соц. дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Отечества




Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МАСТЕРСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Светлана Сергеевна Емец,

учитель иностранного языка

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация: В статье центральный проблемный вопрос посвящен профориентационной работе в современной системе школьного образования. Профориентация – это ступень, способствующая первоначальному формированию у обучающихся внутренней готовности к осознанному выбору будущей профессии.

Новизна: Автором предложен подход к организации профориентационного сопровождения личности через широкое использование учебного исследования и проектирования. Перед педагогом встает ключевая задача — увлечь обучающихся проблемой самоопределения и процессом её глубокого исследования.

Цель статьи ответить на вопрос, каким же подходом можно помочь обучающимся определить будущую профессию с максимальной точностью?

Сформировать общую картину сложившегося профориентационного подхода в большинстве ОО;

Представить практический опыт педагога в сопровождении профессионального самоопределения школьников.

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии, учебное проектирование, учебное исследование, индивидуальный маршрут.

Сегодня мы имеем дело с индивидуальным развитием личности, формированием у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих жизненных проблем, в том числе профессиональной деятельности, самоопределения. Профориентация - выявление склонности человека к определённому роду деятельности. Старшеклассник, заблаговременно выбравший направление своей будущей профессии, отличается мотивационной сферой, имеет активную жизненную позицию, успешно развивается с учетом трудовых, интеллектуальных и политических запросов общества.

Распространенным профориентационным инструментом образовательных учреждений является тестирование, теоретическое представление учащимся сжатых знаний о наиболее актуальных профессиях. Но результативность, как показывает практика, минимальна. Что же является причиной профессиональных неудач выпускников?

Следует предположить то, что в мире огромного числа профессий на этапе самоопределения выбор сделан неверно. Родители не всегда умеют точно оценивать интересы ребенка. Старшеклассника, в свою очередь, привлекает разнообразие, престижность современных профессий. Наряду с этим возникает сомнение в правильности выбора, непринятие ответственности за его последствия в будущем.

Автор статьи, представляя личный опыт в данном направлении, отдает предпочтение не только традиционным, но и современным образовательным технологиям, которые помогают выстроить процесс профориентационного сопровождения. Одной из них является технология учебного исследования и проектирования.

Обозначение своих жизненных и профессиональных целей;

Всесторонний анализ выбранной профессии;

Выявление личных интересов, склонностей, способностей;

Моделирование траектории будущей карьеры;

Портфолио как индивидуальный маршрут к поставленной цели;

Планирование пути и условия получения будущей профессии;

Всесторонний анализ выбранной сферы позволил обучающимся представить профессиограмму: общее описание профессии, требования к личным качествам человека выбранной области, анализ востребованности профессии на рынке труда.

Следующий шаг включал три этапа:

Первые три шага индивидуальной дорожной карты позволили школьнику соотнести детские увлечения с выявленными склонностями, способностями, а также требованиями к будущей профессии. Чтобы стать успешным в профессиональной деятельности, следует пройти определенный путь развития. Далее каждый обучающийся представил траекторию своей будущей карьеры.

Путь к успеху, выстроенный учениками под руководством педагога, начинается со школьной скамьи. Для этого очень важно на уровне школы ответственно выполнять домашние задания, заниматься самообразованием, не бояться проявлять свои таланты. Чтобы повысить свои шансы для достижения поставленных целей, выпускнику школы необходимо успешно сдать ЕГЭ. В данном пункте мнения обучающихся сошлись. Школьники рекомендовали учесть немаловажные моменты: выпускнику нужно перестать бояться сдачи экзамена. Стоит посвящать время тому, чтобы разобраться в предмете.

Следующие ступени на пути к будущей карьере - это выбор учебного заведения и успешное окончание его. Важно полагаться на свои цели, мысли. Уметь работать с различными источниками информации, которые раскроют выбранную профессию, представят картину об учебном заведении . Если хочется найти работу своей мечты, то надо, прежде всего, представлять, что вы хотите найти уже в стенах профессионального учреждения. Кем вы хотите быть, что вы умеете делать хорошо, и что вы будете делать на работе через 1 год, 2 или 3 года.

На пятом шаге обучающиеся рассматривали портфолио как индивидуальный маршрут к поставленной цели. Оно является базой данных личных достижений, развития личностных качеств, что помогло школьнику соотнести способности, в озможности, интересы с выбираемой профессией.

Планирование пути и условия получения будущей профессии - шестой шаг индивидуального профориентационного маршрута.

Обучающиеся представили общую картину о выбранном учебном заведении, условиях поступления и дальнейших перспективах. Для этого была проанализирована информация в сети Интернет, осуществлен выезд в учебные заведения в день открытых дверей.

Пройдя трудоемкий теоретический и практический путь познания в самоопределении, обучающиеся разработали формулу правильного выбора профессии.

Прежде всег о, следует обдумать, чего обучающийся хочет от профессии, к акой образ жизни планирует вести, насколько важна для него высокая заработная плата. Конечно же, нужно учесть свои способности. Еще одним важным моментом являются тесты по профориентации . Они помогут оценить интерес ы и черты характера, уровень инте ллекта. Также стоит проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос увеличится через несколько лет.

Коротко формулу правильного выбора профессии выразили тремя словами:

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для выпускника наилучшим вариантом.

Итогом проделанной работы стало, прежде всего, понимание будущим выпускником, насколько серьезно, обдуманно следует подходить к выбору профессии. Обучающиеся получили опыт в качестве исследователя, проработав большой объем информации, осмыслив и структурировав ее в соответствии с намеченным планом. Выступили в роли разработчика важного продукта - личного путеводителя по выбору будущей профессии. Пришли к выводу, что выбранное ими направление соответствует полученным практическим результатам (40% обучающихся), большая же часть школьников увидела минусы выбранной профессии, несоответствие полученных результатов личным ожиданиям. Это дало возможность пересмотреть выбираемый профессиональный путь.

Метод проектов возник в начале ХХ века в США
Связан с идеями американского философа и педагога
Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика.
В России в 1905 метод активно использовал в своей
работе педагог С.Т.Шацкий
В 1931 году постановлением ЦК ВКП/б/ метод был
осужден и до 1959 года не использовался

4. Учебный проект с точки зрения обучающегося

• это возможность максимального раскрытия своего творческого
потенциала.
• Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально
или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично доказанный результат.

5. Учебный проект с точки зрения педагога

это дидактическое средство развития, обучения и
воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать умения и навыки проектирования, а именно
учить:
проблематизации;
целеполаганию;
самоанализу и рефлексии;
презентации результатов своей деятельности;
поиску и отбору актуальной информации;
практическому применению учебных знаний в
различных ситуациях

8. Социальное проектирование

Это технология социального воспитания учащихся образовательных
учреждениях.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий
для социальных проб личности.
Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать
основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и
мировоззрение; устанавливать новые способы социального
взаимодействия с миром взрослых.

9. Цель социального проектирования:

• привлечение внимания воспитанников к актуальным
социальным проблемам местного сообщества;
• включение старшеклассников в реальную практическую
деятельность по разрешению одной из этих проблем силами
самих учащихся.

10. Основные задачи социального проектирования:

11. Принципы социального проектирования

• Ограниченность - содержит: этапы и конкретные сроки их
реализации; четкие и измеряемые задачи; конкретные и
измеряемые результаты; планы и графики выполнения работ;
• конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для
реализации.
• Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая
его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому
результату.
• Последовательность и связность – логика построения частей,
которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи
напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет
опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

• Объективность и обоснованность – доказательность того, что
идея проекта, подход к решению проблемы оказались не
случайным образом, а являются следствием работы авторов по
осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на
нее.
• Компетентность – адекватное выражение осведомленности
авторов в проблематике, средствах и возможностях решения
вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и
методами реализации проекта.
• Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта
в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

13. Результаты социального проектирования:

Результаты социального
проектирования:
• повышенная социальная активность учащихся, их готовность
принять личное практическое участие в улучшении социальной
ситуации в местном сообществе;
• реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в
местном сообществе;
• положительные изменения в сознании детей и подростков,
повышение уровня общей культуры воспитанников;
• наличие у членов проектных групп сформированных навыков
коллективной работы по подготовке и реализации собственными
силами реального социально полезного дела.

14. Типичные ошибки социального проектирования:

15. Таким образом…

16. Социальный проект может содержать следующие этапы:

1) диагностика;
2) определение проблемы, целей и направлений деятельности;
3) выработка программы действий;
4) разработка процедуры мониторинга, критериев и показателей
оценки деятельности по проекту.
Структура проекта может быть следующей:
I. Пояснительная записка.
1. Проблема.
2. Цель.
3. Задачи.
II. План- программа мероприятий по реализации.
III. Этапы и сроки реализации проекта.
IV. Ожидаемые результаты.

17. Этапы проектирования


1. Замысел проекта
2. Проблема проекта
3. Цель проекта
4. Задачи проекта
5. Содержание работ
6. Изготовление проекта
7. Окончательная форма проекта как текста
8. Презентация
9. Рефлексия

18. 1. Замысел проекта

ИДЕЯ. Исходя из существующих интересов, зафиксировать
замысел всего проекта в целом. Вначале весь проект
укладывается в какое-то побуждение, смутное желание к
созданию чего-то своего.
Как делать. Но как зафиксировать замысел, если он неясен?
Первый вариант - записать замысел в той форме, в которой он
возник.
Другой способ – обговорить его с близкими людьми. И
заинтересованно обсудить ваши смутные идеи.
Третий способ – на бумаге произвольным образом зафиксировать
основные параметры проекта. И между этими параметрами
попробовать навести мосты, связывая их в нечто целое.
Так постепенно замысел начнет проясняться, пусть и не сразу.

19. 2. Проблема проекта

• Что делать. Проблему проекта вам предстоит
вычленить из замысла.
• Как делать. Проанализируйте ваш замысел и выделите
в нем самое главное.

20. 3. Цель проекта

21. 4. Задачи проекта

22. 5. Содержание работ

• Что делать. Здесь нужно постараться представить, что
конкретно вы будете делать, создавая ваш проект.
• Как делать. Для этого вам необходимо представить
конечный результат и все шаги по его достижению. А затем
записать эти шаги как руководство к действию.

23. 6. Изготовление проекта

24. 7. Окончательная форма проекта как текста

• Что делать. Здесь необходимо соединить и упорядочить все
ваши заметки, записи, расчеты в единый, связный текст.
• Как делать. Желательно оформить проект в виде доклада, ведь
вам предстоит рассказать всем о том, как вы занимались
проектом, начиная от идеи и заканчивая материальным
результатом.

25. 8. Презентация

• Что делать. Вам необходимо подготовить и презентовать
(показать и рассказать) ваш продукт проектной деятельности.
• Как делать. Презентация может происходить в виде слайд-шоу,
видеосюжетов, выставки, макетов, рассказывающих об
изготовлении проекта. А можно просто выставить ваш продукт
проектной деятельности и кратко рассказать о нем. Форма
презентации напрямую зависит от того, какой проект вы
выполняли.

26. 9. Рефлексия

• На этом этапе, когда проект уже закончен и презентован, очень
важно послушать то, что о нем говорят те, кто наблюдал за вашей
работой или презентацией проекта, а также вслушаться в
собственные ощущения касательно проделанной работы.
• Именно рефлексия может дать желание заниматься выбранной
проблемой дальше и глубже.

27. Оценка ученического проекта

28. Педагогическое Социальное проектирование

• Это универсальный инструмент для четкого стратегического
планирования деятельности вашего молодежного общественного
объединения;
• Это воплощение любой Вашей идеи в реальность;
• Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и
часов;
• Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и
привлекать ресурсы из разных источников;
• Это решение социально – значимых проблем местного сообщества;
• Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации;
• Умение разрабатывать социальный проект делает работу вашей
организации более качественной.

29. Постановка проблемы

• Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена
проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ.
• При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то,
что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, что требует
изменения.
• Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть
определена настолько конкретно, насколько это возможно.

30. Цель и задачи проекта

• Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая
точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.
Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами
деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны
соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить
ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть
реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть
количественно или качественно измерены.
• Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

31. Задачи, которые предполагается решить

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные
результаты, этапы на пути к достижению цели.
С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и
перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.
Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на
результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в
терминах.
Признаки хороших задач:
Являются логическим следствием проблемы;
Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение
заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинноследственная связь);
Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в
количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями
успешности выполнения проекта;
Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе
реализации проекта.

32. Календарный план

Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и
мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует
обратить внимание на следующие моменты:
•Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания
проекта;
•Реалистичность, выполнимость плана;
•Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный
опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого
мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы
для его проведения;
•Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Пример план – графика:
Период
Мес.
сентябрь
дата
Мероприятие
Дата / период
проведения
ответственный

33. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается
достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном
выражении.
К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и
ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
Соответствие результатов целям, задачам проекта;
Измеряемость (количественные и качественные показатели);
Реалистичность;
Выполнимость / достижимость.

34. самодиагностика

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ
ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ
Счастлив но беден
УСПЕХ
Просто мечта
Богатый но скучно
ЧТО ВОСТРЕБОВАНО
самодиагностика

Обращение образование к технологии учебного проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов на всех этапах обучения. Таким образом, сфера применения данной технологии значительно шире, чем в традиционно сложившейся практике ее использования в образовании.

Виды проектов.

В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные виды проектов.

1) В зависимости от количества участвующих студентов:

· индивидуальный проект эффективен с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности, учета личных интересов, предоставление возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении.

· парные и групповые проекты обладают не меньшими развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся при распределении их обязанностей.

2) По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов:

· исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования.

· информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поискам и нахождении информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях и др.

3) В зависимости от сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты:

4) В соответствии с характером разрабатываемой проблемы разграничиваются:

· Теоретически ориентированные проекты

· Практически ориентированные проекты.

5) В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить:

· многопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;

· межпредметные проекты, на основе использования материалов других;

· надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.

6) По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:

· краткосрочные, разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы;

· среднесрочные - разрабатываемые от недели до месяца;

· долгосрочные - разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.

Организация работы над проектом.

Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Основная задача педагога на этом этапе - вывести на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата - продукта учебного проектирования.

Этап 2-й, организация творческих групп для работы над проектом. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие мастерские, творческие лаборатории и т.д.)

Этап 3-й, планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:

· возможные источники информации;

· способы сбора и анализ информации;

· способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.)

· критерии оценки продукта;

· обязанности участников творческой группы.

Этап 5-й, анализ информации. Осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.

Этап 6-й, оформление и представление проекта (письменный отчет, издание практических рекомендаций, видеофильм и т.д.)

Этап 7-й, анализ и оценка результатов работ над проектом:

· групповая рефлексия авторов проекта, самоанализу процесса и результата своей деятельности;

· анализ и оценка качества проекта другими обучающимся, экспертами, преподавателем.

Таким образом, технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном процессе. Задачи преподавателя:

· в оказании поддержки в выборе темы проекта и в формулировании проблемы исследования;

· в оказании поддержки в овладении исследовательскими умениями и навыками;

· координация всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи, коррекция поисковой деятельности, организация итогового обсуждения, защиты проектов.

Значение технологии учебного проектирования.

1) исследований и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности (студентов);

2) осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;

3) в процессе выполнения учебного проекта формируется социальный опыт обучающихся, их умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;

4) расширяются социальные контакты, развивается их умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;

5) технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования.

Читайте также: