План урока по лексике

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока : обобщающий урок-путешествие.

Планируемые задачи :

1. Обучающая: совершенствовать умение работы со словарем; закрепить умение различать однозначные и многозначные слова, значения слов; закрепить умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы и отличать их друг от друга; находить прямое и переносное значение слов.

2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.

3. Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память,

Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке : групповая работа, индивидуальная работа.

• учебник по русскому языку для 5 класса (часть 1) под редакцией Шанского Н. М., авторы: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М. : Просвещение, 2012;

• карта путешествия по океану Лексика;

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок! Мы с вами отправимся в путешествие!

2. Определение темы урока.

Заранее, заранее все было решено!

Идем сегодня в плаванье, готовились давно.

Хотим проплыть уверенно по океану Слов.

К чему нам быть готовыми? –

У всех один вопрос.

Наш кок, матрос бывалый,

Бывал везде не раз.

Он объяснит нам что к чему.

И дружно мы идем к нему.

“Итак, - он начал свой рассказ, -

Плывем – а он им - РАЗ!

А тут как раз она плыла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – бах! Она им – ух!

Но тут как нас хватил испуг!

А он еще туды пошел,

Но ничего там не нашел!

Ох, испугались мы тогда – с!”

Ого! Вот это и рассказ!

Да, видно опыт перенять –

Что соли пуд крупинками считать!

Мы тоже ничего не поняли. Как вы думаете, почему?

Ученики: У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Учитель: А как называется наука, изучающая слова?

Ученики: Лексика.

Учитель: Правильно! И океан, в путешествие по которому мы сегодня отправимся, называется океаном Лексики. Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

3. Работа по теме урока.

Первая наша остановка - порт Мудрость. А в этом порту

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Ребята, а вы знаете, кто автор этих строк и из какого произведения они взяты?

Ученики: В словарях.

Учитель: Верно! А теперь кот просит нас, пользуюсь толковым словарем учебника (стр. 175, найти соответствия:

3) лексикон

4) изморось А) очень мелкий дождь

Б) запас слов и выражений

В) профессиональный наездник на скачках

Г) небольшая книжка

Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

Молодцы, ребята! С заданием справились! С толковым словарем работать умеете! А у кота для нас уже есть новые задания (Показ 4 слайда). Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…

Учитель: Правильно. А какие слова называются многозначными?

Ученики: Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Учитель: Верно! Земля – однозначное или многозначное слово? Докажите. Можете пользоваться толковым словарем учебника.

Ученики: Земля – это многозначное слово, т. к. имеет несколько лексических значений :

1. Планета Солнечной системы.

2. Суша (в отличие от водного пространства).

3. Почва, верхний слой нашей планеты, поверхность.

4. Страна, государство.

Учитель: (Показывает картинки, иллюстрирующие значения слова ЗЕМЛЯ). Правильно, ребята! Следующий вопрос: что такое прямое и переносное значение слова?

Ученики: Прямое значение слова – это его первичное, основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу.

Учитель: Ответ правильный. Молодцы. Смотрим следующее задание. Определите, в каком значении употреблено слово: в прямом или переносном.

1. Высокая (гора).

2. Высокое (положение).

Ученики: Высокая (гора) – прямое значение слова. Высокое (положение) – переносное значение слова.

Ученики: Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Учитель: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые…

Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Учитель: Антонимы – это слова одной и той же части речи…

Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Учитель: Замечательно! Молодцы! Теперь можем идти в гости к трем братьям. В первом домике живет Омоним. Он нам очень рад и приготовил для нас интересное задание, с которым, он уверен, что мы справимся (показ 6 слайда). Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский)

Ученики: Слова – омонимы: пеночка (пленка на остывшем молоке) – пеночка (птица); овсянка (каша) – овсянка (птица).

Учитель: Замечательно! Задание выполнили верно! Продолжаем путешествие. Что у нас впереди? (учитель обращает внимание учащихся на карту). Рифы Веселого настроения (показ 8 слайда).

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

И теперь с хорошим настроением прибываем на архипелаг знаний и умений (учитель обращает внимание учащихся на карту). В качестве закрепления пройденного материала я вам предлагаю выполнить небольшой тест (учитель раздает ученикам листы с тестовыми заданиями и чистые листы). Ребята, на чистых листах не забудьте написать свою фамилию. Можно приступать к работе. Времени на выполнение работы отводится 10 минут. Кто все выполнит, сдает свою работу мне на проверку (показ 9 слайда).

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера).

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть :

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Наш великий язык!

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

• Урок полезен, всё понятно.

• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

• Ещё придётся потрудиться.

• Да, трудно всё-таки учиться!

5. Домашнее задание.

Упражнение 375 (показ 12 слайда).

Прикреплённые файлы:

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.


Разработка позволит активизировать полученные знания о лексике, сформировать умения определять лексическое значение слов.

Описание разработки

Урок 1 Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Начало путешествия.

Цель урока:

- обогащать словарный запас учащихся;закреплять орфографические и пунктуационные навыки.

- воспитывать интерес к языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы и целей урока

3. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

— Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое космическое путешествие на планету Лекса! Вот у меня телеграмма от Совета старейшин, они приглашают нас к себе.

Таможенный досмотр! Пожалуйста, приготовьте документы.

Произведите фонетический разбор слов корабль, подъем, посадка.

(учащиеся выполняют разборы в тетрадях, 3 человека у доски)

— Все в порядке! Вы можете отправляться!

III. Объяснение нового материала

Учитель: Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение. Планета Лексика – это все слова языка. Чтобы ориентироваться в любом языке, нужно знать лексическое значение слов этого языка. Если ты затрудняешься, нужно заглянуть в Толковый словарь.

1. Наблюдение над языком

Но ведь слов так много, как же найти нужное? Все слова расположены в алфавитном порядке.

Задание: расставьте данные слова в алфавитном порядке и определите лексическое значение: лексика, словарь, флора, фауна, вокзал, сувенир.

2. Формулировка выводов

Вопросы для закрепления:

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

- Как найти нужное слово в толковом словаре?

Разработка уроков по русскому языку по теме Лексика

3. Чтение теоретического материала по учебнику

(Чтение определений в учебнике)

ІV. Первоначальное закрепление

Задание: определите, в каких значениях употреблено слово ставить.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном

(он растит такую рожь –

с головой в нее уйдешь).

Ставит фильмы режиссер

чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания. )

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте. )

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Система уроков по русскому языку

по теме "Лексика".

Использование игровых технологий


Урок 1 Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Начало путешествия.

Цель урока:

- обогащать словарный запас учащихся;закреплять орфографические и пунктуационные навыки.

- воспитывать интерес к языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями.

Организационный момент

Объявление темы и целей урока

Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

— Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое космическое путешествие на планету Лекса! Вот у меня телеграмма от Совета старейшин, они приглашают нас к себе.

Таможенный досмотр! Пожалуйста, приготовьте документы.

Произведите фонетический разбор слов корабль, подъем, посадка.

(учащиеся выполняют разборы в тетрадях, 3 человека у доски)

— Все в порядке! Вы можете отправляться!

III. Объяснение нового материала

Учитель: Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение. Планета Лексика – это все слова языка. Чтобы ориентироваться в любом языке, нужно знать лексическое значение слов этого языка. Если ты затрудняешься, нужно заглянуть в Толковый словарь.

1. Наблюдение над языком

Но ведь слов так много, как же найти нужное? Все слова расположены в алфавитном порядке.

Задание: расставьте данные слова в алфавитном порядке и определите лексическое значение: лексика, словарь, флора, фауна, вокзал, сувенир.

2. Формулировка выводов

Вопросы для закрепления:

-Что такое лексика?

-Что такое лексическое значение слова?

-Где можно узнать лексическое значение слова?

-Как найти нужное слово в толковом словаре?

3.Чтение теоретического материала по учебнику

(Чтение определений в учебнике)

ІV.Первоначальное закрепление

Задание: определите, в каких значениях употреблено слово ставить.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном

(он растит такую рожь –

с головой в нее уйдешь).

Ставит фильмы режиссер

чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

Физкультминутка.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

V. Формирование умений и навыков

Еще одно испытание. Запишите предложения и определите, какому слову в каком предложении соответствуют существительные планета, участок, суша, почва:

Мореплаватель увидел землю. Земля в наших краях плодородная. Колхоз обрабатывает новые земли на другом берегу реки. Земля вращается вокруг Солнца.

VI. Итог урока

Вопросы для закрепления:

- Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными?

-Как найти многозначные слова в толковом словаре?

VIІ. Домашнее задание:выписать из словаря лексические значения слова язык и составить предложения.

Урок 2. Прямое и переносное значение слова. Стихийное бедствие.

Цели: - познакомитьучащихся с прямым и переноснымлексическимзначением слова;

формироватьумение находить в тексте слова с переноснымзначением, употреблять в своей речи слова в переносномзначении;

вырабатыватьнавыкработы с орфограммой, пунктограммой;

воспитыватьлюбовь к слову, способствоватьразвитиючувстваюмора.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями.

Организационный момент

Объявление темы и целей урока

Проверка домашнего задания

Мотивция учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

На планету Лексика обрушилась стихия.

Запишите предложения:

На горизонте показалось черное облако, которое стремительно росло. Молнии метались в небе. Деревья наклонялись к земле и громко стонали. Стихия сметала все на своем пути. Дома, парки, памятники – все утонуло в черном облаке.

III. Объяснение нового материала

1. Наблюдение над языком

- Оказывается, так бушуют слова, употребляемые в переносном значении. Ребята, а знаете ли вы, что это за слова? Тогда послушайте. Когда мы говорим, например, идут люди – это выглядит вполне нормально. Людям даны ноги, они и идут. Но если мы скажем идут часы или идет дождь, то слово уже будет иметь не прямое, а переносное значение. Ведь ни у часов, ни у дождя нет ног. Понятно?

Запись на доске: железные гвозди, железное здоровье.

4.Формулировка выводов

1.Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся: золотое кольцо, золотое слово)

Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?

5 Первоначальное закрепление

Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

Самые нужные

6.Чтение теоретического материала по учебнику

Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

Физкультминутка

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

7.Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений)

1. Задание: Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.

Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.

2.Инсценировка текста

Иностранец подходит к продавцу ягод.

- А почему ж она белая?

- Потому что зеленая.

Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый, неспелый)

Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.

3.Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- А чтоб меня морозы не ударили

в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

8. Домашнее задание:

Учитель: Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, я думаю, покажется вам задание: в каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу. 3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда. 4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Объявление оценок.

9. Подведем итоги урока.

Вопросы к классу: а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

Урок 3. Омонимы. Захват корабля.

Цели: - сформировать у учащихся знание определения понятия омонимы, знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов;

- выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;

- повторить переносное значение слов, правописание безударной гласной в корне слова, правописание глаголов.

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательный интерес при работе со словарями;

- воспитывать любовь и уважение, чуткость к русскому слову.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, толковые словари.

Организационный момент

Объявление темы и целей урока

Проверка домашнего задания

- Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке?

Об однозначных и многозначных словах. О прямом и переносном значении слов.

- Какие слова мы называем многозначными?

-Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Вы не сделаете ошибок?

Жар солнца – жар чувства

Тяжесть багажа - тяжесть утраты

Гибкость ума - гибкость ветки

Строить планы – строить мост

Зрелый возраст- зрелый плод.

- А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?

Мотивция учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

— Сегодня наш корабль захватили инопланетяне – омонимы. Если вы справитесь с их заданиями, то они нас отпустят.

Объяснение нового материала

1.Впишите в клетки слова, совпадающие по звучанию, но совершенно различные по значению.


Синоним слова плохой = Антоним слова упитанный.

Последовательный ряд музыкальных звуков = Название третьей буквы греческого алфавита.

Покрытая льдом площадка = Машина для укатывания дороги.

Верхняя, ветвистая часть дерева = Прежняя денежная единица некоторых европейских стран.

Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот = Морское млекопитающее с ценным мехом.

Продукты, идущие в пищу животным = Задняя часть судна.

— Ребята, как вы думаете, почему когда один из Омонимов решил охранять нас и попросил принести лук, то был очень огорчен при виде луковицы с огорода?

- А что написано в учебнике про омонимы?

2.Чтение теоретического материала по учебнику

4. Первоначальное закрепление

Итак, вы готовы освободить наш корабль?

1.Тогда ответьте на вопросы.

-Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

-В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.

-В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед.

- На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.

-Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.

- Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.

- Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

2.Выпишите только словосочетания с омонимами:

Бродят по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.

Сжать пружину. Сжать рожь. Тоска сжала сердце. Сжать губы. Сжать статью. Вода стекла. Ваза из стекла. Завернуть в бумагу. Завернуть за угол. Завернуть на огонек.

5.Формирование умений и навыков(выполнение тренировочных упражнений)

1.Работа со словарями.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

-Найдите в словарях омонимы.

- Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова?

2.Задание: перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор?( Омонимы- слова, далёкие по смыслу). Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.

Мы слова изрус..кой речи,

Из р..дного языка!

Од..наково нас слыш..т,

Од..наково нас пиш..т.

Но важна не только внешность,

Потому (не )торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в сер..динке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу д..леки.

Задание:Найдите омоним в стихотворении. Язык(речь и орган)

-Сколько звуков обозначает буква я в слове язык?

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискриться и бумажка загориться?

-Итак, ребята, что такое омонимы?

- Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими (омоформы)

6.Подведение итогов урока.

-Ребята, закрываем наши тетради.

К концу подходит наш урок –

Пора нам подвести итог.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

-С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке?

Объявление оценок.

И ещё одно заданье от меня вам на прощанье.

7.Домашнее задание: Придумать примеры пар омонимов и записать их на отдельных листочках-карточках (5 и более).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 10 классе по теме: Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение.

Цель: Систематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку: расставить ударение в предложенных словах.
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Гуляли однажды любившие друг друга парень и девушка и забрели на высокую кручу.

— Ты меня любишь? — спросила девушка у парня.

— Что же мне сделать, любимая

— Прыгни с обрыва, если любишь…

Парень понял, что всё, что он любит в этой жизни, он сейчас же потеряет, но его не страшила смерть — он боялся потерять её. Он долго не решался шагнуть в пустоту — так как сильно любил её, но по той же самой причине не мог и остаться.

- Подтолкни… — попросил он её, уже ни на что не надеясь.

Беседа. -- Какова основная мысль притчи? ( Слово играет огромную роль в нашей жизни, являясь основой вербальных коммуникаций. Мы каждый день говорим и слышим тысячи слов, не задумываясь подчас над тем, какое воздействие они оказывают на окружающих. О важности каждого слова говорил поэт В.Шефнер

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Актуализация знаний

Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Слово звучит –его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав языка, в морфологиислово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц- СС и предложений. Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают еще с античных времен. Мы понимаем ЛЗ как главный смысл, его содержание, понятное всем носителям языка.

- Каковы функции слов в языке? (назывная функция – слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них). Служебная функция – слова связаны в сс и предложении. Эмоциональная – слова выражают не только понятия, но и чувства.

- Чем отличаются однозначные и многозначные слова?

- что такое прямое и переносное значение слова? (главное, основное значение слова это прямое значение. переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе)..

Составление словосочетаний: интерпретация худ текста, менталитет французов, аннексия территории.

Слово учителя.

Предположите, сколько единиц включает словарный состав русского языка?

Около 20 миллионов слов. Возможно ли одному человеку знать значения всех слов? Конечно, нет. Как же быть, если встретилось слово, значение которого вы не знаете?

Верно, следует обратиться к словарю. Вот только к какому? Ведь словарей существует великое множество. Уже в древности люди пытались объяснить малопонятные слова и составляли словники, которые называли глоссариями (первые из них относятся к XXV веку до н.э.) А появление словарей в том виде, в котором мы привыкли их видеть, относятся к XVI веку. С тех пор составлено огромное количество самых разных словарей. Составление словарей – очень нелёгкий труд, требующий определённых знаний. Существует целая наука – лексикография. Самыми известными словарями на сегодняшний день являются словарь В.И.Даля и словарь С.И.Ожегова. Вы с ними знакомы и даже не один раз к ним обращались. Обратите свое внимание, пожалуйста, на доску, какие типы словарей вообще существуют. А что делать, если словарей в том виде, в котором вы привыкли их видеть, под рукой нет? Верно, следует обратиться к Интернету, потому что в настоящее время мы можем обратиться за помощью к компьютерной лексикографии.

Теоретическая разминка. По лексическому значению узнайте слово – термин.

1. Словарный состав языка

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками значения

4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Слова, схожие по написанию, но разные по лексическому значению

7. Слова, вышедшие из активного употребления

8. Слова, употребляемые людьми определенной местности

9. Слова, употребляемые людьми определенной социальной группы

10. Устойчивые сочетания слов

Из-за неправильного употребления слова как в устной речи, так и в письменной возникают ошибки

Было холодно, поэтому Маша одела шубу.
– Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
– Ему была представлена возможность поехать на юг.( употребление паронимов)

Всё возвращается в свои круги.

Всыпать под первое число. ( нарушение состава фразеологизмов).

Тема урока: "Лексика"
. Цели:
Образовательные:
•повторить и обобщить тему “Лексика”;
•способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
•закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающие:
•повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
•совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе.
Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.
Место данного урока в теме: Обобщающий урок в данной теме.
Оборудование:
компьютер
мультимедийная аппаратура
презентация урока
тестовые задания по теме
Задачи:
Повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, омонимах, антонимах.
Совершенствовать практические умения и навыки по данной теме.
Воспитывать любовь к родному языку, интерес и желание углублять свои знания по теме

Оценить 1378 0

•повторить и обобщить тему “Лексика”;

•способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

•закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

•повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

•совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

- Давайте улыбнемся и настроимся на урок. Начинаем урок.

В стране русского языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло все по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…. (слово)

- А для чего служат слова? Что они обозначают? (действия, признаки, количество, явления, состояние и другие)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

- Мы знаем, что слово имеет лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение изучает раздел языкознания лексика, а грамматическое значение изучает раздел языкознания морфология. Лексика – это словарный состав языка.

III. Упражнения на закрепление.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей,

лесов и полей, цветов и трав, -

в русском языке есть великое

К. Г. Паустовский

IV. Вступительное слово учителя.

- Если у человека богатый лексикон, то с ним интересно общаться, ведь он знает много слов. Но часто бывает и так, как в стихотворении А.Барто. Нам выразительно стихотворение по ролям прочитают Олеся и Саша.

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму:

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а я им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла!

- Вы поняли, что хотел сказать мальчик?

- Что можно сказать о лекисконе мальчика? (бедный).

То есть у героя очень маленький словарный запас.

- А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)

- Что такое лексическое значение слова? (его смысл)

Сп..сать текст, не сп..шить при списывании, зап..вать песню, зап..вать водой, скр..пить листочки, скр..петь от ветра, пос..деть от горя, пос..деть на скамейке.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).

- Объясните написание слов. Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова).

V. Однозначные и многозначные слова.

- А сколько лексических значений может иметь слово? (одно или несколько)

- Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? (однозначные)

- Какие слова называются многозначными?

Лошадь идет шагом. 2) Опять дождь идет. 3) Поезд идет через два часа. 4) Идет весна. 5) Часы идут хорошо. 6) Идут вступительные экзамены.

Слова-подсказки: двигается, отправляется, падает, действует, приближается, проходят.

VI. Прямое и переносное значение слов.

- мы уже говорили, что у однозначных слов только одно значение. Какое? (прямое значение слова). Это основное, первоначальное.

- А еще какое значение имеет слово? (переносное)

- У каких слов встречается переносное значение? (у многозначных)

- Как называются слова, употребленные в переносном значении? (метафора)

- В художественной литературе часто употребляются слова в переносном значении. Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Какие глаголы употреблены в переносном значении и придают стихам особую образность и выразительность? Какие действия человека приписывают поэты явлениям природы?

1) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима. (А.Пушкин)

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает… (С.Есенин)

- Как называются явления, когда действия человека приписываются явлениям природы? (олицетворение)

- Для чего в художественных произведениях авторы используют слова с переносным значением? (помогает сделать речь ярче, образнее, выразительнее).

VIII. Синонимы, антонимы, омонимы.

- Давайте вспомним, что такое синонимы?

Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие. Пишем текст, подбирая необходимые слова:

Уже (вечерело, смеркалось), когда Герасим (вернулся, пришел обратно).

По его (усталому, измученному, истомленному) виду, по неверной (походке, шагу), по запыленной (одежде, платью) его можно было (думать, предполагать), что он успел обежать пол-Москвы.

Вывод: Для чего необходимы синонимы? (чтобы избежать неоправданного повтора слова, выразить мысль более точно).

- Какие слова называются антонимами?

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий.

Вывод: Для чего используются антонимы в тексте? (чтобы подчеркнуть контраст, противоречие в чем-либо)

- А теперь отгадайте загадки? Как называются эти слова?

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

2. Я сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я.

- Как называются такие загадки, основанные на использовании сходно звучащих, но разных по значению слов?

- Что такое омонимы? (это слова одной и той же части речи, но разные по лексическому значению)

- Определите значение омонимов?

1. Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)

2. - Определить лексическое значение слова Мир.

Мир 1 – земной шар; Мир 2 – отсутствие войны.

Составить словосочетание, в котором употребляются эти омонимы.

В мире животных. Заключить мир.

А можно ли составить словосочетание, в котором слово мир употреблено сразу в двух значениях? (Миру – мир! Мир во всём мире!)

А для кого нужен мир?

Тест №1 Словарный состав языка изучает наука.

2. Лексикология (правильный ответ)

Тест №2. Найдите ряд слов в переносном значении.

1.Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

2.Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)

3.Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ

4.Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

Тест №3. Найдите “лишнее” слово.

3. Водитель (правильный ответ)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

1. Не люблю запах_________

Туго натянуть тетиву ___________

2. Умыть _________

3. Подъёмный __________

_________с горячей водой.

Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению, называются:

1.Слова, сходные по значению

2.Слова одной части речи, противоположные по значению

Подберите к словам сначала синоним, затем антоним(Например: жара-зной-холод)

Молодцы! Работали активно, но самые четкие ответы были и хорошо и продуманно отвечали ….

Запишите домашнее задание: определить слово по его лексическому значению. Записать его прямо на карточке, которую я выдала. (карточка № 4)

Раздел лингвистики, изучающий лексику - … .

Словарный запас одного человека - … .

Заранее намеченный путь следования - … .

Знаки для обозначения звуков - … .

Часть слова без окончания - …

Игра. Шуточные вопросы.

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке).

2. Какой бор никогда не имеет листвы? (бор - химический элемент, мединструмент).

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный).

4. Всякий ли пар способен подниматься? (пар - пашня).

5. Всякий ли барабан музыкальный инструмент? (деталь).

6. У каких башмаков не бывает каблуков? (башмак для затормаживания вагонов).

7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец).

Читайте также: