План урока по истории 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, схема.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

История — это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого, а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.

Любой человек должен знать историю своей страны. Ведь история — это хранительница памяти народа. Она учит нас мудрости, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир. Не зная историю, нельзя считать себя культурным человеком.

В прошлом учебном году вы начали изучать историю России.

— Какие периоды отечественной истории вы изучили в прошлом учебном году?

— С какими общественными деятелями вы познакомились?

— Какие события вам запомнились больше всего? Почему?

— Какие деятели отечественной истории вызвали ваше восхищение и уважение?

— Интересно ли вам было знакомиться с курсом истории России в 6 классе?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Характеристика и содержание курса.

2. Исторические источники и науки — помощницы историка.

3. Знакомство со структурой учебника и формами работы. Проблемный вопрос

— Почему историю России называют коллективной памятью?

III. Введение в новый материал

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России XVI—XVII вв. В этот период Россия стала крупнейшей евразийской державой, завоевала и присоединила новые земли. Но в тоже время она переживала периоды угрозы потери национальной независимости. Как развивалась история нашей страны? Как мы узнаём о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Характеристика и содержание курса

— Работая с текстом на с. 3 (оглавление) и 5, 6 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Какой путь прошло российское государство за XVI—XVII вв.?

— Почему значительное место в учебнике уделено истории населяющих Россию народов?

— Каким образом формировалось единое национальное государство?

— В чем проявилась противоречивость этой эпохи? Приведите примеры.

— Какую цену заплатила наша страна за потрясения начала XVII в.?

— Какие события последовали за Смутой?

— Почему в XVII в. активизируется народные движения?

(Ученики изучают и комментируют схему.)

Особенности истории России в XVI—XVII вв.


2. Исторические источники и науки — помощницы историка

— Откуда и как ученые узнают о событиях прошлого, о том, как жили люди в древности?

Совершенно верно — для определения достоверности событий прошлого ученые используют различные исторические источники.

Исторические источники — это любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события. На основании данных источников воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных действий человечества.

Воссоздать прошлое помогают и разные вспомогательные исторические науки.

Вспомогательные исторические науки

Родственные взаимосвязи людей, история родов, происхождение отдельных лиц, установление родственных связей, составление генеалогических древ

Печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах

Употреблявшиеся в прошлом разными народами меры — длины, площади, объема, веса — в их историческом развитии

История монетной чеканки и денежного обращения

Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, поселения, места погребений и т. д.)

Язык (говоры, диалекты и т. д.)

Народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы)

Жизнь и обычаи отдельных народов

Предлагаю подробнее познакомиться с некоторыми вспомогательными дисциплинами.

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив дополнительный материал, представит краткую характеристику вспомогательной исторической науки.

Первая группа познакомит нас с исторической метрологией. Вторая группа расскажет о сфрагистике.

Третья группа характеризует фольклористику.

(Помимо дополнительного материала группы могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.)

Дополнительный материал для первой группы

Историческая метрология — вспомогательная дисциплина, предметом изучения которой являются применявшиеся и еще применяемые в различных странах собственные единицы длины, площади, объема, массы и т. д., системы единиц (мер), а также денежные единицы в их историческом развитии.

Задача исторической метрологии — выяснение соотношений между единицами и их выражение в современных единицах, а также изучение происхождения названий единиц. Эта вспомогательная наука необходима при исследовании истории экономических и правовых отношений, материальной культуры и контактов между народами.

Древнерусские меры длины

Пядь — длина кисти руки.

Великая пядь — расстояние от конца вытянутого большого пальца до конца вытянутого мизинца (22—23 см).

Пядь с кутыркой — малая пядь плюс два-три сустава указательного пальца (27-31 см).

Локоть — расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца (от 39 до 54 см). Использовался усредненный вариант — 46-47 см.

Малая сажень — соответствует размаху вытянутых рук от большого пальца одной руки до большого пальца другой руки (152 см).

Мерная сажень — соответствует размаху вытянутых рук от среднего пальца одной руки до среднего пальца другой руки (176 см).

Косая сажень — расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх руки (216 см).

Тьмутараканская сажень — 2 шага (наиболее употребляемая мера длины).

Верста (поприще) — 750 саженей.

Перестрел — полет стрелы (60—70 м).

Вержение камня — дальность броска (40—60 м).

День пути пешего или конного — соответственно 25—40 км и 50—70 км.

Древнерусские меры объема

Кадь - 14 пудов ржи, т. е. 229,3 кг.

Половник — половина кади.

Ведро — 9,8 л воды.

Бочка — 10 ведер.

Корчага - 1,5-1,75 ведра.

Древнерусские меры площади

Плуг — предположительно расстояние между двумя поворотами плуга.

Кадь — территория, для засева которой необходима кадь зерна.

Древнерусские меры веса

Берковец - 10 пудов. Применялся в оптовой торговле, главным образом для взвешивания воска.

(Гусарова Т. П. и др. Историческая метрология)

Дополнительный материал для второй группы

Сфрагистические памятники, благодаря своей высокой достоверности, служат ценным источником информации.

Первые сведения о печатях на Руси датированы серединой X в. Описывая поход русов на Бердаа, зарубежный летописец заметил, что русы, отмечая пленников, за которых уже был заплачен выкуп, оставляют кусок глины с печатью, чтобы выкуп не был выплачен дважды. В Древней Руси печати были эмблемой уделов-княжеств и использовались для удостоверения подлинности грамот и указов. Древнейшая печать принадлежит киевскому великому князю Мстиславу Владимировичу и его сыну Всеволоду (1125—1132).

Крылья орла первоначально были опущены вниз, но на некоторых печатях Лжедмитрия западноевропейской работы они подняты вверх. Со времен Алексея Михайловича Романова орел обыкновенно имеет на груди щит с изображением московского герба, в лапах — скипетр и державу. До времен Михаила Федоровича корон было две, и между ними обыкновенно находился русский (восьмиконечный) крест.

С XV в. изменился круглий, имевших право на собственную печать, — если раньше это были правители государства, то теперь правом на владение печатью стали обладать и частные лица. Свои печати были у русских городов и различных административных учреждений, бояр и церковных иерархов. Печати городов были утверждены верховной властью.

Дополнительный материал для третьей группы

Главная тема устного народного творчества в XVI-XVII вв. — это героическая борьба русского народа с внешними врагами. Подверглись переработке былины киевского цикла, и герои богатырского эпоса стали участниками борьбы с Казанским и Крымским ханствами. Во второй половине XVI в. одним из самых распространенных жанров устного народного творчества становятся исторические песни. В песне о взятии Казани основные герои — это пушкари, своим мастерством и умением добившиеся взрыва крепостных стен и победы над Казанью.

В исторических песнях второй половины XVI в. значительное место занимает социальная проблематика, в основном антифеодальная. Идеализация образа царя — это надежда крестьян на лучшую долю, на торжество справедливости (справедливый царский суд).

В цикле песен о Ермаке воспевается успешная борьба с царскими воеводами. В этих песнях впервые в русском фольклоре изображена активно действующая народная масса, возглавляемая своим вождем. В некоторых песнях народный герой Ермак оказывается помощником Ивана Грозного при взятии Казани, в чем проявляется народная оценка падения Казанского ханства как результата подвига самого народа.

Сатирическим по своему содержанию было и скоморошество — русский уличный бродячий театр, который переживал расцвет в XVI-XVII вв.

(Презентация работы групп. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Знакомство со структурой учебника и формами работы

На с. 112 учебника (часть 1) вы видите обобщающие вопросы к изученной теме. Так авторы учебника помогают вам сконцентрировать ваше внимание на главных и ключевых моментах пройденного материала.

— Изучив оглавление (части 1, 2 учебника) и текст на с. 4 (часть 1), ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Может ли помочь вам приведенный в учебнике богатый иллюстративный ряд? Каким образом? Для ответа используйте любую предложенную авторами иллюстрацию.

— Какую роль в изучении истории играют документы прошлых эпох? Какие рубрики учебника помогут вам их эффективно использовать на уроке?

— Какая рубрика учебника направит ваше внимание на работу с картами? Как они могут помочь нам в работе?

— Какие вспомогательные и справочные материалы расположены в конце учебника? Какова их роль? Как они могут помочь в решении учебных задач?

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

Уроки по истории 7 класс и другие полезные материалы для учителя истории, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Разработка урока по истории с элементами экскурсии "Отечественная война 1812 г."

Уроки


Методическая разработка урока по истории России на тему «Внешняя политика Екатерины II"

Уроки


Уроки

О культуре и церкве в XVII веке.


Причины народных бунтов и восстаний. Восстание под предводительством Степана Разина.

Уроки

Овостании Степана Разина


Конспект урока истории в 7 классе по теме : " Государства Востока. Начало европейской колонизации"

Уроки

Урок рассчитан на учащихся 7 классов


Уроки


Русско-турецкая война 1676-1681 гг.

Уроки

О русско - турецкой войне 1676 - 1681 гг.


Русско-польские отношения во второй половине XVII в.

Уроки

О русско-польские отношения во второй половине XVII в.


Конспект урока по теме "Мой край в 17 веке"

Уроки

Урок для детей с ТНР.


Фрагменты заданий для формирования и развития УУД

Уроки

Для урока: Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Показано на примерах формирование УУД


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Цель занятия: создать условия для изучения учащимися технических изобретений и географических открытий конца XV- начала XVI в.; способствовать определению причин Великих географических открытий.

1. Способствовать получению информации о технических изобретениях, географических открытиях конца XV- начала XVI в. и анализу причин, поспособствовавших Великим географическим открытиям.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; пакет с рабочим материалом; проектор; мультимедийная презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой и словарем, составление таблиц.

I. Организационный момент (2 мин.):

- приветствие: Добрый день.

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Учитель: на прошлом уроке мы с вами приступили к изучению всеобщей истории Нового времени. Определили временные рамки, по которым будем работать на уроках. А теперь, давайте обозначим главные моменты предыдущего урока и проверим, как вы их освоили.

Фронтальный опрос - вопросы из учебника на стр. 8:

Люди обратились к достижениям древней античной культуры, их стали интересовать человеческие, земные радости. Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план выходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Усилился интерес к человеку. Европейцы стали чаще покидать родные места, не только по соображениям хозяйственной выгоды, но и из любопытства, интереса к неизвестному. Огромные изменения происходят и в хозяйственной жизни, на смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.

2. Почему нельзя считать какое-либо конкретное событие началом Нового времени?

Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества – его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности – существовали рядом с сохранившимися чертами традиционного общества.

3. Укажите хронологические рамки Нового времени?

Хронологические рамки – с рубежа XV-XVI вв. до начала XX века.

4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI веке?

Кризис традиционного общества в XVI в. связан с формированием человека Нового времени, который не вписывался в традиционное средневековое сословное общество.

Общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. Человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность.

5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

Человек Нового времени происходил из незнатных слоев населения, желал богатства, стремился проявлять активность, обладал предпринимательским духом, не боялся рисковать.

III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)

Учитель: Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отчет Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности. Давайте подумаем, о каком новом человеке, новых знаниях и новых технических открытиях может идти речь?

Предположения учащихся

Учитель: Тема нашего урока «Технические открытия и выход к Мировому океану.

VI. Изучение нового материала (27 мин.)

1. Новые технические изобретения и усовершенствования XV-XVI вв.

2. Интерес к новым странам

3. Открытие морского пути в Индию

1. Новые технические изобретения и усовершенствования

Заполнение таблицы:

Рост производительности труда (самостоятельный вывод учащихся)

Ускорил и облегчил работу книгопечатникам и изготовителям монет (самостоятельный вывод учащихся)

Сделало возможным более широкое распространение знаний, увеличилось количество грамотных людей

Позволил использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахт в бадьях руду, а в кожаных мешках воду. Сократил количество обслуживающего персонала

Вагонетки на деревянных рельсах

Ускорили и облегчили работу шахтеров (самостоятельный вывод учащихся)

Домны (доменные печи)

Позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых

Огнестрельное оружие: пушки, мушкеты, карабины, пистолеты

На смену рыцарской коннице и ополчению приходит профессиональная наемная армия

Возможность длительных путешествий. Хорошее управление, высокая скорость, возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи.

Лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан

Обозначались очертания берегов, местонахождения портов, обозначались расстояния, глубина морей.

Учитель: (Слайд 3) На слайде презентации вы видите изображение токарного станка – это первое изобретение, прописанное у вас в таблице. Вам предстоит подумать и предположить, как данное изобретение повлияло на производительность труда работников?

Ученик: Токарный станок улучшил/ускорил производительность труда.

(Слайд 4) Теперь следующее изобретение – винтовой пресс. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ученик: Ускорил и облегчил работу книгопечатникам и изготовителям монет.

Учитель: (Слайд 5) Книгопечатание. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 6) Ворот. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 7) Вагонетки на деревянных рельсах. Вам предстоит подумать и предположить, как данное изобретение повлияло на производительность труда работников?

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 8) Домна (доменная печь). В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 9) Огнестрельное оружие: пушка, мушкет, карабины, пистолеты.

В чем заключалось их значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 10) Каравелла. В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 11) Галион или галеон. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 12) Портолан или портулан. В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

2. Интерес к новым странам

1. Какие экономические предпосылки подтолкнули европейцев к Великим географическим открытиям?

2. Какие социальные предпосылки подтолкнули европейцев к Великим географическим открытиям?

3. Какие внешнеполитические причины подтолкнули европейцев к Великим географическим открытиям?

5. Почему именно Португалия стала лидером в географических открытиях?

Ответы учеников:

1. а) Дорогие предметы роскоши и пряности.

б) Мало денег из драгоценных металлов: драгоценных металлов добывалось мало, известные месторождения золота и серебра были к тому времени почти истощены; значительная часть благородных металлов переходила в руки посредников – арабских купцов, поскольку Европа покупала больше, чем продавала. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет.

в) Образовавшиеся в конце XV- начале XVI в. централизованные государства имели возможность снаряжать и финансировать далекие заокеанские путешествия.

г) учитель добавляет: рост производительности труда привел к поискам новых рынков сбыта.

2. В районе Средиземноморья ощущалась перенаселенность. Часть европейцев проявляла готовность покинуть родные земли, где для них не было места.

3. а) Интерес к дальним странам усилился после Крестовых походов, в результате которых сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда арабские купцы привозили в Европу предметы роскоши и пряности.

б) В XV в. европейской торговле с Востоком через Средиземное море препятствовала сильная Османская империя. Но ни европейские монархи, ни дворяне, ни купцы не собирались отказываться от прибыльной (она приносила 700-800% дохода) торговли с Востоком.

4. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека, стремление к распространению христианства.

5. а) Удобное географическое расположение.

б) Вдоль берегов Португалии проходил морской путь из Средиземного в Балтийское и Северное моря.

в) Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств.

г) В портовых городах жили моряки и корабельных дел мастера, знакомые с судостроением и навигацией.

3. Открытие морского пути в Индию

Учитель: (Слайд 14) Многое для того, чтобы Португалия стала лидером в географических открытиях, сделали Генрих Мореплаватель (принц Энрике) (1394-1460), Бартоломеу Диаш (1450-1500) и Васко да Гама (1469-1524). Они прославили свою родину своими достижениями в мореплавании.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по истории для учителя и ученика.

  • Все 13999
  • Уроки 6318
  • Презентации 3100
  • Тесты 805
  • Планирование 1006
  • Мероприятия 1048
  • Прочее 1722

Нажмите, чтобы узнать подробности



Задачи урока: обучать обучающихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст; прививать навыки самостоятельной поисково-и.


Презентация "Нам не дано забыть разработа для урока мужества, как внеклассное мероприятие, для обучающихся среднего звена.



Презентация содержит материал по краеведению.Данный материал о человеке,который оставил добрую память о себе жителей села.


В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют.


Основная цель - закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные истор.



урок по факультативному курсу по выбору "Предводитель восстания под предводительством ЖоламанаТленшиулы.



Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства. В целом, Иван Грозный в первые годы правления .


Конспект интегрированного урока истории и литературы по теме: "А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина" разработан для глухих обучающихся.



Презентация к уроку по всеобщей истории в 7 классе по теме "Рапространение Реформации в Европе. Контрреформация".


Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Она призвана наглядно помочь сформировать представление о первопроходцах и путешественниках и их открытиях, совершенных в XVII ве.


Контрольная работа взята из "История России. 7кл. Контр. раб._Артасов И.А_2016 -80с". Текст приведён в удобный для использования на уроке формат. Ответы не публикую, чтобы дети не списыва.


Интересная презентация, для учителей и учеников. Поможет в углубленном изучении материала по данной теме.



Краткое описание: Внеурочное мероприятие по истории России проходит в форме игры и посвящено историческому периоду, который изучается в 7 классе – XVI-XVIII вв. Игра сос.


Контрольная работа по теме "Правление Ивана IV Грозного" состоит из 12 заданий разного уровня сложности.

Читайте также: