План урока на тему друзья

Обновлено: 03.07.2024

Направление внеурочного занятия: общеинтеллектуальное.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийное устройство, карточки с пословицами, рисунок дома.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: поделить детей на группы по 7-8 человек, сдвинуть парты.

1. Организационный этап. (Мобилизирующий этап).

-И прежде, чем мы с вами познакомимся с темой классного часа, проверим, на сколько вы готовы.

– О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

– Поговорим! Нам будет интересно!

-Молодцы, вижу, что все готовы.

2. Определение темы и целей классного часа

– Для того, чтобы определить тему нашего классного часа послушайте отрывок из книги Г. Остера.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

– Подумайте, этот совет вредный или полезный? (мнение детей)

- А как должен поступить настоящий друг? (помочь подняться и тд.)

- Ребята, что такое дружба? (мнение детей).

- Определите тему сегодняшнего классного часа. (Дружба)

- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня на классном часе? (Кто такой друг? Что такое дружба? Зачем людям нужно дружить?)

3. Основной этап

- Продолжите предложение: Дружба - это .

1. Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

2. Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

3. Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

4. Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

- Что же такое дружба, по мнению автора? (мнение детей).

- Как должен вести себя настоящий друг? (помогать своим друзьям, выручать в трудных ситуациях и тд.)

Работа с пословицами и поговорками о дружбе (работа в группах)

- Ребята, а как вы думаете, когда появилась дружба? (когда люди поняли, что в одиночку трудно выжить).

- Молодцы, это действительно так. Тема дружбы нашла свое отражение и в устном народном творчестве. О дружбе сложено много пословиц и поговорок.

-Вам дано начало пословицы, вы должны найти конец пословицы, склеить обе части. Затем проверить себя по учебнику и объяснить одну из пословиц. (Приложение 1.)

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Один - за всех, все - за одного.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- А теперь, предлагаю вам побыть судьями для друзей. Сейчас ваши одноклассники будут изображать ситуациу о дружбе, а вы должны ответить с аргументами, можно ли такую ситуацию назвать дружбой?

Инсценировка

Однажды Саша принёс в школу электронную игру, нему тут же подбежал

Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!"

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

На другой день Денис принёс в класс красивую машинку и опять первым возле него оказался Максим.

- Я твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.

Но тут подошёл Саша.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у

него машинка. Сегодня я с Денисом дружу!

Беседа по содержанию сценки

- Можно ли считать Максима настоящим другом? Почему? (Дружить нужно не потому, что у друга есть машинка или шоколадка, не потому, что это выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы.)

- Как же сберечь дружбу, не разрушить ее? Как надо себя вести?

- Продолжите предложение: Дружба начинается . (с улыбки)

4. Физкультминутка.

Дети встают и под песню "Улыбка" выполняют задание.

- Улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева. Пожмите ручку соседу слева, а теперь соседу справа. Погладьте по плечу соседа слева, а затем соседа справа.

- А теперь давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек.

5. Закрепление и осмысление знаний.

- Мы проводим в школе много времени, школа - наш второй дом. А в доме должно быть уютно и комфортно. Какими качествами должны обладать мы и наши друзья, чтобы в этом доме было всем хорошо?

Составление домика дружбы

Любовь, терпение, злость, доброта, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка, эгоизм.

- А какие кирпичики вы не возьмете для своего домика? Почему?

- Ребята, а вы помните главные слова кота Леопольда? Давайте скажем их хором. (Ребята, давайте жить дружно)

- Старайтесь их вспоминать чаще.

7.Рефлексия. Итог занятия.

- Вспомните тему нашего урока.

- Что мы узнали на уроке нового?

- Было ли занятие полезно вам? Чем?

- Какие правила дружбы назвали на уроке?

- Зачем человеку нужна дружба?

-В качестве д/з я предлагаю нарисовать вам портрет друга и написать его положительные качества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качества: уважать друг друга, не ссориться, говорить правду.

Педагог: Евдокимова А.А.

Цель: расширение представлений учащихся о дружбе, о проявлении дружеских отношений между людьми через праведное поведение

-развить стремление дружить;

-воспитывать доброжелательное, уважительное, чуткое отношение к друзьям.

Ресурсы:(материалы, источники)

Организационный момент.

Позитивный настрой (свет)

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.

Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче.

Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо

Проверка домашнего задания.

- все вы приготовили домашнее задание: портрет друга. А теперь я предлагаю вам представить своих друзей и рассказать о них.

(презентация работ учащихся)

- кого можно назвать другом?

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (цитата)

Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе. (Казахская пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как чувствует себя птица, если у неё …?

- Может ли птица без крыльев жить? А человек без друзей?

-Что нужно делать, чтобы у вас появились друзья?

Подарок детям.

Беседа по вопросам:

Понравился ли мультфильм?

Кто был в мультфильме?

-Что случилось с медвежонком? Можно ли ёжика назвать настоящим другом? Почему?

- Кого ещё в мультфильме можно назвать другом? Почему?

Проверим, дружные мы или нет. А для этого я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете отвечать на них. Хорошо?!

Кто поможет другу в беде?

Кто обидит слабого?

Кто любит учиться?

Кто любит трудиться?

Кто любит улыбаться?

Кто любит плакать?

Кто любит обижать других?

У кого много друзей?

Творческая работа

Учитель делит детей на две группы.

Отзывчивый, честный, ленивый, хитрый, веселый, внимательный, верный, нежадный, добрый, жадный, обманщик, драчун.

Составление единого цветка дружбы

- каждый ли человек может стать настоящим другом?

- можете ли вы себя назвать настоящим другом? Почему?

Исполнение песни

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,"

Не разлить водой" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь

друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий верный друг.

Домашнее задание.

Сделать подарок другу, подготовить пожелание и подаритьв классе

9.Заключительная минута тишины.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните, что было на уроке, какие чувства вы испытали. Передайте своим друзьям тепло и радость.

Тема: шаги к здоровью.

Ценность: праведное поведение

Качества: здоровье и гигиена

Цель: расширение представлений учащихся о здоровье с помощью праведного поведения.

Задачи: понимать здоровье как одну из важных составляющих нашей жизни,

Развивать навыки здорового образа жизни,

Воспитывать стремление сохранять и беречь своё здоровье.

Организационный момент.

Позитивный настрой (свет)

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.

Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче.

Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо

Проверка домашнего задания.

Презентация памяток - правил поведения в лесу.

- какими мы должны быть для того, чтобы сохранить природу для будущего поколения?

Учебник стр. 113

Позитивное высказывание (цитата)

Здоровье – большое богатство.

(казахская пословица) – повторить в парах

- как вы понимаете смысл пословицы?

- вы здоровый человек? Как вы это понимаете?

- почему здоровье определяется как богатство? Что это значит?

Беседа по вопросам:

- понравилась ли история?

- что хотел купить старик у юноши?

- почему юноша ему не продал?

- почему здоровье – самое большое богатство?

- за какие ценности и богатства вы могли бы отдать свои руки, глаза, ноги и т.д.?

Но будьте внимательны, может быть не стоит отвечать на все вопросы.

Кто поможет другу в беде?

Кто обидит слабого?

Кто любит учиться?

Кто любит трудиться?

Кто любит улыбаться?

Кто любит плакать?

Кто любит обижать других?

У кого много друзей?

Использовать вырезки журналов, газет, картинки и т.д.

Каждый ли человек может быть здоровым?

Всё ли вы делаете, чтобы быть здоровым человеком?

Рассчитайтесь по порядку

Приглашаем всех зверей

На весёлую зарядку.

Ноги вместе, руки врозь!

Раз, два, три, четыре

Ноги выше, руки шире!

Кто придумать бы помог

Если нет ни рук, ни ног

Что поставить шире?

Как к вопросу подйти

Ноги выше – это три

Всем занять свои места

Рассчитайтесь по порядку.

Есть зарядка для хвоста

И для хобота зарядка.

Пусть удавий длинный хвост

Выгибается как мост!

Раз, два, три, четыре

Хобот выше! Уши шире!

Заключительная минута тишины.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните, что было на уроке, какие чувства вы испытали. Передайте своим друзьям тепло и радость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): выявить представления детей о том, что такое дружба, друг; умеют объяснять, как люди помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту (правила общения), самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие); получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дружбе; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; групповая, фронтальная и индивидуальная работа.

Сценарий урока

I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Домашнее задание:

- Откройте дневники, запишите задание на дом: с. 56-59.

III. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (слайд 1)

«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?

Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).

- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)

- О чем бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответ?

(появление надписи по щелчку)

(План: Кто такой друг? В чем заключается дружба? Каким должен быть настоящий друг? Что сделать, чтобы дружба была крепкой, на всю жизнь?)

IV. Совместное открытие новых знаний

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Может быть, поход вдвоем в кино?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба,- это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость иногда?

Что такое дружба, каждый знает?

- С какими мыслями стоит согласиться, а с какими нет?

- Так что же такое дружба?

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (слайд 3)

(Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, одинаковыми, общими интересами)

1. Выявление качеств человека, мешающих дружбе

(слайд 4 – появление надписи по щелчку)

- Качества, мешающие дружбе, вы назовете сами, отгадав стихотворения - загадки:

Этому мальчишке доверять нельзя никак

Что не скажет язычишко –

Все неправда, все не так. (Врун)

- Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?

Он привык всегда, везде,

Думать только о себе. (Эгоист)

- Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?

- А почему не любят человека с такими качествами?

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про себя не скажет,

А в сторонке промолчит. (Ябеда)

- Любите ли вы таких детей?

Ах, как часто нужно нам

С кем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

- Продолжите хором следующие строчки и определите, за какое еще качество, никто не захочет дружить с таким человеком:

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

Я отличник, я всезнайка,

А зовут меня … (Зазнайка)

- Используя эти опорные слова, выведите некоторые правила поведения среди других людей, начиная со слова нельзя.

(Нельзя врать. Нельзя любить только себя. Нельзя ябедничать. Нельзя жадничать. Нельзя зазнаваться.)

- Но это еще не все правила поведения человека среди других людей. Рассмотрите изображение мимики человека. (слайд 5)

- Найдите мимику, изображающую гнев.

- Выведите шестое правило поведения людей в обществе, опираясь на маску гнева и ее значение. Попытайтесь построить свой ответ по образцу:

(появление надписи по щелчку)

- Выберите маску, изображающую уныние.

- Опираясь на маску уныния и ее значение, сформулируйте седьмое правило поведения людей в обществе.

- Постройте свой ответ по нашему образцу.

- Восьмое правило поведения в обществе мы подсмотрим в природе у животных. (слайд 6)

Рассмотрите смешной рисунок и сформулируйте следующее правило поведения среди людей, если известно, что рабочие пчелки, которые заготавливают на зиму много сладкого меда, не хотят кормить трутней (пчел-бездельников) и выкидывают их из улья.

- Вот мы разобрали восемь плохих человеческих качеств, или недостатков. Но так нет двух одинаковых людей, так и нет человека, который не имел недостатков. Но это не значит, что мы не можем общаться друг с другом и любить друг друга. Важно воспринимать каждого таким, какой он есть, и помогать друг другу, исправлять свои недостатки.

(слайд 7 – появление по щелчку после каждого вопроса)

Где живет сверстник? В какой семье? Каковы его желания, увлечения? Есть ли у него домашние животные?

- Задайте с помощью опорных картинок вопросы своим одноклассникам.

Способствует ли дружбе проживание в одном дворе?

Укрепляет ли дружбу жадность одного из приятелей?

Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных?

Укрепляет ли дружбу вранье?

Способствует ли дружбе хвастовство и зазнайство?

Помогают ли дружбе одинаковые увлечения: рыбалка, компьютерные игры, коллекционирование открыток, наклеек?

- Итак, что же укрепляет, способствует, помогает дружбе?

- Конечно для дружбы очень важно заниматься одним делом, другим словом, сотрудничать. Для настоящей, крепкой дружбы, важны и другие человеческие качества.

3. Знакомство с качествами настоящего друга

- Выберите, какое качество в друге особо значимо, ценно для каждого из вас?

Верность, преданность

Непричинение другу зла ни словом, ни делом

Искренность, честность

Взаимопомощь, бескорыстие

"Лев и собачка". Лев Толстой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.

- Каким качеством друга обладал лев? (Верность, преданность)

- Кто из вас считает, что для дружбы наиболее значимо умение не причинять другу зла ни словом, ни делом. Чтобы лучше понять важность этого качества, представьте себе, что вы обидели друга. Изобразите это скомкав лист бумаги. (Дети выполняют данное действие)

- Позднее вы поняли, что сделали ему больно и, раскаявшись в своих словах и поступке, попросили у друга прощения. То же самое сделайте с листочком, старательно разгладив его. (Дети выполняют данное действие)

- Удалось ли вам сделать листочек таким же гладким, каким он был вначале?

- Точно так же и в дружбе: помирились, а след от боли остался.

- Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою искренность и честность. Настоящий друг всегда скажет другу правду, если тот в чем-то ошибается или поступает неправильно по отношению к другим.

Сейчас мы перенесемся в сказку, герой которой – мальчик Нильс. Нильса заколдовал гном, потому что мальчик грубо и плохо обращался с ним. И Нильс стал такого же маленького роста, как и сам гном. Потом Нильс вместе с домашним гусем Мартином и дикими гусями отправился путешествовать.

Мы посмотрим фрагмент м/ф о том, как Нильс и Мартин вернулись домой. (слайд 8 - щелчок по картинке мультфильма)

-Почему Нильс не согласился с тем, чтобы мама зажарила гуся?

-Чем он был готов пожертвовать ради Мартина?

-В чем же красота дружбы, ее ценность, значение в жизни?

Вывод: Красота дружб состоит во взаимопомощи, в бескорыстии. Истинные друзья делают друг для друга все возможное и невозможное. Без друзей скучно, одиноко и трудно жить. Но такая готовность появляется не вдруг – важно воспитать ее в себе, преодолеть боязнь, страх, лень. Если дружба для человека действительно ценна, то он, не задумываясь, сможет пожертвовать чем- либо ради друга.

V. Физминутка

(слайд 9 – щелчок по картинке в окне)

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Присядьте на корточки. Необходимо встать плавно. Одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок начинает распускаться (отклонитесь назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

- Сейчас мы все вместе ощутили, что мы единое целое.

А теперь положите руки на плечи друг друга.

- Это плечо друга, на которое всегда можно опереться.

Присядьте на свои места.

VI. Закрепление нового

1. В мире мудрых мыслей. Пословицы и поговорки (слайд 10)

- Я вам предлагаю прокомментировать пословицу – Был я у друга, пил воду – слаще меду.

Дружба, что стекло

Дружба красна не лестью,

Не имей 100 рублей,

сломаешь – не починишь.

а правдой и честью.

лучше новых двух.

а имей 100 друзей.

2. Самостоятельная работа в группах.

- Перед вами задания. Обсудите в группах.

Задание для 1 группы

Пошел он дальше и увидел Колю, который читал книгу.

-Эй ты, ботаник, много будешь знать, быстро состаришься.

Коля встал и ушел.

Встретил Петя Лешу, который любил играть в футбол.

- Рыжий, рыжий, конопатый …

Леша взял мяч и убежал.

- Эй, Наташка, промокашка, ты почему грустишь.

Отвернулась от него девочка.

И тогда Петя задумался, а почему у него нет друзей?

Задание для 2 группы

Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?

Задание для 3 группы

Выберите правильные советы. Составьте правила дружбы.

Чаще улыбаться или быть сердитым и серьезным.

Рассказывать о себе или слушать своего друга.

Называть друга по имени или называть по прозвищу.

Признаваться в своих ошибках или скрывать свои ошибки, указывать на чужие.

Вести себя так, как хочется тебе или вести себя так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя с тобой.

- Какие правила дружбы вы оставите?

3. Включение в систему знаний. (слайд 11)

VII. Контролирующее задание.

(слайд 12 – щелчок по картинке мультфильма)

- В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели Гена и Чебурашка построили Дом Друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. У вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома.

- Начинаем строить дом (слайд 13)

1. Найдите слово, выражающее главную тему нашего урока.

2. Выберите 2 прилагательных, помогающих вам рассказать о дружбе.

3. Выберите 3 глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. Выберите фразу, которая выражает главную мысль.

5. Заключение – одно слово, существительное. Что для вас дружба?

- Прочитайте , что же у вас получилось?

VIII Рефлексия учебной деятельности

- Был ли этот урок вам полезен? Чем?

‒ Помогут ли вам в жизни правила дружбы?

– А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу, закончите предложения.

(слайд 14)

IX. Итог урока

– А завершим наш урок маленьким четверостишьем: (слайд 15)

Мы открыли все секреты.

Как нам дружбу сохранить

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Спасибо за урок.

Список литературы

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил. – (Школа России).

Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с. (Педагогика. Психология. Управление).

Физминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3/ авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 106 с.

Задание для 1 группы

Пошел он дальше и увидел Колю, который читал книгу.

-Эй ты, ботаник, много будешь знать, быстро состаришься.

Коля встал и ушел.

Встретил Петя Лешу, который любил играть в футбол.

- Рыжий, рыжий, конопатый …

Леша взял мяч и убежал.

- Эй, Наташка, промокашка, ты почему грустишь.

Отвернулась от него девочка.

И тогда Петя задумался, а почему у него нет друзей?

- Как вы думаете?

Задание для 2 группы

Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?

Задание для 3 группы

Выберите правильные советы. Составьте правила дружбы.

Чаще улыбаться или быть сердитым и серьезным.

Рассказывать о себе или слушать своего друга.

Называть друга по имени или называть по прозвищу.

Признаваться в своих ошибках или скрывать свои ошибки, указывать на чужие.

Вести себя так, как хочется тебе или вести себя так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя с тобой.

Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; знакомить детей с правилами дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе; умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения. Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему; побуждать детей к добрым поступкам; желание поддерживать друзей; дать возможность проявить взаимопомощь.

Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Активизировать в речи слова: дружба, друг, комплимент; прилагательные: дружелюбный, скромный, добрый, щедрый, прекрасный, честный.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)

-Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей)

- Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.

- Можно ли прожить без друзей?

- Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?

Дружба – это когда ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, чтобы он что–то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-Молодцы, мне понравились ваши ответы.

А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".

Друга стоит обижать?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Мы научимся играть?

Ну а споры разрешать?

Чай с друзьями будем пить?

Нашей дружбой дорожить?

Будем крепко мы дружить?

- Ребята, вспомните, мы недавно читали сказку о маленьком росточке и старом дереве.

Почему это дерево было особенным? Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки? Как вы думаете, почему дерево зацвело?

Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево и оно тоже, как и дерево из сказки не цветет, потому что у него нет друзей. Я предлагаю стать друзьями для этого дерева. Вы согласны? но для этого, вам предстоит разгадать секреты дружбы, и тогда вы увидите, что произойдет.

Первый секрет дружбы.

-Ребята, вы поняли, с чего же начинается дружба?

Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

-Ребята, посмотрите, что произошло? Расцвел первый цветок для нашего дерева, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

Второй секрет дружбы.

Ребята, бывает ли такое, что вы иногда ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей). Самая частая причина ссор - когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Не уступают друг другу друзья.

- Дети, как вы думаете, почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.

2. В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

- Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Действительно, друзья должны уметь договариваться, чтобы жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали и назовем этот секрет - словом Мир!

И ещё один цветок появляется у нашего дерева.

- Ребята, не ссорьтесь со своими друзьями, старайтесь играть мирно, дорожить своими друзьями. Об этом рассказывается в стихотворении, послушайте его.

(рассказывает ребёнок)

Можно много слов прекрасных

О друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети,

Потому что без друзей

Очень трудно жить.

ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!

- Мне кажется, что вы очень дружные ребята.

Давайте-ка проверим, верно ли это?

Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мяч зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему ребёнку. Мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

-Отлично, у нас получилось! А теперь положите мячи на место и сделайте один большой круг.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)

– Я сержусь на друга, когда… (он дразнится)

– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

– Я грущу, когда… (друг уезжает)

– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

- Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Почаще говорите своим друзьям : давай дружить, давай играть.

Третий секрет дружбы.

- Расскажите, что происходит на картинке.

(Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации)

- Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан и назовем его Помощь. Ещё один цветок расцвел для нашего дерева.

- Ребята, о друзьях, которые всегда придут на помощь хочется послушать стихотворение:

(рассказывает ребенок)

«Если дело не идет

И не спорится работа,

Друг к тебе всегда придет,

С другом справишься в два счета!

Ну а если вдруг у друга

Поспеши к нему на помощь-

Ребята, берегите своих друзей, и вам будет радостней жить на свете

- Дети, вы знаете, что наш народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок, давайте вспомним их.

Я начну, а вы заканчивайте,

Хором, дружно отвечайте

Друзья познаются (в беде)

Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)

Старый друг (лучше новых двух)

Друг за дружку держаться (ничего не бояться)

Не имей сто рублей (а имей сто друзей)

Дерево живет корнями, (а человек друзьями)

Нет друга – ищи, (а нашёл береги)

- Ребята, как вы понимаете пословицу: нет друга ищи, а нашел береги (ответы детей)

Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг)

Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем (подходим к центру)

Про печаль забудем. (отходим назад).

Четвертый секрет дружбы

Игра “Пирамида добра”.

- Дети, я сейчас предлагаю построить пирамиду добра. Представьте, что наши ладошки – это хорошие пожелания, давайте построим пирамиду из наших пожеланий. Кто придумает - выйдет в круг произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Я желаю вам быть терпеливыми и послушными!

Воспитатель после всех высказываний раскачивает пирамиду добра со словами:

Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!

- Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу.

- Дети, мы разгадали ещё один секрет дружбы, называется он -доброта. И еще один цветок расцветет на нашем дереве.

Пятый секрет дружбы

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

–Сейчас наши ребята покажут вам сценку. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Катя. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Катя нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Катя. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Катя, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Катя моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Кате и спросила – Зачем ты обманула меня Катя?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

- Вот такая история.

- Как вы думаете, Катя и Лиза останутся друзьями?

- Конечно, Лиза простит Катю, потому что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя твой друг. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий. … Конечно, обман может разрушить дружбу.

Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. И ещё один секрет мы разгадали, назовем его помощь.

Вот и пятый, последний цветок. Повесим его на дерево.

Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно, какое оно стало красивое.

- Ребята сделайте круг и возьмитесь за руки. Вспомним все секреты дружбы :

Улыбка, помощь, доброта, мир, честность.

Вы разгадали все секреты дружбы, потому что вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.

Жить на свете очень трудно

Без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок

Дружить друг с другом!

Ведь имея друга – хорошо на свете жить.

Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.

Запомните дети – дружба дороже всего.

Читайте также: