План урока охрана окружающей среды
Обновлено: 05.07.2024
Внеклассное занятие проводилось в рамках года "Охраны окружающей среды" и посвящено одной из главных проблем человечества - охране окружающей среды.
План - конспект мероприятия позволит учителю подготовить интересное мероприятие по мотивации учащихся в направлении по природоохранной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_meropriyatiya_po_okhrane_prirody.docx | 23.77 КБ |
okhrana_okruzhayushchey_sredy.pdf | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель биологии МБОУ Егорлыкской СОШ №1 Полякова С.В.
Цель занятия : привлечь внимание учащихся к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада в сохранении окружающей среды.
1.Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
2.Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
3.Воспитывать ответственное отношение к природе.
Оборудование: медиапроектор, микрофон, ноутбук, презентация.
Этот эпиграф точно определил тему нашего занятия. Ребята как вы догадались, сегодня речь пойдет об охране окружающей среды. Вам известно, что 2013 год – это год охраны окружающей среды. И каждый из нас в это общее дело по защите природы должен внести определенный вклад.
Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека.
Эти слова имеют определенный смысл в рамках сегодняшнего занятия.
Этап погружения в проблему (используется презентация).
1-й ведущий (Бурлак Л.)
Наша планета называется Земля - это единственная планета в солнечной системе, на которой есть жизнь .
2 -й ведущий. (Колоколова М)
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.
Атмосфера Земли испытывает значительное влияние жизнедеятельности человека. Около 300 млн автомобилей ежегодно выбрасывают в атмосферу 400 млн т оксидов углерода , более 100 млн т углеводов , сотни тысяч тонн свинца . Мощные производители выбросов в атмосферу: ТЭС , металлургическая , химическая , нефтехимическая , целлюлозная и другие отрасли промышленности , автотранспорт .
Сегодня среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха во многих городах и поселках России превышают санитарные нормы.
Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов.
Усиливаются масштабы эрозии и утраты плодородия почв, деградации полезащитных лесонасаждений, сокращается численность и исчезают популяции редких видов растений и животных, беднеют ландшафты.
Значительные территории России опасно загрязнены в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий. Растет или остается на неприемлемо высоком уровне заболеваемость населения, обусловленная загрязнением окружающей среды, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, в местах интенсивного развития промышленности и химизации сельского хозяйства растет число новорожденных с врожденными дефектами.
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы.
Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы.
Одним из регионов России, где остро стоит вопрос решения экологических проблем, является Ростовская область. Загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, проблемы земельного и лесного фонда, истощение рыбных ресурсов это неполный перечень экологических проблем донского края.
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в т. ч. человека, требуют решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. Необходимо применять серьезные меры улучшения качества окружающей среды.
Так, что же мы с вами все вместе сделали для спасения природы, какой вклад внесли в улучшение экологического состояния нашего родного края?
Ты, Человек, любя Природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую-
Нас много, а она одна.
/ В. Владимир Шефнер./
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза.
А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели.
И наша задача – предотвратить все это.
- Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну.
В экологической проблеме каждый из нас принимает участие ежедневно: все очень просто - вынося мусорное ведро, поднимите ли вы случайно рассыпавшийся мусор или пройдете дальше?
Это тоже проявление гражданской позиции по отношению к обществу и к природе. Только объединив свои силы люди, смогут решить проблемы, стоящие перед человечеством. Вспомните слова Экзюпери: “ Если человечество не найдет сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей безжизненной Земле стоит установить надгробный камень с надписью: “ Каждый хотел лучшего для себя”.
Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни необходимо, чтобы каждый из нас понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе: “- Я сорвал цветок и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. Прикоснуться к красоте можно только сердцем.”
Познакомить обучающихся с проблемой загрязнения окружающей среды, формирование представлений о законодательных актах государства, направленных на охрану окружающей среды.
Содержимое разработки
Фитисова Л.Е.
учитель истории,
обществознания и права
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Цель: познакомить обучающихся с проблемой загрязнения окружающей среды, формирование представлений о законодательных актах государства, направленных на охрану окружающей среды.
1. Предметные: формировать представления об особенностях экологических проблем, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде
2. Метапредметные: развивать способности обучающихся к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
3. Личностные: создавать условия, способствующие формированию устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: формирование умений ставить перед собой новые задачи в познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста источника, создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения.
Предметные универсальные учебные действия: освоение приемами работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, формирование правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Технология: ИКТ – технология, критического мышления
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
характеристика основных видов деятельности
формируемые УУД
Организационный момент
Цель – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Ребята, посмотрите в окно: весна, просыпается природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательность в нашей работе.
-Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группе, выберите капитана и придумайте название команды, чтобы оно было связано с экологической темой.
Настрой на работу.
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.
Работа в группах.
Быстрое включение в деловой ритм.
2.Актуализация и пробные учебные действия
приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока
(на слайде рисунок дерева с весами).
Сложно? Тогда прочтите эпиграф:
Кому угрожает опасность?
Разве вы не видите,
что перед вами весы,
на одной чаше которых
Высказывают свое предположение
Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
формирует умение анализировать;
умение выделять и формулировать противоречие.
3. Мотивационно- целевой этап, постановка учебной задачи
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Создание проблемной ситуации
«Проблемы химической экологии созданы
самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и
чрезвычайно бурной производительной
Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации.
О какой проблеме пойдет речь?
Как вы думаете, какие вопросы нам надо рассмотреть? Давайте составим план нашего урока.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Цель: познакомить обучающихся с проблемой загрязнения окружающей среды, формирование представлений о законодательных актах государства, направленных на охрану окружающей среды.
1. Предметные: формировать представления об особенностях экологических проблем, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде
2. Метапредметные: развивать способности обучающихся к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
3. Личностные: создавать условия, способствующие формированию устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: формирование умений ставить перед собой новые задачи в познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста источника, создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения.
Предметные универсальные учебные действия: освоение приемами работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, формирование правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Технология: ИКТ – технология, критического мышления
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
характеристика основных видов деятельности
формируемые УУД
Организационный момент
Цель – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Ребята, посмотрите в окно: весна, просыпается природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательность в нашей работе.
-Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группе, выберите капитана и придумайте название команды, чтобы оно было связано с экологической темой.
Настрой на работу.
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.
Работа в группах.
Быстрое включение в деловой ритм.
2.Актуализация и пробные учебные действия
приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока
(на слайде рисунок дерева с весами).
Сложно? Тогда прочтите эпиграф:
Кому угрожает опасность?
Разве вы не видите,
что перед вами весы,
на одной чаше которых
Высказывают свое предположение
Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
формирует умение анализировать;
умение выделять и формулировать противоречие.
3. Мотивационно- целевой этап, постановка учебной задачи
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Создание проблемной ситуации
«Проблемы химической экологии созданы
самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и
чрезвычайно бурной производительной
Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации.
О какой проблеме пойдет речь?
Как вы думаете, какие вопросы нам надо рассмотреть? Давайте составим план нашего урока.
Урок открытия нового знания с элементами проектной деятельности.
Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Личностные УУД:
-интерес к учебному материалу;
-нравственно - этическая ориентация;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-стремление к более точному выражению собственного мнения;
-умение задавать вопросы;
Метапредметные:
1)1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (Регулятивные УУД)
2) 1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 2. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 3.Строить логическую цель рассуждений .( Познавательные УУД)
3)1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, распределять роли, договариваться друг с другом. (Коммуникативные УУД)
Предметные:
Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе; любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
Эколог, экология, охрана природы.
Видеопроектор, экран, презентация.
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Настраивает учащихся на работу.
-Пусть эти стихи поднимут вам настроение.
Подготовка класса к работе.
Личностные:формирование мотивации к учебной деятельности.
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место.
темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
-Вы должны сами определить, чем мы сегодня будем с вами заниматься. Посмотрите на экран.(На экране рисунок человека)
-Отгадайте, что это за человек. Я буду читать вам подсказки-характеристики этого слова. Возможно, кто-то из вас сразу догадается, о ком идёт речь. (Учитель выводит 1 подсказку на экран) 1.Любит и бережно относится к природе. Если никто не угадал задуманное понятие, то выводится 2 подсказка и т.д.
-Обладает невероятной физической силой.
4.Борется с бесхозяйственностью.
-Всегда опрятно одет, аккуратен.
5.Понимает связи в природе.
6. Умеет прогнозировать.
-Обладает высоким ростом.
7.Умеет отстаивать свои убеждения.
-Хищнически относится к природе.
Вывод: кто же такой эколог? Как вы думаете, почему мы вспомнили о профессии эколога? Какой теме будет посвящён наш урок?
Помогает определить тему и цель урока.
-А по чьей вине страдает природа?
Кто может спасти её? Ребята, а как по- вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело
спасения природы вы можете внести?
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если все и я и ты, если мы сорвём цветы, то окажутся пусты,
И деревья, и кусты. И не будет красоты,
И не будет доброты, если только я и ты, если мы сорвём цветы.
Глядя на рисунок, дают характеристику слову, пытаясь отгадать его значение.
Выслушиваются ответы детей.
Дети высказывают свои предположения.
Коммуникативные: участвовать в диалогах, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные: определять цель совместной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация).
Вывод: экология - это наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде и о влиянии человека на природу.
Организует просмотр презентации
-Учёные, делая снимки нашей планеты,
увидели много тревожных фактов. Прокомментируйте их.
Слайд 1.Кит, выбросившийся на берег - последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд 2. Водоёмы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Слайд 3.Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим.
Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются степи и пустыни.
Слайд 5,6.Мусор и бытовые отходы быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок.
Слайд 7.Выезжая на природу отдыхать, люди часто не заботятся о том, что остаётся после них на месте отдыха.
Слайд 8. Огромный вред природе наносят лесные пожары. Много лет надо, чтобы гарь снова покрылась зелёным ковром.
Выводы: вам понравилось то, что вы видели? Сейчас мы много говорим о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит очень многое уже сейчас. Пусть наш проект станет вкладом в большое дело охраны природы.
Читайте также: