План урока по народному танцу экзерсис у станка
Обновлено: 02.07.2024
Состав учебной группы:
На уроке присутствовало 9 человек.
Цель урока: Закрепление дробных движений.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания умений и навыки, полученные на предыдущих уроках.
Развивающие:
- развитие физических данных: суставно – связочного аппарата, пластичноси силу мышц и вытянутость ног.
- развитие координации движений;
- развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивость интереса к народно- сценическому танцу;
- формирование навыков коллективной творческой работы;
- формирование эстетического восприятия.
Тип урока – обобщающий.
Форма урока – групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, игровой.
Материально- техническое обеспечение занятия: хореографический зал с зеркалами, аккордеон.
Вводная часть урока (3-5 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- обозначение темы и цели урока.
Основная часть урока (45 мин.)
- разминка по кругу;
- экзерсис у станка;
- положение рук на середине зала;
- закрепление дробных движений на середине зала;
- шаги, дробные выстукивание Я по диагонали.
Заключительная часть урока (10 мин.)
- подведение итогов работы на уроке;
(на видео представлен фрагмент урока)
Вводная часть (3-5 мин): вход обучающихся в танцевальный зал, построение по линиям, поклон.
Вступительное слово учителя: обозначается тема и цель занятия.
Основная часть (45 мин)
- упражнения на разогрев стопы (простой ход с носка, ходьба на полупальцах, пятках);
-бег (подскоки, поднимание колен наверх, назад, в сторону, галоп, полька);
- приседание по 6 позиции с вытянутыми руками вперед;
Экзерсис у станка(35 мин):
1. Demi grand plie (полуприседания и большие приседаниямуз. раз. - 3/4, 2/4.) по I , II , V позициям, а также по I прямой позиции.
3. Battement tendu jete (маленькие броски – муз. раз.- 2/4 ).
6. Flic - flac ( мазок от себя к себе муз. раз.- 2/4).
7. Releve lent на 90 0 с сокращением стопы ( муз. раз.- 4/4).
8. Grand battement jete (большие броски муз. раз.- 2/4).
Упражнения на середине зала
1. Открывание и закрывание рук из подготовительного положения в 4-ю
позицию (через 1-ю и 2-ю позиции); два положения кисти на талии:
2. Елочка в сторону с plie и без plie в повороте на двух ногах;
3. Гармошка из стороны в сторону с sur le cou - de - pied в повороте;
- назад (с поворотом на 1800);
5. Простая дробь с притопами:- одинарные, двойные, тройные;
6. Двойная дробь с проскальзыванием;
7. Двойная дробь с ключом;
8. Дробная комбинация.
Народно- сценические шаги и дроби по диагонали
Шаг с носка с продвижением вперед;
Переменный шаг с носка;
Хороводный ход на полупальцах;
Хороводный ход на полупальцах с захлестом назад;
Хороводный ход с уколом назад;
Приставной шаг с ударом всей стопы;
Одинарная дробь с двойным ударом каблуком;
Двойная дробь в продвижении вперед;
Заключительная часть
Подведение итога урока. Выставление оценок. Поклон (2 мин).
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)
Также вас может заинтересовать
Войти на сайт
Войти через социальную сеть
Свидетельство участника образовательного сообщества
Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Подготовил: педагог дополнительного образования
Калашникова Елена Анатольевна
2. Цели и задачи мастер – класса:
Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца.
Развивающая: Развитие интереса к традиционной танцевальной культуре русского народа, изучение традиционных движений русского танца
Воспитательная: - Формирование художественного и эстетического вкуса.
3. Методы и приемы : объяснение, демонстрация презентации и анализ ее содержания, практическая работа.
4.Содержание занятия мастер – класса по этапам .
I. Формирование умений.
Русский танец - это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии. Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период , в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления.
XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др. И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы. Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, ланце и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.
Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором десятилетии XX века. Это период начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства. Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы. Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме.
Основы хореографического языка, лексики народного танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гормонию образа, действия и чувства.
Вот, коротко раскрыв специфику движений русского танца, мы приступаем к изучению практического материала – традиционных народной хореографии.
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В РУССКОМ ТАНЦЕ
Руки скрещены на груди. У девушек руки или приближены к корпусу, или чуть отведены, правая рука находится под левой рукой, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук. У юношей руки от корпуса отведены, локти направлены вперед, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, выше локтя.
3-е положение (женское)
Обе руки подняты невысоко в стороны и находятся между исходной и 2-й позицией, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед. Иногда девушка в правой руке держит платочек.
4-е положение (женское)
Правая рука, согнутая в локте, поднята от локтя вверх, локоть от корпуса отведен в сторону и направлен вниз, кисть, повернутая ладонью к зрителю, находится чуть выше правого плеча, пальцы согнуты и опущены к ладони. Левая рука свободно опущена вниз и от корпуса отведена.
- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;
- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;
- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;
- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;
- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.
Теория и методика исполнения движений первого года обучения
1. Экзерсис у станка.
Предлагаются следующие упражнения: полуприседания и глубокие приседания (demi plie и grand plie). Приседание – важный раздел занятий у станка, поскольку развивают мягкость, эластичность движения, в коленном, тазобедренном, голеностопном суставах и суставах стоп, способствуют развитию прыжка.
В 1 семестре полуприседание и глубокие приседания исполняются по 1, 2, 3, 5-й позициям о всех возможных вариантах. Музыкальный размер 3/4, 4/4.
2. Battement tendus (носок, каблук).
Упражнение на развитие подвижности стопы исполняется в характере русского танца. Исходное положение – 3-я или 5-я позиции. Музыкальный размер 2/4. После проучивания данного упражнения в чистом виде добавляются следующие разновидности:
Полуприседания на обеих ногах в момент возврата работающей ноги в исходную позицию.
Полуприседания в момент перевода работающей ноги с носка на ребро каблука.
Battement tendus с отделением пятки опорной ноги.
3. Каблучные упражнения.
Вынесение ноги на каблук крестом с работой пятки опорной ноги. Исходное положение – 3-я позиция. Исполняется в характере русского (или иного) танца. Музыкальный размер 2/4. Выполняется на полуприседании, не поднимаясь в рост. Упражнения 2 и 3 могут комбинироваться.
4. Flic-flac.
Упражнение с ненапряженной стопой. Исходное положение – 3-я позиция. Музыкальный размер 2/4.
Сценический вид. Исходное положение – 3-я позиция (правая нога сзади левой ноги).
Исходное положение – 3-я позиция. Музыкальный размер 2/4. Исполняется в характере русского (венгерского, матросского) танца.
Проучиваются следующие виды упражнений:
Упражнение с подъемом вверх работающей ноги и с одновременным полуприседанием на опорной ноге.
Упражнение с подниманием на полупальцы опорной ноги одновременно с подъемом вверх работающей ноги.
Перевод согнутой ноги то вперед, то назад в сочетании с двумя пристукиваниями.
Закрытый и открытый разворот ноги, согнутой в колене, опуская то в 6-ю, то в 3-ю позицию.
6. Дробные выстукивания в характере русского танца.
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – 6-я позиция.
Проучиваются следующие виды дробных выстукиваний:
Дробные выстукивания всей ступней;
На всей ступне в сочетании с двумя ритмами – восьмыми и шестнадцатыми. Упражнение занимает 2 такта;
На всей ступне в сочетании с двойным ударом в пол одной ногой;
Пятко - носковая дробь. Исходное положение – 3-я позиция;
Удары с поворотом стопы по 6-й и 3-й позициям;
Удары с переносом стопы по 3-й позиции.
7. Battement fondus.
Низкие и высокие развороты ноги. Исходное положение – 3-я (5-я) позиция. Музыкальный размер 3/4, 4/4 (2/4). Проучиваются 2 вида:
1-й вид – низкое fondu (45 о ).
2-й вид – высокое fondu (90 о ).
8. Rond – круг ногой по полу.
На первом году проучиваются два вида:
круг ногой по полу носком работающей ноги. Исходное положение 3-я (5-я) позиция ног. Музыкальный размер ¾.
Круг ногой по полу пяткой рабочей ноги. Исходное положение – 3-я (5-я) позиция. Музыкальный размер ¾.
9. Battement developpes – раскрывание ноги на 90 о .
Проучиваются следующие упражнения:
Раскрывание ноги на 90 о . Исходное положение – 3-я или 5-я позиция. Музыкальный размер 4/4;
То же упражнение с последующим ударом пятки опорной ноги. Исходное положение и музыкальный размер – те же;
Раскрывание ноги на 90 о , не фиксируя ее в позиции, а проходя через нее. Исходное положение и музыкальный размер те же;
Раскрывание ноги на 90 о с опусканием на колено. Исходное положение – 4-я позиция на носке сзади. Музыкальный размер 4/4.
10. Pas tortilles – зигзаги.
На первом году обучения проучиваются 2 вида:
Одинарный поворот стопы. Мягкий музыкальный размер 2/4. Исполнение мягкое. Легатированное.
Одинарный поворот стопы (резкий) с ударом работающей стопы. Музыкальный размер 2/4. Данные упражнения используются в танцах русского, венгерского характерах.
11. Grand battements – большие броски. Выполняются следующие виды:
Большие броски с переступанием на работающую ногу (с tombe). Исходное положение – 3-я (5-я) позиция. Музыкальный размер 2/4, 4/4;
Большие броски в позицию в одном направлении или крестом. Подъем, может быть вытянут или сокращен.
12. Присядки.
Присядки выполняются только мужским составом, лицом к станку.
Присядки с вынесением ноги в сторону. Исходное положение 1-я позиция. Музыкальный размер 2/4 в характере русского танца;
Присядка – разножка во 2-ю позицию на ребро каблука;
Присядки со вскакиванием на носки и переводом на каблуки.
Занятия на середине зала. Простейшие тренировочные движения на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие танцевальные комбинации на материале русского, украинского и др. танцев.
Переменный дробный ход.
Дробный боковой ход.
Мелкий дробный ход с каблука.
Дробный ход с ударом каблука и подушечкой стопы.
Ход с подскоком и ударами каблуком и всей ступней об пол.
Дробь в сочетании с подскоком на опорной ноге.
Тройная хлопушка с притопом.
Хлопушка по голенищу сапога выдвинутой вперед ноги.
Хлопушка по ноге, поднятой назад.
Поворот с хлопушками.
Хлопки и хлопушки в чередовании с шагами.
Хлопушки по голенищам сапог скрещенных ног.
Перескоки с хлопушками.
Ключ с хлопушкой.
Движения на месте:
Присядка с выбрасыванием ноги вперед.
Боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону.
Присядка-разножка на 2-ю позицию.
Присядка с выскакиванием на носки и перескоком на каблуки.
Присядка-разножка в 4-ю позицию.
Присядка с ковырялочкой.
Присядка с ударом ладонью по голенищу сапога.
Ползунок (1-й, 2-й, 3-й вид):
1-й с выносом ноги вперед на носок
2-й вперед на каблук
3-й из стороны в сторону
II. Подведение итогов.
Вот, мы с вами и познакомились с историей возникновения русского народного танца и со спецификой исполнения движений у станка и на середине зала.
Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов.
Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.
Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Тема: “ЭКЗЕРСИС НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА У СТАНКА”
Цель:– воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Опираясь на основную цель закономерно конкретизируется блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала.
Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.
Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных на первом этапе, в понимании и овладении искусством танца.
Развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии, обогащение из представлений об искусстве вообще. Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).
Развитие физических данных (выворотности, гибкости, координации движений, устойчивости)
Развитие музыкальности, ритмичности, артистичности, эмоциональной выразительности
Методы обучения: Словесный, объяснительно-показательный,
Гусев Г.П. “Методика преподавания народного танца. Этюды”
Ерохина О.В. “Школа танцев для детей”
Пуртова Т.В. “Учите детей танцевать”
Структурное звено урока:
I. Подготовительная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Виды деятельности учащихся
Первая часть урока
- Припадание в украинском характере
- Бег с переступанием
Вторая часть урока
- Demi plie в испанском характере
- Battements tendus молдавском характере
- Battements tendus jete испанском характере
- Ronds de jambe par terre венгерском характере
- Battements fondues в украинском характере
- Pu torte в русском характере
- Выстукивание в русском характере
- Flig-fluc в цыганском в русском характере - Веревочка в татарском характере
Занятие поможет формировать специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства, будетпособствовать развитию творческих начал и духовной культуры через соприкосновение с миром музыки и танца.
Князева Маргарита Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дома детского творчества, г. Новый Уренгой
Описание разработки
Цель: учебно - познавательная:
- закрепление знаний и умений по разделам: народный экзерсис у станка и на середине, постановочная и репетиционная работа;
- обобщение знаний по основам русского и белорусского танцев.
- стремление к выразительности исполнения движений и танцевальных комбинаций;
- умение анализировать форму и содержание музыкального произведения;
- точные позиции и движения рук в народных танцах;
Задачи: формировать специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства. Способствовать развитию творческих начал и духовной культуры через соприкосновение с миром музыки и танца.
Методы обучения: словесный, объяснительно – показательный, практический.
Форма занятия: коллективная работа.
Музыкальное сопровождение: баян, магнитофон.
Оборудование: - танцевальный зал, - станок.
Ход урока
- Организация воспитанников на занятие.
- Поклон
- Разминка на середине зала, двигаясь по кругу.
Выполняются элементы русского танца, пройденные на предыдущих занятиях:
- demi plie, grand plie в комбинации с por de bra, по I, II, III позициям музыкальный размер 3/4 выполняются движения в характере русского танца.
- battements tendus с переходом на работающую ногу муз. размер 2/4 выполняется движение в характере финского танца танца.
- каблучное упражнение по III, VI позициям муз. размер2/4 выполняются движения в характере татарского танца
- ronde jambe parterre круговое скольжение по полу носком работающей ноги, ребром каблука с остановкой в сторону.
муз. размер 2/4 выполняется движение в характере молдавского танца.
- battements fondues полуприседание на опорной ноге с последующим подъемом на полупальцы в координации с движением руки.
муз. размер ¾ выполняется движение в характере украинского танца.
- дробные выстукивания в характере русского танца муз. размер 2/4
- battement developpe с ударами каблука опорной ноги муз. размер 4/4 выполняется движение в характере венгерского танца.
- grands battements выполняется на всей стопе, с подъемом на полупальцы, с полуприседанием на опорной ноге, с опусканием ноги на пятку, большие броски с переступанием на работающею ногу и наклонами корпуса.
муз. размер 4/4 выполняются движения в характере русского танца.
- растяжка у станка, выполняется в прямом положении в полном приседании на опорной ноге с перегибами корпуса.
5. Середина
Элементы русского народного танца
Шаги – простой в сочетании с движениями рук, переменный, переменный с притопом, переменный с каблука – с подбивкой (мужской), шаг с переступанием (женский), боковой ход.
Бег с откидыванием согнутых ног назад, бег с соскоком
Притопы – одинарный, с тройным притопом
Дроби – дробная дорожка, дробь с подскоком, тройные поочередные выстукивания в три ножки, синхронное исполнение дробей,
Простой ключ, одинарный ключ, двойной ключ ( сложный).
Припадания – по III свободной позиции без подъема на полупальцы, по III свободной позиции с подъемом на полупальцы.
Хлопушки – одинарные хлопки и удары фиксирующие.
- Одинарные хлопки и удары – скользящие.
- Двойные хлопки и удары – скользящие.
- Тройные хлопки и удары – скользящие.
Присядки – с открыванием ноги на ребро каблука,
- с открыванием ноги на воздух,
Вынос ноги в сторону поочередно на каблук с наклоном корпуса
. Вращения – на полупальцах, блинчики, шагами с подниманием колена.
- вертушка, вращение с дробью, вращение на месте с
Элементы белорусского танца.
1. Обе руки подняты в сторону II поз. , локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх:
2. Обе руки лежат на талии тыльной стороной:
3. Обе руки скрещены перед грудью:
4. Обе руки держат фартук; руки слегка отведены от корпуса, локти свободны( женское положение):
5. Обе руки, согнутые в локтях, от локтя до кисти лежат сзади на талии тыльной стороной( мужское положение).
2) Боковой скользящий ход.
Повороты с отбросом ноги.
Притопы в три удара.
Постановочная и репетиционная работа
2. Разучивание движений к венгерскому танцу.
Подведение итогов урока.
Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, всесторонне овладевать разнообразной и виртуозной техникой народно – сценического танца, не останавливаясь на достигнутом.
Автор: Аристова Ольга Александровна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МКУДО "Старомайнская детская школа искусств"
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна
Наименование материала: Конспект открытого урока по народно-сценическому танцу.
Тема: "Экзерсис у станка и на середине зала".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение
По предмету Народно-сценический танец
4-5 год обучения
Время проведения 15:50-16:30.
Урок разработала и провела
Преподаватель хореографического отделения
Старая Майна 2019 г.
Конспект занятия.
Преподаватель – Аристова Ольга Александровна.
Время проведения – 15:50 – 16:30.
Предмет – Народно – сценический танец.
- Создание условий для воспитания у детей интереса и любви к
русскому народному танцу.
- овладение методикой исполнения комбинированных движений у станка и на
середине зала, а также терминологией элементов народного танца;
- умение сопоставлять и сравнивать технику исполнения движений;
- разучить этюд с использованием разученного ранее материала;
Развивающие:
- развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль
исполнения танцевальных элементов;
межличностного общения в танце через взаимодействие с партнером;
- развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;
- привить любовь и устойчивый интерес к народному танцу;
- повышать исполнительский уровень обучающихся, культуру движения.
Оборудование и материалы – специально оборудованный класс для занятий
хореографией, станки, зеркала, план урока, аудио записи.
Подготовительная
– включает в себя вход учащихся в зал,
Основная часть – включает в себя русские народные ходы по кругу,
бег, галоп. Экзерсис у станка. Этюд на середине зала.
Заключительная часть – подведение итогов урока.
Подготовительная часть (7 минут).
русский народный поклон – приветствие, объявление темы и цели
Основная часть (28 минут).
Русские народные ходы по кругу.
Экзерсис у станка.
- Demi и grand plié.
- Battement tendus и Battement tendus jetes.
- Grand battement jetes.
Экзерсис на середине зала.
Заключительная часть (5 минут).
Наш урок подошёл к концу. Пожалуйста поклон. И под музыку учащиеся
АНАЛИЗ УРОКА.
Общие сведения об уроке:
Аристова О.А. провела открытый урок по предмету: Народно-сценический
танец 4-5 год обучения хореографического отделения.
Дата проведения – 22.11.2016 г.
Время проведения – 15:50 – 16:30.
Тип урока – повторение, закрепление изученного материала.
Форма работы – групповая.
Структура урока: урок состоит из 3 частей:
Подготовительная
– включает в себя вход учащихся в зал,
Основная часть – включает в себя русские народные ходы по кругу,
бег, галоп. Экзерсис у станка. Этюд на середине зала.
Заключительная часть – подведение итогов урока.
урока. Урок был начат точно по расписанию 15:50, закончился в
16:30. Учащиеся к уроку готовы: пришли во время, опрятно одеты, в мягкой
обуви, с дневниками.
Оборудование
хореографией, станки, зеркала, план урока, аудио записи.
Содержание урока. На уроке была проведена разминка, включающая в себя
русские народные ходы, бег, галоп. Экзерсис у станка. Этюд на середине зала.
В конце урока были подведены итоги, выставлены оценки.
Методическая сторона урока. Учебный материал используемый на уроке
точно соответствует учебной программе и календарно-тематическому плану.
Поведение учащихся на уроке. Учащиеся активно выполняли задания.
Подготовка учителя к уроку.
Учитель к уроку готов. В наличии был план
урока, подготовлен музыкальный материал.
Выполнение плана урока. План урока выполнен.
Достижение поставленной цели. Цель была достигнута.
Выводы по уроку. В целом урок прошёл хорошо, в рабочем темпе. Учащиеся
Читайте также: