Бережливый детский сад проект нижний новгород

Обновлено: 15.05.2024

Технологию 5 S в мире называют мягкой технологией перехода в бережливое производство. Сегодня 5S – это визитка успешной компании. Инструменты технологии не рассчитаны только на управление промышленным производством.

Сама идея предполагает качественное изменение мышления работника, если хотите появление производственной философии.

И поэтому руководители современных компаний, независимо от сферы производства адаптируют ее под условия, которые имеют.

Проект реализуется в промышленности, здравоохранении, образовании, социальной защите, государственном управлении и сельском хозяйстве.

Объективности ради, нужно отметить, что сама идея концепции не новая. Идеи управления производственными процессами были предложены еще в конце19 века в Америке, а в России в 1911году ученым Богдановым были описаны принципы научного менеджмента и на их основе в Советском союзе была внедрена система НОТ (научная организация труда).

Время не стоит на месте, условия труда, образ мышления и отношение к производственному процессу менялись и уже более усовершенствованная комплексная методика организации рабочего пространства была

предложена и внедрилась на заводе Toyota Motor японским инженером Тайити Оно.

Популярность японской системы объясняется простотой её принципов и отсутствием значительных затрат.

- СЭИРИ : Сортировка

- СЭИТОН : Соблюдение порядка

- СЭИСО : Содержание в чистоте

- СЭИКЭЦУ : Стандартизация

- СИЦУКЭ : Совершенствование

Перед каждым работником ставится одна задача – максимально оптимизировать свою часть деятельности, которая является составляющей общего трудового процесса:

1. Отсортировать ежедневные предметы по степени их небходимости

2. Рационально разместить объекты в рабочей зоне, обеспечив безопасный и удобный доступ и понятное хранение

3.Содержать в чистоте и исправности помещения и оборудование

4. Обозначить местоположение объектов и опасные зоны.

5. Разработать краткие инструкции и памятки, предостережения и важные указания.

6. Своевременно анализировать позитивные изменения. Своевременно вносить изменения, контролировать и поддерживать достигнутые показатели.

Согласитесь, данные принципы уместны и даже необходимы в любом производстве. А вот то, насколько они будут модернизированы, зависит от специфики конкретного производства.

Обсудив инновационную технологию и оценив ее достоинства, коллектив принял для себя решение – многие инструменты этой технологии нам необходимы. Было решено задействовать в процессе оптимизации все субъекты образовательного процесса ДОУ.

Мы создали пять субъекториентированных проектных групп, задачами которых стало проведения анализа процессов и выявление проблем с ними связанных. Каждая группа выбрала для себя стимулирующий девиз.

Любая инновационная деятельность сопровождается регламентом, созданием нормативно-правовой и распорядительной документацией, ведением мониторинга и анализа. Сегодня, во многих регионах России при муниципалитетах и институтах развития образования уже созданы команды, которые помогут желающим организациям реализовать БТ и грамотно оформить этот процесс. В этом вопросе огромную поддержку нашему детскому саду оказали специалисты Департамента образования города Дзержинска и фабрика бережливых технологий Нижегородского института развития образования, которые обеспечили грамотное методическое руководство внедрения технологии 5 S. На последних слайдах презентации вы увидите пособие, которым мы руководствовались.

Направления и задачи, обозначенные на экране – ориентир для любого образовательного учреждения.

Нас в свою очередь заинтересовали оптимизационные ресурсы технологии 5S и мы решили применить эту технологию у себя.

В 2020 году команда ДОО стала участником областного конкурса лучших практик внедрения бережливых технологий в образовательных организациях Нижегогодской области и лауреатом I степени муниципального этапа вышеназванного конкурса.



Работа в данном направлении продолжается и этом разделе мы будем публиковать идеи наших коллег, успешно реализующих "бережливые технологии"в ДОО.

Презентация применения "Бережливых идей" , Педагог-психолог Галактионова Елена Александровна

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии.

Заказчики процесса — родители (законные представители) Периметр проекта — Мун.

Ключевой риск: Не рациональный расход времени родителей (законных представите.

Ключевой риск: Не рациональный расход времени родителей (законных представителей) и посетителей ДОУ при поиске нужного помещения и специалиста Проблемы: Отсутствуют указатели направления движения Не размечено направление открывания дверей Отсутствует схема передвижения по первому и второму этажу ДОУ Не на всех кабинетах имеются знаки дополнительной информации (таблички, обозначающие кабинет) Целевые ориентиры 1. Уменьшение времени у родителей (законных представителей) и посетителей при поиске нужных помещений ДОУ 2. Улучшение эмоционального психологического состояния детей и родителей (законных представителей) Обоснование выбора

1. Старт проекта — 01.10. 2019г. 2. Диагностика и определение целевого состоя.

1. Старт проекта — 01.10. 2019г. 2. Диагностика и определение целевого состояния — до 08.10.2019г. разработка карты текущего состояния — 07.10.2019г. разработка карты целевого состояния — 08.10.2019г. 3.Внедрение улучшений — до 14.11.2019г. совещание по защите подходов внедрения — 01.11.2019г. 3. Закрепление результатов и закрытие проектов —15.11.2019г. -29.11.2019г. 4. Завершающее совещание – 29.11.2019г. Ключевые события проекта

Проблемы и пути их решения № п/п Проблема Коренная причина Способ решения про.

Проблемы и пути их решения № п/п Проблема Коренная причина Способ решения проблемы (устранения коренной причины) 1. Затрата лишнего времени у родителей и посетителей ДОУ в поиске нужного помещения Отсутствуют указатели направления движения по ДОУ Размещение в фойе ДОУ указателей направления движения с использованием сказочных героев 2. Родители, дети и посетители затрудняются в выборе правильного направления открывания дверей в ДОУ Не размечено направление открывания дверей Изготовление и размещение наклеек с обозначениями направления открывания дверей 3. Затрата лишнего времени у родителей и посетителей ДОУ при ориентации внутри ДОУ Отсутствует схема передвижения по первому и второму этажу ДОУ - Разработка навигационного плана - схемы - Поиск фирмы – изготовителя плана – схемы и указателей движения по ДОУ - Работа с фирмой – изготовителем - Размещение навигационного плана – схемы в фойе ДОУ 4. Затрата лишнего времени у родителей и посетителей ДОУ при поиске нужного кабинета (помещения) Не на всех кабинетах имеются знаки дополнительной информации (таблички, обозначающие кабинет) - Поиск фирмы – изготовителя табличек - Работа с фирмой – изготовителем - Размещение табличек на кабинетах и помещениях

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА № п/п Наименова.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА № п/п Наименование мероприятий Срок реализации Ожидаемый результат Ответственный исполнитель 1. Старт проекта. Создание рабочей группы Диагностика и определение целевого состояния 1.10.2019г.- 8.10.2019г. Формирование команды единомышленников. Разработка карты текущего состояния и карты целевого состояния Сигунькова С.И. 2. - Разработка навигационного плана - схемы -Выбор изображений сказочных героев 9.10.2019г.- 11.10.2019г Разработка схемы визуализации и навигации Сигунькова С.И. Радаева О.В. 3 -Выбор качественного и эстетически привлекательного материала для изготовления навигационного материала, табличек, указателей. - Поиск фирмы – изготовителя 14.10.2019г- 16.10.2019г Налажен контакт с фирмой изготовителем Нехорошева Н.Н. 4 Работа с фирмой - изготовителем 16.10.2019г- 28.10.2019г. Изготовление фирмой навигационных планов-схем, сказочных героев с указателями, табличек на помещения Нехорошева Н.Н. Нехорошева Н.Н. 5 Совещание по защите подходов внедрения бережливых технологий 1.11. 2019г. Подходы внедрения бережливых технологий защищены Сигунькова С.И., Радаева О.В. 6. Внедрение улучшений: - размещение навигационного плана – схемы ДОУ, указателей в виде сказочных героев - оформление и размещение карточек направления открывания дверей - прикрепление на двери табличек с названием кабинетов, помещений ДОУ 29.10. 11. 2019г- 14.11.2019г - Наличие навигационного плана – схемы в фойе ДОУ - размещение указателей в виде сказочных героев - наличие на дверях ДОУ указателей направления открывания дверей - прикрепление табличек на кабинеты и помещения ДОУ Сигунькова С.И., Радаева О.В. 7. Закрепление результатов и закрытие проекта 15.11.2019г-29.11.2019г - Обеспечение экономии времени родителей (законных представителей) и посетителей при передвижении по ДОУ. - Улучшение эмоциональное и психологическое состояния детей и родителей (законных представителей) Нехорошева Н.Н. СигуньковаС..И. 8. Завершающее совещание 29.11.2019г Проект реализован

Бережливое производство внедряется повсюду. Не только на промышленных предприятиях, но также в правительстве, медицинских и образовательных учреждениях, и даже детском саду может развиваться бережливая философия. Например, в православном детском саду имени преподобного Сергия Радонежского города Арзамаса, в котором с 2018 года активно адаптируют и внедряют элементы бережливых технологий.

Бережливый православный детский сад в Арзамасе

Фото: из видео Нижегородского телеканала Время Н.

Подробнее об участии в следующем видео.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий на презентации проекта бережливого производства в православном детском саду имени преподобного Сергия Радонежского города Арзамаса.

Фото: православный детский сад имени преподобного Сергия Радонежского города Арзамаса

А уже в 2019 году детский сад занял первое место в конкурсе лучших практик внедрения бережливых технологий, который проводился среди 83 дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования Нижегородской области.


В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, решение которых делает очевидным такое управление, которое обеспечивало бы их адаптацию к динамично меняющейся окружающей среде.

Сегодня в ведущих отраслях экономики реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий.

В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательной организации является оптимизация внутренних процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.

Бережливые технологии в ДОУ - это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.

Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.

Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:

- Эффективной реализации федеральных государственных стандартов

- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,

- повышению качества образования,

- обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,

- сокращению временных и финансовых потерь,

- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,

- развитию образовательной организации.

Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящиеся в атмосфере бережливой среды и формирующиеся в ней как личность, приобщатся к культуре бережливого производства и усвоят бережливый стиль мышления и образа жизни.

Для практики деятельности образовательной организации типичными являются следующие виды потерь:

1. Запасы: устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела.

2. Дефекты: ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции.

3. Перепроизводство: лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов в электронном и бумажном виде, изготовление лишних копий документов.

4. Излишняя сложность процессов, лишние шаги процессов: нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций.

5. Ожидание: длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры.

6. Лишнее передвижение: непрофильная работа (за обслуживающий персонал), передача информации на следующий этап вручную.

Ликвидировать эти потери в деятельности образовательной организации можно, используя методы и инструменты бережливого производства.

Работа по внедрению бережливых технологий в ДОУ строится из нескольких этапов:

1. Приказом руководителя создана рабочая группа по внедрению методов и инструментов бережливого производства в практику деятельности, определены ее полномочия и цели работы.

2. Рабочая группа определила процессы, которые нуждаются в улучшении, выявила основные проблемы, отобрала процессы, которые будут оптимизированы.

3. Составлен план-график мероприятий по внедрению бережливых технологий в ДОУ, где указываются оптимизационные проекты (не менее 2-х в год).

4. Для каждого реализуемого проекта создана проектная группа, в состав которой входят те сотрудники, которые являются участниками проекта и хорошо знают его особенности.

Наименование проекта, состав проектной группы, сроки реализации проекта закрепляются приказом руководителя ДОУ.

5. В ходе реализации каждого проекта проектная группа оценивает текущее состояние процесса, составляет карту целевого состояния процесса, разрабатывает план мероприятий по достижению целевых показателей проекта. Проходит совещание по защите подходов внедрения улучшений.


Оптимизация процесса приёма на работу в ДОУ сотрудника


Оптимизация процесса подготовки и размещения информации на сайте организации


Оптимизация процесса "Стандартизация процесса сбора и подготовки меню"


Оптимизация процесса выбора самостоятельной деятельности

Читайте также: