Анализ заработной платы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Начисление зарплаты

1.1 Источники данных для зачисления зарплаты

1.2. Основные показатели при расчете зарплаты

II. Система оплаты труда

2.1.Разработка систем оплаты труда в организациях

2.2.Требования к системе оплаты труда

2.3.Структура системы оплаты труда

Расчет зарплаты

3.1.Практика расчетов зарплаты

3.2.Особенности повременной оплаты

3.3.Сдельная оплата в промышленности

IV. Оплата труда в школах

4.1.Специфика оплаты труда в школах

4.4.Сроки выплат трудовых компенсаций

Список использованной литературы

Система оплаты труда в учебных заведениях России давно нуждалась в корректировке. В первую очередь в связи с невысоким уровнем заработных плат в целом по стране. НСОТ помогает обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, в том числе путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе.

Введение новой системы оплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской системы — уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

Начисление зарплаты

1.1 Источники данных для начисления зарплаты

Расчет заработной платы работников предприятия базируется на ряде источников: это могут быть как нормативные акты на уровне законов, так и локальные источники права в организации. Так, при оформлении нового сотрудника на работу обязательно подписывается контракт, соответствующий нормам ТК РФ. К нему должен прилагаться приказ директора компании, на основании которого оформляется личная карточка сотрудника и осуществляется открытие его персонального банковского счета. В документе фиксируется то, каким образом должна начисляться зарплата сотрудника (посредством повременной, сдельной или смешанной схемы). Другие источники, которые влияют на процедуру, о которой идет речь – положение об оплате труда фирмы, а также штатное расписание компании.

Основные показатели при расчете зарплаты

Расчет заработной платы работников в России может базироваться на совокупности таких показателей, как тарифы, оклады, количество проведенного времени на работе, сдельные расценки или же величины, отражающие объем произведенной продукции. Как мы отметили выше, в РФ наиболее распространены две схемы исчисления зарплаты – повременная и сдельная. Особенности первой в том, что человек получает компенсацию за труд, исходя из длительности работы и уровня квалификации. Сдельная форма оплаты труда предполагает, что сотрудник зарабатывает за счет конкретных производственных показателей. Частные предприятия сами выбирают оптимальную форму начисления трудовых компенсаций. Но расчет заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основании правовых актов государственных и муниципальных органов власти. Есть версия, что в коммерческих предприятиях работодатели склонны в большей степени, чем это делают бюджетные учреждения, включать в структуру зарплаты сдельные показатели. Действительно, расчет заработной платы работников в школе достаточно редко привязан к конкретным показателям эффективности работы преподавателя. Но это вполне объяснимо спецификой труда учителей. Аналогично, расчет заработной платы работников в детском саду, как правило, также привязан к фиксированным показателям. Вместе с тем многие частные образовательные учреждения все же начинают практиковать элементы исчисления зарплаты, отражающие эффективность работы преподавателей по тем или иным критериям. Например, это могут быть результаты различных тестов, которые проходят ученики.

II . Система оплаты труда

2.1 Разработка систем оплаты труда в организациях

Механизмы, в соответствии с которыми осуществляется расчет зарплаты работникам предприятий, образуют собой самостоятельную систему. Согласно 135-й статьи ТК РФ, ее положения должны соответствовать ряду критериев. Так, формулировки локальных источников норм, которые утверждаются в организации и касаются механизмов оплаты труда, должны фиксироваться с учетом мнения профсоюза. Также условия оплаты труда, которые определены в контракте между сотрудником и нанимателем, не могут предполагать худшее положение работника, чем оно может быть в случае применения критериев, содержащихся в ТК РФ, иных правовых актах или коллективном трудовом договоре в организации. Наибольшей юридической силой соотносительно с регулированием трудовых правоотношений обладает федеральное законодательство. Но при формировании системы оплаты труда в компании могут учитываться положения иных правовых актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства или отдельных ведомств, входящих в структуру исполнительной ветви власти.

2.2 Требования к системе оплаты труда

В системе оплаты труда, неважно в какой сфере происходит расчет заработной платы работников – в торговой организации, в детском саду или школе – должен быть утвержден способ, с помощью которого устанавливается соотношение между такими показателями, как мера труда и величина соответствующего вознаграждения. При этом положения документа не должны противоречить регулирующим нормативно-правовым актам.

2.3 Структура системы оплаты труда

На основании зафиксированного в компании способа, о котором идет речь, выстраивается порядок, в рамках которого исчисляется зарплата сотрудников, а также различные ее составляющие элементы. Система оплаты труда может включать в себя условия по тарифам, окладам, доплатам компенсационного характера, различные бонусы, премии, надбавки, стимулирующие начисления, а также порядок их расчета и выдачи наемным работникам. Как только предприятие определит механизм, о котором идет речь, он должен быть зафиксирован в коллективном трудовом договоре или в соглашении на уровне отдельной отрасли.

Аннотация. Исследована зависимость определения оплаты труда от базовых окладов, стимулирования и повышающих коэффициентов. Отражена региональная практика исчисления заработной платы работников школ согласно порядку, устанавливаемому Управлением образования города Пензы. Выявлены противоречия и проблемы реализации новой системы оплаты труда работников школьного образования. Предложены пути совершенствования практики расчета оплаты труда учителей средних образовательных школ в РФ.

Гусятникова Алёна Геннадьевна,студентка Пензенского филиала

Медушевская Инна Евгеньевна,кандидат экономических наук, доцент, доценткафедры экономики и финансов Пензенского филиала

Анализ современнойсистемыоплаты труда в муниципальном образовательном учреждении

Аннотация. Исследована зависимость определения оплаты труда от базовых окладов, стимулирования и повышающих коэффициентов. Отражена региональная практика исчисления заработной платы работников школ согласно порядку, устанавливаемому Управлением образования города Пензы. Выявлены противоречия и проблемы реализации новой системы оплаты трудаработников школьного образования. Предложены пути совершенствования практики расчета оплаты труда учителей средних образовательных школ в РФ.Ключевые слова: система оплаты труда в образовательной сфере, специфика система оплаты труда в образовательной сфере, оклад педагогических работников в системе среднегообразования, региональная практика начисления заработной платы педагогических работников, муниципальное образовательное учреждение.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что заработная плата работников бюджетной сферы является практически единственным источником их дохода, играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. Оплата труда является основным фактором, влияющим на производительность труда, а значит и на результат хозяйственной деятельности учреждения в целом.Объектом исследования является система оплаты труда в МБОУ СОШ г. Пензы Цельюработы является исследование современной системы оплаты труда в образовательной сфере, выявление её недостатков и предложение рационального варианта оплаты труда.В социально –экономической жизни общества заработная плата выполняет важную роль: служит в качестве личного дохода основным материальным источником жизнеобеспечения работников и их семей и в качестве совокупного платежного спроса –одним из факторов поддержания и развития производства. Специфика данного бюджетного учреждения в том, что финансирование идет в основном из местного бюджета (на выполнение муниципального задания) и субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий (проезд детей сирот, выплаты молодым специалистам). Так же в учреждении есть приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Фактороввнешней и внутренней среды, влияющих на размер оплаты труда, достаточно много, все они рассматриваются с различных позиций. Выделяют основную классификацию факторов, которые оказывают влияние на уровень заработной платы работника на рынке труда и внутри организации [1].

Таблица 1 Факторы, влияющие на размер оплаты труда

Внешние факторыВнутренние факторыТрудовое законодательствоДискриминация Государственное регулирование рынка трудаОбразование, квалификация, опыт работника, наличие категорииМинимальный размер оплаты трудаДостижения учеников Налоговая система регулирования заработной платыФинансовое положение организацииЭкономическая и политическая ситуация в странеДифференциацияРазвитость конкуренции на рынке трудаЦенность работы / должности для организацииПолитика местных органов власти в отношении системыоплаты трудамуниципальных бюджетных организацийОказание дополнительных платных услуг, доходы от которых могут направляться на заработную платуСоотношение спроса и предложенияна рынке труда, наличие безработицыВлияние профсоюзовМобильность рабочей силы

Согласно Постановлению Правительства РФ № 583,фонд оплаты труда включает:

основной фонд оплаты труда работников;

фонд стимулирующих выплат [2].Уровень заработной платы работников сферы образования находится в центре внимания не только в России, но и во многих странах Европы. Организацией экономического сотрудничества и развития опубликованы данные исследования за 2013 год, предметом которого стал уровень заработной платы преподавателей по всему миру. Таблица 2 Уровень заработной платы в мире по состоянию на 01.07.2013г.

№ п/пСтранаСредний размер оплаты труда в месяц, евроСредний размер оплаты труда в месяц в сфере образования, евро1Люксембург4230,004181,302Германия3994,703452,903Бельгия2894,103437,704Франция2845,102532,905Словакия2656,801015,106Россия900,20625,207Польша1421,10611,108Украина455,00440,009Белоруссия606,10267,5010Литва640,00232,0011Латвия669,00228,0012Болгария562,00112,00

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что уровень заработной платы работников образования в России существеннониже уровня развитых Европы [3].По состоянию на 1 сентября каждого года образовательное учреждение составляет тарификационный список, в котором рассчитывается месячная заработная плата каждого педагогического работника. Любые изменения, связанные с оплатой труда (изменение нагрузки, стимулирующих выплат, повышение базового оклада и т.д.), оформляются приказом по школе и указываются в дополнительных соглашениях, которые делаются на каждого работника. Порядок исчисления заработной платы работников школы устанавливается Управлением Образования города Пензы. Заработная плата учителя формируется из нескольких составляющих. Должностной оклад учителей рассчитывается исходя из базового оклада (в зависимости от должности), к которому применяются повышающие коэффициенты (за стаж, обучение на дому, квалификацию, образование). К должностному окладу прибавляется сумма компенсационных выплат и доплат, которые устанавливаются за: совмещение профессий, вредные условия труда, проверку тетрадей, классное руководство и т.д., а так же сумма стимулирующих выплат (учебные достижения учащихся, призовые места по олимпиадам, результаты ЕГЭ и ГИА, участие во внеурочной деятельности и т.д.). Данные выплаты устанавливаются учреждением самостоятельно на основе разработанных положений данного учреждения. Размеры базовых окладов последний раз увеличились в октябре 2013 года на 5,5%. Таблица 3 Размеры базовых окладов педагогических работников [47]

Категория работниковУстановление базового оклада, руб.Учитель5064Преподаватель ОБЖ5064Воспитатель4948Педагог дополнительного образования (ПДО)4831Педагогпсихолог4948Педагогорганизатор4831Инструктор по физкультуре4712Социальный педагог4831Учитель логопед5064

В настоящее времябазовый оклад составляет меньше минимально прожиточного минимума, поэтому учреждению приходится производить дополнительные выплаты. Так, МРОТ в 2013 г. составлял 5205 руб., в 2014 г. –5554 руб., на 2015 г. –5965 руб. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается [8].Рассмотрев практику начисления заработной платы МБОУ СОШ г. Пензыв динамике за три последние года, получены данные, по которым, сравнивая заработную плату нескольких категорий учителей за анализируемый период, можно сделать вывод, что она идет в сторону увеличения за счет повышения базовых окладов, изменения повышающих коэффициентов и стимулирующих выплат (разные категории учителей получают разную заработную плату). Дляоплаты труда педагогических работников не мало важным является уровеньобразования. По данным видно, что у работников, имеющих высшее профессиональное образование оплата труда значительно выше, чем у работников со средним и начальным профессиональным образованием.Таблица 4

Анализ заработной платы учителей МБОУ СОШ г. Пензыза три года, руб.

Педагогический работник2012 год2013 год2014 годУчитель иностранных языков16669,8716858,6722911,25Учитель начальных классов8479,4913017,6017694,20Воспитатель5307,995562,3410768,33Педагог дополнительного образования5697,206731,137201,57

Анализируя среднюю заработную плату МБОУ СОШ г. Пензыза 20122014гг., можно сказать, что с каждым годом уровень заработной платы постепенно увеличивается, но наблюдаются значительный разрывмежду минимальной и максимальнойзаработной платой [9], о чем свидетельствуют данные таблицы 5.Таблица 5 Средняя заработная плата педагогических работников за 20122014гг., руб.

Год Средняя заработная плата педагогических работниковМинимальный размер заработной платы педработникаМаксимальный размер заработной платы педработников201214 9758 02822 885201319 6129 88826 1931 полугодие 201422 10714 55235 522

Статистическиеданныео средней заработной плате работников образовательных учреждений общего образования,взятым по стране, региону, области и МБОУ СОШг. Пензыпредставлены в таблице 6 [10].

Таблица 6 Уровень средней заработной платы работников образовательных учреждений общего образованияв различных регионах, руб.

Средняя оплата труда в сфере общего образования2013 год2014 годв Российской Федерации29 03830 694в Приволжском федеральном округе22 83624 341в Пензенской области2127522051в МБОУ СОШ г. Пензы19 61222 107

Положение о выплатах стимулирующего характера работникам МБОУ СОШ № 66 г. Пензы на 20142015 учебный год № 10 от 29.08.2014г.6.

Положение о доплатах за дополнительные виды и объемы работ работникам МБОУ СОШ № 66 г. Пензы на 20142015 учебный год № 10 от 29.08.2014г.7.

Школьный учитель

Рассмотрим заработные платы учителей в российских государственных (муниципальных) и частных школах, составленные на базе предложений от вышеперечисленных работодателей на рынке труда страны.

В содержании статьи: сравнение зарплат учителей по доле рабочих мест между государственными и частными школами, среднемесячные оклады по предметам, а также зарплаты учителей по субъектам и городам России.

Сравнение зарплат учителей между государственными и частными школами по доле рабочих мест

Разница в ежемесячных окладах учителей на рынке труда по количеству рабочих мест между государственными и частными школами, отображена в нижеприведенных колонках.

Ключевые слова: система оплаты труда, сфера образования, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя образовательная школа, фонд оплаты труда, финансирование сферы образования, базовые оклады педагогических работников, повышающие коэффициенты, стимулирующие надбавки

Статья посвящена анализу современной системы оплаты труда в образовательной сфере. Отражена региональная практика исчисления заработной платы учителей разных категорий средней образовательной школы г. Пензы. Определены факторы, влияющие на размер заработной платы. Представлены расчеты заработной платы с учетом стимулирующих выплат, различных повышающих коэффициентов. Выявлены противоречия и проблемы реализации новой системы оплаты труда работников школьного образования.

Keywords: the wages system, education, local budgetary educational institution, high educational school, the salary fund, financing of education, basic salaries of pedagogical workers increasing the coefficients stimulating allowances

Article is devoted to the analysis of a modern wages system in the educational sphere. Regional practice of calculation of the salary of teachers of different categories of high educational school of Penza is reflected. The factors influencing the salary size are determined. Payroll calculations taking into account the stimulating payments, various raising coefficients are provided. Contradictions and sales problems of a new wages system of workers of school education are revealed.

Сфера образования является одной из стратегически важных сфер на государственном уровне. Такие черты современного мирового сообщества, как глобализация мирового экономического пространства, модернизация экономики напрямую зависят от образовательной сферы, так как учебные заведения являются транслятором этих явлений. При том, что образование не влияет прямо на макроэкономические процессы в государстве, оно определяет динамику и направление развития общества. Поэтому образование рассматривается как важнейший инструмент влияния на благосостояние и нравственное развитие общества.

Для дальнейшего динамичного развития образовательной сферы необходимо создавать систему мотивации для привлечения высококвалифицированных работников, основой которой служит эффективная система оплаты труда. Исторический опыт прогрессивного развития образовательной сферы выявляет прямую взаимосвязь между качеством образования и объемом финансирования сферы образования в части оплаты труда педагогов. Примерами служат США, Швеция, Германия и Япония, где затраты на образование составляют 5,5–8,3% государственного бюджета.

В современных экономических условиях на государственном уровне в РФ проводится политика, направленная на модернизацию сферы образования, в результате которой численность учебных заведений сокращается за счет модернизации сельских образовательных учреждений, сокращения количества педагогических работников. В большей степени меры оптимизационного характера коснулись и муниципальных образовательных учреждений в г. Пензе.

Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что заработная плата работников системы образования имеет свои характерные особенности, вызванные тем, что фонд оплаты труда педагогов муниципальных образовательных учреждений формируется путем перераспределения национального дохода через бюджетную систему. Поэтому возникла необходимость в разработке такой системы оплаты труда работников системы образования, которая будет соответствовать не только количеству часов по ставке работника образования, но и не будет сказываться отрицательно на качестве преподавания.

Медушевская Инна Евгеньевна, Анализ системы оплаты труда в муниципальном бюджетном образовательном учреждении (на примере средней образовательной школы). Часть 1. Вопросы трудового права №1 2017. 2017;1.

Читайте также: