План урока нравственные основы личности

Обновлено: 08.07.2024

Цель: создать собственный текст, использу я различные источники информации.

Задачи: формировать навыки работы с текстом; понимать основну ю мысль текста;

сворачивать и разворачивать текстову ю информацию, и спользу я ключевые слова,

Оборудование: тексты с заданиями, презентация, словари, ноу тбуки, музыкальное

НРАВСТ ВЕННОСТЬ - ЭТ О «ПРАВИЛА, ОП РЕДЕЛЯЮЩИЕ ПО ВЕДЕНИЕ; ДУХО ВНЫЕ И ДУ ШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА ,

НЕОБХОДИ МЫЕ ЧЕЛОВЕКУ В ОБЩЕСТВЕ , А ТАКЖЕ ВЫПО ЛНЕНИ Е ЭТИХ ПРА ВИЛ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СЯ В ЕГО

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА БОГАТ СТВО ЯЗЫКА И ОРАТ ОРСКОЕ ИСКУССТВО ШЛИ РЯДОМ

1. Слово учителя (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас учебное занятие на

перед собой вопрос: что такое нравственные ценности? Какие составляющие этого

понятия? Работая в группах, вам предстоит создать собственный текст, использу я

различные источники информации, на ту проблем у, котору ю вы определите по

пословице, поговорке или высказыванию (полу чает каждая гр уппа). Главное –

правильно распределить роли в группе, работать слаженно и дружно, составить

собственный текст и представить его публике. Вы готовы? Начинаем нашу работу.

2. Задания гру ппам ( на л истах определенного цвета). Каждый из организаторов

получает текст пословицы или поговорки , гру ппа в течение 1 минуты по ней

3. Работа в группах. Я раздам ва м конверты, в которых даны тексты. ( Приложение

№1, Приложение 2). Вам необходимо прочитать их, выбрать текст соответству ющий

вашей теме, подобрать, если нужно, информацию из дру гих источников. Распределите

роли в группе (докладчик, организатор, регистратор, наблюдатель – журналист).

Ознакомьтесь еще раз с правилами работы в гру ппе (слайд 4)

Примечание: оператор за компьютером набирает и выводит на экран темы и

проблемы, определенные каждой группой в виде схемы (слайд 5)

писал А.П.Чехов. (слайд 6) Эти замечательные слова мог ут служить эпиграфом

ваших выступлений. Каждый образованный человек должен владеть богатством языка

и уметь грамотно и красиво говорить, логически продумывая свою речь. От са мого

человека зависит, как он бу дет польз оваться удивительным даром – языком.

а) Выступление 1 гру ппы. На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде

б) Выступление 2 группы (слайд 7) « Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку

Ведь каждый из нас рождается со способностью откликнуться на чу жую боль. Как

важно, чтобы мы это чувство не растеряли, а увеличивали его, взращивали в наших

душах. Тогда мир вокру г нас станет лучше, добре е, светлее.

На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде синквейна (жу рналист)

М.Пришвин). Красота природы многолика. Мы видим ее и в хру пких цветах, и в

живых картинах родного края. Она притягивает и манит к себе людей. В окру жении

красоты природы душа поет, мы счастливы. Главное – сберечь эту красоту.

На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде синквейна (жу рналист)

г) Выступление 4 гру пп ы. (слайд 9) « Читать - это еще ничего не значит; Что читать и

литература – наша гордость. В ней запечатлены великие порывы ду ха. Литература,

вдумчивое чтение возвышает душу человека, делает нас духовно богаче, лучше,

На схеме тема и проблема. Итог в виде синквейна (жу рналист)

Учитель: В ваших высту плениях были подняты оче нь важные проблемы,

существующие в нашем обществе . К какой области человеческой жизни мы их можем

отнести? ( нравственной) ? Являются они важными для нас? Значит, мы их можем

? А какова ваша Я – концепция по решению этой проблемы. ( заполняем схему)

9) Домашнее задание. Творческая работа . Написать сочинение на тему « Нравственные

Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом,

родным домом. Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, они

приняли за своего. А вот в приезжем тощеньком м альчике, с завистью взиравшем на

их ш у мное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чу жака.

Он носил выпуклые круглые очки, за которые ма льчишки метко прозвали

бледнолицего мальчугана Бычок. Они презирали его и за су етливую манеру плавать,

Но однажды произошло невероятное! Бычок - этот хилый очкарик, доплыл до

Чертова Пальца – мрачной отвесной скалы у входа в бу хту! Для него, конечно, это

было поистине отчаянным поступком. И молчаливое сопение мальчишек являлось

занося слабые, как тростинки, руки. Вдобавок он то и дело поправлял очки. Не мог

С моря шла мертвая зыбь – широкая медленная волна. Безобидная в открытом море,

она свирепела в у зких каменных лабиринтах бухты. С каждой новой волной накат у

сильный пловец. Этого не мог, конечно, знать городской мальчик. Отбойная волна

отшвыривала его назад, словно слепого котенка. Кто - то из мальчишек неуверенно

роде. Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз

мелькнула голова мальчика, и поднырну л под пенный гребень очередного вала. Мне

повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за ру ку. Он уже обе ссилел,

обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и

откашливался. Потом, натягивая рубашку, он взгляну л на меня и сказал:

- А все - таки я совсем немножко не доплыл… Чу ть - чуть!

- Чуть - чуть … - вскипев, передразнил я его. Не утонул ты чуть - чуть, заморыш

Она некому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы

сказать, где находилась она во всю долгу ю зиму и чем кормилась. От теплых изб ее

отгоняли дворовые собака, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею

принадлежностью к дому; когда гонимая голодом или инстинктивною потребностью в

общении она показывалась на улице, - ребята бросали в нее камнями и палками,

взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали. Не пом ня себя от

страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загороди и людей, она

мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном

Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца - мужик,

возвращавшийся из кабака. Он все х любил и всех жалел и что - то говорил себе под нос

о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку , грязную и

некрасивую, на которую случайно у пал его пьяный и бесцельный взгляд.

- Жучка! – позвал он ее именем, общим все м собакам. – Жучка! Пойди сюда, не бойся !

Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвос том, но не решалась. Мужик

похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:

Но пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками

подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды,

нанесенные ему добрыми людьми, почувс твовал скуку и тупую злобу и, когда Ж у чка

легла перед ним на спину, с ра змаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик,

шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кус очки из орвал новый

платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствуе т, когда больн о и плохо

другому, постороннему , какими он и считают всех, кроме себя, да, может быть, своей

семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от

равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства вос питывать – прежде всего,

самого себя – так, чтобы отзываться на чужу ю бед у и спешить на помощь том у, кто в

беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочу вствие

размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочу вствие

– великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой

способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям,

воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в

содействие, живётся тру днее, чем бесч у вственным. И беспокойн ее. Но их совесть

чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, у важают

окружающие. Но даже если правило это нарушится и окру жающи е их не поймут, а

дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравс твенной позиции. Кажется,

что им хорошо. Они - де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений

и лишних забот. Но это им только кажется, не наделе ны они, а обделены. Рано или

поздно – как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпа ло счастье

познакомиться со старым мудрым врачом . Он нередко появляется в своём отделении в

выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по ду шевной

потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные

жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние

наблюдения показали ему , что человек, который никогда никому не сочувствовал,

ничьим страданиям не сопереживал, очутившись п еред собственной бедой,

оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным вс тречает он такое испытание.

Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым

страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важн ых человеческих

чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувс твием, а станет действием.

Содействием. К тому, кто в нём нужда ется, кому плохо, хотя он молчит, надо

приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чу ткого,

чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

Я бывал во многих местах и интересовался, как челове к

прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом,

волей, разумом вносить ус овершенствования. Нет большего

преступления, чем уродовать, извращать природу . Природа,

неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, роди вшая и

вскормившая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с

Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к

3начит, дело не в запрещающих законах, не в наказаниях.

Вообще, наказание никогда не было сильным средством в решении

Будем беречь природу! Для каждого человека стало п ривычным, что красный све т

люди останавливаются перед красиво цвету щими растениями, чтобы полюбоваться

ими, а, как правило, стремятся сорвать их для бу кета.

Все редко встречающиеся исчезающие или подверга ющиеся уничтожению растения

занесены в Красную книгу – список видов, преду преждающий, что п еречисленные

виды растений требуют постоянной охраны. Ученые включили в Красну ю книгу около

600 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нужда ются в защите

человека. Среди них пицундская сосна, корень жизни – женьшень, северная орхидея –

венерин башмачок, русский рябчик, обыкновенный подснежник и много дру гих

красиво цветущих или декоративно – лиственных растений.

В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизн и

человека, нельзя допускать исчезновения с лица Зем ли ни единого вида растений так

Равнодушие к зеленому другу тоже зло, которое приводит к плачевным ре зультатам.

Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растения, не проявляя ни

Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям,

которые занесены в красную книгу , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в

Природа любит разнообразие и многоцветье. Водопады дождей просияли сквозь

радугу, как через призму , окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. Мы

Вдруг покраснели дали! Вчера еще все было тускло - зеленым, а сегодня у подножья

далеких гор красная полоска – непонятная и неожиданная. Словно кто - то красным

карандашом потушевал снизу синие горы. Что это – отблеск зари? Или россыпи

Топочут копыта коня все ближе, все ярче , все шире загадочная полоса. Так вот это

Маки, живые маки! Их видимо - невидимо! Они обступили со всех сторон, они

затопили как наводнение! Маки трепещу т на ветру пламенем невиданного пожара. От

маков рябит в глазах, и кружиться голова. По сторонам вздымаются красные ува ла –

как волны багряного моря. На гребнях вскипает огненная пена пронизанных солнцем

Земля горит от цветов – полыхает красная степь. Седые степные луны скользят на д

красными маками, и белые их крылья отсвечивают розовым цветом.

Порозовели даже белые облака, даже дали подернулись розовой дымкой. Цветы без

конца и края. Неистовое буйство крас ного цвета, кип уч ая лава цветов!

Пронёсся нынче какой - то странный слух, что в школе совсем не обязательно

преподавать литературу , отнимать на неё время от точных на у к, которые, мол, основа

основ, а литература – для немногих и пусть преподаётся фа культативно. Говорят об

этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга – самый глубокий

источник познания мира и сам ое сильное средство воздействия на д у ховное развитие

личности… Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, нас ыщает душу. И

привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, – «Любите книг у ,

великий. Классические авторы прошлых веков питались теми кни гами древности,

которые развивали их индивид у альность. Хорошо бы помнить об этом тем, кто

сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем тру диться,

читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, полу чить готовый

ст ереотип? Я болезненно переживаю, слухи о том, что литературу уберут из школы.

Переживаю не за литературу, е й от этого ничего не сделается, она будет существовать,

пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не см ог у т

стать сотворцами – они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и

прагматичнее. Духовно развитая личность боле е гармонична и приятна в общении,

содержательна, в отличие от человека скудного ду хом, хотя и очень богатого

материально. Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое

поколение, помогу т распоз нать зло, науч ат добру. Они с у ществуют на Земле

несколько тысячелетий – папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга,

типография Ивана Федорова… Люди стремились запечатлеть и передать своим

современникам и потомкам то, что все гда считалось жизн енно важным и

необходимым. Писатель знает что - то такое, до чего не может додуматься обычный

человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает ду шу. Настоящая книга

не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а

значит, и тело. Потому что всё ду ховное тесно связано с физ ическим. С литерату рой

неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию

Воспитывать потребность и стремление всегда поступать в соответствии с голосом совести, проявляя такие качества, как честность, порядочность, ответственность.






Наурыз мейрамы с Василисой

Творческий конкурс рисунков для учащихся начальных классов

Аватар anarerbolatovna

Аватар Пилявская Татьяна Юрьевна

Аватар 1timofeeva2elena

Аватар Kunslu2410

Аватар Azamat

Аватар AjnabekovaZHB

Аватар Наталья Федоровна Логашкина

Аватар Евгений_Простомолотов

Аватар Андрей и Нина Герлиц (Яценко)

Аватар dilara-1988

1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока помогает раскрыть и изучить тему урока: Нравственные основы личности. Быстро и эффективно изучить учащимися новый материал.

Сабақтың жоспары

Обществознание

Нравственные основы личности

Білімділік \ дидактическая: познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества, сформулировать понятие о моральных ценностях

Дамытушылық\ развивающая: развить творческий подход к выполнению заданий, навыки логического мышления, умение выделять главное в тексте, давать свою оценку.

Тәрбиелік\ воспитывающая: способствовать выбору верных ориентиров в жизни, воспитать интерес к изучаемому материалу, ответственность к выполнению порученной работы

Сабақты түрі

Урок изучения нового материала

Оқытудың әдісі

Метод обучения

Лекция с элементами беседы

Сабақтың барысы

Бағдарлану-мотивациялық блок

Мотивационно- ориентировочный блок

Сабақтың тақырыбына шығу, оны жазу

Выход на тему, запись темы урока

Сабақтың мақсаты мен міндеттерін қою

Постановка целей и задач урока

Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности – не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив поведения.

Запись темы занятия в тетради.

Изучить нравственные основы личности, которые формируют положительное отношение к окружающей среде, обществу, природе

Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока

И.Кант писал, что самая действительно нужная человеку наука – это та, которая поможет занять человеку указанное место в мире и научит его быть человеком. Он провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) самой высокой ценностью и высшей целью. Понятие высших целей человеческого разума, сформулированное Кантом, проникнуто гуманизмом.

Операциялық танымдылық блок

Операционно- познавательный блок

Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)

Лекция с элементами беседы:

Работа с учебником: учащиеся заполняют таблицу и дают характеристику нравственным принципам личности.

Білімдерін бекіту\ Закрепление знаний: устный фронтальный опрос.

Рефлекциялық бағалау блогы\ рефлексивно оценочный блок

Нәтижелерді жинақтап, қорытындылау:

Обощение результатов, подведение итогов: выставление и комментирование оценок

Подводиться итог урока: что знали и что узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: учебник ЧОП 10 класс, § 21, стр. 171-181выучить новые термины

Тема: Нравственные основы личности. Дата: _________

Цель: познакомиться с нравственными основами личности, работая в группах.

Стремиться к более полному освещению темы, чтобы способствовать развитию мышления учащихся, повысить их творческую активность, пробудь интерес к формированию гражданского общества и правового государства;

Воспитывать интерес к предмету, толерантность друг к другу, работая в группах.

Иметь: знания о нравственных основах личности.

Уметь: работать в группе, анализировать, обобщать, оценивать дополнительный материал и собственный жизненный опыт для построения своего творческого проекта.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок № 21

Оборудование: тетрадь, дополнительный (раздаточный) материал, использование ИКТ (сотовых телефонов и планшетников для нахождения материала)

2. Опрос д/з (по тестам, которые приготовили учащиеся, в последствии происходит суммативное взаимооценивание)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

Работа в уже сформированных группах.

1. Понятие личности

2. Нравственные основы личности

3. Признание обществом достоинства личности

Цель (для учеников): познакомиться с нравственными основами личности, применяя полученные знания на практике при составлении творческого проекта

- А для того, чтобы рассмотреть все вопросы нашего плана урока, мы сейчас поработаем по группам. Ваша задача в течение 12 минут раскрыть свою тему в виде творческого проекта. После того, как все команды будут готовы, каждой группе дается 2 минуты для объяснения своей темы. После этого как все команды будут пройдены, будет проведено суммативное оценивание каждого учащегося.

Темы для команд:

1 группа - Кластер

2 группа - Рисуночное письмо

3 группа - Диалог (друзей, коллег)

4 группа - Сценка

Раздатка для групп:

Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренессансных индивидуальностей.

Принципы соблюдаются при всех условиях, а значит, даже тогда, когда их выполнение грозит смертью.

Не останавливаясь на непоследовательностях и противоречиях, которые содержало кан-товское учение, акцентируем внимание на том, в чем Кант оказался навечно прав, что было его настоящим философским открытием, значимым для наших дней не меньше, а даже, возможно, и больше, чем для его времени.

Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

Размышляя над экстремальной ситуацией фашистских лагерей, Б. Беттелыейм выявил некоторую всеобщую правду о человеке, скрытую от нас в условиях более или менее нормального социального существования.

Нравственность - не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения. Она еще и средство духовно-персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей (пусть самых элементарных), начинается общая деградация человека, особенно быстрая, когда он становится добычей преступного окружения или преступного режима. Сплошь и рядом она оказывается прологом к самоуничтожению.

Тема смысложизненных поисков широка и многопланова, как сама философия. Остановимся здесь лишь на тех ее аспектах, которые существенны для проблематики персонального самоопределения.

- Ученикам разрешается использовать сотовые телефоны для составления своих проектов.

ЗАЩИТА. Подведение итогов

Рефлексия. Все учащиеся подводят рефлексию урока с помощью трех звезд и одного пожелания.

Читайте также: