План урока по мхк 11 класс

Обновлено: 04.07.2024

План-конспект урока по Мировой художественной культуре в 11 классе общеобразовательной школы. По программе А.Рапацкой.
Театр и киноискусство 20 века: Культурная дополняемость.
Обзор нескольких направлений в театральном искусстве -- новаторский театр Бертольда Брехта, "театр абсурда" Эжена Ионеску.
Кинематограф начала 20 века. Великие имена--Чарльз Спенсер Чаплин и другие.

Оценить 2652 0

Мировая художественная культура

ТЕМА: Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

1) образовательная: знать про особенности новаторского театра 20 столетия (Б. Брехт), театра абсурда (Э. Ионеску). Знать имена и наиболее яркие произведения кинорежиссеров.

2) развивающая: учить оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства, в частностипринципы развития киноискусства, его воздействия на массового зрителя.

Формировать умение логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.

3) воспитательная: формировать интерес к миру театра и кино, желание познавать.

ТИП УРОКА: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Театр 20 века.

2. Театры Б.Брехта и Э.Ионеску

3. Кинематограф 20 столетия

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний обучающихся:

Дайте короткий ответ на вопросы:

Что такое бит-группа? (молодёжные ансамбли в Англии начала 60х)

Найдите правильные соотношения в парах:

Эпиграф к уроку:

Актер скользит с небес. Из люка возникает.

Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет,

Затем, что каждый день он умирает вновь,

Теряя белую и золотую кровь…

И публика спешит уйти. В ней нет любви,

Одно желание – спастись от катастрофы…

А завтра снова день. Вставай, актер, живи!

А сердце подготовь для завтрашней Голгофы.

III . Постановка учебной задачи: Давно ли появился театр? Изменился ли его облик в 20 веке и если да, то почему?

Какие виды искусства повлияли на его развитие?

Мотивация и целеполагание учебной и познавательной деятельности обучающихся:

Читаем эпиграф к уроку. Что поможет нам найти ответы на поставленные вопросы? Обратимся к учебнику:

(Учебник стр. 284-285)

IV . Изучение нового материала.

КАТАРСИС - термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

2. В чем Б. Брехт противоречит Аристотелю?

3. Составьте фразы, которые не несут мысли.

Обобщение учителя к выступлениям и высказываниям учащихся.

Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь.

Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.

V . Те же проблемы пыталось решить и киноискусство.

Постановка учебной задачи

- В чем взаимная дополняемость театрального искусства и искусства кино? Какие проблемы решали творцы в 20 веке?

1. Сегодня очевидно, что киноискусство – это проявление нового художественного мышления, возникшего как результат инженерной мысли и средств выразительности всех существовавших ранее видов искусств, но прежде всего – театра. Впитав многовековой опыт лицедейства, кинематограф стал видом худ. культуры, существенно обогатив арсенал средств воздействия на массового зрителя.

- Что вы можете рассказать о немом кино?

- Почему Чарли Чаплина считают великим актером – гуманистом?

2. Невозможно охватить все значительные произведения кино 20 века. Напомним лишь некоторые вехи его стремительного развития. (короткие выступления обучающихся с ранее подготовленными презентациями):

- о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

VI . Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Вопрос: Как вы понимаете выражение: Эжен Ионеско – зачинатель абсурдизма во французской драматургии.

Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады, фильмов Ч.Чаплина, Б.Китона, братьев Маркс, античного и средневекового фарса. Типичный прием – нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы.

VII . Закрепление новых знаний и умений:

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Изменилось ли ваше представление о современном театре и кинематографе?

IX . Домашнее задание: На выбор 1. Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

3. Дома подготовить: Творческая работа по вопросам учебника (стр. 298 1-в №№ 2,3; 2-в №№ 5,7)

5. Составить рассказ о любимых актерах зарубежного кинематографа.

Использованные информационные материалы:

Использованные печатные источники:

Мировая художественная культура. 11 класс, в 2-х частях, 1 часть МХК (учебник)./Л.А.Рапацкая, - М.- Гуманитар. изд., центр ВЛАДОС, 2014, --384 с.: ил.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по МХК для учителя и ученика.

  • Все 778
  • Уроки 169
  • Презентации 393
  • Тесты 85
  • Планирование 37
  • Мероприятия 32
  • Прочее 62

Нажмите, чтобы узнать подробности


Презентация представляет причины возникновения и особенности барокко. Здесь же представлены иллюстрации произведений искусства эпохи барокко.



Данная презентация предназначена для урока МХК в 11 классе "Традиционные и нетрадиционные виды искусства".




В презентации демонстрируются живописные приемы Леонардо да Винчи, которые характерезуют его как новатора и художника эпохи ВВ. .


В работе анализируется творчество Б.Пастернака и И.Бродского на примере произведении, об.единенных общеи темои.




Презентация может быть использована на уроках МХК по темам, связанным с эпохой романтизма в Западной Европе.




внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 10-11 классов. цель - создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности.



Календарно-тематическое планирование для 11 класса. В нем имеются цели и задачи, рекомендации для каждого урока. В пленировании тема урока, содержание, домашние задание и дата проведения урока.






Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Художественная культура барокко

1. Организационный момент

Цель: Погружение в тему урока, эмоциональный настрой

Деятельность и вид деятельности учащихся

Деятельность учителя

Результат (базовый уровень)

Индивидуальная , слушают, ведут диалог, анализируют

Читает стихотворение английского поэта Джона Донна (17 век):

Так много новостей за 20 лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробиться.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Как это стихотворение характеризует 17 век?

Умеют: слушать, высказывать своё мнение

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (нет)

Цель: Закрепить пройденный материал, оценить знания учащихся и степень их готовности к уроку, выстроить логическую связь между темой прошлого урока и настоящего.

3. Изучение нового учебного материала

Цель: Выявить характерные особенности стиля, причины его возникновения.

Индивидуальная ,

ведут записи, составляют таблицу в тетради по материалу учебника

Рассказывает. Обращается к материалу учебника.

Диктует под запись:

Барокко – большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой художественной культуры . Стиль появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. В России черты барокко появились во второй половине 17 века, а его расцвет приходится на середину 18 века. В большей мере влияние барокко испытала русская литература, в меньшей – архитектура и живопись.

Каковы причины возникновения этого стиля?

1. Великие географические открытия изменяют карту мира.

2. Открытия в астрономии: Д.Бруно выдвинул концепцию о бесконечном множестве миров во Вселенной, И.Каперник сформулировал законы движения планет вокруг Солнца, Галилео Галилей в 1610 году изобрёл телескоп.

3. Антона ван Левенгук в 1673 году изобрёл микроскоп, что способствовало развитию микробиологии.

4. Появились новые философские течения.

Читает стихотворение А. Силезиуса

Знают: характерные особенности стиля барокко и причины его возникновения

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2 Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

9.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

Общая характеристика учебного предмета

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • -изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • - формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • - осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • - знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • - интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
  • Воспитательные цели задачи курса :
  • - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • - способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • - развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • - создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
  • Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Учебно-методические пособия для учителя

Количество недельных часов

Количество годовых часов

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2012

2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.

Специально для учителя МХК. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по МХК 11 класс.


Электронный тест по Мировой художественной культуре на тему: «Цитаты и высказывания великих и известных людей


Тесты

Электронный тест создан для проверки знании учащихся в области искусства и культуры. Предмет Мировая художественная культура. (10-11 классы)


Конспект урока МХК по теме: «Живопись романтизма"


Уроки

показать творчество знаменитых художников Западной Европы, проследить в их работах элементы романтизма, выявить основные темы и средства выразительнос


Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.


Презентации


ИЗО романтизма. Портрет


Презентации

Портрет романтизма– это состояние души, постижение внутреннего мира человека. В презентации представлены работы художников-романтиков:Кипренског


Аксиологическая основа казахских, русских и английских пословиц и поговорок как средство межкультурной коммуни


Разное

Сегодня активизировались процессы социализации молодежи в рамках межкультурной, или кросскультурной коммуникации. Ценностные ориентации нашли наиболее


Презентация "Композитор-романтик" к 220-летию со дня рождения Франца Петера Шуберта


Презентации

Фрранц Петер Шуберт - ― австрийский композитор, ― последователь венского классицизма, ― один из основоположников романтизма в музыке. ―создатель новы


Тест по МХК (промежуточный контроль). 11 класс.


Тесты

данный тест может быть использован для проведения промежуточного контроля учащихся 11 класса по МХК или Искусству.


Рабочая программа по МХК (11 класс)


Разное

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: