План урока по географии 7 класс австралия

Обновлено: 04.07.2024

Методы обучения: Репродуктивный, проектный, эвристический, частично-поисковый.

Форма организации урока: Проводится в форме игры-путешествия с организацией работы в группах.

Средства обучения: Учебная презентация, карточки рефлексии, дидактический материал ( сигнальные загадки, контурные карты), учебные атласы, компьютер, проектор.

Вводное слово учителя:
1. Сегодня мы с Вами проводим необычный урок. Урок-путешествие. Постарайтесь быть собранными и внимательными.
- Мне хотелось, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.

3. В начале путешествия мы поплывем на корабле.
Но вот беда! Мне сообщили, что наша карта намокла и на ней стерты некоторые географические объекты. А без карты мы не сможем плыть дальше! Выручайте! Слайд 3.Возьмите в руки листок с первым заданием. Работаем без атласа. На задание 5 минут. А теперь проверим по атласу. За каждый правильный объект поставьте себе 1 балл. Максимум 8 баллов. На проверку даю минуту.
Карта восстановлена, можем плыть дальше.

Проверяем. Слайд 23.За каждого правильно названное животное и растение поставим 1 балл. Прибавим еще 1 балл, если вы правильно определили животных, которые обитают в Африке, а не в Австралии. Максимум 16 баллов.

5. Вам не кажется, что становиться жарко. Да конечно, ведь в Австралии сейчас разгар лета. Давайте вспомним, какие климатические пояса в Австралии? Верно, субэкваториальный, тропический и умеренный.

Слайд 24. Вот вам третье задание. Слайд 25.Поставить климатограмму на место, в соответствии с климатом.На это задание я даю вам 5 минут. Приступайте.
Проверяем. Слайд 26. За каждую, правильно поставленную климатограмму добавим по 2 балла. Максимум 8 баллов.

7. Слайд 34.Четвертое задание. Сигнальные загадки.
Составить одну сигнальную загадку. Изобразить ее на листке. Время 4 минуты. Остальные команды должны ее отгадать. Оценивают команды противника. За загадку, которая понравилась, отдают 1 балл. Максимум 4 балла.

8. Ну вот и подходит к конца наше путешествие. Хотелось бы вам побывать в Австралии, теперь уже по-настоящему? Тогда вот вам последнее, пятое задание. Слайд 35.Придумать рекламный слоган о природе Австралии, чтобы привлечь туристов на этот удивительный материк. Пример моего слогана вы видите на слайде. Поставьте оценки друг другу на листе рефлексии и постарайтесь ответить на вопрос.

Австралия. Географическое положение. Исследование материка. Рельеф .

Урок для учащихся 7 класса.

Тюрина Л.В., учитель географии высшей квалификационной категории МОУ ООШ с.Котоврас Балашовского района Саратовской области.

Цели и задачи урока:

1. Формировать у учащихся приёма составления характеристики географического положения (ГП) Австралии с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи.

2. Формирование умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка и особенности его рельефа.

3. Совершенствование умений работать:

- с контурной картой;

- с градусной сеткой карты (определять координаты крайних точек Австралии).

4. Формирование умения прогнозировать (оценивать) влияние ГП на особенности природы материка.

Тип урока: модульный.

Метод обучения: частично – поисковый.

Ключевые образовательные компетенции:

Оборудование: Физическая карта Австралии; технологические карты для учащихся; атласы; контурные карты; портреты Дж. Кука и А. Тасмана; иллюстрации; контрольная карта; сводная ведомость; план-памятка.

Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):

- определять ГП Австралии, координаты крайних точек;

- показывать и называть элементы береговой линии Австралии;

- называть имена путешественников-исследователей Австралии;

- прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.

Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011

I. Организационный момент.

А) Фронтальный опрос (устно):

1) Какие типы почв вы знаете?

2) От каких причин зависит образование почв? ( Горные породы, рельеф, климат, растительный и животный мир).

3) Почему у растений пустынь сильно развита корневая система? (Это позволяет собирать воду с большой глубины и с обширных пространств. Пример такого растения: верблюжья колючка).

Б) Работа в парах:

Задания парам: Пользуясь почвенной картой мира, определить, какие почвы преобладают:

1 пара – в экваториальном поясе всех материков;

2 пара – в субэкваториальных поясах всех материков;

3 пара – в тропических поясах;

4 пара – в антарктическом поясе.

Взаимооценка с использованием плана-памятки (Приложение №1).

III. Изучение нового материала:

1) называю тему урока; ставлю цели и формирую задачи урока; отмечаю место урока в разделе и связь с материалом предыдущих уроков; определяю мотивацию изучения данной темы (она записывается в тетрадь);

2) знакомлю учащихся с планом урока и назначением технологической карты, контрольной карты и сводной ведомости; называю тип урока – модульный.

1. Вступительное слово учителя.

Речь сегодня пойдёт о загадочном и удивительном материке Австралия. Это первый материк Южного полушария, который мы изучаем.

2. Подготовленный заранее ученик читает стихотворение Г.Усова.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды,

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кроликов страшней, чем наводненье…

3. Слово учителя.

Австралия – самый маленький материк на Земле. Его площадь составляет 7 687 квадратных километров. За небольшие размеры её иногда называют материком – островом.

Здесь много необычного для нас: при передвижении к югу становится холоднее, а к северу – жарче.

На материке Австралия, острове Тасмания и мелких островах расположено только одно государство – Австралийский Союз со столицей- городом Канберра .

4. Задание: Найти в географических атласах физическую карту Австралии и показать столицу государства Австралийский Союз.

Австралия – самый сухой материк, так как большую часть его территории занимают пустыни.

Кроме того, он – самый удалённый, по сравнению с другими, от морских торговых путей, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков и здесь, надолго задержалась эпоха каменного века.

Австралия – самый малонаселённый материк: численность населения – 23 млн. чел. (для сравнения: в Москве – более 11 млн. чел.).

Наконец, это самый удивительный материк с точки зрения всего органического мира. Здесь обитают многие виды растений и животных, которых не встретишь больше нигде на Земном шаре: кенгуру, коала, страус эму, сумчатый дьявол, утконос, ехидна, сорная курица, лирохвост и др. Если вас заинтересовала эта информация, вы можете воспользоваться Интернет-ресурсами или специально подобранным дополнительным материалом.

IV. Работа с технологической картой.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИ учащегося _______________________________________________

Что я должен знать и уметь:

1.Определять ГП Австралии, координаты крайних точек.

2.Показывать и называть элементы береговой линии материка.

3.Называть имена путешественников-исследователей Австралии и их основные открытия и исследования.

4.Оценивать влияние ГП на особенности природы материка.

Я должен уметь составлять характеристику ГП материка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Положение относительно:

2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная,

3. В каких климатических поясах располагается материк?

4. Какими океанами омывается?

5. Как расположен относительно других материков?

Я должен уметь работать с физической и контурной картой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

На контурной карте Австралии обозначить карандашом:

- крайние точки и их координаты;

- моря: Тасманово и Коралловое;

- Большой Австралийский залив;

- о.Тасмания, о. Новая Гвинея;

- Большой Барьерный риф

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать знания о географическом положении и истории открытия Австралии.

- сформировать у учащихся знания о географическом положении Австралии, истории открытия и исследования материка.

- создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

- формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-экспедиция.

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский. проблемный

Приёмы: опережающие задания, работа в паре, в группах, составление структурно-логической схемы кластера, синквейна.

Подготовительный этап.

1.Учитель заранее разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки.

2.В каждой группе назначается главный координатор, которому поясняются его функции.

3.Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание.

4.Учитель распечатывает раздаточный материал.

5.Перед уроком на доске заполняется опорный план записи в тетради.

6.Учитель готовит оценочные листы.

Планируемые результаты:

- определять географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материка,

- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материке

Метапредметные результаты

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

- выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

- вести анализ и отбор информации,

- работать с текстом: составлять, логическую цепочку, таблицу, схему.

Личностные результаты обучения

- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока.

3. Изучение нового материала.

6.Задание на дом.

Технологии, применяемые на уроке:

-развитие познавательного интереса,

-личностно ориентированный подход

Используемые ресурсы:

1.Организационный этап (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Зовут меня, Нефедова Елена Геннадьевна и сегодня урок географии проведу у вас я.

2.Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока (5 минут).

А к каким неведомым берегам мы поплывем, вам поможет узнать отрывок из стихотворения ленинградской поэтессы Г. Усовой.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне протекают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшнее, чем наводненье.

Учитель: Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь?

Ученик: Материк Австралия.

Сегодня мы разберем 5 строчек этого стихотворения. Более подробно с природой материка познакомимся на следующих уроках. Дома попробуйте перевести стихотворение на географический язык.

Учитель. Какие вопросы мы обычно рассматриваем на первом уроке при изучении нового материка

Учитель. Все научные работники ведут научные записи, поэтому давайте запишем тему нашего исследования. Как, вы считаете, как она должна звучать?

Учитель. Для того, чтобы наше исследование было выполнено успешно необходимо выявить его цель. Какова цель нашего урока?

Ученик. Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии.

Учитель. А достигнуть этой цели, мы постараемся в ходе нашей с вами совместной деятельности и вашей самостоятельной работы.

Учитель. Вспомните, по какому плану изучается материк?

История открытия материка

Рельеф и полезные ископаемые

План нашего урока

Географическое положение.

История открытия

3.Изучение нового материала.

Учитель. Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков?

Ученик. Удалена практически от всех материков.

Учитель. Какое предположение можно выдвинуть?

Ученик. Если материк находится далеко от других материков, то он самый необычный.

Евразии – 54900 тыс. кв. км,

Африка – 30320 тыс. кв. км,

17830 тыс. кв. км,

Антарктида – 14110 тыс. кв. км,

Австралия - 7687 тыс. кв. км,

Самый маленький материк

2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков

Самый засушливый материк

3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.

Самый удаленный материк

4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.

Самый низкий материк

5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения

Самый спокойный материк

6. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь

Самый удивительный материк

Учитель. Проверяем таблицу. (Слайд)

Почему изучение материка начинают с Географического Положения, (так как от него зависят все остальные особенности природы.)

В) Что такое Географическое положение материка? Адрес материка.

План описания географического положения материка у вас есть в учебнике на стр. 282.

Географическое положение материка

Положение относительно экватора

Положение относительно нулевого меридиана

Положение относительно тропиков

Положение в полушариях Земли

Крайние точки и их координаты

Протяженность с С на Ю, с З на В в градусах и км.

Океаны и моря, омывающие материк

Положение относительно других материков

Текст. (Слайд) Относительно экватора Австралия расположена в южном полушарии, относительно нулевого меридиана – в восточном полушарии. Материк пересекает южный тропик. Австралия омывается Индийским и Тихим океанами и располагается в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Ближе всего находится материк Евразия.

. (Обратится к стих-ю и проанализировать первые 5 строчек).

Учитель. Итак, материк Австралия полностью находится в южном полушарии. Какие еще материки расположены в южном полушарии? Какой материк вы уже изучили?

Учитель. Найдите сходства в географическом положении Африки и Австралии.

Ученик. Южное полушарие, восточное полушарие, южный тропик, Индийский океан, субэкваториальный, тропический, субтропический климатические пояса, близко - Евразия.

Физкультминутка А теперь, ребята, выпрямим спинки, наберем в грудь морского воздуха, посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим за линию горизонта, не видна ли там Земля!
Учитель. Продолжаем, следующее задание – проплыть вокруг Австралии и собрать сведения о ГП материка Австралии на поверхности Земли. Сведения на нести на к/к (стр…) Условия выполнения - быстрота, достоверность, количество фактов. Для этого разобьемся на группы и будем выполнять задания по группам, а капитан группы будет делать выводы.

Учитель. По какой карте будем работать? (по физической карте Австралии) стр.32

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформулируйте, пожалуйста ,тему урока и задачи (что мы будем изучать).

  • Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.

2. Организация работы по воспроизведению в памяти опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний и умений.

Мы устремимся к берегам Австралии , а по пути вспомним и повторим изученный материал.

1.Блиц – опрос: ответы краткие и точные, попытайтесь не прерывать цепочку.

  1. Какое место по площади среди материков занимает Австралия?
  2. Пересекает ли Австралию экватор?
  3. Значит, Австралия находится в _________________ полушарии.
  4. Какая условная линия пересекает Австралию?
  5. В каких климатических поясах расположен материк?
  6. Что лежит в основе материка?
  7. В какой части Австралии расположены горы?
  8. Какие объекты природы отсутствуют в Австралии?
  9. Первенство в открытии материка принадлежит _____________.
  10. Какой путешественник доказал, что Австралия самостоятельный материк?
  11. Любая экспедиция начинается с изучения карт: опишите береговую линию, покажите на карте Австралии моря, заливы, проливы и полуострова.

3. Мотивация. И так, часть информации о материке мы уже узнали, но многое остаётся тайной, поэтому продолжим изучение материка. Если бы вы собрались в экспедицию в Австралию, какие бы вы вещи взяли с собой? На что нужно обратить внимание при подготовке? Ваши ответы:

Можно ли сразу составить точный список? – НЕТ. Для этого нам нужно более подробно изучить природу материка. Для того, чтобы вы точнее выделили особенности, послушайте, как описала Австралию Г.Усова.

Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады.

Там в январе, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где – то.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи.

Рождаются зверята из яиц

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение.

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населения.

Австралия – страна наоборот.

Её исток на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ

Австралия – страна наоборот!

4. Изучение нового материала – работа в группах .Я предлагаю вам поработать в группах, выяснить особенности климата, внутренних вод, природных зон, в т.ч. органического мира. (на работу 7-8 мин.). Если затрудняетесь самостоятельно дать характеристику, то на столах план, подготовить выступление. Выберите ученика. Который будет выступать с информацией.

Зачертите таблицу в тетради, занесите в неё результаты.

Природные зоны, органический мир.

I группа: описание климата.

  1. В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
  2. Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
  3. Чему равны максимальные и минимальные температуры?
  4. Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
  5. Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?

Общий вывод о закономерностях распределения основных компонентов климата.

II группа: описание внутренних вод

  1. Назовите реки и озёра материка.
  2. Как они распределяются по материку? От чего зависит их распределение?
  3. Какие особенности вы увидели на карте? Что они означают?
  4. Назовите основную особенность озёр.

Вывод: почему в Австралии нет крупных, полноводных рек и распространены солёные озёра.

III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.

  1. В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
  2. Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
  3. Чем отличаются природные зоны друг от друга?
  4. Какими растениями и животными они представлены?

Вывод: почему Австралию можно назвать природным заповедником? В чём уникальность органического мира материка?

Так какие же предметы вы должны взять с собой в экспедицию в Австралию?

Вернёмся к нашему стихотворению и объясним смысл четверостиший.

Повторение: на столе карточки, вставьте пропущенные слова.

Задание для самопроверки: заполните текст, вставьте пропущенные слова.

Австралия расположена в ___________ климатических поясах. Наибольшее количество осадков выпадает на _______________ и _______________ материка. Большую часть занимают природные зоны _____________ и ________________. Переменно – влажные леса расположены на _____________ материка, представлены в основном _________________, т.к. листья повёрнуты к солнцу ребром. Австралию можно назвать заповедником, т.к. только там обитают животные из отряда _____________________ и звери выводят детёнышей из __________.

Домашнее задание: Подготовить материал о животном или растении, которое бы вы изобразили на эмблеме материка.

Рефлексия: заполнить таблицу

I группа: описание климата.

  1. В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
  2. Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
  3. Чему равны максимальные и минимальные температуры?
  4. Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
  5. Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?

Общий вывод о закономерностях распределения основных компонентов климата.

II группа: описание внутренних вод

  1. Назовите реки и озёра материка.
  2. Как они распределяются по материку? От чего зависит их распределение?
  3. Какие особенности вы увидели на карте? Что они означают?
  4. Назовите основную особенность озёр.

Вывод: почему в Австралии нет крупных, полноводных рек и распространены солёные озёра.

III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.

  1. В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
  2. Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
  3. Чем отличаются природные зоны друг от друга?
  4. Какими растениями и животными они представлены?

Вывод: почему Австралию можно назвать природным заповедником? В чём уникальность органического мира материка?

Так какие же предметы вы должны взять с собой в экспедицию в Австралию?

Вернёмся к нашему стихотворению и объясним смысл четверостиший.

Повторение: на столе карточки, вставьте пропущенные слова.

Задание для самопроверки: заполните текст, вставьте пропущенные слова.

Австралия расположена в ___________ климатических поясах. Наибольшее количество осадков выпадает на _______________ и _______________ материка. Большую часть занимают природные зоны _____________ и ________________. Переменно – влажные леса расположены на _____________ материка, представлены в основном _________________, т.к. листья повёрнуты к солнцу ребром. Австралию можно назвать заповедником, т.к. только там обитают животные из отряда _____________________ и звери выводят детёнышей из __________.

Домашнее задание: Подготовить материал о животном или растении, которое бы вы изобразили на эмблеме материка.

Читайте также: