План урока по дагестанской литературе

Обновлено: 04.07.2024

- добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

- продолжить развитие умения сравнивать и делать выводы.

Форма урока: комбинированный.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение, самостоятельная работа с тестом, здоровьесберегающие технологии

Оборудование: Изучение ист. Дагестана в 11 классе, под ред. А.Р.Исмаилова, г.Махачкала , 2013г.

Оформление доски: тема урока, план урока, карточки, домашнее задание.

Актуализация знаний учащихся по теме:

Изучение нового материала.

Роль театра в культурной жизни республики резко упала. Сильно сократилась их посещаемость. Но, несмотря на это, в период с 2000 года по 2003 годы в Дагестане были созданы и начали функционировать Дагестанский государственный театр оперы и балета, а также Азербайджанский, Ногайский и Табасаранский драматические театры.

Значительных успехов достигли дагестанские художники. Главным стал отход от традиций соцреализма. Живописцы стали работать в разных стилях и направлениях. Наиболее распространёнными направлениями в изобразительном искусстве стали авангардизм (И. Супьянов, Б. Калаев, А. Магомедов, А. Мусаев, Э. Путерброт, М. Шабанов, А. Астемиров, И. Гусейнова, Е. Голик, С. Касаев, Т. Кагиров и другие) и реализм (А. Гасанов, X. Курбанов, Г. Балиев, И. Хумаев, А. Глухарёв, X. Юсупов, Ю. Магомедов и другие).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные: познавательные – создание условий для применения полученных знаний учащихся индивидуально; самостоятельное выделение и формулирование учащимися познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и учителем (обращение за помощью и оказание консультативной помощи); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Межпредметные связи: русский язык. Форма: контроль, самоконтроль и педагогический контроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, тесты.

Этап организационный. Вхождение в урок.

Этап актуализации знаний.

Работа в группах (парами) с карточками.

Установить соответствие:

(Слева высказывание, а справа герой, которому оно принадлежит)

Какое высказывание является пословицей?

Засохшая трава от слов не станет зелёной.

Лучше по-человечески умереть, чем так подло поступить с людьми.

Кому душой доверяешь, тот и есть твой родственник.

Чем жить без чести, лучше с честью умереть.

Ради аллаха, поподробней расскажи, сын мой, не обжигай мою душу.

Выделенные слова в предложении:

В каких предложениях есть антонимы:

1) Ты ласково, тёплым словом, умело говори, пускай ещё подождёт.

2) Чёрт побери, что мне делать, выйду из лап одной беды, попадаю в другую.

3) Если не в эту сторону, так в другую склоняется.

4) По возможности, я постараюсь, чтобы душа моя не переменилась, чтоб в ней не появились чёрные пятна.

Найдите предложение с однородными членами предложения:

А за работу в этом чаду, дыму и пыли ты не хочешь, хотя бы два раза в неделю накормить горячей едой.

Мне самому они десять раз нужней!

Найдите предложение с фразеологизмом:

Я ему вместе с домом свинцовую пулю врачу.

Голодный волк скорее ягнёнка пожалеет, чем он – человека.

Индивидуальная работа с тестами

Где и когда происходит действие в пьесе:

1) В одном из российских городов в советское время.

2) В одном из российских городов в дореволюционное время.

3) В дагестанском селе в советское время.

4) В дагестанском городе в дореволюционное время.

Действующие лица пьесы:

Ахмед, Максуд, Али, Курбан, Камиль.

Ильяс, Ахмед, Курбан, Магомед.

Муртуз, Ахмед, Курбан, Ильяс.

Почтальон, Ахмед, Курбан, Муртуз.

С чего начинается пьеса?

С приезда Максуда.

С жалобы Ахмеда.

С диалога Ильяса и Камиля.

С убийства Максуда.

Кто такой Ахмед?

Как относится Ахмед к своим подмастерьям?

Уважительно и заботливо.

Плохо, с оскорблениями.

С любовью и пониманием.

Кем приходятся Ахмеду Курбан и Али?

Какая проблема у Ахмеда?

3) Должен земляку.

4) Смертельно болен

2.8. Продолжите фразу: Максуд

1) бывший студент медресе, приехал отдыхать.

2) приехал заработать деньги, чтобы отдать сестру замуж.

3) бывший студент медресе, приехал заработать деньги на свадьбу.

4) пастух, приехал заработать деньги на свадьбу.

2.9. Какие вести привёз Максуд?

1) Гаджи собирается подать в суд и забрать дом Ахмеда.

2) Гаджи простил Ахмеду долг.

3) Жена Ахмеда с детьми приедет в город.

4) Сын Ахмеда выходит замуж.

2.10. Что Ахмеду советуют земляки?

2) Поехать на заработки.

4) Выплатить часть долга, остальное – потом.

2.11. Какую весть принёс почтальон Ахмеду?

1) Через неделю торги.

2) Через три дня Ахмед приедет за долгом.

3) Через три дня Али поможет Ахмеду.

4)Через три дня торги.

2.12. Почему Ахмед убил Максуда?

1) Максуд украл его деньги.

2) Максуд нагрубил ему.

3) Ахмед решил, что Максуд украл его деньги.

4) Максуд пригрозил Ахмеду.

2.13. Кто украл деньги Ахмеда?

2.14. Чем закончилась пьеса?

1) Ахмед разбогател.

2) Ахмед расплатился с долгом.

3) Ахмед сошёл с ума.

2.15. Какое из суждений верное?

1) Ахмед давал своим выходной в пятницу.

2) Максуд – благородный, честный.

3) Курбан бессовестный и наглый.

4) Али – глупый и жадный.

3. Слушание проектов (докладов)

Доклад ученика 8б класса Умалатова Расула.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Ахмед – хозяин мастерской, с проседью в бороде, худой и нервный. У него проблема: должен крупную сумму денег своему земляку Гаджи. Называя Гаджи «собачим сыном, сам поступает хуже: издевается над своими работниками, не платит им денег, не даёт горячей еды, не даёт пятничный выходной, заставляет работать с утра до ночи в нечеловеческих условиях. Ахмед, не разобрав, кто украл деньги, убивает Максуда. Понятно, что доведён до отчаяния, что он в долговой яме, из-за чего страдает не только Ахмед сам, но и его семья, да и его работники. Он собирался платить им после решения своей проблемы, но поступок Камиля разрушает его планы. Бесчувственно его отношение к Максуду, доброму (пока не узнал истинного лица Ахмеда, Максуд готов помочь ему расплатиться с долгом, будь у него деньги), благородному, честному (Даже умирая, Максуд просит Ильяса сообщить родным, что он не брал денег) и справедливому человеку (Максуд выдвигает Ахмеду требования, защищающие интересы всех лудильщиков). Ахмед наказан за его жестокость: сходит с ума.

Нет оправданий поступку Ахмеда, а Максуд и остальные лудильщики вызывают чувство сострадания. Нет оправданий поступку Камиля, который в отчаянии крадёт деньги. Это безответственно с его стороны. Он тоже вкладывает свою долю жестокости, которая идёт от безответственности. Ведь из-за его поступка пострадал Максуд.

Оценка экспертной группы:

Речь Умаева Марата грамотная. Материал подобран хорошо, есть эпиграф, объяснена актуальность, но своего мнения мало. Чувствуется книжная речь. Информация полезная. Спасибо.

Речь Юнусовой Роксаны грамотная, эпиграф подобран верно, сделаны правильные выводы, приведены точные аргументы, подчёркнута актуальность поднятой проблемы. Спасибо.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Этап сверки с эталоном выполнения заданий, вызвавших затруднения. Работа с алгоритмами выполнения заданий. (Смотреть приложения).

Установление причины затруднений. Фиксация затруднений при овладении способом действия. Заполнение карты успешности.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей и способов их реализации.

V. Этап реализации построенного проекта

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок.

формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Закрепление способов действий, вызвавших затруднение.VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Проверка заданий по эталону. Самопроверка и взаимопроверка. Отметка результатов.

VIII. Этап решения заданий творческого уровня (работа в группах: успешные – в одной, менее успешные – в другой).

Творческие задания выполняют только учащиеся, которые успешно справились с заданиями и тестами. Даётся задание на составление синквейна.

Приведу примеры:

Работая, мучаясь, забывая.

Жизнь лудильщиков тяжёлая.

Лудят, трудятся, мучаются.

Тяжёлая жизнь у лудильщиков.

Учащиеся, которые справились с затруднениями, продолжают работать над теми вопросами, с которыми не справились. При необходимости консультируются с педагогом.

IX. Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности

Самооценка учащихся и оценка педагога. Соотнесение оценок: соответствие и несоответствие, аргументация.

Мне было интересно…

X. Домашнее задание. Поставьте себе оценки по критериям.

Эталон для проверки.

(В скобках правильные ответы)

Задания по карточкам

Урок дагестанской литературы 5 класс.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по дагестанской литературе 5 класс. Тема урока "Хижина бесов". Цель урока расширить знания учащихся по литературе; проверить знания текста "Хижина бесов"; обучать навыкам групповой работы; развивать творческие способности детей; развивать интерес и любовь к дагестанской литературы у детей.


Урок познакомит с дагестанской сказкой, научит детей работать с текстом, определять жанр произведения.

Описание разработки

Цели:

2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.

3. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.

План урока.

1. Организация.

Придумано кем–то просто и мудро,

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка учебной проблемы:

- Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением, выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.

4. Подготовка к чтению учащимися.

Выполнение заданий 1,2,3,4,5 с. 107-108

-Последнее 6 задание выполним попозже. Чтобы его выполнить, вы должны внимательно послушать сказку.

5. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.

6. Выявление первичного восприятия произведения.

Выполнение задания 6 с. 108 (подготовка к чтению).

- Кому понравилось произведение?

- Чем оно понравилось?

8. Работа с текстом.

- Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

- Что он увидел, когда лег отдохнуть?

- Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)

- Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

- Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

- Легко ли досталась победа мальчику?

Разработка урока по литературному чтению для начальных классов Дагестанская сказка Храбрый мальчик

- Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)

- Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

- В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

10. Характеристика мальчика.

(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

- Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

- А какая чудо – птица? (благодарная)

11. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.

1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.

2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.

-_Кто прочитал больше, чем в первый раз?

3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)

4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.

13. Работа над жанром произведения.

- Какие литературные жанры знаете?

- Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

- Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.)

- Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

- Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

- Почему мы можем назвать ее волшебной?

- Можем сказать, народная она или авторская?

- Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.110 (храбрый мальчик)

- Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)

- Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 156)

- Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)

14. Презентация о Дагестане.

Слайд 1, 2 - Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей. Мы живем в Республике Башкортостан, в центральной части России.

Слайд 3, 4. - А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)

Слайд 5. - Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках.

Слайд 6. - Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок литературного чтения во 2 классе

2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.

Оборудование:

3. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.

Организация.

Придумано кем–то просто и мудро,

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

2. Проверка домашнего задания.

4. Постановка учебной проблемы:

-Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением , выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.

5. Подготовка к чтению учащимися.

Выполнение заданий 1,2,3,4,5 с. 107-108

-Последнее 6 задание выполним попозже. Чтобы его выполнить, вы должны внимательно послушать сказку.

6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.

7. Выявление первичного восприятия произведения.

Выполнение задания 6 с. 108 (подготовка к чтению).

- Кому понравилось произведение?

- Чем оно понравилось?

9. Работа с текстом.

- Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

- Что он увидел, когда лег отдохнуть?

- Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)

- Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

- Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

- Легко ли досталась победа мальчику?

- Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)

- Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

- В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

11. Характеристика мальчика.

(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

- Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

- А какая чудо – птица? (благодарная)

12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.

1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.

2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.

-_Кто прочитал больше, чем в первый раз?

3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)

4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.

14. Работа над жанром произведения.

-Какие литературные жанры знаете?

- Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

- Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны .)

- Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

- Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

-Почему мы можем назвать ее волшебной?

- Можем сказать, народная она или авторская?

- Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.110 (храбрый мальчик)

- Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)

- Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 156)

- Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)

15. Презентация о Дагестане.

Слайд 1, 2 - Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей. Мы живем в Республике Башкортостан, в центральной части России.

Слайд 3, 4. - А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)

Слайд 5. - Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках.

Слайд 6. - Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.

16. Обобщение учителя:

- Что мы узнали о дагестанском народе?

- Какие качества человека ценит дагестанский народ?

- Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?

Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

- У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)

- Жизнь дана на добрые дела.

- Смелого и страх не берет.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

- Где смелость, там и победа.

- Как аукнется, так и откликнется.

- За добро добром и платят.

17. Подведение итога урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

– Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Чему учит нас эта сказка?

– Как вы представляете себе чудо-птицу? Опишите ее словами.

Домашнее задание: читать (с. 108–110); нарисовать чудо-птицу

19. Рефлексия

- А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?

- Объясни свое настроение.


-75%

Читайте также: