План урока на тему профессии

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое разработки

Учитель: Саносян Елена Сергеевна, учитель географии, музыки, ИЗО, ТПК.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра.

Цель и задачи

Цель – создание условий для формирования у учащихся представлений о мире профессий.

Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащегося;

Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

Формирование представлений о профессиях;

Знакомство с многообразием мира профессий;

Создание условия для осознания учащимися ценности и важности профессий.

Целевая аудитория: учащиеся 8 и 9 классов ОУ. В игре принимают участие 2 команды, состоящие из 10 человек.

Предметные результаты:

• повышение уровня психологической компетенции учащихся с опорой на соответствующие знания и умения, за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

• освоение новых знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;

• развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе выполнения заданий;

• воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности, востребованного на рынке труда в районе (городе, поселке).

Метапредметные результаты:

Личностные: наличие эмоционального отношения к выбору профессии; осознание жизненного смысла выбора профессии, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, предлагать собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Пояснительная записка

Актуальность

В условиях модернизации Российского образования приоритетным является формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие.

Игра, являясь естественной формой обучения, стимулирует познавательную активность учащихся. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горький). Игра дает учащимся возможность получить знания в доступной форме и на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде.

Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.

I . Организационный момент. (2 мин.)

1.Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Все ли готовы к уроку?

Учитель: Тогда вперед!

II . Актуализация знаний (3 мин.)

1. На доске вывешиваются листочки со словами: врач, педагог, музыкант, художник.

2.Учитель просит объяснить, каким словом можно объединить данные понятия.

3.Организует беседу, выявляющую знания или затруднения учащихся.

Анализируют, пытаются объяснить значение слов (опираясь на ранее изученный материал).

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

III .Постановка учебной задачи (2 минуты)

Учитель: Итак, исходя из темы нашего урока, какую цель мы можем перед собой поставить?

Цель: продолжить знакомство с миром профессий.

Учитель: Выбор профессии у вас впереди. Вы уже задумываетесь над этой проблемой. Чтобы найти работу, нужно знать, какие работы есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Исчезают старые профессии, появляются новые. Об этом наш сегодняшний разговор.

IV этап (основной) – 25 мин.

Суть игры заключается в том, что 2 команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из трёх туров.

2. второй тур проходит в форме выполнения командами заданий различного вида.

Судить все этапы будет независимое жюри, Ирина Павловна, наш педагог-психолог.

Итак, начнем. Я предлагаю командам определить капитана и придумать название своей команде.

Обучающиеся начинают придумывать название командам.

Педагог-психолог записывает на доске название команд.

Команды по очереди выбирают раздел и номера вопросов. (15 минут)

В середине игры проводится физкультминутка для глаз (1 минута).

В завершении 1 тура подсчитывается общее количество очков, набранных каждой командой.

Учитель: Переходим ко 2 туру нашей игры. Каждая команда получит карточки, в которых по 2 задания. 1 - по атрибутам определить профессию, к которой они имеют отношение, 2- определить, кому, что нужно для работы? Соединить линией профессии и предметы труда.

Обучающиеся выполняют задания (4 минуты).

После выполнения задания, учитель называет правильные ответы, а дети проверяют себя. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Учитель: Переходим ко 3 туру нашей игры. Ваша задача по отрывкам из песен нужно отгадать профессии, которым посвящены песни.

Команды на скорость отгадываю профессии по отрывкам из песен.

1 песня: Песня “Чему учат в школе”.

Жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги. Победители получаю по 2 жетона в рамках предметной недели Арт-терапии.

Цель: формирование у школьников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению

Задачи:

  • формирование представления об основах профессионального самоопределения;
  • расширение у воспитанников знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
  • воспитание чувства ответственности при выборе профессии.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Устраивайтесь поудобнее и помните, что вы сегодня не только гости, но и активные участники. (Слайд 1)

Но прежде чем приступить к разговору, давайте познакомимся. (Слайд 3)

Учитель: Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее, и повседневных, бытовых. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей) (Слайд 4)

Учитель: Слово ПРОФЕССИЯ (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования (определение из Большого энциклопедического словаря).

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте внимательно легенду. (Слайд 5)

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор.

Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

– Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!

– Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам.

А третий сказал с улыбкой:

– Я строю прекрасный собор.

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Учитель: Как вы думаете, почему?

В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость.Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, шитьё, вязание.

Что же может помочь современному человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения, чтобы избранный труд был радость? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Фрэнку Парсону. (Слайд 6) В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. В 20-е годы XX века первые психотехнические лаборатории появились в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена. Возобновилась она лишь в середине XX столетия. В чём же заключается выбор профессии? (Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя её на себя).

Учитель: Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учёбы получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своём выборе. некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности – профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психологическое благополучие, сделать правильный выбор – это, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой – высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодёжью? (Слайд 7)

1) Мнение членов семьи и родственников.

3) Советы учителей и психологов.

4) Личные профессиональные планы.

5) Наши умения и способности.

6) Склонность к определённому виду деятельности.

Учитель: При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: (Слайд 8)

Учитель: Итак, прежде чем сделать выбор профессии, надо познакомиться со многими их них.

Знакомство с профессиями (Слайд 9)

В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

1. Она - стюардесса, он – стюард. (Да.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – доктор, она – докторша. (Нет, она тоже доктор.)

8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

Учитель: Вы познакомились с классификацией профессий. Сейчас мы выполним задания, связанные с разными видами профессий. Для этого разделитесь на 5 групп.

Командам дается определенная профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем ее плюсы, почему нужно работать по этой профессии. Профессии: СТРОИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОВАР, ВОДИТЕЛЬ, ГЕОЛОГ.

Учитель: Замечательно. Вы познакомились с некоторыми профессиями и попытались рассказать о них. В завершении беседы ответьте на вопросы шуточной профи-викторины. (Слайд 17)

1. Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)

2. Кто от дыма питается? (Трубочист.)

4. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)? (Пилот, лётчик, космонавт.)

5. Человек, работающий с огоньком, – это… Кто? (Пиротехник.)

7. Врач, который видит пациентов насквозь, – это. Кто? (Рентгенолог.)

8. Кто из учёных ворон считает? (Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)

9. Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик.)

10. Профессионалы, дающие добро – это… Кто? (Таможенники. Дать добро – это дать разрешение, согласие.)

12. Пещерные люди, кто это? (Спелеологи, профессионально изучающие и исследующие пещеры.)

Рефлексия

Учитель: Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.

Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете смайлик соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал: (Слайд 18)

  • зеленый цвет – определился с выбором профессии;
  • желтый – сомневаюсь;
  • красный – не определился с выбором.

Итог занятия

Учитель: Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым. А я от всей души желаю вам всего доброго! Всем спасибо. (Слайд 19)

Список использованных источников

1. Кулинич Г.Г. Внеклассные мероприятия: 10-11 классы/ Г.Г.Кулинич. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с. – (Мозаика детского отдыха).


Урок расширит знания обучающихся о разнообразном мире профессий, поможет в правильном выборе профессионального пути.

Описание разработки

Тип урока: урок – викторина.

Цели урока: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути, проверка знаний о профессиях (профессиограмма профессии).

Задачи урока:

• Расширять знания обучающихся о разнообразном мире профессий;

• Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

• Познакомить с технологией профессионального успеха;

• Дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, список профессий, карточки с названиями профессий.

1. Введение. Многообразие мира профессий – 10 мин

2. Формула выбора профессии – 8 мин

3. Класс делится на 2 команды. I тур викторины. Блиц опрос на вопросы с применением слайдовой презентации – 7 мин.

4. II тур викторины Проведение викторины на знание профессиограмм с применением слайдовой презентации - 45 мин.

5. III тур викторины с применением слайдовой презентации -

6. Подведение итогов викторины – 5 мин.

7. Итог урока. Рефлексия. – 10мин

Ход урока

1. Введение. Многообразие мира профессий – 10 мин (слайды № 1, 2)

Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходится играть различные роли. Одна из главных ролей – это роль человека, занятого трудовой деятельностью. Роль человека определенной профессии.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

(познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным).

Ответьте на вопросы:

- Какие есть пути получения профессии?

- Определились ли вы с личным профессиональным планом?

- Какие существуют ошибки при выборе профессии? Кто вам помог при выборе профессии?

2. Формула выбора профессии –8 мин (слайд № 3)

Формула выбора профессии. Каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека. Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические особенности, уровень образования и др. Для того чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, Вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.

Во-первых, выбор необходимо строить исходя из своих интересов. В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.

Во-вторых, надо реально оценить свои способности – ведь именно они определят уровень Ваших успехов.

В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем – непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.

а) интересны и привлекательны для Вас,

б) соответствуют Вашим способностям,

в) пользуются спросом на рынке труда.

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна "ХОЧУ” Доступна и посильна "МОГУ” Имеется спрос на рынке труда "НАДО”

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать. Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию? Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору. Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Урок по технологии на тему В мире профессий

5. III тур викторины - (слайды №28 – 30) – 5 мин

У вас росли года,

Встает вопрос: что делать?

Чем в жизни заниматься?

Чтобы найти решение на пять,

О профессиях побольше надо знать.

6. Подведение итогов викторины – 5 мин

Итак, подведем итоги. (Определяется команда победитель, определяются самые активные ученики в командах.)

Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на пруд, свободный выбор работы.

Я желаю сделать вам правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 10 мин.

1. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

2. Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

3. Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

4. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

5. Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

6. Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок по теме "В мире профессий"

Тип урока:
Урок – викторина

Цели урока:
помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути,
проверка знаний о профессиях (профессиограмма профессии)

Задачи урока:
• Расширять знания обучающихся о разнообразном мире профессий;
• Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации
• Познакомить с технологией профессионального успеха;
• Дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции, внимание.

Необходимое оборудование и материалы Компьютер, мультимедиа проектор, экран, сигнальные карточки, список профессий, карточки с названиями профессий.


-75%

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Читайте также: