План урока по мхк 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Возрождение в Италии. Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения.

Образ площади и улицы в живописи.

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти.

Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

Венецианская школа живописи.

Северное Возрождение. Особенности Северного Возрождения.

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

Светский характер Возрождения во Франции.

Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.

Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир.

II. Художественная культура XVII века. (5 часов)

Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра.

Специфика русского барокко.

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.

Классицизм. Искусство классицизма.

III. Художественная культура XVIII — первой половины XIX века (8часов)

Рококо. Истоки рококо в живописи.

Неоклассицизм, ампир. Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн.

Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге.

Имперский стиль в архитектуре.

Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи.

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка.

Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт.

IV. Художественная культура второй половины XIX – начала XX века. (7 часов)

Реализм. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе.

Направления в развитии русской музыки.

Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский.

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм. Основные черты импрессионизма в живописи.

Символизм в живописи.

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.

Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи.

V. Художественная культура XX века. (6 часов)

Модернизм. Модернизм в живописи. Новое видение красоты.

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм.

Синтез в искусстве XX века.

Стилистическая разнородность музыки XX века.

Обобщающий, итоговый урок.

Учитель МХК ______________ /Жарова И.Н./

ГБОУ СОШ № 1909 имени Героя Советского Союза А.К. Новикова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Поурочное планирование „Deutsch“ Klasse 5 (авторы И. Л. Бим, Л. И. Рыжова) 4 год обучения, нашла её в интернете переделывала под себя, переводила, редактировала.

Поурочное планирование 1 класс Новые стандарты.

ПланированиеI, II четверть, IIIчетверть.

Методическая разработка (поурочное планирование 3 класс )

Методическая разработка. Поурочное планирование уроков информатики в 3 классе.


Поурочное планирование 8 класс Мордкович 4ч в неделю

Алгебра, 8 класс4 часа в неделю, всего 136 часов Учебник: А.Г.Мордкович, Алгебра 8 Москва, Мнемозина 2012.


Поурочное планирование 9 класс Мордкович 4ч в неделю

Алгебра 9 класс 4 часа в неделю, всего 136 часов Учебник: А.Г. Мордкович 9 класс в 2 ч. Москва, Мнемозина, 2011.


Поурочное планирование 10 класс (Кузовлев В.П.)

Поурочное планирование 10 класс (Кузовлев В.П.) составлено в соответствии с государственным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года, в соответствии Федераль.


Поурочное планирование 11 класс (Кузовлев В.П.)

Поурочное планирование 11 класс (Кузовлев В.П.) составлено в соответствии с государственным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года, в соответствии Федеральным ко.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по МХК для учителя и ученика.

  • Все 778
  • Уроки 169
  • Презентации 393
  • Тесты 85
  • Планирование 37
  • Мероприятия 32
  • Прочее 62

Нажмите, чтобы узнать подробности







Этот курс раскрывает перед учеников наиболее важные закономерности в развитии отечественной культуры.





Данная презентация создана в помощь учителю при подготовке к уроку Искусство по теме: "Храмовый синтез искусств. Урок 2".





В презентации рассказывается об искусстве Древней Греции, представлены памятники архитектуры и искусства.





Целевая аудитория: учащиеся 9-х классов Актуальность: изучение истории развития кинематографа. Среди множества искусств кино является наиболее массов.


Актуальность игры: Данный ресурс рассчитан на развитие интереса учащихся к искусству. Цели: проверить знания у учащихся об искусстве за период 2-х чет.


Цели на уроке: познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизай.

Специально для учителя МХК. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по МХК 9 класс.


Олимпиадные задания школьного этапа по искусству (МХК) 2017-2018 уч.г. 9 класс

Разное

Задания и ответы школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) 2017-2018 9 класс


Олимпиадные задания школьного этапа по искусству (МХК) 2019-2020 уч.г. 9 класс

Разное

Олимпиадные задания школьного этапа 2019-2020 уч.г. по МХК (искусству) 9 класс


Методическая разработка Компетентностно – ориентированного теста по МХК для учащихся 9 классов по теме «Виды.

Тесты

Компетентностно – ориентированный тест по МХК. Включает в себя спецификацию теста, задания. критерии оценки и бланк ответа для ученика.


ИНФОГРАФИКА. 5 вариантов

Разное

Информатика поможет ученикам узнать об истории создании памятников русского искусства.


Классный час "Самые известные театры России"

Классные часы

Знакомство с самыми известными театрами России


Стили в архитектуре

Презентации

Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному.


Разработка Урока "Архитектура Древней Греции"

Уроки

Цель урока: создать условия для деятельностного ознакомления учащихся с шедеврами древнегреческой архитектуры. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентации. Тип.


Художник Рембрандт

Презентации

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн - голландский художник, Живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить.


Художник "Клод Моне"

Презентации

В данной презентации представлена биография и творчество известного французского художника Клода Моне


Новые направления в искусстве 20 века

Презентации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX ВЕКА


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.



В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.
Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?
Ученики: На севере, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали природный Камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.
Учитель: Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы ученики выстраивают по впечатлениям от экскурсий).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.


три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.
Вопрос: Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?



Ученики: Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.



•Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
•Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
•Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?
Ученики: Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
Учитель: Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор.



Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависило, чаще всего, тоже от величины храмов.
Вопрос ученикам: Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?

Ученики: Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.





Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.



Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.



С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками.
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными". Иллюстрация картины Н.Рериха "Ярослав Мудрый".



Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.




Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию . И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.



О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!

Высоким горлом xлынь, горячий звон!
1985
Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.
Презентация 2 и 3 группы учащихся: Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.
Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.
Ученики 2 группа: Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой.



Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.
Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.




На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель". Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь"



Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.


Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли.



Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.


В 9 классе мы продолжаем знакомиться с традиционными и современными видами искусств. Но теперь в центре внимания окажутся синтетические искусства (театр, хореография, прежде всего балет, и опера), экранные (кинематограф, телевидение, видео и мультимедиа) и зрелищные (цирк и эстрада). У каждого из них свои особые законы и способы отражения жизни, свои средства художественной выразительности.



Читайте также: