Критерии передового педагогического опыта в доу

Обновлено: 04.07.2024

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом. Например, предстоит работа по новой годовой задачи, поставлена новая проблема – интеграция образования и т.д., поэтому необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

Если в процессе изучения работы были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников или в своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме, старший воспитатель намечает график посещений для изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен необходимый опыт, его следует создать, и прежде всего, по проблемам, определённым образовательной программой в перспективе на несколько лет.

Начиная работу по созданию опыта, следует чётко сформулировать тему и поставить перед педагогом или всем коллективом группы задачу о накоплении опыта. Целесообразно предложить педагогу составить характеристику группы исходя из темы опыта (знания, умения, навыки детей, их отношение к проблеме и т.д.). На основе анализа результатов составить перспективный план работы, в котором определить условия, которые нужно создать, содержание, методику и формы работы – занятия, беседы и т.д.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Формы работы Содержание
Работа над словом Работа над предложением
Сентябрь
Занятия по развитию речи
Занятия по ознакомлению с окружающим
Другие занятия
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Индивидуальная работа
Другие формы работы
Октябрь
Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Часть других занятий по ознакомлению с окружающим
Часть занятия по другим разделам
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд
Чтение художественной литературы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь
Формы работы Содержание
Живопись Графика Архитектура
Сентябрь
Фронтальные занятия
Часть других занятий по ознакомлению с окружающим
Часть занятия по другим разделам
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд
Чтение художественной литературы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь
Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Использование ТСО
Часть занятия по другим разделам Программы
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Чтение художественной литературы
Использование компьютерных технологий
Дидактические игры
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

В течение года необходимы систематическое наблюдение за работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить пути распространения опыта. Это может быть выступление на педсовете, представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приёмов или системы работы.

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Примерная схема описания опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.

педагогический опыт воспитателя

Передовой педагогический опыт воспитателя детского сада – это новаторство, разработка свежих идей, которые соответствуют уровню требований современной педагогической науки и прогрессивной мысли. Каждый педагог старается развивать свои возможности, расширяя собственные знания и используя опыт работы других специалистов.

Сотрудники детского образовательного учреждения постоянно сочетают старые, проверенные многими годами принципы работы с совершенно новыми, найденными и внедренными совсем недавно. Отличить высокое мастерство педагога от новаторства крайне сложно, поэтому для получения высоких оценок профессиональной деятельности используется анализ педагогического опыта воспитателя. Он необходим не только для определения достижений специалиста в своей работе, но и для получения им профессиональной квалификации. Поэтому описание педагогического опыта воспитателя включается в документацию, предъявляемую для проведения аттестации на подтверждение имеющейся или получение более высокой категории.

Показатели отбора передового опыта

Для демонстрации степени эффективности процесса воспитания и обучения, а также для его оценки необходимо иметь определенные показатели, или критерии. Это помогает объективно оценить педагогический опыт воспитателя, например, при номинации на конкурс воспитатель года.

Существуют следующие важные показатели полезности и высокого качества ППО:

  • Соответствие социальному заказу, изменяющимся тенденциям в обществе, связанным с прогрессом в различных областях.
  • Высокие показатели эффективности и результативности работы педагогического состава.
  • Соблюдение равновесия между уровнем получаемых знаний и умений у воспитанников и объемом нагрузки на них. Это означает, что знания должны достигаться путем высокого педагогического мастерства, а не перегрузки детей материалом, дополнительными заданиями или сведениями, слишком сложными для их возраста.
  • Стабильные результаты учебно-воспитательной деятельности. Это очень важно в нынешней ситуации, когда требования к воспитательному процессу и обучению часто меняются. Стабильные положительные результаты в течение длительного отрезка времени – это знаковое отличие хорошо подготовленного специалиста с большим педагогическим опытом.
  • Внесение в педагогический опыт элементов новизны. Здесь подлинное новаторство необходимо отличать от прожектерства, когда все делается исключительно для того, чтобы произвести впечатление. На самом деле такая деятельность может не нести никакой положительной функции и не оказывать нужного прогрессивного влияния на воспитание и обучение детей.
  • Актуальность и перспективность. Это важные показатели, так как в современной педагогике сведения очень быстро устаревают и утрачивают свою актуальность, становятся неперспективными.
  • Репрезентативность, то есть достаточная продолжительность во времени, необходимая для подтверждения полезности опыта не только одним, а как минимум несколькими педагогами.
  • Соответствие современным направлениям и методиками педагогики.

Если анализируемый опыт отвечает всем перечисленным критериям, то он вписывается в требования, предъявляемые к передовому.

Классификация педагогического передового опыта

классификация педагогического передового опыта

Весь опыт педагога можно разделить на следующие категории:

  • Комплексный, включающий в себя обучение и воспитание детей разного возраста.
  • Коллективный, групповой и индивидуальный. Собственный педагогический опыт воспитателя может стать основой для формирования других его разновидностей.
  • Высокоэффективный.
  • Исследовательский, или новаторский, при котором воспитатель предлагает совершенно новые способы решения задач с доказательством полезности своей работы на практике.
  • Поисковый – добавление элементов новизны в уже существующий и апробированный опыт.
  • Репродуктивный – успешное повторение известных и отработанных методических рекомендации и достижений других педагогов, имеющих отличные показатели в своей деятельности.
  • Эмпирический, научно-теоретический, то есть обладающий научными обоснованиями.
  • Психолого-педагогический, практический, подтвержденный практическим успехом.
  • Длительный.
  • Кратковременный.

Изучение педагогического опыта воспитателя, добившегося значительного успеха в своей сфере деятельности, должно помочь другим педагогическим работникам в их собственной работе, а также стимулировать процесс самообразования и стремление к разработке своих новаторских, перспективных предложений.

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта

этапы изучения и обобщения педагогического опыта

Изучение, обобщение и внедрение в постоянную практику передового опыта – это явление перманентное, а не относящееся только к проведению мастер-класса или конференции. От каждого педагогического сотрудника потребуется уметь представлять, обобщать и распространять свой передовой опыт, что поможет усовершенствовать процесс воспитания и обучения детей в детских дошкольных учреждениях, сделать его более эффективным.

Для этого можно следовать такому плану:

  • Выявление цели изучения передового педагогического опыта.
  • Выбор методов и средств изучения.
  • Выделение типичных форм и методик педагогической практики.
  • Объяснение продуктивности и полезности исследуемого опыта.
  • Обобщение полученного опыта.
  • Анализ эффективности проделанной работы.

Изучение, обобщение и внедрение в практику ДОУ передового опыта лучших работников помогает совершенствовать процесс обучения и воспитания, делать его соответствующим передовым тенденциям педагогической науки. При этом важно использовать не только опыт воспитателей разных групп, но и опираться на педагогический опыт старшего воспитателя. Накопленный объем новаторских знаний поможет не только отдельным воспитателям, но и всему коллективу детского дошкольного учреждения построить свою работу в полном согласии с требованиями времени.

Педагогический опыт, которым, я считаю, необходимо делиться, - педагогическая практика, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Результаты работы каждый педагог обобщает, делится наработками, планирует что-то новое после общения с коллегами.

Содержимое публикации

Организация обобщения и трансляция эффективного педагогического опыта

Полякова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Учитель не профессия, а вся жизнь!

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что ты преподаешь,

и любить того, кому преподаешь.

Педагогический опыт

Способы представления и распространения педагогического опыта

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических (греч. эмпирио - опыт) или теоретических позиций.

Критерии передового педагогического опыта

1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.

3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

4. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.

5. Наличие в нём элементов новизны.

6. Актуальность и перспективность.

8. Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Главным критерием определения передового педагогического опыта является высокая результативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратах времени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: "Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считать передовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предмету достигается за счет других дисциплин".

Высокая эффективность педагогического труда проявляется в том, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, происходят целенаправленные изменения в психике учащихся: развивается интеллект, формируется креативность мышления, воспитываются нравственные качества личности. Эффективность означает достижение устойчивого многолетнего положительного результата в обучении и воспитании. Необходимо, чтобы ученики овладевали прочными и твердыми знаниями программного материала, становились развитыми, а не просто знающими людьми. Косвенным образом на это обращали внимание М.Н. Скаткин и О.С. Богданова: "Только тот опыт обучения, - читаем мы в монографии "Методы педагогических исследований", - можно считать действительно положительным, который обеспечивает значительные сдвиги в общем развитии школьников. Показателями этого могут служить возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - умение провести детальный анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделить необходимые рабочие операции, наметить их последовательность; в процессе работы контролировать свои действия, соотнося заготовку и образец, и вовремя вносить необходимые коррективы в свои действия".

Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по предмету;

- технология урока или элементы технологии;

- авторская программа (учебного курса, воспитательная);

- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

- эффективная система оценки знаний и др.

Выявление образцов педагогической деятельности или педагогического опыта

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр занятий в образовательном учреждении;

- оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

- анализ анкет педагогов.

Изучение педагогического опыта

Методы изучения:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни (практический, научный, методический).

Соотнесение уровней и формы обобщения:

1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

Итак, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы и контексты существования?

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.

Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;

- коммуникационные - профессиональные события;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.).

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей.

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей.

- Представление материалов в методическом кабинете.

Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Диспуты и дискуссии.

Мастер-классы и педагогические мастерские.

Обучающие и деловые игры.

Школы профессионального мастерства.

Общественный смотр знаний.

Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков.

Стажировки на базе лучших школ.

Аукционы педагогических идей.

Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.).

Форумы, ярмарки, фестивали.

Публикации в печатных изданиях и сете Интернет.

Таким образом, трансляция педагогического опыта преподавателя в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.

Список литературы

Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика// Управление школой, 2007, №13. – с.24-26.

Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. – 2005, №5. – с.39-44.

Зулфикаров И. М. Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 395-397.

Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6. – с.113-116.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения: Профессиональный справочник методиста УВВО. Вып. 4/ Сост. Н.П.Харитонова. – Витебск: ООВР, 2006. - 2-е изд

Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта// Практика административной работы в школе. – 2005, №7. – с.6-9.

Глоссарий передового опыта

Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки

Анализ педагогического опыта – способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними.

Воспроизводимость – (репродуктивность) педагогического опыта – один из критериев передового педагогического опыта, отражающий возможность воспроизведения (репродуцирования) достаточно квалифицированным педагогам его основной идеи и технологии его реализации; при этом достигается более высокий результат, чем в предыдущей деятельности.

Инновация педагогическая (нововведение) –

1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

2) процесс освоения новшества (нового средства, методы, методики, технологии, программы);

3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Коллективный педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате целенаправленной работы всего учительского коллектива.

Массовый педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований.

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Новаторский (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Опыт педагогический – подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.

Техника педагогическая – совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Автор: Хачатурян Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Передовой педагогический опыт
Тема: Передовой педагогический опыт
Раздел: дошкольное образование

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Е.А.Хачатурян, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Республика Адыгея, г. Майкоп

настолько вошел в широкую практику, что порой кажется, что все что могло -

уже случилось! Но мы по-прежнему стараемся изобрести велосипед, потому

что нет предела совершенству для педагогических идей, новшеств, творческих

Что же такое – передовой педагогический опыт? Понятие передовой

педагогический опыт в современной методической литературе характеризуется

и эффективность деятельности

новизны любой опыт остается повседневным, и в скором времени становится

достоянием только конкретного человека. Результативность – тоже важный

новшество в своей работе, хочется получить и хороший результат, а иначе,

зачем нужно внедрять это новшество? Эффективность заключается в том, что

качественно более высокий профессиональный уровень.

Чтобы выявить передовой опыт, отличить его от опыта положительного,

Критерии передового педагогического опыта

- социальному заказу государства, общества;

- Закону об образовании Российской Федерации;

категорий педагогов. Способствовать:

- решению актуальных задач общества;

социального заказа государства, общества в области

образования, интересов личности учащегося.

С о от в е т с т в и е

п р а к т и ч е с ко й

д е я т е л ь н о с т и

основополагающим положениям современной науки в

воспитанников их ценностным ориентациям, а также

- в уровне обученности воспитанников;

-в уровне воспитанности воспитанников;

- в личностном развитии воспитанников;

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой

заметными качественными показателями, тогда такой

- в комбинации элементов известных методик;

- в рационализации, усовершенствовании отдельных

сторон педагогического труда;

- достаточная проверка опыта по времени;

- подтверждение позитивных результатов не только в

работе одного воспитателя, но и в деятельности всех

педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

в о зм ож н о с т ь

п о вто р е н и я

т в о р ч е с ко г о

расширение этого опыта до массового.

воспитательной работе при наименьшей затрате сил и

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку

опыта и дает основание для его квалификации как передового.

педагогическому опыту относится такая практика, которая содержит в себе

называется новаторством. Такой педагогический опыт важен, потому, что он

мероприятие, проводимое раз в году в виде конференции или педагогических

чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности воспитателей,

который необходимо осуществлять "поэтапно", т.к. от этого в значительной

Все этапы можно представить в виде схемы последовательных действий:

Выявление Изучение Обобщение Распространение

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение

эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их

- анализ результатов мониторинга качества образования;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары;

- анализ анкет педагогов.

Приступив к изучению передового педагогического опыта, необходимо в

первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может

длительного периода времени, возможно, не одного года);

- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть

изучена в течение года);

- использование одного эффективного приема (время изучения определит

- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к

современным условиям технологий (например, проектный метод).

Методы изучения педагогического опыта:

методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого

педагогического опыта для коллег, воспитанников, родителей.

признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Синтез: установление связи, причин и следствий.

регистрации воспитательных процессов и явлений.

6. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в

ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым

из данного ряда.

возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

9. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

3. Обобщение педагогического опыта

Для того чтобы передовой педагогический опыт широко вошел в практику,

использования в других условиях и другими педагогами.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых

построен конкретный опыт; обосновать продуктивность и перспективность

этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить

использования и развития конкретного опыта.

Обобщение опыта и форма распространения опыта зависят от уровня

обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Читайте также: