Комплексная программа внеурочной деятельности в начальной школе по фгос 1 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Программа духовно-нравственного и общекультурного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного и общекультурного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность программы : в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному;

Новизна программы : включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал младших школьников, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества;

Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку она построена по концентрическому принципу- от простого к сложному, с ежегодным повторением и расширением полученных знаний и умений по каждой теме, развивает творческий потенциал. Дети, кроме знакомства с технологиями и их историей еще знакомятся и с опытом разных народов мира, реализуют его в своей творческой деятельности;

Цель программы : общекультурное развитие младших школьников средствами инновационной творческой деятельности.

Задачи программы :

• познакомить учащихся с теоретическими знаниями и практическими умениями в области современных технологий декоративно- прикладного искусства;

• предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё умение в области прикладного искусства;

• научить детей изготавливать прекрасное своими руками, разнообразить кругозор, обозначить практическое применение в жизни для конкурсного движения, интерьера в доме, подарков;

• развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.. Формы организации деятельности, используемые для организации работы с детьми по данной программе :

• просмотр видеоуроков и мастер- классов,

• участие в конкурсном движении;

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, с приемами современных технологий и применения их на практике.

Содержание программы

Данная образовательная программа была составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа адресована учащимся 1- 4 классов. Периодичность занятий – 2 часа в неделю.

Программа может быть реализована учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, владеющими и изучающими современные прикладные технологии в области декоративно- прикладного искусства.

Тематическое планирование-68 часов

Занятия 6-7. Папье-маше. Теория и приёмы. Материалы для работы. Изготовление вазы с помощью контура и дисков.

Занятие 10-11. Оригами. Теория и приемы. Кусудама.

Занятие 16-17. Модульное оригами. Теория и приёмы. Лебедь.

Занятие 20. Картонаж. Ознакомление

Занятие 21-22 Бумагопластика. Букет цветов. Конструирование замка.

Занятие 23-24. Цветы- сладкий подарок (крепированная и гофорированная бумага).

Занятие 1-2. Изонить. Теория и приёмы. Симметричный круговой узор на картоне.

Занятие 3-4. Изонить. Простейшие рисунки в технике изонить.

Занятие 5-6. Канзаши. Теория и приёмы. Простейшие цветы. Ободок с канзаши.

Занятие 7-8. Вязание крючком. Теория и приёмы. Вязание столбиков (прямое полотно). Мини- салфетка.

Занятие 9-10. Вязание крючком. Салфетка. (подбор и апробирование схем)

Занятие 13-14. Флористика. Теория и приемы. Цветы из фетра.

Занятие 15-16. Пэчворк. Теория и приемы. Лоскутное шитье. Коллаж.

Занятие 1- 2. Лепка. Солёное тесто. Теория и приёмы. Розочки. Букет розочек.

Занятие 5- 6. Чайный сервиз из макарон. Теория и приёмы. Работа с горячим клеем. Техника безопасности.

Занятие 9-10. Цветы из капрона. Теория и приемы.

Занятие 11-12. Топиарий- дерево счастья из кофе. Теория и приемы.

Занятие 1- 2. Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков и яичной скорлупы.

Занятие 5-6. Цветной песок. Панно.

Занятие 7-8. Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка.

Занятие 1-2. Филигрань (из пластика) Теория и приемы. Украшение. Филигрань (из джутового шнура). Абажур для лампы (Ознакомление).

Занятие 3-4. Плетение из газет. Теория и приемы. Корзина.

Занятие 5-6. Плетение из газет. Подставки под горячее.

№ Название темы Кол-во часов Теория Практика Форма деятельности

1 Вводное занятие. Техника и технологии. Материалы для работы 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Игра

2 Квиллинг. Теория и приёмы. Простейшие цветочки 1 0,5 0,5 История техники Практическая работа

3 Квиллинг. Изготовление цветущего дерева 1 1 Практическая работа

6 Папье-маше. Теория и приемы. Материалы для работы. 1 0,5 0,5 История техники. Практическая работа

7 Папье-маше. Изготовление вазы с помощью контура и дисков. 1 1 Урок-сюрприз.

8 Пейп-арт. Теория и приемы. Тарелка под старину. 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа

9 Пейп-арт. Тарелка под старину. 1 1 Практическая работа

10 Оригами. Теория и приемы. Кудусама. 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа.

11 Оригами. Кудусама. 1 1 Практическая работа.

12 Модульное оригами. Теория и приемы. Изготовление простейших модулей. 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа.

18 Декупаж (на дереве). Теория и приемы. 1 1 Познавательная беседа.

19 Декупаж. Украшение разделочной доски. 1 1 Практическая работа.

20 Картонаж. Ознакомление. 1 1 Познавательная беседа.

21 Бумагопластика. Букет цветов. 1 1 Практическая работа.

22 Бумагопластика. Конструирование замка. 1 1 Практическая работа.

23 Цветы-сладкий подарок. (крепированная и гофрированная бумага) 1 0,5 0,5 История и приемы. Практическая работа.

24 Цветы-сладкий подарок. 1 1 Практическая работа.

1 Изонить. Теория и приёмы.

Узор на картоне 1 1 Познавательная беседа. Работа с картинками.

2 Изонить. Узор на картоне 1 1 Практическая работа

3 Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

4 Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик. 1 1 Практическая работа.

5 Канзаши. Теория и приёмы. Простейшие цветы. Ободок с канзаши. 1 0,5 0,5 История техники. Познавательная беседа.

6 Канзаши. Ободок с канзаши. 1 1 Практическая работа

8 Вязание крючком. Круговое полотно. Мини- салфетка. 1 1 Практическая работа

9 Вязание крючком. Салфетка (подбор и апробирование схем) 1 1 Практическая работа

10 Вязание крючком. Салфетка. 1 1 Практическая работа.

11 Вязание крючом. Мягкая игрушка. Теория и приемы. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

13 Флористика. Теория и приемы. 1 1 Беседа.

14 Флористика. Цветы из фетра. 1 1 Практическая часть.

15 Пэчворк. Теория и приемы. Лоскутное шитье. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

16 Пэчворк. Лоскутное шитье. Коллаж. 1 1 Практическая часть.

1 Лепка. Соленое тесто. Теория и приемы. Розочки 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая часть.

2 Соленое тесто. Букет розочек. 1 1 Практическая работа.

3 Вторая жизнь вещей. Скатерть из фантиков. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

4 Вторая жизнь старых вещей. Скатерть из фантиков. 1 1 Практическая работа.

5 Вторая жизнь вещей. Коврик из мешков для мусора. 1 1 Практическая часть

6 Вторая жизнь вещей. Коврик из мешков для мусора. 1 1 Практическая часть.

7 Чайный сервиз из макарон. Теории и приемы. Работа с горячим клеем. Техника безопасности. 1 1 Беседа.

8 Чайный сервиз из макарон. 1 1 Практическая часть

9 Цветы из капрона. Теория и приемы. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

10 Цветы из капрона. 1 1 Практическая часть

11 Топиарий-дерево счастья из кофе. Теория и приемы. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

12 Топиарий-дерево счастья из кофе. 1 1 Практическая часть.

13 Вторая жизнь вещей. Массажный коврик из пробок. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

14 Вторая жизнь вещей. Массажный коврик из пробок. 1 1 Практическая часть.

1 Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков 1 0,5 0,5 История техники. Практическая работа

2 Мозаика из яичной скорлупы 1 1 Практическая работа

3 Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Практическая работа

1 1 Практическая работа

5 Цветной песок. Панно. 1 1 Практическая работа.

6 Цветной песок. 1 1 Практическая работа.

7 Работа с крупой. Фасоль. 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая работа.

8 Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка. 1 1 Практическая работа.

1 Филигрань. Теория и приемы. Украшение филигрань 1 0,5 0,5 Беседа. Практическая часть.

2 Филигрань. Абажур для лампы (ознакомление) 1 1 Практическая часть.

3 Плетение из газет. Теория и приемы. Корзина 1 0,5 0,5 Познавательная беседа. Игра.

5 Плетение из газет. Панно. 1 1 Практическая часть.

6 Плетение из газет. Панно 1 1 Практическая часть.

1. Гуляева В, Геронимус Т. Волшебная паутинка. М. : Малыш, 1991- 12 с.

2. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста. М. : ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с.

3. Каминская. М. : РИПОЛ- классик, 2011.-256 с.

4. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. Ярославль. : Академия развития. Академия Холдинг, 2001.- 144 с.

5. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011.- 104 с.

Программа по внеурочной деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности нетрадиционные техники Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.

Основная цель программы - охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования


Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Почемучка” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы:

формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса

Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения

Задачи программы:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно – популярной литературы.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитание коммуникативно – активной, коммуникативно – грамотной личности.

Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 34 часа; 2 класс - 35 часа; 3 класс - 35 часа; 4 класс - 35 часа.

Программа составлена по двум направлениям:

в 1-2 классах - познавательно-экологическое;

в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

-различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя ;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- подкармливать птиц в простейших кормушках.

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать с компасом, определять температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- “читать” звездное небо;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

- Выполнять правила личной гигиены.

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Содержание программы для 1 класса

Здравствуй, чудо-природа!

1 раздел – “Я и природа”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских художников о природе.

Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – “Братья наши меньшие”

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”

Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

3 раздел – “Пернатые друзья”

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.

4 раздел – “Путешествие в мир леса”

Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.

5 раздел – “Экологическая тропа”

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Алтайского края. Демонстрация: Красная книга Алтайского края. .

Практическая деятельность: рисование.

6 раздел – “Зимний сад на окне”

В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.

7 раздел – “В мастерской художницы зимы”

Демонстрация: картины о зиме, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.

Практическая деятельность: конкурс рисунков.

8 раздел – “Загадки животного мира”

Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

9 раздел – “Секреты неживой природы”

Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

Практическая деятельность: игра “День и ночь”.

10 раздел – “Наш досуг”

Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.

Читайте также: