Анализ публичного отчета школы

Обновлено: 08.07.2024

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбора образовательной организации, форм получения образования и форм обучения. Для того, чтобы сделать правильный выбор образовательной организации, они должны иметь исчерпывающую информацию о ней: её инфраструктуре, педагогическом коллективе, реализуемых образовательных программах, результатах работы, уровне подготовки выпускников, достижениях обучающихся и т.д.

Обо всем этом родители (законные представители) обучающихся смогут узнать, ознакомившись с результатами ежегодного самообследования и публичным докладом (отчетом) образовательной организации, размещенных на её сайте.

Что такое самообследование образовательной организации?

Самообследование — это сбор информации и анализ состояния образовательной организации путем сравнения показателей (критериев), по которым проходит ее экспертиза. Самообследование проводится с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации в форме отчета о результатах самообследования, а также для дальнейшего повышения её эффективности функционирования, самоорганизации и развития.

Самообследование выявляет уровень соответствия образовательной деятельности школы требованиям ФГОС.

Самообследование проводится по состоянию на 1 августа текущего года. Сроки и форму проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, школа вправе определять самостоятельно.

Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462, а показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, — приказом от 10.12.2013 № 1324.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета.

Отчет о самообследовании – это документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности организации по итогам учебного года.

Из отчета о самообследовании не только родители (законные представители), но и обучающиеся, педагогические работники, учредитель, органы местного самоуправления, федеральные государственные органы власти получают достоверную информацию об образовательной организации, в частности:

какое количество детей обучается в школе по уровням общего образования;

осуществляется ли в школе углубленное изучение отдельных учебных предметов, профильное обучение;

о том, что представляет собой педагогический коллектив школы по образованию, стажу, квалификации;

об общей площади помещений, количестве компьютеров, экземпляров учебной и учебно-методической литературы в расчете на одного обучающегося; о наличии и техническом оснащении библиотеки, возможностей пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) и др.

Отчет предварительно рассматривается, органом государственно — общественного управления школы в соответствии с её Уставом.

Отчет размещается на официальном сайте школы и направляется учредителю не позднее 1 сентября текущего года.

Что такое публичный доклад (отчет)?

Как сказано в рекомендациях Минобрнауки России, публичный доклад образовательной организации — это аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения. Таким образом, публичный доклад — это отчет перед общественностью .

Из публичного доклада школы родители могут узнать:

по общей характеристике школы, что она собой представляет;

о характерных особенностях образовательного процесса в школе;

об условиях осуществления образовательного процесса;

о результатах деятельности школы и качестве предоставляемого образования;

о социальной активности школы и её внешних связях;

о результатах финансово-экономической деятельности школы;

о перспективах и планах развития школы.

Публичный доклад это своеобразная презентация образовательной организации, которая демонстрирует достижения за отчетный период, сообщает о результатах и способах их достижения в лаконичной, удобной и яркой для восприятия форме, как бы её визитная карточка.

Таким образом, ознакомившись с отчетом о самообследовании и с публичным докладом , родители при выборе школы будут уже руководствоваться не субъективными мнениями знакомых о той или иной школе, а вполне объективными данными.

При подготовке использованы материалы источников:

Порядок проведения самообследования образовательной организацией (приказ Минобрнауки России

от 14 июня 2013 г. N 462)

Публичный отчет школы – персонифицированный доклад директора школы.

Задача отчета – рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования учебного заведения, проблемах и направлениях развития школы. В целом в публичном отчете школа информирует общество, каким образом она принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.

Отчет включают текстовую часть с анализом основных тенденций и проблем, иллюстрированную графиками, таблицами и др., и приложения с табличным материалом.

Ежегодный отчет школы концентрирует существенную информацию о деятельности учреждения.

  • Что мы собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений?
  • Каковы наши цели?
  • Каков уровень ресурсного обеспечения школы? Как мы используем имеющиеся ресурсы и поступающие средства? Кто наши партнеры?
  • Чего мы достигли и что планируем сделать?
  1. Общая характеристика школы, социальный состав учащихся, структура управления, социальное партнерство (вузы и т.п.).
  2. Результаты образовательной деятельности, включающие результаты внешней оценки.
  3. Спектр образовательных услуг.
  4. Условия осуществления образовательного процесса, в том числе ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры.
  5. Ближайшие перспективы.

Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор аналитических показателей, которые включают сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.

  • обеспечение равных возможностей всем учащимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;
  • поддержку учащихся в выборе маршрута образования;
  • обеспечение академической подготовки учащихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному образованию;
  • справедливость и эффективность в использовании ресурсов, их обновление;
  • обеспечение благоприятной обстановки – чистоты, заботы и безопасности детей;
  • целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержку лидеров образования;
  • демократизацию управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач школьного образования;
  • участие в новых формах аттестации школьников;
  • воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышение успеваемости учащихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучение детей из различных социальных групп).

Необходимо помнить, что отчет директора школы ежегодный и должен отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период (см. схему).

В центре – как результат работы – достижения ученика.

  1. образовательные функции:
    • преподавание/учение (развитие умений, знаний, способностей);
    • социализация, профориентация учащихся;
  2. административные функции:
    • управление человеческими ресурсами;
    • управление ресурсами функционирования;
    • управление финансовыми средствами;
    • информация, документация, внешние связи и партнерство.

Выбор показателей для анализа должен отражать все эти шесть функций.

Возможный вариант индикаторов для анализа

В предлагаемом варианте (см. табл.) не приводятся очевидные показатели: статус школы, наличие лицензии, устава, аккредитации, наличие попечительского совета (он может быть, но не работает) и др., которые войдут в доклад в рамах общей характеристики школы.

Данный набор индикаторов не является обязательным или единственным. Для доклада выбираются те показатели, которые, по мнению директора или учредителя, представляют интерес для адресата и соответствуют условиям функционирования данного учебного заведения. Часть показателей может не использоваться в докладе, но может лечь в основу внутришкольного мониторинга как информационного обеспечения принятия решений. Другие показатели могут быть использованы при отчете директора или учредителя.

Публикуется по изданию:

Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л.. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. – М.: Аспект Пресс, 2006.

Читайте также: