План урока литература второй половины 20 века

Обновлено: 19.05.2024

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
II половины XX века
(обзор)

Уроки литературы в 11 классе[1]



УРОК № 73
Тема.
Русская литература II половины XX в. (обзор)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

— Следующим крупным этапом в развитии русской литературы был период II половины XX в. Вторая мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы.

Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение. Об основных тенденциях развития русской литературы этого периода и пойдёт разговор сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Значительное место в русской литературе второй половины XX в. заняла тема военных действий. Писатели глубоко и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В. А. Некрасов, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова, Э. Г. Казакевич и другие прослеживали путь народа в связи с бурным течением событий.

Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея — осознания своего места в жизни. В литературе 1950–1990-х гг. ведущую роль играет роман. Жанр повести значил меньше, но в советской литературе 1950–1980-х гг. его роль возросла, появились писатели, работающие преимущественно или исключительно в этом жанре.

Периодизация русской литературы второй половины XX в.


Предполагаемая тезисная запись в тетрадях учащихся

Литература II половины XX в.: обзор новейших течений

1980-е гг. Приоритеты нравственной проблематики в официальной советской литературе. Русский андеграунд или кухонная поэзия, ставшая неофициальным пластом культуры. Формирование диссидентства и связанного с ним искусства.

1990-е перестроечные годы. Активное отрицание реализма как официального советского искусства. Новый виток развития авангарда. Возвращённые имена литературы. Стремительное формирование постмодернизма. Множественность литературных течений как показатель переориентации в искусстве конца тысячелетия.

2. Коллективное выборочное ознакомление
со статьёй учебника по теме урока
(сопровождаемое комментариями и пояснениями учителя)

А) Вступительное слово учителя

Основа творчества В. Г. Распутина — нравственные начала человеческого бытия. Повесть “Последний срок” (1970) писатель называет “главной из своих книг”. Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.


Б) Аналитическая беседа

• Старуха Анна словно просвечивает лучами своей души души взрослых сыновей и дочерей, чтобы и мы разобрались в них. Расскажите о каждом, отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характеров героев.

• Смерть матери — серьёзное моральное испытание для её взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери Анны? Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

• Изо всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью. Почему неверующие дети Анны, в частности сын Михаил, остро ощущают какую-то грешность своей жизни, вернее, её духовную незаполненность? О чём говорит диалог братьев?

• Анна — ярчайший пример художественного исследования писателем человеческой души. Какой видится вам героиня? Жизнь или смерть старухи находится в центре внимания автора?

• Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Г. Распутиным в повести. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

Д) Обобщение учителя

— В повести В. Г. Распутина дети встречаются с матерью перед её смертью, а ведь до этого было ещё и рождение, была распавшаяся семья… Собираться всем вместе, когда кто-то умирает,— это одна из сохранившихся традиций. А ведь собираться всей семьей нужно и не на пороге смерти, как это делают в некоторых странах на Рождество, когда дети приезжают в родительский дом, чтобы поздравить родителей, увидеться и обогреться у родного очага. Для них это естественно и не подлежит никаким сомнениям.

Повесть В. Г. Распутина написана много лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы!

4. «Практикум начинающего
самостоятельная исследовательская работа в группах
с текстами рассказов В. М. Шукшина

• Какую правду хотел рассказать о жизни Василий Макарович Шукшин?
• По предложенному плану (раздаточный материал) проследить на материале прочитанных рассказов своеобразие конфликта и способы его художественной реализации.

План

Презентация результатов работы

Комментарий.
Учащиеся, слушая отчёты других групп, отвечают на записанные на доске вопросы.

• Каково общее впечатление от рассказов? Какой из них показался более интересным? Почему?
• Что вам особенно близко и понятно в изображённых людях, ситуациях, конфликтах? Что осталось непонятным?

Обобщение учителя

— В центре большей части рассказов В. М. Шукшина — оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни. Эта повседневность, рисуемая выпукло и точно, убеждает читателя в своей значительности, обнаруживает свой нравственный подтекст.

На страницах многих рассказов В. М. Шукшина мы встречаемся с чудиками. Это герои с нестандартным восприятием, необычными поступками, что способствует возникновению нестандартных ситуаций, резко отличающихся от общепринятых.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с литературой 2 пол 20 века, с течениями, возникшими в это период, темами и жанрами.

Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство - все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Периодизация русской литературы 2 пол. 20 века:

В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная. Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма. Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм. Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

Литература в годы оттепели

В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных.

Открываются двери на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.

Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин. В литературу они принесли свой трагический опыт.

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.

Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм.

С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:

1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю – одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.

3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.

Новые темы в литературе второй половины XX века

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Основные жанры литературы 2 половины 20 века.

Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере. Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства. На рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм — особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кожухарь Прасковья Никифоровна, учитель русского языка и литературы МОСШ № 2

г. Белоярский ХМАО-Югры Тюменской области

Урок-обзор в11 классе

Тема: Поэзия второй половины XX века

Цель: приобщение учащихся к миру поэзии второй половины XX века

развивать умение чувствовать поэтическое слово;

прививать любовь к русской современной поэзии

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, тексты, выход в Интернет

II . Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя.

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах -
последний читатель стихов.

Итак, обозначим пространство нашего диалога о лирике второй половины XX века и начнём урок.

Гражданская лирика (эстрадная поэзия)

В 60-е - 80-е годы XX века поэтов в стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на насущные запросы: учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать с пути обновления жизни. Здесь громче всех звучал голос Евгения Евтушенко.

- Какова общая интонация стихотворения?

-Кого называет поэт наследниками Сталина?

-Какой образ вождя создает поэт? Докажите, что образ Сталина противопоставлен стране, народу.

-О чём мечтает лирический герой? В чём, по его мнению, главное отличие сталинского времени от сегодняшнего дня? Ответьте на эти вопросы строками их текста.

- О каком отношении слушателей рассказал поэт?

- Услышали ли мы обвинение в глухоте к чужой боли, в безразличии, черствости?

- Какова роль приземлённых, нарочито сниженных деталей, противопоставления гармошки и гитары в этом стихотворении?

В ней нашли отражение характерные для всего творчества Евтушенко темы и мотивы: тема гражданского служения поэта, его особой роли в России – роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее, мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям.

А сейчас мы обращаемся к Андрею Вознесенскому. Его стихи, впервые появившиеся в печати, сразу же стали предметом обострённого и настороженного внимания критики. Поэт сразу нашёл дорогу к сердцам молодых читателей и завоевал их восторженное внимание. Молодёжь со слуха оценила его голос, непохожий на обычные голоса начинающих авторов, и стала жадно слушать, воспринимая эту непохожесть, нешаблонность его стихов.

Другие утверждали, что пожар обладает символическим значением, знаменуя разрыв с прошлым для молодого человека, окончившего Архитектурный, но решившего посвятить себя поэзии, да ещё такой необычной, новаторской; и всё стихотворение представляет собой вызов мертвечине, скуке, инерции обыденного существования.

- А как вы оцениваете лирического героя этого стихотворения, его поступки, действия?

Ответы учащихся.

Учитель: Для поэзии Вознесенского характерна публицистичность, конкретность места и повода поэтического высказывания. Поэт отзывается стихами на самые острые вопросы современности, на самые волнующие события.

Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: В заглавии стихотворения оксюморон, показывающий, что поэту чуждо обращение к темам памяти, прошлого, ностальгии. Через всё стихотворение проходит противопоставление, контраст.

- Подумайте, что и чему противопоставляет Вознесенский?

Учитель: Творчество Вознесенского можно назвать социальным авангардом, основанным на традициях русского футуризма, с его неприятием пережитков прошлого, злободневностью, экспериментированием в области художественных форм.

Именно к разряду этой лирики был причислен и Николай Рубцов.

Учитель: В стихах Н.Рубцова нашли отражение трагические события его детства, его трудовая юность, скитания по стране.

- Какой видит свою родину поэт?

- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?

Что им противопоставляется в стихотворении?

-Найдите строки, где поэт выразил своё отношение к родине.

-Каково преобладающее настроение этого стихотворения? Какие чувства лирического героя переданы?

-Что символизирует в данном случае звезда?

Стихотворение проникнуто ощущением сопричастности поэта этой земной гармонии, стремлением к нераздельной связи с родиной, ее природой, народом.

- Для чего приезжает лирический герой в родные места?

- Что изменилось в родном селе за несколько лет, которые лирический герой провел вдали от родных мест? Найдите признаки запустения.

- Каким чувством наполнена душа лирического героя?

Ивы, река, соловей - каждая из этих деталей рождает свои ассоциации. Ивы - плакучие, воплощение печали русской земли; река – дорога жизни, текучее время; соловей - радующая душу чудесная трель маленькой птахи.

Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность - поклониться могиле матери, тоска по ней, сыновняя любовь и нежность вечно живут в сердце. Уже в первой строфе заявлена тема сиротства - мальчик потерял мать в раннем детстве.

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Когда началась война, Окуджаве было 17 лет. Совсем юным человеком прошёл будущий поэт через суровые испытания и тяготы четырёх военных лет. Тема войны звучит в его песнях и стихах и спустя 30, и 40, и 50, и 60 лет после Великой Победы.

Возможный ответ: Низкий, густой, медленный, связанный с золотым, медовым цветом медных труб.

- Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами.

Совпадают ваши впечатления?!

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Учитель: Следующее стихотворение также написано от первого лица. Это монолог лирического героя, обращённый к тому, кого он называет братом. Кто это: старый однополчанин или читатель-потомок? Прошли годы, что-то забылось, уже самому солдату не верится в то, что он был на войне.

Учитель даёт возможность учащимся задуматься над этим, ещё раз прочитав стихотворение про себя.

Учитель: В 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни, существовало целое поэтическое пространство - неофициальная поэзия (поэты андеграунда). Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы. Но об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке.

III . Рефлексия

IV . Домашнее задание:

Выучите наизусть понравившееся стихотворение поэта второй половины XX .

Безмолвствовал мрамор.
Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул,
на ветру бронзовея,
А гроб чуть дымился.
Дыханье из гроба текло,
когда выносили его
из дверей Мавзолея.
Гроб медленно плыл,
задевая краями штыки.
Он тоже безмолвным был -
тоже! -
но грозно безмолвным.
Угрюмо сжимая
набальзамированные кулаки,
в нем к щели глазами приник
человек, притворившийся мертвым.
Хотел он запомнить
всех тех, кто его выносил, -
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли,
и до них,
неразумных,
добраться.
Он что-то задумал.
Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить,
утроить у этой плиты караул,
чтоб Сталин не встал
и со Сталиным - прошлое.
Мы сеяли честно.
Мы честно варили металл,
и честно шагали мы,
строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся.
Он, веря в великую цель, не считал,
что средства должны быть достойны
величия цели.
Он был дальновиден.
В законах борьбы умудрен,
наследников многих
на шаре земном он оставил.
Мне чудится -
будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять
сообщает свои указания Сталин.
Куда еще тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер.
Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
из Мавзолея
его,
но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
Иные наследники
розы в отставке стригут,
но втайне считают,
что временна эта отставка.
Иные
и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина,
видно, сегодня не зря
хватают инфаркты.
Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время,
в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи,
переполнены.
Велела не быть успокоенным Родине мне.
Пусть мне говорят: "Успокойся!"-
спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина
живы еще на земле,
мне будет казаться,
что Сталин - еще в Мавзолее.

ГРАЖДАНЕ, ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ.

Я на пароходе "Фридрих Энгельс",
ну а в голове - такая ересь,
мыслей безбилетных толкотня.
Не пойму я - слышится мне, что ли,
полное смятения и боли:
"Граждане, послушайте меня. "

Палуба сгибается и стонет,
под гармошку палуба чарльстонит,
а на баке, тоненько моля,
пробует пробиться одичало
песенки свербящее начало:
"Граждане, послушайте меня. "

Там сидит солдат на бочкотаре.
Наклонился чубом он к гитаре,
пальцами растерянно мудря.
Он гитару и себя изводит,
а из губ мучительно исходит:
"Граждане, послушайте меня. "

Граждане не хочут его слушать.
Гражданам бы выпить и откушать
и сплясать, а прочее - мура!
Впрочем, нет,- еще поспать им важно.
Что он им заладил неотвязно:
"Граждане, послушайте меня. "?

Кто-то помидор со смаком солит,
кто-то карты сальные мусолит,
кто-то сапогами пол мозолит,
кто-то у гармошки рвёт меха.
Но ведь сколько раз в любом кричало
и шептало это же начало:
"Граждане, послушайте меня. "

Кто-то их порой не слушал тоже.
Распирая рёбра и корёжа,
высказаться суть их не могла.
И теперь, со вбитой внутрь душою,
слышать не хотят они чужое:
"Граждане, послушайте меня. "

Эх, солдат на фоне бочкотары,
я такой же - только без гитары.
Через реки, горы и моря
я бреду и руки простираю
и, уже охрипший, повторяю:
"Граждане, послушайте меня. "

Страшно, если слушать не желают.
Страшно, если слушать начинают.
Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,
вдруг в ней всё ничтожно будет, кроме
этого мучительного с кровью:
"Граждане, послушайте меня. "?!

Корейская косметика премиум класса

Материал қосу

Литература второй половины ХХ века. Урок - исследование

  • Орыс тілі және әдебиет
  • gulzhan_kulbaeva
  • 13.12.2016
  • 0
  • 1
  • 13619

Шалина Лиза Ахмедияровна
СОШ им. Б.Жаникешева
Бокейординский район

Литература второй половины ХХ века. Урок - исследование

Цель урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с проблемами современной литературы, с творческой деятельностью некоторых представителей.
Развивающие:
- познакомитьс новыми понятиями: деревенская проза, городская проза, тихая поэзия,громкая эстрадная поэзия;
- развивать интерес к русской литературе.
Воспитательные:воспитать вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество.
Ход урока:

1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания:
1) чтение стихов Твардовского наизусть
2) выборочное чтение сочинений о судьбе Твардовского

Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.

В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Возрождается и авангардистская поэзия, хотя печатается очень мало.

Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени.

2 ученик Творчество Е. А. Евтушенко
Первые стихотворения талантливого поэта, нашего современника Е. А. Евтушенко были написаны, когда автору исполнилось пять лет. Следует отметить, что уже в столь раннем творчестве нашла свое отражение гражданская позиция Евтушенко.
Автор не боялся заявлять о своей оппозиционной направленности в своих замечательных стихотворениях. В стихах Евтушенко воспевает свободного человека, который стремится к разрушению всех препятствий, сковывающих его…

Казахская литература
3 группа Казахская литературавторой половины ХХ века (обзор)
1ученик: Жизнь и твочествоМ.Макатаева
2 ученик: Творческая жизнь К.Мырзалиева

Вывод:

Читайте также: