Что такое неформальное образование в доу

Обновлено: 05.07.2024

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Его цель - целостное развитие человека на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей, стремлений и возможностей.

I. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО

И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

1.1 Неформальное образование

Неформальное образование рассматривается как образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации - сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.

Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Оно выбирается, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друга, но и вступать в противоречие.

Неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом и отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов.

Неформальное образование в отличие от формального (школьного) образования не должно быть (или точнее может не быть) всеобщим, последовательным, стандартизированным, его цели могут определяться на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и местных условий.

Принципы реализации неформального образования :

• обучение с учетом потребностей означает, что неформальное образование ориентировано, прежде всего, на удовлетворение актуальных потребностей его субъектов, чем и объясняется отсутствие государственных стандартов для этого образования;

• связь с практикой проявляется в направленности на обучение жизненным навыкам и подготовку к активному участию в жизни общества и реализацию посредством методов, актуализирующих опыт субъектов, включающий их в деятельность;

• гибкие программы связаны с ориентированностью на обучающегося и его активное участие, что приоритетно, поэтому сами программы корректируются с учетом активности самих субъектов;

• индивидуальные образовательные стратегии, направленные на выражение, принятие и уважение индивидуальных особенностей;

• развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;

• преодоление иерархизированных отношений в образовании;

• рост креативности, ориентированной на инновации.

Роль различных видов неформального образования возрастает : появляется острая необходимость в институтах, призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности взрослых, детей и подростков, создавать условия для их творческой самореализации.

Дополнительное образование детей соединило в себе и, как показывает массовая практика, достаточно успешно два разных по системным основаниям вида - формального традиционного классического и неформального образования.

Состоявшееся в российском образовании соединение на первый взгляд несоединимых систем вызвало, с одной стороны, повышенный спрос на услуги дополнительного образования, а с другой – острое желание заинтересованных субъектов не соблюдать никаких правил, а любую деятельность выдавать за дополнительное образование.

К современным практикам неформального образования можно отнести : компетентностные и социокультурные практики, практики открытого образования, формирования субъектности личности, успешной социализации детей, сопровождения одаренных детей и детей со специальными потребностями, практики неформального образования в условиях детских общественных объединений, в период летних каникул и др.

Дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных к качеству образования.

1.2 Информальное образование

Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды : индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивида в окружающей его культурно образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации, сет Интернет и т. д.

Идея самообразования для педагогов не новая, ведь педагог, который перестаёт учиться (самообразовываться) сам, перестает быть учителем. Авторитет учителя во многом определяется тем, насколько он профессионален, эрудирован, креативен, готов к творческому поиску, коммуникабелен, способен быстро адаптироваться к новому, в том числе и в овладении новыми технологиями в современных условиях всё актуальнее становится и информальное образование для школьников.

Сегодня уже можно говорить, что при общении с тем самым педагогом-проводником, у ребенка повышается мотивация, интерес к добыванию информации, т. е. желание самообразовываться. Важное значение имеет роль родителей. Атмосфера семьи, взаимоотношение её членов, увлечение родителей, их круг общения - всё это является примером и стимулом к самосовершенствованию. Ведь первоначально именно семья, а потом уже педагог дают старт информальному образованию ребенка.

Подготовка проектов, участие в исследовательской работе, посещение музеев, выставок, театров, поездки по стране и за рубеж - всё это несомненно содержит информальный образовательный потенциал. Совместная работа над проектом, исследованием открывают для учеников возможность получения коммуникативного опыта на различных ее этапах:

• при демонстрации результатов своей исследовательской деятельности, защиты своей точки зрения по выбранной теме;

• в процессе подбора литературы, поиска информации по вопросу исследования, когда возникает неформальное общение ученика и учителя которое можно охарактеризовать как сотворчество.

С течением времени такой уровень взаимоотношений приводит к ситуации, когда возникновение тем проектов и исследований становится инициативой самого ученика.

Формы коммуникации разнообразны :

• социальные сети, веб-конференции, вебинары;

очные встречи: работа в научных обществах, каникулярных предметных лагерях, посещение мастер-классов, конференций, фестивалей, семинаров по различным вопросам.

Участвуя в таких коллективных делах, ребенок испытывает самоудовлетворение, получает одобрение со стороны своего руководителя, а также учителей из других школ, что, несомненно, является стимулом для дальнейшего саморазвития и самообразования не только ребенка, но и его наставника.

В перспективе развития информальное образование позволит : с периферии в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эта задача будет решаться через:

• создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов;

• модернизацию работы библиотек;

• государственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основании технологий работы со знаниями и с сознанием;

• развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях.

Уже сейчас в Интернете сформировался большой массив справочных и образовательных ресурсов, дополняющий официальный набор учебных материалов. В ряду учебных заведений возникли студенческие группы взаимопомощи в учебе, в которых хорошо успевающие студенты помогают более слабым, осваивать материал в условиях дефицита внимания и квалификации преподавателей. Можно получить квалифицированную консультацию не выходя из дома, все это указывает на развитие информального образования в нашей стране.

Взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала развития современного человека.

Сегодня становится очевидным, что растущее многообразие познавательных и информационных запросов обучающихся невозможно удовлетворить в рамках существующих форм традиционного образования : нужны более гибкие организационные формы образовательной деятельности, непосредственно отвечающие разноуровневым интересам и возможностям обучающихся.

Тенденция увеличения количества свободного времени у человека способствует повышению спроса на образование, особенно на краткосрочные информационные курсы обучения и информационно-развлекательные программы, что приводит к модернизации системы повышения квалификации и усилению роли неформального и информального образования.

Интерес к различным формам образования растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.

Исследование различных форм взаимодействия, в том числе и интеграционные процессы актуальны и востребованы в практической деятельности системы дополнительного образования просвещения граждан.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Бруднов А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. - 1995. - № 2. - С. 56-59.

2. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. - 2008. - №3. - С. 3-9.

3. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1197-1200.

6. Коган Е. Я. Управлять - значит предвидеть. // Нижегородскоеобразование. - 2012. - №2. - С. 4-11

7. Макареня А. А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации г. Санкт-Петербурга [Текст]/ Макареня, А. А., Ройтблат, О. В., Суртаева, Н. Н. // Человек и образование. -2011.- № 4, С. 59-63

8. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость неформального образования)//Адукатар. - 2009. - № 1 (15). – с. 11-13

10. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. -М. : Эгвес, 2000. - 272 с

11. Павлова, О. Вписо. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых [Текст] / О. В. Павлова // Человек и образование. -2011. - №4(29). - С. 64-67.

13. Харланова Е. М. Неформальное образование в вузе как фактор социальной активности будущих специалистов//Развитие непрерывного образования /Е. Н. Белова (отв. ред.). - Красноярск, 2010. – 288 с.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Скрытые возможности использования домино

Скрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Неформальное образование педагогов ДОО: опыт реализации

Аннотация. В данной статье осуществлена попытка представить опыт реализации неформального образования педагогов в ДОО. Раскрыты возможности использования ресурсов, которые дают наилучшие результаты.

Ключевые слова. Педагоги дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, профессиональная деятельность, неформальное образование.

Автор: Найбауэр А.

Non-formal education of pre-school teachers: implementation experience

Annotation. This article attempts to present the experience of implementing non formal education of teachers in pre-school educational institutions. The possibilities of using resources that give the best results are revealed.

Keywords. Preschool teachers, preschool educational organization, professional practice, nonformal education.

Принципы неформального образования и его отличия от формального

Подводя итоги, сформулируем принципы неформального образования:

Выжить и адаптироваться в быстро меняющемся мире

Когда мы говорим о переменах, следует понимать, что речь идет не только о технологических новинках, но и о пересмотре привычных устоев. Одним из таковых является размывание границы между поколениями, взрослые больше не являются источником абсолютных истин. Еще один важный момент – смещение фокуса с общественного в сторону личного: индивидуальные границы стали для молодых людей очень важны, и они яростно стремятся их защищать. Третье их отличие – стремление к свободе, независимости. Все это необходимо учитывать в педагогических практиках, равно как и то, что нельзя в открытую ставить себя выше подопечных. Молодежь очень ревностно относится к давлению.

Нам, педагогам, зачастую кажется, что мы знаем, что конкретно необходимо школьникам и студентам, и как этого достичь хотя бы потому, что мы сами проходили путь студента и школьника.

Тем не менее, мы часто ошибаемся. Чтобы это происходило реже, необходимо погружение в среду нашей целевой аудитории, изучение актуальных трендов и интеграция их в практики, будь то тренинг, мастер-класс или воркшоп. Все это методы активного обучения, направленные на развитие знаний, умений, навыков, социальных установок или же формы интерактивного обучения, целью которых является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в коммуникации.

Другие области, в которых и студенты, и школьники могут проявить, реализовать себя – это создание сообществ, клубов по интересам. Для педагога очень важно не препятствовать внеурочной деятельности ученика, а научиться связывать ее с формальными образовательными практиками, создавая целостную среду многостороннего развития.

Осознанная компетентность: партнерство важнее конкуренции

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Неформальное обучение – это сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования (например, обучения на вечерних общеобразовательных курсах или в школах).

Примеры неформального обучения

Любой человек, который обучается в рамках своего хобби, общественной деятельности или повседневной жизни, вовлечен в процесс неформального участия. Например, некоторые люди изучают определенную проблему и пытается решить ее, при этом процесс обучения протекает как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Социальные, семейные, коммуникационные факторы, а также факторы, связанные с трудовой деятельностью, оказывают влияние на процесс обучения. Неформальное обучение происходит также в рамках внутрисемейного общения, например, когда представители старшего поколения передают свой опыт представителям младших поколений.

В сфере дальнейшего образования под неформальным профессиональным обучением понимается также посещение отраслевых ярмарок и конгрессов, участие в кратковременных мероприятиях (например, в лекциях или однодневных семинарах), самостоятельное обучение путем наблюдения и испытания новых навыков на работе или в свободное время, а также самостоятельное обучение с помощью компьютерных программ, специальных аудио- и видеокассет, и самостоятельное обучение с помощью специализированных предложений, например, компьютерных программ и специальных аудио- и видеокассет, которые предлагаются в Интернете. (BMBF 2003).

Различные подходы к пониманию и определению неформального обучения

Признание и сертификация неформального обучения

Неопубликованная рукопись Сандры Шафферт

Неформальное обучение – полу-структурированное обучение, реализуется в разных пространствах, таких как обучение дома, на работе и т.д. через ежедневное взаимодействие и взаимосвязи с членами социума. Для многих учащихся это включает освоение языка, усвоение культурных норм, форм поведения. Неформальное обучение для молодежи означает множество мест помимо школы, таких как молодежные программы, спортивные секции, клубы и т.п.

Общая характеристика

Неформальное обучение может характеризоваться следующим:

Неформальное обучение часто располагается вне учебных заведений, выделяясь среди обыденной жизни и профессиональной практики

Неформальному обучению нет необходимости следовать четкой программе учебного курса или профессиональной организации, но происходит случайно, непредумышленно, спорадически в связи с изменением требований практики.

Неформальное обучение не должно планироваться в строгом соответствии с педагогическими целями курса, тестированием, ориентированным на квалификацию, но организованные случайно, полностью проблемно ориентированные, связанные с конкретными ситуациями менеджмента, ориентированные на приспособление к конкретной жизни.

Неформальное обучение проверяется каждый день непосредственно жизнью

История

В международных дискуссиях концепция неформально обучения использовалась на ранней стадии John Dewey, на более поздней - Malcolm Knowles, который внес оживление в обсуждение, особенно в сфере развивающих курсов.

Вначале неформальное обучение разграничивалось с формальным школьным обучением и неформальным обучением на курсах (Coombs/Achmed 1974). Marsick и Watkins приняли этот подход и сделали следующий шаг в определении. Они начали с форм обучения в организациях, причисляя к неформальному обучению собственно неформальное, не организованное формально, не финансируемые учреждениями (Watkins/Marsick, p. 12 et sec.). Примером более широкого подхода является определение Livingstone, ориентированного на автодидактику и самообучение с акцентом на самоопределение учащегося в отношении обучения (Livingstone 1999, p. 68 et seq.).

Формальное и неформальное образование

Исследования и данные

Merriam и другие (2007): исследования взрослых, занятых самостоятельным обучением показывают, что более 90 % из них тратят сотни часов на неформальное обучение. Это же исследование показало, что большинство (более 70%) обучения на рабочих местах – неформальное, несмотря на то, что бизнес тратит миллиарды долларов на формальное обучение.

Опыт неформального обучения

Опыт показывает, что почти все реальное обучение поведению, деятельности – неформальное (The Institute for Research on Learning, 2000, Menlo Park). Нам всем нужен такое взаимодействие с экспертом, который может ответить на наши вопросы, с которым можно вместе поиграться в обучение, поделать ошибки, попрактиковаться. Это можно делать по телефону, через интернет, лицо в лицо. Неформальное общение не выстроить в процессе формального учебного процесса, в ходе последнего вы получите в лучшем случае устаревшие знания.

Исследование Время/Деятельность (time-to-performance) было сделано Sally Anne Moore в Digital Equipment Corporation в начале 1990-х, (Moore, Sally-Ann, "Time-to-Learning", Digital Equipment Corporation, 1998)

В Великобритании правительство официально признало выгоды неформального обучения в "The Learning Revolution" White Paper published on March 23, 2009 (Department for Business, Innovation and Skills, 2009). Learning Revolution Festival стартовал в октябре 2009 и финансировался библиотеками, предлагающими много форм неформального обучения, таких как книжные группы, встреча с авторами, семейные сессии и т.п.

Примеры неформального обучения

Для иллюстрации различий формального и неформального обучения представьте игру в гольф. Если вы хотите изучить игру в гольф, вам стоит записаться на семинар по гольфу, купить книгу по истории и правилам игры, купить видеокассету с лучшими моментами. Но можете ли вы сказать, что вы изучили игру в гольф? Тогда вы покупаете экипировку для игры, ищите площадку, берете уроки игры, покупаете симуляционные игры и т.п… Но можете ли и тогда сказать, что вы изучили игру в гольф?

Бизнес перспективы

Большинство провайдеров обучения вовлечены только с формальной стороны процесса обучения. Большая часть инвестиций – в формальное обучение же. Т.е. компании тратят большую часть денег на меньшую часть уравнения (см. рисунок). Остальные 75 % отдается на творческую инициативу самих учащихся принимать и приспосабливать под условия работы. При том, что неформальная часть уравнения не только бОльшая, она еще и критическая с точки зрения успешности выполнения деятельности.

Резюме

Читайте также: