Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по литературному чтению

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Николаенко Юлия Ивановна

Организация: МБОУ РСОШ №1

Населенный пункт: Алтайский край, Родинский район, с. Родино

Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Нормативно- правовая база

- Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и общего образования;

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Практическая значимость: программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятиях. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – библиотекарь – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Новизна и педагогическая значимость: перед учителем и педагогом-библиотекарем стоит педагогическая значимость. Построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

Программа соответствует ФГОС.

Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи программы:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Сведения о сроках реализации программы: в течение 1 года.

Режим занятий: 70 часов в год, 2 часа

Периодичность занятий: еженедельно.

Дни недели: пятница.

Возраст детей: 11-12 лет.

Результаты освоения курса:

  • консультироваться у педагога- библиотекаря;
  • получать информацию;
  • думать:
  • устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
  • критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
  • оценивать произведения искусства и литературы;
  • сотрудничать:
  • уметь работать в группе;
  • принимать решения;
  • улаживать разногласия и конфликты;
  • договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  • приниматься за дело:
  • включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
  • доказать солидарность; организовать свою работу;
  • адаптироваться:
  • использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Содержание курса:

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Период работы по данной программе: 2014/2017 учебный год.

Пояснительная записка.

ФГОС НОО, с изменениями и дополнениями;

Актуальность программы определена тем,что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

изменение характера чтения;

возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Этот курс необходим по ряду причин:

количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а в дальнейшем - 3 часа);

перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге;

в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка;

программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

формировать у детей интерес к книге;

уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;

учить отвечать на вопросы по содержанию;

развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности.

Краткое обоснование ценностных ориентиров.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:

литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Ожидаемые результаты.

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Осознавать значимость чтения для личного развития;

Формировать потребность в систематическом чтении;

Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для проведения занятия по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

Зам.директора по УВР школы:

По внеклассному чтению 1

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень обучения (класс) начальное общее образование (2 - 4 классы )

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Программа: Примерные рабочие программы начального образования.

1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2016 год.

Составлено на основе: федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования

по литературному чтению

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Примерной программы начального общего образования по литературному чтению в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов государственного стандарта начального общего образования;

на основании Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Тумская СОШ № 46;

Уровень рабочей программы базовый

Внеклассное чтение – один из актуальных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Успешность изучения курса по внеклассному чтению обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Общая характеристика курса

Специфика курса по внеклассному чтению заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Цели обучения:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

• развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• накапливать эстетический опыт слушания произведения, и воспитывать художественный вкус;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Место предмета в базисном учебном плане

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

Читайте также: