Анализ дистанционного обучения в школе 2020

Обновлено: 05.07.2024

Мировая пандемия COVID-19 вынудила изменить традиционные форматы образования. Практически одновременно во всех странах резко произошло полное или частичное закрытие школ и вузов, сопровождаемое переводом обучающихся на дистанционное обучение. Почти в одночасье дистанционное и цифровое образование стало драйвером образовательной революции. Между тем любая революция влечет за собой серьезные последствия. В статье представлены результаты аналитических обзоров, опросов и исследований ведущих вузов, социологических агентств и исследовательских фондов России и мира. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны влияния дистанционного образования. Отмечено, что в целом педагогическое сообщество России справилось с резким закрытием школ и переходом на дистанционные форматы. Несмотря на некоторые сложности, педагоги сумели завершить учебный год, не допустили срывов процедуры прохождения Единого государственного экзамена и получили по его итогам удовлетворительные результаты. Аналитический обзор открытых источников показывает, что обучающиеся и родители по-разному преодолевали сложности перехода на дистанционное обучение: от переживания радости до объективных тревог за качество получаемого образования. Тем не менее в целом полученные результаты доказывают, что российское образование устремлено в будущее, способно к реализации поставленных государством стратегических задач и преодолению сложностей.


1. Дьякова Е.А., Сечкарева Г.Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 24–35.

3. Круглова Н.Р., Сартаков И.В. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3499-3507.

5. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М., 2020. 98 с.

6. Чошанов М.А., Эль Пасо E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. № 3. С. 684-695.

8. Ильюшенко Н.С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (7-8 февраля 2019 г., Москва). М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2019. С. 215-225.

9. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, филология, педагогика. 2019. Т. 25. № 2. С. 84-88.

11. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

16. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. Факты образования № 4 (29). М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

17. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

21. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

Эпидемия коронавируса COVID-19 ускорила внедрение ряда процессов, реализация которых еще некоторое время назад находилась в стадии обсуждения, осмысления и критического анализа. Дистанционное образование, обсуждаемое в России в течение последних 20 лет, стало реальностью в апреле 2020 г. Всего лишь несколько месяцев дистанционного образования дали богатый материал для исследования последствий тотального перехода от классических форм образования к инновационным.

Цель исследования – представить анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии COVID-19.

Материал и методы исследования. Научный анализ последствий мирового перехода на дистанционное образование еще ждет глубокой проработки. Пока мы можем опираться на статистические исследования мировых и отечественных университетов, различных социологических агентств, общественных фондов, а также работы ученых, сумевших проанализировать достоинства и недостатки цифрового образования и его влияние на систему высшего образования до коронавирусной пандемии. В связи с этим среди множества исследований особенный интерес представляют работы отечественных исследователей: Е.А. Дьяковой, Г.Г. Сечкаревой, А.А. Климова, Е.Ю. Заречкина, В.П. Куприяновского, Н.Р. Круглова, И.В. Сартакова и др. [1–3]. Отдельного внимания также заслуживают дидактические концепции цифрового образования [4–6].

Представленные исследования в большей степени посвящены описанию достоинств и положительных черт дистанционного и цифрового обучения. Так, к общим достоинствам дистанционного образования исследователи чаще всего относят: доступность и гибкость (как возможность выбора времени) образования, охват образовательными услугами тех, кто по различным причинам не может физически присутствовать в учебном классе или аудитории, повышение интерактивности обучения и др. Среди ученых, которые указывают на проблемы и риски, которые могут возникнуть вследствие перехода на цифровое обучение, можно отметить А.А. Вербицкого, Н.С. Ильюшенко, Н.Г. Стрекалову и др.

Н.Б. Стрекалова, рассматривая последствия от перехода информационного образования к цифровому образованию, подчеркивает, что к негативным результатам можно отнести потерю обучающимися базовых когнитивных компетенций, снижение их общего уровня подготовки, уход от фундаментальности образования [9].

Последствия для педагогов. Как отмечает аналитический центр НАФИ, несмотря на неожиданный переход от традиционного обучения к цифровому, уровень цифровой грамотности российских педагогов оказался достаточно высоким и составил 88 пунктов из 100. Это означает, что в целом педагоги понимают и знают современные технологические тенденции, уже имеют навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности – показатели составляют 93 п.п. и 92 п.п. соответственно. Индекс цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений составил 88 п.п. из 100 возможных [17].

Наибольшую сложность в реализации в дистанционном формате представили предметы художественно-эстетического цикла: изобразительное искусство (рисование), музыка, технология, физическая культура. Учителя отмечали, что сложно проводить занятия без личного контакта с детьми. Особенно тяжело приспособиться учителям с большим педагогическим стажем. Проблема заключается не только в организации дистанционного урока, но и в том, что на доступных образовательных платформах нет этих предметов [19].

При этом детям нравится находиться дома, у них появилось больше свободного времени на хобби и личные дела, они много времени проводят с семьей, но при этом скучают по школе (60%) и общению с друзьями и учителями, жалуются на малоподвижный образ жизни.

Большую тревогу исследователей вызывают и исследования негативных последствий влияния цифровых технологий на здоровье детей (ухудшение сна, нарушения осанки, ухудшение зрения и пр.). Озабоченность вызывает и факт тесной связи между эмоциональной стабильностью ребенка и использованием цифровых устройств [21]. В связи с этим необходимы дальнейшие серьезные исследования влияния цифровизации на здоровье детей и доказательная педагогическая экспертиза условия использования цифровых технологий. Таким образом, переход на дистанционное образование для детей не стал абсолютно безболезненным.

Последствия пандемии в образовании для родителей. Как отмечают родители, цифровые технологии могут улучшить обучение проектированию, онлайн-обучение детей-инвалидов, повысить качество образования в сельских школах, качество подготовки к экзаменам, улучшить организацию индивидуальной работы с учениками, а также поднять уровень обучения по предметам естественно-научной направленности. Однако существенно отразиться на обучении смысловому чтению, уровне обучения гуманитарным наукам, обучении постановке целей и познавательной деятельности такие технологии не могут [21]. В этом родители выражают солидарность с педагогами-исследователями.

Как показывают представленные аналитические обзоры, в условиях дистанционного обучения родители играют ключевую роль в поддержке свои детей, но даже при самых благоприятных обстоятельствах большинство родителей плохо подготовлены к тому, чтобы осуществлять эффективную поддержку. Только 8% родителей положительно оценили последствия того, что их дети перестали очно посещать школу, 42% отметили, что положительных последствий от сложившейся ситуации нет [12]. Эти данные показывают, что родители психологически не готовы разделять вместе со школой ответственность за моральное состояние своих детей, не способны к педагогическому сотрудничеству и поддержке.

Счетная палата РФ подготовила дайджест материалов международных организаций, посвященных воздействию эпидемии коронавируса на сферу образования, из которого следует, что перевод школ на дистанционный формат или их закрытие, пусть даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения. По данным Росстата, в 2018 г. количество малоимущих у нас в стране составляло 18,9 млн человек. Примерно 22% из них — дети и подростки в возрасте от 7 до 16 лет (школьники). Это примерно четверть (!) всех российских школьников [12]. По данным социологических опросов Росстата, в 2019 г. в России только 76,9% домохозяйств имели доступ к сети Интернет. Из них только у 73,6% Интернет был широкополосный [16].

Таким образом, показанные данные свидетельствуют о необходимости поддержки государством незащищенных слоев населения, усиления работы в направлении материально-технического оснащения образовательных учреждений.

К преодолимым последствиям коронавириуса для всех субъектов образования можно отнести результаты ЕГЭ. Самое главное опасение, которое высказывали и учителя, и дети, и родители, – это невозможность сдать ЕГЭ в период коронавируса. Даты проведения ЕГЭ были смещены на июль. Сам экзамен проводился только для тех выпускников, которые собрались поступать в высшие учебные заведения. Между тем ни усиленные профилактические меры, ни социальная дистанция, ни сокращение людей в помещениях не повлияли на результаты процедуры. Как отмечают в Министерстве просвещения, ЕГЭ прошел без серьезных организационно-технологических сбоев с соблюдением всех рекомендаций и требований Роспотребнадзора относительно мер эпидемиологической безопасности. По большинству предметов, как показывает предварительный анализ, результаты практически остались на уровне прошлого года, а по некоторым предметам незначительно улучшились [16].

Заключение. Полученные результаты позволяют прийти к определенным выводам. Российские школы должны воспользоваться сложившейся ситуацией для совершенствования программ развития, профессионального роста педагогов, в том числе готовность педагогических коллективов вместе обсуждать (рефлексировать, анализировать) результаты своей работы в этот период. В пользу этого говорит то, что учителя (71,1%), школьные администраторы (86,4%), работники органов управления образованием (54,6%) наблюдали высокий уровень взаимной поддержки, отметили, что в педагогических коллективах была организована профессиональная дискуссия, направленная на выбор стратегии поведения школы в этот период (64,3% – учителя, 86,3% – школьные администраторы, 52,8% – работники органов управления образованием) [21, 22].

Основной вопрос, который предстоит решить педагогическому сообществу после пандемии, – как соотнести опыт дистанционного образования и лучших практик традиционной школы, как использовать цифровые платформы и включить возможности цифрового образования в классическую классно-урочную систему, как расширить возможности живого общения всех субъектов образования.

Переход на цифровые и дистанционные форматы обучения породил новую волну инноваций, которая будет иметь глубокие последствия для человечества, изменяя отношения между гражданами, государством и бизнесом, а также приведет к преобразованию структуры общества и экономики. Уже сегодня становится понятно, что темпы экономического роста, производительность труда и развитие человеческого потенциала будут во все большей степени определяться уровнем интеграции в цифровую экономику. Перед Российской Федерацией стоит глобальная задача не только не отстать, но и лидировать в этом направлении. Можно уже отметить и первые шаги в области мирового лидерства: с сентября 2020 г. в Росси начался масштабный эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды (ЦОС). Ожидается, что в ходе реализации проекта к 2024 г. целевая модель ЦОС будет внедрена по всей стране. Также предполагается внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы общеобразовательных школ в 75 регионах РФ, что затронет как минимум 500 тыс. детей. Кроме того, в рамках проекта к 2024 г. 100% образовательных организаций будут обеспечены доступом к Интернету. Безусловно, все государственные меры поддержки современных школ направлены на повышение качества образования и раскрытие талантов каждого ребенка. В долгосрочной перспективе перед государством стоят задачи создания безопасной образовательной среды и национальной электронной образовательной платформы, преодоления преград для международного взаимодействия в области воспитания и обучения.

Если весной лились реки негатива на обучение с применением дистанционных технологий, то к осеннему дистанту в некоторых регионах стали относиться более-менее спокойно.

Уроки, конкурсы, фестивали, концерты – все проходило в дистанционном режиме, поэтому мы научились спокойно относиться к миру онлайна. Особенно, если нас в этот мир насильно не погружают. И не погружали же! Осенью школы распахнули свои двери для школьников. Но с переменным успехом. Вторая четверть подходит к концу, а значит, можно подвести некоторые итоги зимнего дистанта . Об этом в сегодняшней статье.

Техническая сторона медали

Не будем долго размышлять в этом абзаце. Проблему технических возможностей в каждой конкретной семье уже не обсудил только ленивый.

Важно понимать одно , никакого истинного обучения с применением дистанционных технологий не будет, если у ребенка нет доступа в интернет и технических средств для связи с учителем.

Монитор в жизни ребенка

СанПины упорно твердят нам о том, что время пребывания ребенка за компьютером должно быть ограничено несколькими минутами . Поэтому полноценные 45 минут в онлайн режиме проводить просто запрещено. Урок сокращается, добавляется этап физминутки, а также зрительной гимнастики. Поэтому тем учителям, которые успешно освоили Zoom, пришлось спешно думать о том, каким должен стать их онлайн урок. Потому что в удаленном формате многие методы и формы работы просто невозможно реализовать.

Асы Zoom устраивали онлайн работу в группах , но все, кто практиковал подобный формат, признавались в том, что даже в онлайн режиме дети пытались перекричать друг друга, ничего не было слышно, а у многих в связи с недостаточной скоростью домашнего интернета очень запаздывала картинка или звук.

Домашние задания

Отказаться бы совсем от них . Но на данный момент традиционная система обучения уверенно считает, что если дети не будут выполнять домашних работ, то поколение будет потерянным. Мы уверены в том, что без обязательных письменных работ поколение станет здоровее, но разговор не об этом.

Отметки

Об этой проблеме говорила на втором заседании ВЭПС член команды Обучение ПРО. Смотреть видео 👇

Сейчас специалисты отмечают, что старшие дети хорошо воспринимают материал при применении дистанционных технологий на коротком временном отрезке.

Неизученность дистанта

Наряду с тем, что дистант может стать хорошим подспорьем учителю в работе с детьми, которые вынуждены находится дома (например, ребенок ломает ногу и не может посещать школу), у дистанта есть неизученная сторона.

Мы говорим про то, что никто еще не оценивал остаточность знаний после обучения с применением дистанционных технологий у детей. Мы все знаем про то, как происходит процесс забывания при применении традиционных вариантах обучения, но как будет вести себя память ребенка с включением в его обучение цифры плюсом к традиционной форме, вопрос открытый.

Образовательный процесс очень растянут во времени , и это является главной проблемой внедрения всего нового в школьный процесс, ведь никто не хочет рисковать будущим своих детей, а результат всех изменений будет виден спустя минимум 3-4 года после внедрения новшества.

Пишите в комментариях, делитесь опытом, обсудим.

Будьте счастливы при любой возможности!

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные события, мероприятия, постановления и распоряжения в сфере образования.

Делюсь опытом работы на дистанционке. Рассказываю о проблемах, с которыми пришлось с толкнуться.

ВложениеРазмер
Анализ дистанционного периода в обучении 20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ дистанционного ведения уроков русского языка и литературы в период карантина. Опыт работы (Сельская школа).

Хочу сказать, что этот трудный период дистанционного обучения имеет один безусловно положительный результат. Отмена экзаменов в 9 классе! На мой взгляд, их необходимость спорна. Изменения ГИА в 11 классе тоже упростили жизнь учащимся , родителям и учителям. Из опыта работы мы знаем, что не все школьники идут в 10 класс для последующего поступления в вузы. Я придерживаюсь той точки зрения, что ГИА в 11 классе выпускники могут сдавать по выбору в этом году или через год, два (когда им это действительно станет нужным, но не в обязательном порядке).

Буду говорить больше о проблемах, с которыми я и другие педагоги столкнулись.

Предложенные платформы не пошли, так как интернет не везде был скоростной, компьютер или хороший телефон не у каждого. Да и сами дети плохо ориентировались в виртуальном мире. Мне приходилось ездить домой к пятиклассникам и показывать, как отправлять почту. Мы работали с платформой resh.edu . Но по-своему. Я копировала ссылку урока и отправляла ребятам по ватсапу в группу. К концу года я перешла на видеоуроки по нужным мне темам из YouTube. Это небольшие занятия до 7-10 минут, где учитель рассказывает материал, потом предлагала детям выполнить упражнения по нашему учебнику.

Кроме учебников мы работали с интернет-тренажерами, тестами. Все по той же схеме: я им - ссылку на задание, они мне – фото или скрин.

Последующий урок я начинала с анализа ошибок и объяснений. Выкладывала в группу звуковой файл или видео. Но некоторые родители стали жаловаться, что у детей уходит больше времени на русский, чем можно. Выяснилось также, что кто-то совсем не слушает мои послания, а просто делает задания, как захочется. Работу каждого ученика проверяла в программе Paint красным маркером и отправляла назад для исправления ошибок. Это тоже было сложно контролировать: кто присылал повторно, а кто и нет.

Администрация настоятельно рекомендовала переходить на новые формы работы. Но если с уроками литературы это было просто (видеоурок, видеолекция, интернет-экскурсия, фильм), то с русским языком это сложнее. Литература – это уроки чтения и обсуждения, в первую очередь. И мы обсуждали. А русский язык – это знания и опыт, что невозможно без труда. Как научить трудиться ребенка самостоятельно? Отдельный вопрос.

На уроках литературы предлагала детям задания и вопросы из учебника. По биографии писателя составляли хронологические таблицы и конспекты, создавали презентации. Чтение наизусть иногда заменяла выразительным чтением и вопросом по тексту. Школьники стеснялись показывать свое лицо, себя, поэтому прямой эфир, вебинар в ватсапе не всегда получались. Пришлось уйти от такой формы. Ребята присылали звуковые файлы(аудиофайлы).

Для того чтобы ребята читали произведения, а работы были самостоятельными, давала задания такого плана:

-прочитать произведение и найти отрывок, который показывал или доказывал бы, что….

Кроме того, часто задания давала разные, дабы избежать списывания. Нескольким учащимся требовался индивидуальный подход. Им сокращала задания, давала полегче упражнения, уменьшала объем и количество заданий. Особого внимания требовали пятиклассники: практически каждый урок они перезванивали, задания им объясняла по телефону.

Сложнее всего было писать сочинения. Я практиковала следующее. Записывала свое рассуждение по теме сочинения. Выкладывала в группу, предлагала учащимся по плану и на основе прослушанного написать сочинение. Другая форма - выкладывала ссылки на видеолекции и видеоуроки других педагогов, предлагала ребятам записать материал и составить план сочинения.

На уроках русского языка я использовала те же формы работы, что на уроках литературы. Ребята могли составлять схемы, конспекты по видеоуроку или по учебнику, выполняли упражнения, заполняли таблицы . Если задания выполнялись в онлайн-режиме, то они присылали мне скриншоты страниц с результатом.

Нам было рекомендовано использовать проектную деятельность. Конечно, это не просто, но все же. Когда ребята уже слишком увлеклись интернет-подсказками, мне пришлось прибегать и к такой форме работы. На мой взгляд, вышло не плохо.

1 урок- выписать 25 предложений с частицами НЕ- НИ или их омонимами,

2 урок – дать объяснение правописанию(орфографическая работа) и прислать на проверку,

Хочу поделиться одной из форм работы, которую я открыла для себя. Это Google-документ . Есть Google-презентация, Google-класс. Можно создать Google-документ, разместить его в ватсапе в группе, и дети будут в нем работать. Получится групповая работа, где ученики смогут друг друга исправлять , дополнять, а вы контролировать. Каждый, вносящий изменения в документ, пишет свое имя. Учитель может оценить как всю работу, так и работу каждого ученика в отдельности. Варианты заданий:

10 класс Назовите причины, толкнувшие Раскольникова на преступление (используйте цитаты из текста).

8 класс Вводные конструкции. Заполните таблицу своими примерами.

5 класс Мягкий знак после шипящих. Заполните недостающую информацию. (Каждый ученик заполняет 2-3 пропуска).

Хотелось еще раз назвать те проблемы, с которыми пришлось столкнуться при организации дистанционного обучения:

-ограничение занятий во времени (недостаточно для самостоятельного изучения и закрепления),

-соблазн для учащихся воспользоваться подсказками,

- отсутствие системы организации времени всего учебного дня,

- неудобство в общении с преподавателем,

- необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля для учащихся,

- необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет),

- сложности при проверке знаний,

- недостаток практических умений и навыков как педагогов, так и учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи.

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи.

Дистанционные задания по информатике на период карантина 6.04. - 11.04.2020

Здесь представлены задания по информатике на дистанционное обучение учащихся 8 - 9 классовучитель Осипова С.Л. на период карантина с 6.04 по 11.04.2020 Предмет информатика Все задания .


Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)

Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране, требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, .

Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"

Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п.


Использование ИКТ на уроках истории в условиях сельской школы

В статье приводятся размышления автора об особенностях использования информационных технологий на уроках истории, а также анализируются проблемы, с которыми столкнулся автор, впрочем как и многие друг.

Как вынужденный переход в онлайн повлиял на учеников и учителей.

Автор материала: Лариса Куранова

2020 год был сложным для всех. Педагогам он, конечно, запомнится из-за дистанционного обучения. Разбираемся, какие уроки выучили педагоги, какие сильные стороны нашли в себе и чему еще предстоит научиться, чтобы работать онлайн и не только.

1. Педагоги больше не боятся технологий

Согласно исследованию, проведенному ВШЭ, до перехода на дистант онлайн-ресурсами пользовались 64% педагогов, а сейчас 86%. Можно сказать, что за время дистанта каждый не просто научился включать компьютер, но и понял, с какими запросами выходить на службу поддержки. Педагоги освоили мессенджеры, сервисы для хранения файлов, видеоблоги и видеохостинги.

Этот навык очень важен. Во-первых, он пригодится в любых критических ситуациях, когда будет введено дистанционное обучение. Во-вторых, скорее всего онлайн-занятия в той или иной форме останутся в школьном обучении, пусть и в меньшем количестве. В-третьих, цифровая грамотность – это ключевая компетенция педагога в современном мире. Педагог, которые владеет IT-технологиями, может придумывать новые форматы занятий и заданий, быстрее проверяет работы и может давать обратную связь разными способами.

86% педагогов используют онлайн-ресурсы

Цифровая гибкость

Коммуникативная гибкость

В итоге успех общения зависел от учителя. Если педагог обладал коммуникативной гибкостью, он мог придумать новые способы общения: создавать отдельный чат для тех, у кого есть трудности в общении, проводить неформальные встречи, чтобы одноклассники привыкли к новому формату. Побеждали те учителя, что чутко реагировали на запросы учеников и были открыты их предложениям.

Методическая гибкость

Во-первых, часть методов перестала работать на дистанте. Очень сложно проводить фронтальные опросы онлайн, когда каждый может найти в интернете ответы, значит нужно проверять знания, сочиняя задачи, даже логические.

Во-вторых, у школьников возникали проблемы с мотивацией – в классе можно учиться по инерции, но за компьютером легко отвлечься и нужны по-настоящему интересные задания. Педагоги, подкованные методически, были готовы к этому вызову и даже еще больше развили свои навыки во время дистанта.

3. Педагоги поняли, как важна обратная связь

В классе это было не так очевидно. Учитель просто кивает или мотает головой, а дети уже понимают, что он хотел сказать. И наоборот по ученикам учитель понимал, в каком они настрое и даже если нужно менял тему или подбирал другие задания. При дистанционном обучении эти способы исчезли: по видеосвязи сложнее считать мимику и эмоции, чем вживую. А это влияет и на мотивацию, и на успеваемость, и на качество преподавания.

4. Педагоги поняли, что нужно прокачивать самостоятельность и мотивацию

Оказалось, что без мотивации ученику сложно заниматься вне школы. С одной стороны, это было известно давно — именно поэтому школы отговаривают родителей от домашнего обучения, понимая, как сложно мотивировать ребенка в таких условиях. С другой стороны, никогда раньше эта гипотеза не подтверждалась в таких масштабах.

Для того чтобы прокачать мотивацию, нужно все чаще разговаривать с учеником — не просто объяснять, зачем нужно школьное обучение, а задавать вопросы ему, зачем он учится. Если эта работа будет проведена качественно, то это не только повысит успеваемость, но и станет ступенькой в профориентации школьников.

5. Педагоги учатся объединяться

Во время дистанта возникало слишком много вопросов, и государственные органы далеко не всегда могли на них ответить. Педагогам пришлось объединяться: они искали ответы на форумах и соцсетях, создавали чаты для своих в мессенджерах, и участвовали в конференциях, на которых можно было найти адекватных экспертов.

Например, за прошлый год мы провели онлайн-марафон о дистанционном обучении для педагогов и родителей. Мы присылали письма и проводили вебинары, в которых рассказывали о программах для работы на дистанте, необходимых качества педагога, давали советы и подсказки по организации рабочего дня. Марафон уже недоступен, но мы упаковали самые важные инструменты в рабочий курс.

Еще пример. В декабре мы в очередной раз собрали федеральных экспертов, чтобы провести конференцию по развитию функциональной и цифровой грамотности и гибких навыков. Нам помогали специалисты Skyteach: эксперты задавали общее направление и ставили острые вопросы, методисты Skyteach рассказывали о современных приемах, которые помогают учителям развивать свои навыки и работать с учениками.

Такая самоорганизация поможет педагогам в любой следующей критической ситуации. Ведь связи уже наработаны и всем понятно, кто в чем компетентен и где его искать. Через год-два, когда запустят новую систему аттестации педагогов, связи снова помогут — педагоги смогут делиться опытом, задавать друг другу сложные вопросы, даже если на них не ответят ФИРО и Министерство просвещения.

Читайте также: