План урока нравственные основы личности
Обновлено: 08.07.2024
Цель: создать собственный текст, использу я различные источники информации.
Задачи: формировать навыки работы с текстом; понимать основну ю мысль текста;
сворачивать и разворачивать текстову ю информацию, и спользу я ключевые слова,
Оборудование: тексты с заданиями, презентация, словари, ноу тбуки, музыкальное
НРАВСТ ВЕННОСТЬ - ЭТ О «ПРАВИЛА, ОП РЕДЕЛЯЮЩИЕ ПО ВЕДЕНИЕ; ДУХО ВНЫЕ И ДУ ШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА ,
НЕОБХОДИ МЫЕ ЧЕЛОВЕКУ В ОБЩЕСТВЕ , А ТАКЖЕ ВЫПО ЛНЕНИ Е ЭТИХ ПРА ВИЛ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СЯ В ЕГО
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА БОГАТ СТВО ЯЗЫКА И ОРАТ ОРСКОЕ ИСКУССТВО ШЛИ РЯДОМ
1. Слово учителя (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас учебное занятие на
перед собой вопрос: что такое нравственные ценности? Какие составляющие этого
понятия? Работая в группах, вам предстоит создать собственный текст, использу я
различные источники информации, на ту проблем у, котору ю вы определите по
пословице, поговорке или высказыванию (полу чает каждая гр уппа). Главное –
правильно распределить роли в группе, работать слаженно и дружно, составить
собственный текст и представить его публике. Вы готовы? Начинаем нашу работу.
2. Задания гру ппам ( на л истах определенного цвета). Каждый из организаторов
получает текст пословицы или поговорки , гру ппа в течение 1 минуты по ней
3. Работа в группах. Я раздам ва м конверты, в которых даны тексты. ( Приложение
№1, Приложение 2). Вам необходимо прочитать их, выбрать текст соответству ющий
вашей теме, подобрать, если нужно, информацию из дру гих источников. Распределите
роли в группе (докладчик, организатор, регистратор, наблюдатель – журналист).
Ознакомьтесь еще раз с правилами работы в гру ппе (слайд 4)
Примечание: оператор за компьютером набирает и выводит на экран темы и
проблемы, определенные каждой группой в виде схемы (слайд 5)
писал А.П.Чехов. (слайд 6) Эти замечательные слова мог ут служить эпиграфом
ваших выступлений. Каждый образованный человек должен владеть богатством языка
и уметь грамотно и красиво говорить, логически продумывая свою речь. От са мого
человека зависит, как он бу дет польз оваться удивительным даром – языком.
а) Выступление 1 гру ппы. На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде
б) Выступление 2 группы (слайд 7) « Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку
Ведь каждый из нас рождается со способностью откликнуться на чу жую боль. Как
важно, чтобы мы это чувство не растеряли, а увеличивали его, взращивали в наших
душах. Тогда мир вокру г нас станет лучше, добре е, светлее.
На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде синквейна (жу рналист)
М.Пришвин). Красота природы многолика. Мы видим ее и в хру пких цветах, и в
живых картинах родного края. Она притягивает и манит к себе людей. В окру жении
красоты природы душа поет, мы счастливы. Главное – сберечь эту красоту.
На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде синквейна (жу рналист)
г) Выступление 4 гру пп ы. (слайд 9) « Читать - это еще ничего не значит; Что читать и
литература – наша гордость. В ней запечатлены великие порывы ду ха. Литература,
вдумчивое чтение возвышает душу человека, делает нас духовно богаче, лучше,
На схеме тема и проблема. Итог в виде синквейна (жу рналист)
Учитель: В ваших высту плениях были подняты оче нь важные проблемы,
существующие в нашем обществе . К какой области человеческой жизни мы их можем
отнести? ( нравственной) ? Являются они важными для нас? Значит, мы их можем
? А какова ваша Я – концепция по решению этой проблемы. ( заполняем схему)
9) Домашнее задание. Творческая работа . Написать сочинение на тему « Нравственные
Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом,
родным домом. Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, они
приняли за своего. А вот в приезжем тощеньком м альчике, с завистью взиравшем на
их ш у мное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чу жака.
Он носил выпуклые круглые очки, за которые ма льчишки метко прозвали
бледнолицего мальчугана Бычок. Они презирали его и за су етливую манеру плавать,
Но однажды произошло невероятное! Бычок - этот хилый очкарик, доплыл до
Чертова Пальца – мрачной отвесной скалы у входа в бу хту! Для него, конечно, это
было поистине отчаянным поступком. И молчаливое сопение мальчишек являлось
занося слабые, как тростинки, руки. Вдобавок он то и дело поправлял очки. Не мог
С моря шла мертвая зыбь – широкая медленная волна. Безобидная в открытом море,
она свирепела в у зких каменных лабиринтах бухты. С каждой новой волной накат у
сильный пловец. Этого не мог, конечно, знать городской мальчик. Отбойная волна
отшвыривала его назад, словно слепого котенка. Кто - то из мальчишек неуверенно
роде. Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.
Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз
мелькнула голова мальчика, и поднырну л под пенный гребень очередного вала. Мне
повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за ру ку. Он уже обе ссилел,
обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и
откашливался. Потом, натягивая рубашку, он взгляну л на меня и сказал:
- А все - таки я совсем немножко не доплыл… Чу ть - чуть!
- Чуть - чуть … - вскипев, передразнил я его. Не утонул ты чуть - чуть, заморыш
Она некому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы
сказать, где находилась она во всю долгу ю зиму и чем кормилась. От теплых изб ее
отгоняли дворовые собака, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею
принадлежностью к дому; когда гонимая голодом или инстинктивною потребностью в
общении она показывалась на улице, - ребята бросали в нее камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали. Не пом ня себя от
страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загороди и людей, она
мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном
Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца - мужик,
возвращавшийся из кабака. Он все х любил и всех жалел и что - то говорил себе под нос
о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку , грязную и
некрасивую, на которую случайно у пал его пьяный и бесцельный взгляд.
- Жучка! – позвал он ее именем, общим все м собакам. – Жучка! Пойди сюда, не бойся !
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвос том, но не решалась. Мужик
похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
Но пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками
подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды,
нанесенные ему добрыми людьми, почувс твовал скуку и тупую злобу и, когда Ж у чка
легла перед ним на спину, с ра змаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик,
шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кус очки из орвал новый
платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствуе т, когда больн о и плохо
другому, постороннему , какими он и считают всех, кроме себя, да, может быть, своей
семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от
равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства вос питывать – прежде всего,
самого себя – так, чтобы отзываться на чужу ю бед у и спешить на помощь том у, кто в
беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочу вствие
размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочу вствие
– великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой
способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям,
воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в
содействие, живётся тру днее, чем бесч у вственным. И беспокойн ее. Но их совесть
чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, у важают
окружающие. Но даже если правило это нарушится и окру жающи е их не поймут, а
дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравс твенной позиции. Кажется,
что им хорошо. Они - де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений
и лишних забот. Но это им только кажется, не наделе ны они, а обделены. Рано или
поздно – как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпа ло счастье
познакомиться со старым мудрым врачом . Он нередко появляется в своём отделении в
выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по ду шевной
потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные
жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние
наблюдения показали ему , что человек, который никогда никому не сочувствовал,
ничьим страданиям не сопереживал, очутившись п еред собственной бедой,
оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным вс тречает он такое испытание.
Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым
страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важн ых человеческих
чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувс твием, а станет действием.
Содействием. К тому, кто в нём нужда ется, кому плохо, хотя он молчит, надо
приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чу ткого,
чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.
Я бывал во многих местах и интересовался, как челове к
прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом,
волей, разумом вносить ус овершенствования. Нет большего
преступления, чем уродовать, извращать природу . Природа,
неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, роди вшая и
вскормившая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с
Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к
3начит, дело не в запрещающих законах, не в наказаниях.
Вообще, наказание никогда не было сильным средством в решении
Будем беречь природу! Для каждого человека стало п ривычным, что красный све т
люди останавливаются перед красиво цвету щими растениями, чтобы полюбоваться
ими, а, как правило, стремятся сорвать их для бу кета.
Все редко встречающиеся исчезающие или подверга ющиеся уничтожению растения
занесены в Красную книгу – список видов, преду преждающий, что п еречисленные
виды растений требуют постоянной охраны. Ученые включили в Красну ю книгу около
600 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нужда ются в защите
человека. Среди них пицундская сосна, корень жизни – женьшень, северная орхидея –
венерин башмачок, русский рябчик, обыкновенный подснежник и много дру гих
красиво цветущих или декоративно – лиственных растений.
В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизн и
человека, нельзя допускать исчезновения с лица Зем ли ни единого вида растений так
Равнодушие к зеленому другу тоже зло, которое приводит к плачевным ре зультатам.
Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растения, не проявляя ни
Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям,
которые занесены в красную книгу , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в
Природа любит разнообразие и многоцветье. Водопады дождей просияли сквозь
радугу, как через призму , окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. Мы
Вдруг покраснели дали! Вчера еще все было тускло - зеленым, а сегодня у подножья
далеких гор красная полоска – непонятная и неожиданная. Словно кто - то красным
карандашом потушевал снизу синие горы. Что это – отблеск зари? Или россыпи
Топочут копыта коня все ближе, все ярче , все шире загадочная полоса. Так вот это
Маки, живые маки! Их видимо - невидимо! Они обступили со всех сторон, они
затопили как наводнение! Маки трепещу т на ветру пламенем невиданного пожара. От
маков рябит в глазах, и кружиться голова. По сторонам вздымаются красные ува ла –
как волны багряного моря. На гребнях вскипает огненная пена пронизанных солнцем
Земля горит от цветов – полыхает красная степь. Седые степные луны скользят на д
красными маками, и белые их крылья отсвечивают розовым цветом.
Порозовели даже белые облака, даже дали подернулись розовой дымкой. Цветы без
конца и края. Неистовое буйство крас ного цвета, кип уч ая лава цветов!
Пронёсся нынче какой - то странный слух, что в школе совсем не обязательно
преподавать литературу , отнимать на неё время от точных на у к, которые, мол, основа
основ, а литература – для немногих и пусть преподаётся фа культативно. Говорят об
этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга – самый глубокий
источник познания мира и сам ое сильное средство воздействия на д у ховное развитие
личности… Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, нас ыщает душу. И
привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, – «Любите книг у ,
великий. Классические авторы прошлых веков питались теми кни гами древности,
которые развивали их индивид у альность. Хорошо бы помнить об этом тем, кто
сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем тру диться,
читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, полу чить готовый
ст ереотип? Я болезненно переживаю, слухи о том, что литературу уберут из школы.
Переживаю не за литературу, е й от этого ничего не сделается, она будет существовать,
пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не см ог у т
стать сотворцами – они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и
прагматичнее. Духовно развитая личность боле е гармонична и приятна в общении,
содержательна, в отличие от человека скудного ду хом, хотя и очень богатого
материально. Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое
поколение, помогу т распоз нать зло, науч ат добру. Они с у ществуют на Земле
несколько тысячелетий – папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга,
типография Ивана Федорова… Люди стремились запечатлеть и передать своим
современникам и потомкам то, что все гда считалось жизн енно важным и
необходимым. Писатель знает что - то такое, до чего не может додуматься обычный
человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает ду шу. Настоящая книга
не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а
значит, и тело. Потому что всё ду ховное тесно связано с физ ическим. С литерату рой
неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию
Воспитывать потребность и стремление всегда поступать в соответствии с голосом совести, проявляя такие качества, как честность, порядочность, ответственность.
1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала
план урока помогает раскрыть и изучить тему урока: Нравственные основы личности. Быстро и эффективно изучить учащимися новый материал.
Сабақтың жоспары
Обществознание
Нравственные основы личности
Білімділік \ дидактическая: познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества, сформулировать понятие о моральных ценностях
Дамытушылық\ развивающая: развить творческий подход к выполнению заданий, навыки логического мышления, умение выделять главное в тексте, давать свою оценку.
Тәрбиелік\ воспитывающая: способствовать выбору верных ориентиров в жизни, воспитать интерес к изучаемому материалу, ответственность к выполнению порученной работы
Сабақты түрі
Урок изучения нового материала
Оқытудың әдісі
Метод обучения
Лекция с элементами беседы
Сабақтың барысы
Бағдарлану-мотивациялық блок
Мотивационно- ориентировочный блок
Сабақтың тақырыбына шығу, оны жазу
Выход на тему, запись темы урока
Сабақтың мақсаты мен міндеттерін қою
Постановка целей и задач урока
Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности – не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив поведения.
Запись темы занятия в тетради.
Изучить нравственные основы личности, которые формируют положительное отношение к окружающей среде, обществу, природе
Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока
И.Кант писал, что самая действительно нужная человеку наука – это та, которая поможет занять человеку указанное место в мире и научит его быть человеком. Он провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) самой высокой ценностью и высшей целью. Понятие высших целей человеческого разума, сформулированное Кантом, проникнуто гуманизмом.
Операциялық танымдылық блок
Операционно- познавательный блок
Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)
Лекция с элементами беседы:
Работа с учебником: учащиеся заполняют таблицу и дают характеристику нравственным принципам личности.
Білімдерін бекіту\ Закрепление знаний: устный фронтальный опрос.
Рефлекциялық бағалау блогы\ рефлексивно оценочный блок
Нәтижелерді жинақтап, қорытындылау:
Обощение результатов, подведение итогов: выставление и комментирование оценок
Подводиться итог урока: что знали и что узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: учебник ЧОП 10 класс, § 21, стр. 171-181выучить новые термины
Тема: Нравственные основы личности. Дата: _________
Цель: познакомиться с нравственными основами личности, работая в группах.
Стремиться к более полному освещению темы, чтобы способствовать развитию мышления учащихся, повысить их творческую активность, пробудь интерес к формированию гражданского общества и правового государства;
Воспитывать интерес к предмету, толерантность друг к другу, работая в группах.
Иметь: знания о нравственных основах личности.
Уметь: работать в группе, анализировать, обобщать, оценивать дополнительный материал и собственный жизненный опыт для построения своего творческого проекта.
Тип/вид урока: комбинированный/традиционный
Место в системе уроков: урок № 21
Оборудование: тетрадь, дополнительный (раздаточный) материал, использование ИКТ (сотовых телефонов и планшетников для нахождения материала)
2. Опрос д/з (по тестам, которые приготовили учащиеся, в последствии происходит суммативное взаимооценивание)
3. Подготовка к восприятию
4. Изучение нового материала
Работа в уже сформированных группах.
1. Понятие личности
2. Нравственные основы личности
3. Признание обществом достоинства личности
Цель (для учеников): познакомиться с нравственными основами личности, применяя полученные знания на практике при составлении творческого проекта
- А для того, чтобы рассмотреть все вопросы нашего плана урока, мы сейчас поработаем по группам. Ваша задача в течение 12 минут раскрыть свою тему в виде творческого проекта. После того, как все команды будут готовы, каждой группе дается 2 минуты для объяснения своей темы. После этого как все команды будут пройдены, будет проведено суммативное оценивание каждого учащегося.
Темы для команд:
1 группа - Кластер
2 группа - Рисуночное письмо
3 группа - Диалог (друзей, коллег)
4 группа - Сценка
Раздатка для групп:
Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренессансных индивидуальностей.
Принципы соблюдаются при всех условиях, а значит, даже тогда, когда их выполнение грозит смертью.
Не останавливаясь на непоследовательностях и противоречиях, которые содержало кан-товское учение, акцентируем внимание на том, в чем Кант оказался навечно прав, что было его настоящим философским открытием, значимым для наших дней не меньше, а даже, возможно, и больше, чем для его времени.
Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.
Размышляя над экстремальной ситуацией фашистских лагерей, Б. Беттелыейм выявил некоторую всеобщую правду о человеке, скрытую от нас в условиях более или менее нормального социального существования.
Нравственность - не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения. Она еще и средство духовно-персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей (пусть самых элементарных), начинается общая деградация человека, особенно быстрая, когда он становится добычей преступного окружения или преступного режима. Сплошь и рядом она оказывается прологом к самоуничтожению.
Тема смысложизненных поисков широка и многопланова, как сама философия. Остановимся здесь лишь на тех ее аспектах, которые существенны для проблематики персонального самоопределения.
- Ученикам разрешается использовать сотовые телефоны для составления своих проектов.
ЗАЩИТА. Подведение итогов
Рефлексия. Все учащиеся подводят рефлексию урока с помощью трех звезд и одного пожелания.
Читайте также: