План урока межличностные отношения 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Формирование самостоятельных представлений учащихся о взаимоотношениях людей в обществе.

изучить виды и стили межличностных отношений, проиллюстрировав их примерами;

самостоятельно сформулировать правила общения.

развивать у учащихся умение анализировать различные ситуации общения;

развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной теме;

в рамках изучения данной темы развивать умение применять знания, полученные на уроках литературы.

воспитание толерантного отношения к окружающим людям;

формирование убежденности в необходимости соблюдения правил общения.

Материально-дидактическое оснащение урока:

- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю Шведовой, 1984.

I. Вступительное слово.

Евангелие от Матфея, гл.7, ст.12.

С этими словами вы уже знакомы, только немного в другой интерпретации.

Сегодня мы будем говорить об отношениях.

II. Организационный момент.

Знакомство учащихся с планом работы:

Какие отношения называются межличностными

Чувства – основа межличностных отношений

Виды межличностных отношений

Итак, что такое отношения?

А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова:

Взаимная связь различных величин, предметов, действий.

(на каких уроках вы встречаетесь с величинами?)

Например, отношение 6:2

Взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве.

(Какое здесь ключевое слово?)

(Беседа с учащимися о том, между кем может быть общение и на какой почве).

А что такое личность?

(беседа с учащимися)

Личность – человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми.

Давайте сформулируем, что такое межличностные отношения.

(выслушиваются ответы учащихся)

Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Для каждого из нас важны наши взаимоотношения с окружающими нас людьми? Почему?

(выслушиваются ответы учащихся)

Вывод: Человек не может без общения, так как он является существом социальным.

Еще один важный вопрос – о характере межличностных отношений.

Отношения между людьми носят обоюдный характер.

(выслушиваются ответы учащихся)

Значит, отличительными чертами межличностных отношений является взаимосвязь, непосредственный контакт.

Например, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие.

Попробуйте продолжить этот список.

(выслушиваются ответы учащихся).

Как вы понимаете значение этих слов?

(беседа с учащимися)

Вывод: Таким образом, мы убедились, что отношения между людьми носят взаимный характер.

что такое межличностные отношения

какой характер носят эти отношения)

А теперь давайте выясним, что же лежит в основе межличностных отношений?

Основа межличностных отношений – чувства.

(записываем в тетрадь).

Перед вами некоторое количество слов: удовольствие, зависть, гнев, радость, участие, обида, доверие, благородство, ненависть, нежность, любовь, злоба.

Разделите условно эти слова на 2 группы. В первую группу запишите слова, обозначающие чувства, которые сближают людей, а во вторую – слова, обозначающие чувства, которые разъединяют людей.

(после выполнения проверяем и объясняем).

После беседы делаем вывод:

Чувства, которые сближают людей, вызывают симпатию, т.е. внутреннее расположение к человеку, а чувства, которые разъединяют людей, вызывают антипатию, т.е. чувство неприязни.

приведите примеры, какие литературные герои вам симпатичны, а какие нет. Почему?

(выслушиваются ответы учащихся)

Таким образом, мы убедились, что в основе межличностных отношений лежат чувства, которые либо помогают общению людей, либо мешают.

А сейчас переходим к следующему вопросу: какие бывают виды межличностных отношений. (записывают в тетрадь)

В ходе беседы с учащимися выявляем следующие виды межличностных отношений:

Особенно хочется обратить ваше внимание на такой вид межличностных отношений , как дружба. Для развития настоящих, крепких дружеских отношений нужны годы, иногда – целая жизнь. Ярким примером настоящей дружбы была дружба А.С.Пушкина и И.И.Пущина.

(работа с учебником, стр. 104 – рассказ о дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина)

Как вы понимаете это высказывание?

(беседа с учащимися)

Вывод: Чтобы найти настоящего друга, надо самому быть хорошим другом и беречь дружбу.

Не случайно и в русском фольклоре существует много пословиц о дружбе.

Вам было дано задание подобрать несколько пословиц.

Задание: Приведите пример пословицы и объясните, как вы её понимаете.

И еще раз возвращаемся к выводу о том, как важно дорожить отношениями.

Итак, мы выяснили, что человеческие отношения – вещь хрупкая и ими надо дорожить. Но сначала надо выстроить эти отношения.

Как же выстраиваются отношения между людьми?

Шутливый на первый взгляд ответ, но на самом деле он имеет очень глубокий смысл. Речь идет о внутреннем, духовном состоянии человека, о согласии с самим собой, когда его действия и поступки не противоречат голосу совести, а люди, чье мнение для него особенно значимо, относятся к нему с уважением и любовью.

Какое отношение к людям предполагает хорошее расположение духа?

(выслушиваются ответы учащихся)

Вывод: Хорошее расположение духа предполагает доброжелательное отношение к людям. Оно несовместимо с завистью, злобой, ненавистью.

И это одно из правил общения.

А какие, на ваш взгляд, существуют правила общения?

Попробуйте их сформулировать.

После выполнения задания проверяем и обобщаем:

уважительно относиться друг к другу

не обзывать друг друга и т.д.

А вот известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги сформулировал следующие правила общения:

Искренне интересуйтесь другими людьми

Помните, что имя человека – самый сладостный звук на любом языке

Будьте хорошим слушателем

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

(беседа по этим правилам)

Вывод: Общение между людьми, их отношения выстраиваются по определенным правилам. Если их не соблюдать, могут возникнуть очень неприятные ситуации.

(выслушиваются рассуждения учащихся)

Вывод: Каждый решает сам, как себя вести в той или иной ситуации. Но мы должны помнить золотое правило нравственности.

И вот теперь давайте поставим точку в нашем разговоре.

Перед вами слова: великий, жизни, людей, как, среди, вопрос, жить.

Составьте из этих слов предложение – оно касается сегодняшнего нашего разговора.

Учащиеся составляют предложение:

V. Домашнее задание.

Как вы понимаете это высказывание?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: