План урока обломов как роман о любви

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Александровская Мария Лазаревна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Класс: 10 класс.

Образовательные результаты

Предметные:

  • подбирать цитаты из текста, подтверждающие тезис;
  • давать объективное изложение текста;
  • анализировать выразительные средства, использованные автором в портрете персонажа;
  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении.

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цель деятельности;
  • выбирать путь достижения цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • составлять план своей деятельности в соответствии с планируемым результатом.

Познавательные УУД:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • сопоставлять различные точки зрения на вопросы;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций.

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Примечание

Подготовка к целеполаганию

Что такое любовь? На слайде вы видите её словарное определение. Вы наверняка замечали, что любовь – наиболее часто встречающаяся тема в большинстве литературных произведений?

Что даёт автору использование любовной линии? Дать ответ вам поможет цитата Иннокентия Анненского.

Принимают участие в беседе, отвечают

Любовная линия имеет несколько функций:

- Помогает раскрыть персонажей;

- Помогает персонажам проявить свои лучшие качества, служит для них испытанием;

- Является важным двигателем сюжета

Презентация

YztcqItM4UDEguLLfQjghN

Слайды 2-3

Постановка проблемного вопроса, целеполагание

Организует выявление места и причины затруднения.

В романе главный герой имеет две любовные линии: с Ольгой Ильинской и с Агафьей Пшеницыной. С кем из них любовь героя более сильная, страстная, больше соответствует прочитанным нами определениям любви?

Почему же в итоге он выбирает вторую из них? Как выбор героя в любви помогает раскрыть его собственный характер?

Предлагает сформулировать цель урока.

Сформулируем цель нашего занятия.

Сильные чувства герой испытывал именно к Ольге, именно она заставляла его сердце биться чаще. Его эмоции к Ольге подходят под определение любви. Но женится он на Агафье, она же становится матерью его сына.

Формулируют цель урока.

Цель занятия – выяснить, почему герой выбирает Агафью в качестве спутницы жизни и как любовная линия помогает раскрыть для нас главного героя.

Презентация, слайд 4

Актуализация знаний Построение плана выхода из затруднения и его реализация

Осуществляет актуализацию знаний при помощи проверки материала домашнего задания.

Вашим домашним заданием было приготовить портреты и краткие характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Организует деятельность учащихся.

Посмотрите на портреты этих двух героинь на слайде. Удалось ли художнику передать характеры и внешность персонажей?

Предлагает сформулировать способ построения нового знания.

Вы уже начали сравнение двух героинь дома. Предположите, какие основания для их сравнения нам пригодятся для раскрытия сегодняшней темы?

Организует деятельность учащихся по группам.

Вы будете работать по группам, опираясь на текст романа и вопросы, представленные на карточках. Ответы заносите в Google-таблицу с общим доступом. Не забудьте о необходимости подтверждать свои мнения цитатами.

При помощи беседы обобщает представленный материал, организует поиск ответа на проблемный вопрос.

Подведём краткие итоги сказанного.

Почему же Обломов выбирает в качестве спутницы жизни именно Агафью Пшеницыну? Как любовная линия помогает автору раскрыть характер героя?

Зачитывают портреты и характеристики, приводят цитаты из текста.

Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют способ построения нового знания. Составляют список.

1. Черты героинь, привлекшие Обломова.

2. Отношение самих героинь к Обломову.

3. Чувства Обломова к героиням и их к Обломову.

4. Финал их любовных историй.

Работают по карточкам. Представляют результат работы в Google-таблице.

Участвуют в беседе, выделяют ключевые моменты сказанного.

Выходит заранее подготовленный ученик с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

"Счастливый, сияющий, точно "с месяцем во лбу", пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: "Ольга".

"Ах, какая пыль! - очнувшись от восторга, заметил он".

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Почему? (Ветка сирени - художественная деталь, которая символизирует чувства героев.)

Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии. Слайд 2

Задачи урока: Слайд № 3

1. Раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

2. Воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

3. Развивать умение анализировать эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь.

Все вы знаете печальную историю любви Ромео и Джульетты, но на эту любовь всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Давайте вспомним, какие произведения о любви вы изучали в школе? Слайд № 4

-Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Любовь бывает разная: Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Слайд № 5 Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. "Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе "Обломов" любовь - это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

Беседа с учащимися

- Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит?

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Давайте вспомним, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Идеальная жизнь для Обломова:

3. Новый, покойно выстроенный дом слайд 6

4. Добрые соседи-приятели

- В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

- И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Слайд 7

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, "тонкая натура" и т. д. Слайд № 8

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

План возрождения Обломова: слайд 9

Отучить спать после обеда.

Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц.

Заставить писать в деревню письма.

Заставить дописать план устройства имения.

Заставить приготовиться ехать за границу.

- Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям ("И Штольц не узнает его, воротясь".)

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её".)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. ("Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу. ")

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту)

"Встает он в семь часов.

Читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.

Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:

Он весел, напевает:отчего же это?")

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого "большого ребенка" и захватило его полностью).

- Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова" (эпизод чтения письма)

- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

- Как дальше развиваются их отношения?

- Как проявляется герой в любви?

  • Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность:;
  • - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

- С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в "оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она "перерастает" Илью Ильича.

Ольга берет на себя роль "путеводной звезды". Ольга пытается "поставить Обломова на ноги", научить действию, вывести из покоя и лености.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

Вывод: В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из "радужной" в "требующую".

- Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика. Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу. "

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

- Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

- Кто виноват в причине разрыва их отношений?

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время - это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: "я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду".

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: ". Я слишком понадеялась на свои силы. Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась. "

Подведение итогов урока.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов"

Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Оборудование урока:

На доске: Обломов и Ольга. История любви.

Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).

Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).

Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).

Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма - отъезд Штольца , где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Свободен ли обломов в своей любви?

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).

Когда мы пишем письма?

Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

Почему брак Ольги и Штольца был возможен?

Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.Изменить первоначальное представление об Обломове.Способствовать бережному отношению к такому чувству как любовь.

Цели: продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

Способствовать бережному отношению к такому чувству как любовь.

I. Организационный этап

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
II. Первичное усвоение новых знаний

Любовь есть смысл жизни для Обломова и — шире — для каждого человека. Но она не должна перерастать в диктат одного над другим, сохраняя самоценность духовного мира каждого человека.

Читайте также: