Анализ публичного отчета школы
Обновлено: 08.07.2024
Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбора образовательной организации, форм получения образования и форм обучения. Для того, чтобы сделать правильный выбор образовательной организации, они должны иметь исчерпывающую информацию о ней: её инфраструктуре, педагогическом коллективе, реализуемых образовательных программах, результатах работы, уровне подготовки выпускников, достижениях обучающихся и т.д.
Обо всем этом родители (законные представители) обучающихся смогут узнать, ознакомившись с результатами ежегодного самообследования и публичным докладом (отчетом) образовательной организации, размещенных на её сайте.
Что такое самообследование образовательной организации?
Самообследование — это сбор информации и анализ состояния образовательной организации путем сравнения показателей (критериев), по которым проходит ее экспертиза. Самообследование проводится с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации в форме отчета о результатах самообследования, а также для дальнейшего повышения её эффективности функционирования, самоорганизации и развития.
Самообследование выявляет уровень соответствия образовательной деятельности школы требованиям ФГОС.
Самообследование проводится по состоянию на 1 августа текущего года. Сроки и форму проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, школа вправе определять самостоятельно.
Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462, а показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, — приказом от 10.12.2013 № 1324.
Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета.
Отчет о самообследовании – это документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности организации по итогам учебного года.
Из отчета о самообследовании не только родители (законные представители), но и обучающиеся, педагогические работники, учредитель, органы местного самоуправления, федеральные государственные органы власти получают достоверную информацию об образовательной организации, в частности:
какое количество детей обучается в школе по уровням общего образования;
осуществляется ли в школе углубленное изучение отдельных учебных предметов, профильное обучение;
о том, что представляет собой педагогический коллектив школы по образованию, стажу, квалификации;
об общей площади помещений, количестве компьютеров, экземпляров учебной и учебно-методической литературы в расчете на одного обучающегося; о наличии и техническом оснащении библиотеки, возможностей пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) и др.
Отчет предварительно рассматривается, органом государственно — общественного управления школы в соответствии с её Уставом.
Отчет размещается на официальном сайте школы и направляется учредителю не позднее 1 сентября текущего года.
Что такое публичный доклад (отчет)?
Как сказано в рекомендациях Минобрнауки России, публичный доклад образовательной организации — это аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения. Таким образом, публичный доклад — это отчет перед общественностью .
Из публичного доклада школы родители могут узнать:
по общей характеристике школы, что она собой представляет;
о характерных особенностях образовательного процесса в школе;
об условиях осуществления образовательного процесса;
о результатах деятельности школы и качестве предоставляемого образования;
о социальной активности школы и её внешних связях;
о результатах финансово-экономической деятельности школы;
о перспективах и планах развития школы.
Публичный доклад это своеобразная презентация образовательной организации, которая демонстрирует достижения за отчетный период, сообщает о результатах и способах их достижения в лаконичной, удобной и яркой для восприятия форме, как бы её визитная карточка.
Таким образом, ознакомившись с отчетом о самообследовании и с публичным докладом , родители при выборе школы будут уже руководствоваться не субъективными мнениями знакомых о той или иной школе, а вполне объективными данными.
При подготовке использованы материалы источников:
Порядок проведения самообследования образовательной организацией (приказ Минобрнауки России
от 14 июня 2013 г. N 462)
Публичный отчет школы – персонифицированный доклад директора школы.
Задача отчета – рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования учебного заведения, проблемах и направлениях развития школы. В целом в публичном отчете школа информирует общество, каким образом она принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.
Отчет включают текстовую часть с анализом основных тенденций и проблем, иллюстрированную графиками, таблицами и др., и приложения с табличным материалом.
Ежегодный отчет школы концентрирует существенную информацию о деятельности учреждения.
- Что мы собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений?
- Каковы наши цели?
- Каков уровень ресурсного обеспечения школы? Как мы используем имеющиеся ресурсы и поступающие средства? Кто наши партнеры?
- Чего мы достигли и что планируем сделать?
- Общая характеристика школы, социальный состав учащихся, структура управления, социальное партнерство (вузы и т.п.).
- Результаты образовательной деятельности, включающие результаты внешней оценки.
- Спектр образовательных услуг.
- Условия осуществления образовательного процесса, в том числе ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры.
- Ближайшие перспективы.
Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор аналитических показателей, которые включают сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.
- обеспечение равных возможностей всем учащимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;
- поддержку учащихся в выборе маршрута образования;
- обеспечение академической подготовки учащихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному образованию;
- справедливость и эффективность в использовании ресурсов, их обновление;
- обеспечение благоприятной обстановки – чистоты, заботы и безопасности детей;
- целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержку лидеров образования;
- демократизацию управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач школьного образования;
- участие в новых формах аттестации школьников;
- воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышение успеваемости учащихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучение детей из различных социальных групп).
Необходимо помнить, что отчет директора школы ежегодный и должен отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период (см. схему).
В центре – как результат работы – достижения ученика.
- образовательные функции:
• преподавание/учение (развитие умений, знаний, способностей);
• социализация, профориентация учащихся; - административные функции:
• управление человеческими ресурсами;
• управление ресурсами функционирования;
• управление финансовыми средствами;
• информация, документация, внешние связи и партнерство.
Выбор показателей для анализа должен отражать все эти шесть функций.
Возможный вариант индикаторов для анализа
В предлагаемом варианте (см. табл.) не приводятся очевидные показатели: статус школы, наличие лицензии, устава, аккредитации, наличие попечительского совета (он может быть, но не работает) и др., которые войдут в доклад в рамах общей характеристики школы.
Данный набор индикаторов не является обязательным или единственным. Для доклада выбираются те показатели, которые, по мнению директора или учредителя, представляют интерес для адресата и соответствуют условиям функционирования данного учебного заведения. Часть показателей может не использоваться в докладе, но может лечь в основу внутришкольного мониторинга как информационного обеспечения принятия решений. Другие показатели могут быть использованы при отчете директора или учредителя.
Публикуется по изданию:
Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л.. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. – М.: Аспект Пресс, 2006.
Читайте также: