Что такое красота кратко словарь

Обновлено: 05.07.2024

КРАСОТА, -ы, мм. -оты, -от, -отам, ж. 1. ед. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3. красота!, в знач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. К.I || увел. красотища, -и, ж. (к 1 и 3 знач.; прост.).

В словаре Ефремовой

  1. ж.
    1. Отвлеч. сущ. по значению прил.: красивый.
    2. Все красивое, прекрасное.
    1. Оценка чего-л . как восхитительного, замечательного.

    В словаре Д.Н. Ушакова

    В словаре Синонимов

    краса, красивость, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность; хорошенький, черт их подери, очаровательный, чудо, фееричность, черт тебя побери, восхищает глаз, будь здоров, все окей, отлично, тип-топ, черт его подери, черт его побери, черт его дери, черт его возьми, черт их возьми, черт тебя возьми, черт их дери, черт их побери, ништяк, черт тебя дери, хорош собой, недурен собой, прекрасен собой, привлекательный, хорошо, оттяг, черт тебя подери, грация, поэзия, любо-мило, будь спок, порядок, любо-дорого, афродита, блеск, красивый, распрекрасное дело, красы, будь-будь, благодать, восхищает взгляд, глаз не оторвешь, глаз не отведешь, прелести, любо-дорого глядеть, ласкает глаз, счастливая внешность, неотразимость, ласкает взгляд, лепета, красотища, лафа, пригожесть, умирать не надо, не налюбуешься, счастливая наружность, прекрасное, смазливость, лепота, загляденье, хорош, чем плохо, прекрасность

    В словаре Энциклопедии

    В словаре Синонимов 2

    сущ1. красавица, раскрасавица, писаная красавица, красотка, краля, краса, куколка, ненаглядная красота, прелестница, очаровательница2. красивость, краса, пригожесть

    В словаре Синонимы 4

    афродита, благолепие, блеск, великолепие, грация, живописность, загляденье, изящество, изящность, картинность, краса, красивость, красотища, лепета, лепота, миловидность, нарядность, неотразимость, поэзия, прекрасное, прекрасность, прелесть, пригожество, пригожесть, смазливость, фееричность, художественность, чудо

    1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы.

    2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книж.). Истина, добро и красота.

    3. только мн. Красивые места; то, что производит художественное впечатление. Красоты Крыма. Поэтические красоты.

    4. только ед. Красивая, привлекательная наружность. Он не отличался красотой.

    6. только ед., в знач. междометия. Очень красиво, хорошо, ловко (прост., часто ирон.). Поскользнулся, упал в грязь - красота!

    • Во всей красоте, для красоты - то же, что во всей красе, для красы (см. краса).

    Энциклопедия моды и одежды

    на северо-востоке России так назывался венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли, который ставился на девичнике перед невестою; ленты она раздавала на память подругам, а лучшую отдавала в церковь.

    (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

    Словарь антонимов русского языка

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    важнейшая эстетическая категория, служащая для оценки таких свойств предметов и явлений, как совершенство, гармоничность, выразительность, завершенность. Тесно связана с категорией прекрасного.

    Рб: эстетические категории в литературе

    Асс: гармония 1 , прекрасное

    * "Художественно прекрасное выше природы. Ибо красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа" (Г. Гегель).

    "Еще в глубокой древности, на стадии охотничьего производства люди постепенно учились создавать словесные, графические и скульптурные изображения жизни. Все это требовало от людей какого-то мастерства, все это в какой-то мере могло быть творчеством по законам красоты" (Г.Н. Поспелов).

    "Красотой в смысле субъективном мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее" (Л.Н. Толстой). *

    Гаспаров. Записи и выписки

    ♦ Фотография Бальмонта с надписью А. Н. Толстому: "Красивому — красивый" (РГАЛИ, 2182. 1. 140–141).

    ♦ Гумилев говорил жене: "Помолчи: когда ты молчишь, ты вдвое красивее" (НГ: иссл., мат., библ., 425).

    "Как болела Ахматова". Ахматова лежала посреди комнаты и болела. Другая Ахматова, молодая, ухаживала за ней. Обе были не настоящие и старались это скрыть, то есть не оказаться в каком-то повороте, — поэтому двигались очень странно. Появился Ю. М. Лотман, началась конференция, и было решено: "Всем плыть в будущее, кроме Н, у которого бумажное здоровье".

    "Как Пастернака отправили по месту рождения". Пастернака я встретила на лестнице, он был очень взволнован: "Подумайте, меня заставили заполнить анкету. Место рождения. Ну какое же у меня может быть место рождения? Я и написал Скифо-Сарматия. А теперь всех высылают по месту рождения".

    "Бродский". Бродский приехал из Америки в Одессу покататься на трамвае. Трамвай шел по воздуху над морем цвета чайной розы. Было очень приятно.

    "Чехов". На переходе "Парка культуры" возле неработающих автоматов стоял Чехов и глядел на толпу таким взглядом, как будто он Христос.

    "Шостакович". Шостаковичу я сдавала экзамен по древнерусской литературе. Он поставил на пюпитр натюрморт и сказал: пожалуйста. Я, притворяясь, что все остальное мне понятно, спросила: А сколькими пальцами играть? — Конечно, как при Бахе. — Откуда-то я вспомнила, что восемью, но это оказалось очень трудно, потому что я загибала не большой палец, а безымянный. Когда натюрморт кончился, оказались обыкновенные ноты Но я рано обрадовалась: эти ноты были вишни, и если ближние можно было сыграть, то дальние никак Я придума ла, наконец, и клавиатура стала круглой, так что дальние ветки оказались внизу. Но на следующей странице появилась уже гроздь - не то винограда, не то сирени, бесконечно многомерная. В отчаянье я отрываю руки от клавиш и шевелю в воздухе - и звучит неимоверная, божественная трель. Это телефонный звонок.

    Русская Философия. Энциклопедия

    одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная площадь), а не обозначало красный цвет (он передавался словами с корнем черв, как ныне в украинском, польском, болгарском, чешском, словацком языках). Помимо слов краса, К. отношение к красивому и прекрасному в старославянском и древнерус. языках выражалось словами лепый, лепота (и сейчас мы говорим: великолепный, а в качестве отрицания - нелепый). Синоним красивого, К. - пригожий, пригожество - показывает древнейшие связи эстетического и практического мироотношений. В Древней Руси К. мыслится как существенное свойство различных явлений - воина, корабля, проповедника (Изборник Святослава, XI в.). К. наделялась истина (митрополитИлари-он). Для Кирилла Туровского высшая К. - духовная, имеющая и мыслительно-познавательный, и религиозный, и морально-нравственный смысл. Красота же строй есть некоего художника, - отмечалось в Повести о Варлааме и Иосафе (XI–XII вв.). В последующее время преобладало богословское понимание К. как К. божественного первообраза. По Нилу Сорскому, К. мира сего является преходящей, превращающейся в красоту безобразну. Артемий (сер. XVI в.) усматривал три уровня К.: тленная К., душевная К. (К. праведности) и безвещественная, духовная К. Симеон Полоцкий считал красоту плоти наградой за красоту душевную. Для XVII в. характерно понимание К. как проявления внутреннего стройства. В иконописи особо ценилось сочетание К. с мудростью и изящным мастерством (Иосиф Владимиров). Наряду с такими взглядами на К. провозглашалось противостояние божественной лепоты пестроте зримого мира, недопустимость подражания земному в святых иконах (Аввакум). Ломоносов видел многообразие проявлений К., свойственной и минералам, и рукотворному стеклу, и российскому языку, и произв. художеств, в т. ч. свободных искусств. Источник К. - божественная премудрость и сила, но сама натура представляется как некая художница. В XVIII в. отмечается субъективность восприятия К. Природою черные люди, по словам Феофана Прокоповича, не ставят в лепоту телесной белости. Не допуская, чтобы вся красота мира ничтожествовала. Радищев писал и о естественной К. тела, и о том, что и К., и сама добродетель, возникая в результате сравнения, живут в мысли. Козельский связывал К. с человеческими чувствами. А. Ф. Мерзляков, проводя различие между явлениями К. и ее сущностью, отделял то, что почитается красотою, от того, что в самом деле есть красота. Одно дело - субъективное свойство эстетических предметов, другое - субъективное состояние души. Красоты всеобщие соответствуют ходу, намерениям, законам природы, а предметы, называемые прекрасными, нравятся нам не столько сами по себе, сколько по отношению к нам. Галич выделял три вида К.: К. умозрительная как проявление истинного; К. нравственная как проявление доброго; К. чувственная, или прелестная, как проявление приятного. Как романтический эстетик, Одоевский утверждал, что основание К. не в природе, но в духе человеческом. По взглядам же Надеждина, К. есть нечто в себе объективное, она не что иное, как высочайшая гармония жизни. Белинский был также убежден, что все прекрасное заключается только в живой действительности. Чернышевский дополняет формулу прекрасное есть жизнь антропологическим пониманием К.: прекрасное то, в чем мы видим жизнь, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас. Достоевский стремился осмыслить К. во всей ее объективной сложности и противоречивости. Красота - загадка, - считал он. Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей. В формуле Достоевского мир спасет красота последняя мыслится как нечто доброе, положительное, идущее от Бога, а не от дьявола. В. С. Соловьев был также убежден в спасительной силе К., ибо К., как благо и истина, являются положительными идеальными определениями достойного бытия, где не будет ни анархической множественности (разделенности) добра, истины и К., ни их мертвого единства. В XX в. понимание К. шло различными путями. Для Н. О. Лосского К., как любовь, истина, свобода, - аспекты полноты бытия, воплощаемого Царством Божием. В. И. Иванов называл объективное начало К. общей категорией человеческого единения. Для Бердяева природа красоты - онтологическая и космическая. Его не удовлетворяют все определения К., ибо они формальны и частичны, а в красоте нужно жить, чтобы узнать ее. По Шестову, каждая прекрасная вещь есть нечто абсолютно незаменимое: прекрасное небо не заменит прекрасного моря, а прекрасное море - прекрасной картины. Стало быть, нечего и спрашивать, что такое красота. А Д. Н. Овсянико-Куликовский, солидаризуясь с Писаревым, пришел к выводу, что К. целиком состоит из условностей и фикций, ибо объективной Красоты нет (это - миф), есть только субъективная категория красивого. В эстетической мысли 30—40-х гг. XX в. проблема К. вначале, по существу, не ставилась, а вульгарно-социологический подход приводил к заключению: наша нормативная марксистская эстетика отрицает и объективные и субъективные критерии красоты, ибо она… против красоты вообще (Пролетарская литература. 1931. № 4. С. 148). Лишь в сер. 50-х гт. в начавшемся обсуждении вопросов эстетического мироотношения был поставлен вопрос о К. И хотя участники дискуссии уверяли, что они следуют принципам марксистско-ленинской философии и эстетики (стали известны и рукописи молодого Маркса, в к-рых речь шла о законах красоты), их трактовка К. была существенно различной. Т. наз. при-родники (Н. А. Дмитриева, Г. Н. Поспелов и др.) утверждали, что К. как изначально природное свойство существовала и до человеческого об-ва. Т. наз. общественники (Л. Н. Столович, Ю. Б. Борев и др.) рассматривали К. как социокультурное явление, выражающее в конкретно-чувственной форме утверждение человека в мире, меру свободы его и об-ва. Сторонники т. наз. объективно-субъективной концепции К. определяли К. как отраженную в сознании закономерность определенного качества (А. И. Буров), как соответствие реальности и идеала (М. С. Каган). С нач. 60-х гг. делаются попытки осмыслить К. в аксиологическом аспекте как эстетическую ценность, показать ее взаимосвязи с др. эстетическими категориями, выявить своеобразие К. в искусстве и особенности ее субъективного восприятия и переживания. В поэзии сложилась традиция поэтической эстетики, образно определяющей мн. эстетические проблемы. В рус. поэзии одной из них является проблема К. Поэт способен не только создавать К., но и художественно определять ее проявления, феномен ее восприятия и переживания, давать поэтически-афористические формулы К.: Гений чистой красоты (Пушкин); Сотри случайные черты - / И ты увидишь: мир прекрасен (А. Блок); …красота - не прихоть полубога, / А хищный глазомер простого столяра (О. Э. Мандельштам); И прелести твоей секрет / Разгадке жизни равносилен (Б. Л. Пастернак); …что есть красота / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. А. Заболоцкий).

    ◘ Л и т.: История эстетической мысли. М., 1985. Т. ГС.416–417; М., 1986. Т. 3. С. 324; Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: В 2 т. М., 1974; Радищев А. Н. Избр. филос. соч. М., 1949. С. 354, 390; Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 489; Чернышевский И. Г. Избр. филос. соч. М., 1950. Т. Г С. 74; Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 8. С. 66, 436; Т. 14. С. 100; Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. \Ъ\;Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 455–456; Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1960. С. П0; ШестовЛ. Соч. М., 1993. - Т. 2. С. 204; Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы. М., 1989. Т. 2. С. 341, 342; Андреев А. Л. Марксистско-ленинская концепция искусства и принцип отражения. М., 1988.


    1. Свойство по знач. прил. красивый. [Санина] особенно поразила изящная красота ее рук. Тургенев, Вешние воды. Внезапно открывшиеся перед девушкой богатства и красота среднерусской природы неразрывно связывались в ее сознании с понятием — родина. Б. Полевой, Золото.

    2. Все красивое, прекрасное. — Экая красота! — проговорил немного погодя Данилов, любуясь небом и морем. Гарин-Михайловский, Детство Темы. Брюллов счастливо понимал тайну красоты и владел мастерством для ее воплощения. В. Яковлев, О великих русских художниках.

    3. Красивая, привлекательная внешность. Но кто с тобою, Грузинка, равен красотою? Вокруг лилейного чела Ты косу дважды обвила; Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи. Пушкин, Бахчисарайский фонтан. Судьба одарила ее красотой и талантом. Кузьмин, Круг царя Соломона.

    4. Трад.-поэт. Красавица. Слыву я девою жестокой, Неумолимой красотой. Пушкин, Кавказский пленник. Голосистая, живая Чародейка молодая, Удалая красота. Языков, Вино.

    5. мн. ч. (красо́ты, -со́т) обычно чего. Красивые места; то, что производит впечатление своим красивым видом. Несмотря на постигшую нас неудачу, мы не могли быть равнодушными к красотам природы. Арсеньев, По Уссурийской тайге. Задрожавшим от волнения голосом он стал перечислять красоты родной страны. Казакевич, Весна на Одере.

    6. в знач. сказ. Прост. Удивительно, поразительно. — Смотри, денек-то какой выдался! Солнце, речка, кувшинки вон плавают… Красота да и только. Шолохов, Они сражались за Родину. — Ну и гребет… Красота! — наблюдая за Черкизовым и любуясь им, сказал Павлин. Н. Никитин, Северная Аврора.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Красота́ — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие.

    КРАСОТА', ы́, мн. о́ты (оты́ устар.), ж. 1. только ед. Отвлеч. сущ. к красивый. К. рисунка. К. северной природы. 2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и к. 3. только мн. Красивые места; то, что производит художественное впечатление. Красоты Крыма. Поэтические красоты. 4. только ед. Красивая, привлекательная наружность. Он не отличался красотой. 5. Красавица (устар.). Влюблен я, дева-к. Язкв. Его (Гименея) завистливые взоры теперь не страшны красота́м. Пшкн. 6. только ед., в знач. междометия. Очень красиво, хорошо, ловко (простореч., часто ирон.). Поскользнулся, упал в грязь — к.!

    красота́

    1. свойство объекта, определяющее его способность нравиться человеку ◆ Её красота сразу бросается в глаза. ◆ Красота пейзажа.

    2. что-либо красивое; то, что доставляет эстетическое удовольствие ◆ Приятно увидеть все эти красо́ты.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: затенение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.).

    2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.

    3. красота!, в знач. сказ. О чёмн. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. К.!

    | увел. красотища, и, ж. (к 1 и 3 знач.; прост.).

    Читайте также: