План урока по биологии строение клетки

Обновлено: 05.07.2024

Способствовать формированию представлений об особенностях строения ядерных и безъядерных клеток, важнейших отличиях, особенностях строения растительных и животных клеток. Создать условия для формирования умений доказывать соответствие строения клетки и её органоидов выполняемым функциям.

Тип, вид урока

Личностные

результаты

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Предметные результаты

Научаться объяснять строение ядерных и безъядерных клеток. Получат возможность научиться определять отличия, особенности строения растительных и животных клеток; выделять соответствие строения клетки и её органоидов выполняемым функциям.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательны: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем разного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями; понимают и принимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Образовательные ресурсы урока

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I . Оргмомент

Приветствие, проверка подготовленности к уроку.

Приветствие учителя. Самоконтроль готовности к уроку.

ЛУУД: умение организовать своё рабочее место. Самоконтроль.

II . Актуализация опорных знаний урока

Беседа по вопросам: 1.Какими свойствами и признаками живое отличается от неживого? 2.Перечислите эти свойства и признаки. 3.Что объединяет все разнообразие форм живых организмов?

Отвечают на вопросы.

ПУУД: анализируют, находят общие признаки.

III . Мотивация к изучению нового материала

Как вы думаете, почему именно с этой темы мы начинаем наш курс?

Все ли клетки одинаковые?

Чем животная клетка отличается от растительной?

Чем клетки бактерий отличаются от остальнях?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Планируют достижение цели урока.

Применяют имеющиеся знания. ПУУД: работают с дополнительной информацией. Сравнивают. Находят общее и различия.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий

1. Разнообразие живых организмов на Земле. (Работа с учебником). Их общая и главная черта.

2. Типы клеток: доядерные и ядерные (составление схемы).

3. Особенности строения ядерной клетки.

А. Плазматическая мембрана.

В. Цитоплазма и её органоиды:

- пластиды (раст) в них хлорофилл;

4. Вирусы – не имеют клеточного строения, т.е. доклеточные организмы. Фагоцитоз. Пиноцитоз.

Выделяют 2 основных типа клеток. Уточняют особенности строения клеток и клеточных органоидов.

Находят в тексте особенности строения вирусов.

ПУУД: находят и анализируют достоверную информацию. КУУД: принимают позицию другого.

V . Первичное закрепление изученного материала

Ход урока

Организационно-мотивационный этап:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

На столах у вас в чашках Петри лежат объекты изучения – кусочки яблока, груши, томата и гриба (каждая группа имеет свой объект изучения) и лупы, самые простые увеличительные приборы. Лупа увеличивает предмет в 2–25 раз. Рассмотрите мякоть объектов изучения невооруженным глазом, а затем в лупу. Зарисуйте увиденное в тетради.

Из чего состоит рыхлая мякоть объектов? (Из крупинок, мельчайших пузырьков). Слайд 1 (Приложение 3).

Ребята! Эти пузырьки – клетки. Они хорошо видны, если их рассматривать с помощью увеличительных приборов. Об этом речь у нас пойдет на следующем уроке. Сегодня мы будем говорить о клетках.

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы).

Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока. Слайд 5 (Приложение 3).

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Цель нашего урока следующая: знать строение клетки.

Прежде чем перейдем к изучению новой темы запишем Д\З: вылепить из пластилина объемную модель строения клетки.

Изучение новой темы.

Что вам необходимо узнать для того, чтобы д/з можно было выполнить? (Узнать строение клетки).

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

Слайд 6 (Приложение 3). Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь).

Слайд 7 (Приложение 3). Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах.

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки. Слайд 8 (Приложение 3).

Ребята! Вы сейчас будете работать в группах. (Приложение 1). Перед каждым из вас лежат карточки с текстом. У каждого лена группы текст одинаков. Вас 5 групп – значит 5 текстов. Внимательно прочитайте текст. Карандашом отмечайте в тексте главные мысли. После текста есть вопросы, отвечая на которые вы будите заполнять таблицу в тетради.

Название органоидов клетки

Функции органоидов

Тетради после урока вы мне сдадите и каждый из вас получит оценку, за выполненную работу. На работу дается 7–10 минут. Каждая группа выбирает своего спикера, который координирует работу. Не забудь те свое решение записать на листах формата А4.

Итак, тексты каждая группа обсудила, таблицу заполнили.

Давайте познакомим другие группы, с функциями органоидов, для того, чтобы они смогли заполнить таблицу в тетради до конца. Для этого спикеры групп, будут, по очереди, выходить к доске и заполнять таблицу, нарисованную на доске.

Работа по заполнению таблицы.

Физкультминутка.

Ребята! Слайд 9 (Приложение 3). Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлорофилл. Но подробно об этом вы будите говорить в 6 классе.

Слайд 10 (Приложение 3). Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через урок.

Исполнительско-исследовательский этап.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Программированное задание: (Приложение 2).

Какие утверждения верны?

  1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
  2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
  3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
  4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
  5. Живые клетки только питаются.
  6. Клетки одинаковы по форме и размерам.
  7. Организм человека состоит из клеток.

Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. Слайд 12 (Приложение 3).

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Слайд 13 (Приложение 3). А сейчас, после того, как мы разобрали клеточное строение организмов, кто из вас не сможет выполнить д/з?

Рефлексивный этап.Слайд 14 (Приложение 3).

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Оценочный этап. Слайд 15 (Приложение 3).

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.

Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные: умение работать в группе;
  • регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
  • познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
  • предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок.

Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.

Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.

Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.

Ход урока

Организационный этап. Приветствие

Постановка проблемы

У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.

КО П ПР О НЗ В ВЛ Т БС О ИК Р ЛА Е ЮД Н ГХ И ТН Е

О: Повторение. (Ключ: нужно читать каждую третью букву.)

Актуализация знаний

У: Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2

?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы.

О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.

У: Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.

?: Поставьте цель урока

О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.

У: Какие вопросы мы должны повторить?

О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.

Основной этап. Обобщение и систематизация

У: Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.

Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.

  • I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).
  1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3
  • II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).
  1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
  2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4
  • III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).
  1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
  2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5

Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.

Задания повышенной трудности

Вставь пропущенные термины:

. – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной . На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из . .Живое содержимое клетки представлено . – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько . . В растительной клетке имеется три вида. . . имеют зеленую окраску, . красную, а . – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются . .

Правильный ответ: Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки. Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеется три вида пластид. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли).

Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.

У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Подведение итогов

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6

О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7

и растительн у ю клетку; работать с рисунками, таблицами, анализировать, делать выводы.

Воспитательная : Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений

и убеждений о клеточности строения всего живого на нашей планете;

Оборудование : Плакаты растительной и животной клетки, компьютер и мультимедийная

1. Какой вклад в развитие науки о человеке внесли Гиппократ и Аристотель?

3. Что включает в себя понятие — здоровый образ жизни?

4. Каково положение человека в системе животного мира?

5. Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?

8. Как называют первых ископаемых людей совреме нного ти па?

10. Назовите признаки указывающие на принадлежность людей к одному виду ?

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка?

Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов.

Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими

свойствами: они растут, размножаются, участву ют в обмене веществ, активно реагир у ют

на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследстве нной

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят

Так, например, существу ют клетки , имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит),

По форме выделяют клетки: (с отростками, веретенообразные, круглые, плоские).

Размеры клеток тела человека варьируются от 2 – 7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела ч еловека имеют единый план строения.

Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана (электронный адрес.5

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит

защитной оболочкой клетки и активно у частв ует в регуляции обмена веществ между

клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро — важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис. 3,

Цитоплазма заполняет большу ю часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей:

Органоиды — постоянные структуры клетки, выполняющие определенные фу нкции.

Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека. (рис. 2) стр. 16

Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений

и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных

(Родство и единство происхождения всего живого. Эволюция живой природы началась

с эволюции клетки. Исходный уровень организации живой материи — клеточный.)

Тем не менее клетки животных несколько отличаются от клеток растений, и следует знать

эти отличия. (В клетках животных и человека отсутствуют пластиды, центральная вакуоль

Рассказ учителя о свойствах клетки. (Учащиеся заносят в тетрадь основные жизненные

1.Обмен веществ — совокупность реакций, включающих посту пление в клетк у

питательных веществ и выделение проду ктов обмена; реакции биосинтеза сложных

2. Биосинтез — способность живых клеток синтезировать определенные веще ства

из поступающих в нее компонентов. Большинство ре акций ферментативные.

3. Дыхание — окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них

энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные

4. Рост — увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе

5. Раздражимость — способность клеток реагировать на изменение факторов окру жающей

6. Деление — воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе

регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.

1 . Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

(Цитология.В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении

(О рган — многоклеточная структура, а органоид — часть клетки, выполняющая функции,

(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает

(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участву ют в транспор те веществ

в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ вну трь

(Ядро содержит наследственну ю информацию о признаках данной клетки и ц елого

организма, которая реализуется в синтезе определенных белков.Снаружи — ядерная

мембрана, внутри — хроматин с уплотнениями — ядрышками.)

(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет

вид двойной спирали и состоит из отдельных участков — генов, каждый из которых

отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного

признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) — 23

7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления

(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют моле кулы АТФ,

в которых накапливается необходимая клетке энергия.)

8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных орга нических

соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс

Гольджи — сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС — углеводы и жиры,

(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом

лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков .

В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания

10. Как осуществляется взаимодействие клеток дру г с др угом и органоидов вн у три

(Через клеточные мембраны сосе дних клеток, цитоплазматические мостики

Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.

 Образовательная: показать многообразие химических элементов и неорганических

соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процесс ах

 Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с

тестами, умение выделять главное, формулировать выводы.

 Воспитательная: ответственное отношение к выполнению получе нных заданий.

Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, презентация

В состав живой клетки входит почти вся таблица Д.И.Менделее ва, роль каждого из

элементов до конца не выявлена ( демонстрация диска: таблица химических элементов)

Элементный состав общий для живой и неживой природы, что у казывает на их единство.

В зависимости от содержания все химические элементы, входящие в состав живой

Основными компонентами живой клетки являются макроэлементы. К макроэлементам 1

группы относят кислород, углерод, водород, азот, входящие в состав всех органических

соединений и выполняющих биологические фу нкции. На долю этих 4 элементов

приходится 98% от массы живой клетки ( демонстрация диска ).

К макроэлементам 2 гру ппы относят фо сфор, сер у, калий, магний, натрий, кальций,

железо, хлор. На долю этих элементов приходится 1,8% ( демонстрация диска ).

Натрий, калий и хлор создают разность электрических потенциалов между наружной и

внутренней поверхностями клетки, что приводит к мышечному сокращению

Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе

Кальций участвует в механизмах свёртывания крови, способству ет выведению из

организма солей тяжёлых металлов и радионуклеидов. Так же он входит в состав зубов,

ногтей, волос. Вместе с фосфором он участвует в формировании костной ткани. Помимо

этого фосфор является неотъемлемым компонентом мембранных стру ктур, входит в

Магний в клетках растений входит в состав хлорофилла – пи гмента фотосинтеза.

Сера входит в состав белков, она играет важную роль в повышении проницаемости

клеточных мембран. В результате питательные вещества мог ут пост упать в клетку, а

продукты метаболизма выходить из неё ( демонстрация диска ).

Из всех макроэлементов кислород, углерод, водород, азот, фосфор и сера объединяются в

группу биоэлементы, т.к. составляют основу больши нства биополимеров.

Существует обширная группа химических элементов составляющих около 0,02% от масс ы

клетки – микроэлементы. Это цинк, медь, марганец, селен, бром, бор, фтор и др. В

основном микроэлементы входят в состав биологических соединеней, ферм ентов,

гормонов, витаминов и их функции в организме довольно разнообразны ( демонстрация

Так цинк входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, йод – н еобходимый

компонент гормона щитовидной железы – тироксина. Наряду с силеном, йод обладает

антиоксидантными свойствами, т.е. предотвращает преждевременное старение организма.

Молибден влияет на работу устьичного аппарата у растений. Медь входит в состав

гемоцианина – дыхательного пигмента гемолимфы некоторых животных, обеспечиваю -

щих транспорт кислорода в организме ( демонстрация диска ).

Марганец является компонентом некоторых ферментов, он необходми для поддержания

нормальной структуры костей. Дефицит марганца в рационе ку р – несушек сказывается на

Фтор участвует в образовании костей и эмали зубов ( демонстрация диска ).

Кроме макро - и – микроэлементов в клетке есть и ультромикроэлементы , содержащиеся

в очень маленьких концентрациях, но обладающие высокой биологич еской активностью.

Это алюминий, никель, олово, мышъяк, серебро и даже золото. Ф у нкции у льтромикроэле -

ментов в клетке и в организме пока мало изучены ( демонстрация диска ).

2. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах – вода. Её

содержание колеблется в широких пределах: от 10 до более 90%. В ода при даёт клетке

упругость и обеспечивает её гомеостаз. Фу нкци и воды во многом определяются её

химическими и физическими свойствами. Эти свойства связа ны главным образом с

малыми размерами молекул воды и их полярностью, а также способностью соединяться

друг с другом водородными связями ( демонстрация диска , видеоролик схемы

образования связей между отдельными диполями воды с комментариями диктора).

Вода – превосходный растворитель для полярных веществ, участвующих в обменных

процессах. В качестве растворителя вода обеспечивает посту пление веществ в клетк у и

Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов –

ферментов – она вступает в реакции гидролиза, при которых к свободным вале нтностям

Во да обладает хорошей теплопроводностью и большой теплоёмкостью, поэтому

температура внутри клетки остаётся неизменной или её колеба ния оказываются

значительно меньшими, чем в окружающей клетку с реде. (Высокая теплоёмкость воды

предохраняет живой организм от резких колебаний температур).

3. Минеральные соли играют важную роль в жизнедеятельности клетки. Они

представлены в основном катионами и анионами. Хотя потребность челове ка и животных

в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма,

однако отсутствие в пище какого - либо из биологически важных элементов ведёт к

тяжёлым заболеваниям. Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны

катионы натрия, калия, кальция, магния и анионы с оляной, у гольной, фосфорной и

Концентрация ионов в клетке и окружа ющей её среде как правило различны. Так

концентрация ионов натрия внутри клетки ниже, че м во внешней среде, а концентрация

ионов калия наоборот выше. Бла годаря наличию разности концентраций осуществляетс я

сокращение мышечных волокон, возбужде ние н ервных клеток.

От концентрации солей вну три клетки з ависит её бу ферные свойства ( демонстрация

диска , видеоролик с комментариями диктора). Буферностью называют способность

клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего с одержимого на постоянн ом

Некоторые минеральные соли находятся в живых организмах не только в виде ионов, но и

в твёрдом нерастворимом состоянии. Фосфаты калия и магния использу ются для

построения костной ткани, а карбонат кальция входит в состав раковины моллюсков

Физкультминутка ( у пражнения для глаз, схема зрительно - двигательных траекторий)

 Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах

а) внутри клетки ниже, чем во внешней среде, а концентрация ионов калия выше

Читайте также: